СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме «Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к новому политическому кризису»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме «Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к новому политическому кризису». Разработан для учителей истории. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме «Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к новому политическому кризису»»

Конспект урока по Всеобщей истории на тему:
«Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г.

к новому политическому кризису»

Образовательная: изучить экономическое и политическое развитие Франции в 1814-1848 гг., особенности буржуазной монархии, рассмотреть возникновение и падение Июльской монархии.

Развивающая: развивать навыки сравнения, работу с историческими источниками, умение выделять главное, причинно-следственные связи, делать выводы и аргументировать их.

Воспитательная: формирование у учащихся навыков культуры общения в совместной работе; воспитывать у учащихся патриотизм; любое решение должно быть хорошо продуманно, а его последствия предусмотрены

Класс: 8 класс. Курс: Всеобщая история Нового времени.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник: История Нового времени, 8 класс / Под ред. А. Я. Юдовской. – М.: Просвещение, 2009; фрагменты исторических документов, доска, раздаточный материал.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность

Учитель

Ученики

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас сегодня. Сначала мы проверим домашнее задание (параграф 11 и 12).

Здороваются. Отвечают домашнее задание и сдают таблицы, эссе.

2. Изучение нового материала

1) Введение в тему урока



2) Изучение нового материала

–Хорошо. Сегодня мы с вами познакомимся с Францией периода правления Бурбонов и Орлеанов. Запишите, пожалуйста, тему урока: «Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к новому политическому кризису».

– Для начала рассмотрим 1. экономическое развитие Франции 30-40-х гг. XIX века. Вспомните из ранее изученного:
Вопрос: Что такое промышленный переворот? (переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике, переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству)

- В 30-40-е гг. во Франции:

-  завершается промышленный переворот;

-  растет обезземеливание крестьян;

-  ухудшается положение рабочего класса.

– Начавшая­ся в конце XVIII в. промышленная революция набирала темп. На смену мелкой домашней промышленности пришла фабрично-заводская. Но в целом промышленная революция про­текала медленнее, чем в Англии, еще преобладали мелкие мас­терские, и мануфактур было больше, чем фабрик.

С развитием промышленности увеличивается и численность ра­бочих, чей уровень жизни был очень низким. Вопрос: а почему, ведь в рабочих нуждались? (предприниматели предпочитали использовать бо­лее дешевый женский и детский труд).

Ведущую роль в экономике страны продолжало играть сель­ское хозяйство. Продолжалось обезземеливания крестьян. Крупные землевладельцы сгоняли с земли арендаторов, захватывали об­щинные земли. Для разорившихся земледельцев существовал один путь — попытаться найти работу в городе, и они уходи­ли, где чаще всего пополняли ряды нищих и безра­ботных.

К 1848 г. промышленный переворот в стране фактически завершился.

2) Буржуазная монархия.

- После разгрома армии Напо­леона в битве под Ватерлоо корона Франции вернулась к Бурбо­нам. Королем стал Людовик XVIII (1814—1824).

- Но реставрация Бурбонов не привела к восстановлению доре­волюционных порядков. Вопрос: - мы с вами проходили Венский конгресс. Так вот что он обязывал ввести в стране? (Решения Венского конгресса обязывали Людовика XVIII ввести в стране конституцию и не посягать на порядок, сложившийся в период революции и империи).

- Вопрос: Как вы думаете, почему? ( Победи­тели понимали, что возврат к старому может вызвать новый ре­волюционный взрыв).

- И Людовик пошел на компромисс с представителями новой Фран­ции, он признал гражданское равенство всех подданных и право новых собственников на владение имуществом, приобре­тенным во время революции.

– Новая конституция — Хартия 1814 г. — установила в стра­не конституционно-монархический режим. Власть короля ограничивалась двухпалатным законодательным корпусом. Верхняя палата назначалась королем, члены нижней палаты избирались мужчинами, достигшими 30 лет и платившими высокий налог. Вопрос: как вы думаете, это был демократический шаг? Многие тогда могли выбирать и быть избранными? (из более чем 30-миллионного населения Франции право избирать получили 80—100 тыс. человек, право быть избранными — 16—18 тыс. чел.).

- Следовательно, господствующее положение в стране заняли крупные зем­левладельцы (дворяне), делившие власть с узкой верхушкой буржуазии. Это был шаг к созданию буржуазной монархии.



3. Июльская революция 1830. «Три славных дня».

- По­сле смерти в 1824 г. бездетного Людовика XVIII корону унасле­довал его младший брат граф д'Артуа, ставший королем Кар­лом X (1824—1830). Человек легкомысленный и упрямый, он обещал стать королем эмигран­тов и стал им. С каждым годом этот король все более возвра­щался к методам старого порядка. Он предпринял меры, ущем­лявшие интересы широких слоев общества. Из армии уволили 250 наполеоновских генералов; «за­кон о миллиарде для эмигрантов» предусматривал компенсацию бывшим эмигрантам за потерянное в годы революции имущест­во; была распущена национальная гвардия.

Вопрос: к чему могли привезти такие действия? Как общество их воспринимало?

- Верно! Все это привело к по­литическому кризису.

- Стремясь задушить оппозицию, в июле 1830 г. Карл решился на государственный переворот, подписав указы, нарушавшие Кон­ституцию: палата депутатов распускалась, избирательное право предоставлялось только крупным землевладельцам, отменялись свобода печати и свободное издание газет. При этом Карл X был уверен, что все пройдет спокойно, и уехал на охоту.

- Этот государственный переворот привел к революцион­ному взрыву. Наступили «три славных дня» (с 26 по 29 июля) в ходе которых восставшие с боем заняли все улицы, государственные здания и Карл X подписал отречение от трона.

- Было образовано либеральное Временное правительство во главе с банкиром Лаффитом и генералом Лафайетом. Вопрос: к какому из направлений принадлежат либералы? Правые, левые или центристы?

4. «Король-буржуа». Кризис июльской монархии. - Теперь, благодаря палате депутатов, к власти был привлечен представитель младшей ветви королевской династии – Луи Филипп Орлеанский (1830-1848). За свои манеры, образ жизни и мысли, он получил по праву прозвище «король-буржуа». При нем увеличился процесс модернизации, внесены новые поправки в Конституцию (имущественный и возрастной цензы снизились). Вопрос: и к чему привели эти поправки?

- В период «Июльской монархии» была уменьшена власть короля, а политический строй наоборот окреп.

- Но на пороге вновь стояли гражданские распри, во главе с наемными рабочими. Вопрос: почему именно они? (рабочие до сих пор жили в развалинах, а рабочий день длился до 16 часов в день. Но самое ужасное - нищета). В 30-40-е гг. нищета среди рабочих достигла апогея и планы о восстании стали реальными.

- Самыми яркими они были в Париже, но особенно в Лионе (в 1831 и 1834). Задание: открыть стр. 110-111 в учебнике, прочитать и выписать причину, дату и итог восстания в Лионе.

- Но власть в стране была настолько непопулярной, что в стране возникли республиканские тайные общества. Самым известным его представителем стал Огюст Бланки и его «Общество времен года». Однако, ему не удалось совершить переворот и его осудили пожизненно в 1839 году.

- Не смотря на рост резкий рост промышленного производства, машинной индустрии, железнодорожного строительства, все же реальная власть оставалась у банкиров и биржевиков. Поэтому промышленная буржуазия оставалась недовольной, плюс недовольство рабочих, так как действовало старое антирабочее законодательство. Кроме того, Луи Филипп не гнушался усиливать репрессивное законодательство. Вопрос: как вы думаете, к чему могло привести усиление репрессивного законодательства? (заговору оппозиции, свержение монархии).Поэтому в 40-е гг. произошел возврат чуть ли не к худшим временам Реставрации.

- Невозможность легально действовать в публичном поле объединила самые разные социальные группы, итогом стало свержение Луи-Филиппа и конец Июльской монархии.

Записывают тему урока.




Записывают заголовок.


Отвечают на вопрос.

















Отвечают на вопрос.














Записывают имя короля и даты правления.



Отвечают на вопрос.





Отвечают на вопрос.









Записывают год принятия Хартии и основные положения.


Отвечают на вопрос.












Записывают имя короля и даты правления.










Отвечают на вопрос.



















Отвечают на вопрос.





Записывают имя и дату правления короля.


Отвечают на вопрос.






Отвечают на вопрос.






Выполняют задание по учебнику в тетради.




Записывают имя О. Бланки и его общества.










Отвечают на вопрос.

3. Закрепление материала

- Из пройденного материала по Франции, какие сферы жизни вам остались еще не ясны? (если что-то не ясно, то повторно объясняю).

- Хорошо. Тогда скажите мне, что привело к политическому кризису в 40-е гг. во Франции?

Отвечают на вопрос.

4. Домашнее задание

Параграф 14. Кому-то презентацию по генералу Лафайету.

Раздаю каждому задание. Необходимо составить образ жизни обычного рабочего по фрагментам источников того периода.

Записывают домашнее задание.