Тема урока: Изменения в культуре.
Форма урока: урок-путешествие.
Цели урока:
познакомить учащихся с достижениями русской культуры первой четверти XVIII века, с жизнью и бытом жителей России, развивая их представление о жизни людей в начале 18 века; выделить новые черты.
показать взаимосвязь всех жанров культуры;
развивать интерес к истории нашей родины;
воспитывать доброжелательное отношение между учащимися при работе в группах.
Оборудование: учебник А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России. Конец 16-18 век», карта «Россия с конца 17 до 60-х г.г. 18 века», иллюстрации.
Основные понятия: «Кунсткамера», Академия наук, гравюра, ассамблеи.
ХОД УРОКА
Ход урока:
Орг. момент.
Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы рассмотрели тему: Народные движения первой четверти XVIII века, и выяснили, что на протяжении всего правления Петра 1 происходили выступления различных слоёв населения против власти.
1. Каковы были причины народных выступлений в первой четверти XVIII века?
2. Отличались ли они от причин, вызвавших народные выступления в XVII веке?
Карточка
Задание 1.
Отметьте правильные и неправильные положения
Причинами народных восстаний при Петре I являлись:
1) тяготы и лишения, связанные с Северной войной
2) введение новых государственных повинностей и налогов
3) новые налоги и работы «на местные нужды»
4) усиление национального гнета в ряде регионов России
5) участие России в Северном союзе
6) введение рекрутских наборов
7) насильственное привлечение населения на строительство Санкт-Петербурга, каналов, укреплений в других районах страны
8) приписка крестьян к заводам
9) захват земель у местного населения на осваиваемых территориях
10) насильственное насаждение православия на осваиваемых территориях
11) преследование старообрядцев
12) непрочность царской власти
13) нововведения Петра I в быту (обрезание бород и т. п.)
Правильные_______________________________________________
Неправильные_______________________________________________
Задание 2.
Дайте определение терминам
Сенат
Синод
Крестьянское восстание
реформа
Задание 3.
Пётр 1 – кем был этот человек?
Переход к изучению новой темы. Слайд 1,2.
Учитель:
В первой четверти 18 века и в области культуры произошли большие перемены.
Сегодня на уроке мы узнаем о переменах в культурной жизни России в эпоху Петра, выделим новые черты в культуре, а также перемены, которые произошли в быте людей.
Тема урока: Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века.
Учитель: Внимательно послушайте и скажите, о чём идёт речь.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.
Прошло время. Неузнаваемо изменилась местность
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова,
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
О каком географическом объекте писал А.С.Пушкин?( Санкт-Петербург)
«Вскоре он стал главным городом – столицей большого государства. Очень удобным было расположение – на берегу Финского залива реки Невы. Иноземцы дивились великолепию блестевших на солнце золотых и мраморных скульптур, дворцов и площадей, его величию и той быстротой, с которой он строился. А.С.Пушкин об этом городе сказал: «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно».
У: В каком году начал строиться город? Какими были обстоятельства в начале строительства?
О: В 1703.Шла война. Нужно укрепиться в Прибалтике.
У: В 1711 году Петр I перенес столицу из Москвы в Санкт-Петербург. Как вы думаете, почему?
О: Петр I не любил Москвы.
Удобное географическое положение. Близость с Европой. Проведены каналы для сообщения с другими реками. Сам царь любил город, называл его Парадиз.
У: Сегодня мы продолжаем знакомство с Санкт-Петербургом. Вы узнаете, каким был быт жителей города, в какой одежде ходили, как отдыхали; какие здания строились на берегах Невы. Чтобы обо всем этом узнать, нам необходимо отправиться в далёкое и трудное путешествие во времени.
Учебник (стр.140- Вид с Невы) Работа со слайдами презентации.
. Каждый, кто приезжал или приходил в строящийся при Петре город, должны были привозить с собой камень, так как их не хватало в болотистой местности. Петр сам планировал и чертил планы города. Он хотел, чтобы улицы в нем были светлыми, прямыми, широкими. Дома и дворцы стояли ровно, строго по плану.
Первой на Заячьем острове была построена Петропавловская крепость.
Строились дворцы, мосты, каналы. Строить дворцы приглашали европейских (чаще итальянских) архитекторов. Участвовали в этой работе и русские архитекторы Коробов и Земцов.
Растрелли строил дворец графа Нарышкина в новом для России стиле – барокко. Поэтому этот стиль стали называть Нарышкинское барокко.
При Петре I начали разбивать знаменитый Летний сад в Санкт-Петербурге. В нем был построен любимый царем Домик Петра тоже итальянским мастером Трезини. В пригороде, на берегу финского залива –город Петергоф, (Архитектор Трезини. Рассказ про фонтаны-шутихи). Во время великой отечественной войны в 1941 году фашисты разрушили почти всё в Петергофе Но после победы над фашизмом были восстановлены все памятники архитектуры, и им был придан такой же вид, каким он был в 18 веке.
2. Только ли внешний облик столицы изменился?
Работа с презентацией.
Изменился внешний обли обитателей столицы. Нововведения в быту не касались крестьян, мещан, духовенства.
Работа с учебником – работа с историческим документом («Указ») – стр.144.
У: О чем говорится в документе?
О: Приказал всем дворянам и боярам брить бороды, ходить в европейском платье.
У: Бородовой знак стоил около 100 рублей. Это очень большая сумма по тем временам. Но бояре не хотели брить и готовы были выложить деньги. А как к этому относилась церковь? Однажды к одному священнику пришёл боярин и спросил, позволительно ли сбрить бороду и священник ему ответил: «Как ты думаешь, что быстрее отрастёт – отрезанная борода или отрубленная голова?»
Изменилась и их жизнь. Петр I заводит новое правило - проводить Ассамблеи (от французского «собрание») – светские балы и собрания русской знати. Первая ассамблея проходила у адмирал-генерала Апраксина, потом у Головкина и так далее. Петр сам указывал, у кого будет следующая. Ассамблеи у самого императора проходили в Летнем саду. Вести себя на ассамблеях нужно было культурно и воспитанно, для его были написаны правила поведения в обществе. В каком литературном произведении были записаны эти правила?
Юности честное зерцало»
Работа с учебником – работа с историческим документом («Указ») – стр.145
У: Очень много нового вводит первый русский император в быту. Попробуйте отгадать, о чем идёт речь:
Продукт питания, овощ, привезённый из Америки Христофором Колумбом, а в Россию ввезённый Петром. Люди неохотно его сажали, так как не знали, как его готовить. Пробовали семена, ботву. Но позже овощ прижился и сейчас это один из основных овощей наших огородов. (Картофель)
Растение. В высушенном виде набивали в трубки, а дым от его тления вдыхали. (Табак)
Напиток, изготавливаемый из зёрен растений. Сначала не приживался в России, так как был очень горький. Этот напиток бодрит. Пили по утрам маленькими чашечками. (Кофе)
Целебная вода, добываемая в специальных источниках. Петр I привёз её из Голландии. Потом нашли источники такой же целебной воды и в России. (Минеральная)
При Петре I образование стало государственной политикой
Был издан указ, запрещающий венчать дворянина, если у него не было документа об образовании.
В 1701 г. в помещении Сухаревой башни была открыта Навигацкая школа (с 1715 г. – Морская академия). В 1701 г. создана Артиллерийская школа.
в 1707 г. – Медицинское училище,
в 1712 г. – Инженерная школа.
При Посольском приказе открыта
школа переводчиков.
Указ Петра предписывал «всем дворянским и подьячим детям» учиться в этих школах «поголовно».
5. Физкультминутка
У: Я буду называть вам слова. Если вы услышите слово, связанное с историей – хлопайте в ладоши, а если географическое название – топайте. (стоя)
(А.Д.Меншиков, Сенат, Финский залив, Нева, император, Москва, коллегии, рекруты, Россия)
У: До 18 века в России существовала наградная система за подвиги, за важные государственные дела. Но награждали медалями очень редко. У Ивана Грозного была золотая наградная медаль. Царевна Софья утвердила специальную наградную медаль. Но Петр I по примеру европейских стран вводит целую систему орденов и медалей, чтобы поощрять и награждать отличившихся в войне и в мирное время всех, кто служит России.Самый первый русский орден- Орден Андрея Первозванного.
7. Закрепление.
У: Итак, наше путешествие подходит к концу.
Сейчас закрепим всё, что узнали на уроке. Для этого выполним следующее задание.
Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII в.
Вопрос №1: Первая печатная газета называлась:
1. Четьи-Минеи2. Ведомости 3. Апостол 4. Часослов
Вопрос №2: Венцом петровских преобразований в науке и просвещении стал(о):
1. указ об учреждении Академии наук и художеств
2. открытие первого русского музея
3. формирование системы профессионального образования
4. указ об организации государственной горно-разведовательной службы
Вопрос №3: Европейское летоисчисление было введено:
1. 1700г. 2. 1703г. 3. 1708г. 4. 1714г.
Вопрос №4: В изобразительном искусстве первой четверти XVIII в. появилось такое новое явление, как:
1. миниатюра 2. мозаика 3. гравюра 4. пейзаж
Вопрос №5: Основоположником светской живописи является:
1. С.Ушаков
2. Г.С.Мусикийский
3. А.Ростовцев
4. И.Н.Никитин
Вопрос №6: Одной из новых черт в системе образования в Петровскую эпоху было(и):
1. появление светских школ
2. обучение в государственных школах даже детей крепостных
3. формирование системы профессионального образования
4. издания
Вопрос №7: Учреждение Академии наук произошло в:
1. 1714г.
2. 1718г.
3. 1724г.
4. 1725г.
Вопрос №8: Печатный оттиск рельефного рисунка на бумаге:
1. гравюра
2. миниатюра
3. кант
4. каллиграфия
Вопрос №9: В строительстве Санкт-Петербурга принимали участие русские архитекторы:
1. И.Т.Посошков, Ф.С.Салтыков
2. И.К.Коробов, М.Г.Земцов
3. А.Ф.Зубов, И.Н.Никитин
4. А.Адольский, А.Ростовцев
Вопрос №10: Знаменитое пособие с правилами хорошего тона называлось:
1. Домострой
2. Часослов
3. Книга о скудности и богатстве
4. Юности честное зерцало
Ответ: 1 2; 2 – 1; 3 – 1; 4 – 3; 5 -4; 6 -1; 7- 4; 8 – 1; 9 -2; 10- 4.
Домашнее задание: п18-19, стр.137-141.