Тема: «Главные члены предложения. Подлежащее»
Тип урока: объяснение нового материала.
Цели урока:
Обучающие: - углубить основные знания по теме «Главные члены предложения. Подлежащее»;
- научить работать в системе рейтинговой оценки;
- обобщить основные способы выражения подлежащего;
- повторить личные местоимения, признаки глагола, попутное повторение орфограмм (безударная гласная в корне слова, непроизносимая согласная в корне, правописание –тся –ться в глаголах);
Развивающие:- развить умение находить в предложении подлежащее и определять способ его выражения;
- способствовать становлению и развитию умения работать индивидуально;
Воспитательные: - возбудить интерес к работе в системе рейтинговой оценки,
- способствовать раскрытию самостоятельной работы учащихся и умению дополнять и исправлять ответ своего товарища.
Методическая деятельность: репродуктивная, частично поисковая.
Форма и виды текущего контроля: работа в системе рейтинговой оценки (опрос, самостоятельная работа, творческое задание).
Современные педагогические технологии, используемые в ходе урока: работа в системе рейтинговой оценки, использование приема «список известной информации».
Ход урока.
Здравствуйте ребята, садитесь. Обратите внимание на ваши рабочие места. Все ли приготовлено к уроку? (хорошо).
1.Рефлексия
Представьте себе самого позитивного смайлика, улыбнитесь ему, настройтесь на успех и удачу! Начинаем наш урок!
Лесенка. По каким ступенькам русского языка мы уже поднялись?

Сегодня мы говорим о синтаксисе. У вас на столах лежат карточки с лингвистическими терминами. Я прошу внимательно их перечитать и подчеркнуть только те, которые относятся к синтаксису.
Приставка, согласный, корень, имя существительное, синонимы, предложение, антонимы, шипящий, орфограмма, формообразующие, главные члены, гласный, окончание, глагол, фонетический разбор.
Что у вас получилось?
Учащимся предлагалось дома проработать информацию параграфа 31. Использование приема «список известной информации». Учащимся предлагается вспомнить все, что они помнят о подлежащем (примерно 3-5минут).
Перечень вопросов, которые задает учитель, чтобы устный ответ учащихся был наиболее полным:
С какими членами предложения вы познакомились в параграфе?
Что такое грамматическая основа предложения? Пример.
С помощью каких вопросов находим подлежащее?
Какими частями речи может быть выражено подлежащее (пример)?
Из курса 3 - 4 классов учащимся известно, что подлежащее и сказуемое – главные члены предложения; подлежащее отвечает на вопрос кто? Или что?, обозначает, о ком или о чем говорится в предложении, и чаще всего выражается существительным или местоимением. О сказуемом учащиеся знают: оно обозначает, что говорится о подлежащем, отвечает на вопросы что делает предмет? И чаще всего выражается глаголом. Известно им также, что остальные члены предложения называют второстепенными.
Открываем тетради: записываем дату, вид работы.
– Как вы думаете, какова же будет тема нашего урока?Сформулируем(я записываю на доске). Запишите её в тетрадь.
Какие цели мы поставим перед собой?
На сегодняшнем уроке мы с вами будем учиться определять подлежащее и сказуемое и рассмотрим, чем чаще всего бывает выражено подлежащее. Итак цель нашего урока – научиться правильно определять грамматическую основу предложения: подлежащее и сказуемое. Но прежде чем перейти непосредственно к теме сегодняшнего урока мы с вами закрепим
Закрепление материала.
А) Запись под диктовку предложений.
Задание: запишите, найдите грамматическую основу в предложениях (подчеркните); надпишите, какими частями речи выражены подлежащие в предложениях.
Я ночую в старой беседке. Она заросла диким виноградом. По утрам солнце бьет сквозь листву. Воробьи с удивлением заглядывают в беседку. Их привлекают часы. Они тикают на круглом столе.
Выпишите местоимения, выступающие в роли подлежащих.
Делаем вывод о том, что подлежащее может выражаться не только существительными, но и личными местоимениями.
А кто знает, как по–другому называются главные члены предложения?
Почему главные члены предложения называют его грамматической основой?
Давайте посмотрим, может быть, сегодня мы узнаем что-то новое об этом понятии.
Откройте стр. 75 в учебнике.
Закрепим знания, выполнив упр. 159 в учебнике.
У вас 4 предложения. Из каждого я прошу выписать только грамматическую основу и указать, какими частями речи выражены главные члены.
Проверка.
- А теперь поработаем устно, с.75 № 160
Индивидуальная работа по карточкам. Списать текст , вставить пропущенные буквы и подчеркнуть подлежащее и сказуемое. (2 ученика)Приложение 1
Вывод: Чем чаще всего выражено подлежащее?
Физкультминутка, гимнастика для глаз.
- А теперь поработаем самостоятельно, с.76 № 161.
Проверка сразу после выполнения.
Б) Нахождение грамматической основы.( Приложение 2)
Задание : Учитель обращает внимание на раздаточный материал, учащимся нужно выписать из предложений только подлежащие и определить, чем они выражены.
Учитель сообщает о Правиле – помощнике: подлежащее найти легче, если к нему поставить вопрос от сказуемого.
1) Три мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу.
2) Веселые отблески огня играли на стекле.
3) Она вытащила из-под снега охапку хвороста.
4) Сырой туман висел над рекой.
5) Они вывели бычка на улицу.
6) Сто ужей на двух ребят подозрительно шипят.
7) Земля в саду усыпана осенними листьями.
8) Темная дождливая вода непрерывно хлестала в окна.
9) Я увидел на стекле три капли дождя.
10) Нам доверили важное поручение.
Учитель просит одного учащегося на доске записать только подлежащие и способ выражения.
Делаем вывод о том, что подлежащее может так же выражаться группой слов, которые отвечают на вопрос кто? И что? и связаны со сказуемым по смыслу и грамматически.
- Переставьте буквы в одном слове предложения «Кто сказал мяу?». Вы легко найдете подлежащее.
Кот сказал «мяу».
Рефлексия.
- Достигли ли мы цели сегодняшнего урока?
-Докажите!
Укажите верные и неверные высказывания.( Приложение 3)
Подлежащее чаще всего выражается именем существительным или местоимением в форме винительного падежа.
Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи.
В предложении Хорош осиновый лес в осенние ясные дни! есть только подлежащее.
В предложении Наш класс посетил директор подлежащее подчёркнуто правильно.
5. Домашнее задание: с.75- 76, упр. 162.
Итог урока: 1) Что такое грамматическая основа предложения?
Грамматическая основа – это….
Что такое подлежащее?
Подлежащее – это ….
Чем чаще всего выражено подлежащее?
Подлежащее может быть выражено……
- Переставьте буквы в одном слове предложения «Кто сказал мяу?». Вы легко найдете подлежащее.
Кот сказал «мяу».
Что понравилось на уроке?
Что хотелось бы выполнить ещё раз?
Я оцениваю свою работу......., потому что.....
Выставьте оценки себе в дневник
Приложение
Приставка, согласный, корень, имя существительное, синонимы, предложение, антонимы, шипящий, орфограмма, формообразующие, главные члены, гласный, окончание, глагол, фонетический разбор.
Приложение 1
Карточка.
Наступила поз…няя осень. Стоит ненас…ная погода. Вчера подул ре…кий холодный ветер. Кружатся в воздухе, летят разноцветные листья. Вот на доро…ке лежат красные листья осинки, бурые листья ольхи. Улетают последние перелетные птицы.
Приложение 2
1) Три мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу.
2) Сырой туман висел над рекой.
3) Они вывели бычка на улицу.
4) Сто ужей на двух ребят подозрительно шипят.
5) Земля в саду усыпана осенними листьями.
6) Темная дождливая вода непрерывно хлестала в окна.
7) Я увидел на стекле три капли дождя.
Приложение 3
Укажите верные и неверные высказывания.
1) Подлежащее чаще всего выражается именем существительным или местоимением в форме винительного падежа.
2) Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи.
3) В предложении Хорош осиновый лес в осенние ясные дни! есть только подлежащее.
4) В предложении Наш класс посетил директор подлежащее подчёркнуто правильно.
Приложение 2. Главные члены предложения.
1. Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи, то есть о ком или о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? и чаще всего выражается именем существительным или местоимением в форме именительного падежа.
2. Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи.
Сказуемое отвечает на вопросы что делает предмет? (Солнце всходит.); каков предмет? (Денёк сегодня хорош.); что такое предмет? кто он такой? (Солнце – это яркая звезда. Волк – это хищный зверь.)
Сказуемое может быть выражено глаголом, именем прилагательным и существительным.
Укажите верные и неверные высказывания.
Подлежащее чаще всего выражается именем существительным или местоимением в форме винительного падежа.
Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи.
Сказуемое – это всегда глагол, который отвечает на вопрос что делает предмет?
В предложении Хорош осиновый лес в осенние ясные дни! есть только подлежащее.
В предложении Наш класс посетил директор подлежащее подчёркнуто правильно.
В предложении Листья падали дни и ночи сказуемое выражено глаголом в прошедшем времени.
В предложении Заморозки затянули ледком лужицы нужно поставить тире.
В предложении Мой брат – футболист знаки препинания расставлены правильно.