СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Металлы" - "Симфония металлов"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок с элементами межпредметных связей: МХК, история, музыка. Для проведения урока требуется мультимедийная установка и динамики с хорошим звучанием 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Металлы" - "Симфония металлов"»



Урок по химии в 8 классе по теме «Металлы»
Цели:
Повторить, обобщить и углубить представления учащихся о взаимосвязи состава, строения, свойств и практического применения металлов и их соединений.
Сформировать целостное представление о науке и искусстве как о способах отражения окружающего мира, о химической науке как о составной части современной мировой культуры.
Способствовать активизации познавательной деятельности учащихся, их интеллектуальному развитию.
Развивать навыки самостоятельной поисковой деятельности, умения работать с научной литературой.
Ход урока
Вступление
Сегодня на уроке мы начинаем изучение темы «Металлы». Сегодняшний урок поможет нам понять огромное значение металлов в нашей жизни. Химия – это предмет, который неразрывно связан со всеми проявлениями не только материальной, но и духовной жизни человека. И поэтому назвать наш урок я хочу «Симфония металлов»
Слайд 1 «Симфония металлов. Цель урока»
Познавая окружающий мир, человек отражает его, создавая мир прекрасного. Понять и почувствовать всю красоту человеческой души нам и помогают простые и невзрачные на вид металлы.
слайд 2 «Слова Л.Толстого»

Можно много говорить о значении металлов в искусстве, но «невозможно объять необъятное», поэтому сегодняшний урок мы посвящаем роли металлов в мире музыки. «Музыка начинается там, где заканчиваются слова…(Л.Н.Толстой)
Слайд 3 и исполнение Шаляпиным арии из оперы «Фауст»
Сообщение 1. Золото
Слайд 4 «Золото»

Ни один другой металл не играл столь зловещей роли в многовековой истории человечества. За право владеть им велись кровопролитные войны, уничтожались целые государства и народы, совершались тяжкие преступления. Сколько горя, страданий и мук принес людям этот красивый желтый металл. Но вместе с тем с давних пор золото служило не только мерилом богатства и знатности, но и символом красоты, доблести и мужества. 
Необычайное постоянство внешнего вида – золото не окисляется на воздухе даже в расплавленном состоянии при температуре 1064 ºС и не растворяется в большинстве кислот – привело ученых древности к убеждению, что золото есть совершеннейший металл – «царь металлов». Золото так восхищало алхимиков, что центральной задачей своей науки они считали создание метода превращения всех «менее благородных» металлов в золото. Задача отняла у нескольких поколений алхимиков массу времени и сил.
Кубическая решетка золота обуславливает его исключительную тягучесть и пластичность: из этого металла можно изготовить проволоку в 1000 раз более тонкую, чем человеческий волос. 2 км такой проволоки весят всего 1 г. Удобство обработки – золото прекрасно вытягивается, его можно ковать и расплющивать в листочки столь тонкие, что они просвечивают, сделало золото важнейшим материалом для ювелиров и золотобойных дел мастеров. Золотобойное искусство очень древнее, еще 5000 лет назад мастера умели изготавливать из драгоценного металла тончайшие пластинки. В Киевской Руси 9-10 веков для позолоты куполов и шпилей пользовались фольгой, толщина которой составляла 0,1 мкм. Золото широко применялось в русской иконописи, где оно являлось символом Божественного света, Божественной энергии.

Слайд 5 «Церковные купола»

А сияющие золотые купола православных церквей символизируют пламя свечи – знак обращения души верующего к Богу…
Православные церкви мы не сможем представить без золотых куполов и колокольного звона, а отливали колокола лучшие литейщики – мастера «золотые руки».

Слайд 5 и музыкальное сопровождение «Колокола»

Сообщение 2 «Бронза»

Слайд 6 «Колокола»

Музыкальные способности бронзы были известны еще в древности. Из каких только металлов и сплавов не пробовали отливать колокола – из стали, чугуна, латуни, алюминия, даже из золота и серебра, - но ни один из них не мог конкурировать с бронзовым колоколом по силе и продолжительности звучания. До наших дней дошло множество старинных бронзовых колоколов – от маленьких бубенчиков до набатных исполинов. Колокольным звоном – тревожным и радостным, праздничным и печальным – на протяжении столетий возвещали о важнейших событиях нашей истории. У некоторых народов о колоколах сложены волнующие легенды. Так, в Корее сохранился отлитый еще в 18 веке огромный 48 – тонный колокол, звук которого необычайно красив. По преданию, дочь мастера, чтобы избавить отца от неудач, бросилась в расплавленный металл, и в нем застыл ее предсмертный крик.
О секретах состава бронз, обеспечивающих «малиновый звон», известно немало. Так, в лучших колокольных бронзах содержится 75 – 78% меди, 20 – 21% олова, 2 – 3% свинца. Иногда в расплав для звонкости добавляли серебро. 
При плавлении кусков бронзы происходит окисление олова до оловянной кислоты за счет кислорода воздуха: 
Для восстановления олова добавляют фосфор:
Слайд 7

В России бронзовое литье достигло весьма высокого уровня развития 16 веке. В 1586 г. русский литейщик А.Чохов отлил знаменитую «Царь – пушку», а в 17 веке наступил подлинный расцвет колокольного дела. В 1655 г. пушечным и колокольным мастером А. Григорьевым был отлит Большой Успенский колокол – «редкость превосходящая силы человеческие». К русским мастерам обращались и иностранные заказчики: колокол Вестминстерского аббатства в Лондоне был изготовлен в России.



Слайд 7 и музыкальное сопровождение «Вечерний звон»


Сообщение 3 «Олово»

Слайд 8 Если у православных народов «во дни торжеств и бед народных» раздавался колокольный звон, то в костелах звучит органная музыка.

Слайд 8 и музыкальное сопровождение «Органная симфония Баха»
Олово – один из немногих металлов, используемых для изготовления органных трубок: считается, что олово придает звучанию органа силу и ясность. Оказалось, что чистое олово обладает интересным свойством: при изгибе слышен легкий треск, возникающий вследствие взаимного трения кристаллов металла друг о друга при их смещении и деформации. Это явление получило название « оловянного крика». Но оловянным криком не исчерпываются отношения олова со звуком.

Слайд 9 «Эдисон»

В 1877 г. американский изобретатель Т.Эдисон с помощью созданного им фонографа впервые записал на оловянной фольге, покрытой слоем воска, а затем воспроизвел слова популярной тогда песенки, вошедшей в историю звукозаписи: « У маленькой Мэри был маленький ягненок».
Слайд 10 «Есенин»

Благодаря изобретенному Эдисоном принципу звукозаписи, мы сегодня имеем возможность слушать прекрасные, переложенные на музыку, стихи великого русского поэта.
Слайд 10 и музыкальное сопровождение «Отговорила роща золотая»

Сообщение 4 «Есенин»

С.А.Есенин не остался равнодушным к симфонии металлов.
…На бугре береза – свечка
В лунных перьях серебра.
Выходи мое сердечко
Слушать песни гусляра.
…Полыхают зори, курятся туманы,
Над резным окошком занавес багряный.
Вьются паутины с золотой повети,

Где –то мышь скребется в затворенной клети.
…В прозрачном холоде заголубели долы,
Отчетлив стук подкованных копыт,
Трава поблекшая в расстеленные полы
Сбирает медь с обветренных ракит…
…Сторона ль ты моя, сторона!
Дождевое осеннее олово.
В черной луже безгубый фонарь
Отражает продрогшую голову…
Но обреченный на гоненье,
Еще я долго буду петь.
Чтоб и мое степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть…

Сообщение 5 «Тяжелая музыка»
Металлический рок или хард – рок, сегодня, пережив период истерической популярности, стал традиционным жанром со своими четкими канонами и во внешнем виде и в музыке. Нравится – смотри, слушай, нет, - не мешай патриотам «железа» беречь и поддерживать свою классику. Настоящую «тяжелую» музыку, конечно, слушать и воспринимать могут не все. Но она популярна среди молодежи и поэтому имеет право на существование. Тяжелый или металлический рок впитал в себя интернациональную культуру, поэтому «металлисты» многих стран легко находят общий язык.

Слайд 111 «М.Ревель»

Первым же в истории музыкантом – металлистом можно по праву назвать композитора Равеля
Во время путешествия на яхте по рекам Европы летом 1905 г. великий французский композитор М.Равель посетил крупный завод, расположенный на берегу Рейна. Увиденное там буквально потрясло композитора. В одном из своих писем он рассказывал: «То, что я видел вчера, врезалось мне в память и сохранится навсегда…Этот гигантский завод, на котором круглые сутки работает 24000 чел…Как передать вам впечатление от этого царства металла, этих пылающих храмов огня, от этой чудесной симфонии свистков, шума приводных ремней, грохота молотов, которые обрушиваются на вас со всех сторон…Как все это музыкально! Непременно использую!»
Свой замысел композитор воплотил в жизнь лишь спустя четверть века. В 1928 г. он написал музыку для небольшого балета «Болеро», ставшего его самым значительным произведением. В музыке явственно слышатся индустриальные ритмы – более 4000 ударов барабана за 17 минут звучания. Поистине симфония металла!
Слайд 11 и музыкальное сопровождение «Болеро»
 
Заключение: интересное в истории метеллов:
Слайд12 Как вы полагаете, какие процессы могли привести к разрушению одного из семи чудес света – Колосса Родосского, при создании которого отчеканенные бронзовые листы были укреплены на железном каркасе?

(Памятник находился на о. Родос в Средиземном море. Контакт железа и бронзы во влажном морском воздухе, богатом ионами солей, мог вызвать разрушение памятника.)

Слайд 13 Фарфоровая посуда и статуэтки часто декорируются позолотой. Почему до сих пор продолжается столь расточительное использование драгоценного металла, когда известны соединения меди и других металлов, способные создать эффект позолоты?

(Соединения этих металлов при обжиге окисляются.)

Слайд 14.Почему для украшения фарфора «серебром» применяют препараты, содержащие не серебро, а платину?

(Платина – инертный металл. Серебро в тонких декоративных пленках чернеет вследствие образования сульфида серебра.)

Слайд 15. «Рим спасли гуси» - это известно всем. Какой металл, по версии ученых – токсикологов, считают одной из причин заката и гибели Римской империи?

(Свинец. Использование оправленной в свинец посуды и свинцовых косметических средств было причиной быстрого вымирания римской аристократии. Люди низших сословий меньше подвергались отравлению, но и они пользовались знаменитым водопроводом, «сработанным еще рабами Рима», трубы которого были сделаны из свинца. Доля истины в рассуждениях ученых есть: останки древних римлян содержат значительные количества свинца.)


Слайд 16. Почему Иван Грозный был «грозным»? Какой металл повинен в психическом расстройстве царя?

(И.Грозный страдал ревматизмом, для лечения которого в те времена использовались мази, содержащие соединения ртути. Пары ртути разрушают психику человека. Ртутная интоксикация обычно приводит к неоправданным вспышкам гнева. Симптомы ртутного отравления проявлялись и в других особенностях самодержца: галлюцинациях, мнительности и др. Исследования подтвердили это предположение: в костях И.Грозного обнаружилось повышенное содержание ртути.)

Слайд 17 В 1943 г. известный датский физик Н.Бор был вынужден тайно покинуть оккупированный немцами Копенгаген. НО у него хранились две золотые Нобелевские медали, принадлежавшие немецким физикам – антифашистам Д.Франку и М. фон Лауэ. Н.Бор растворил медали и поставил ничем не примечательную склянку подальше на полку в лаборатории, где пылилось много таких же сосудов. Расчет оказался верным: пыльную бутылку с подозрительной жидкостью никто не тронул. Вернувшись после войны в Копенгаген, Бор нашел драгоценную бутыль. Химики, по его просьбе, выделили из раствора золото, и медали были изготовлены заново.

Домашнее задание:

Слайд 18

В стихотворении В. Шефнера «Пустырь» есть такие строки:
…Коррозия – рыжая крыса,
Грызет металлический лом…
Что вам известно о химическом составе «рыжей крысы»? Всегда ли продукт коррозии имеет рыжий цвет? От чего это зависит?








Учитель химии был доставлен в больницу и после оказания помощи помещен в палату. 
- Автомобильная катастрофа? - интересуется сосед. 
- Нет, опечатка в учебнике химии.

Основной закон химии: "Горячая колба выглядит точно так же, как и холодная."

Новости науки. 
Недавно нашими химиками получено новое вещество, от которого они никак не могут отмыть руки.

- Где мы находимся? 
- Сэр, мы вышли в нейтральные воды. 
- С чего ты взял? 
- Лакмус не меняет цвет!

Отец-химик хвастается перед своими друзьями: 
- Вчера мой сынишка сказал свое первое слово! 
- Интересно, какое? Мама? Папа? Дай? 
- Изопропилофторметилфосфонат!

На уроке химии учительница спрашивает: 
- Машенька, раствор какого цвета у тебя получился? 
- Красного. 
- Молодец! Садись, пять. Петенька, раствор какого цвета получился у тебя? 
- Оранжевого. 
- Неплохо! Садись, четыре. Вовочка, а у тебя раствор какого цвета получился? 
- Чёрного. 
- Два! Класс, ложись!!!

Если вам вдруг приснится таблица Менделеева, сразу не просыпайтесь... 
А вдруг выучите.

Последние слова учителя химии: "Дети! Этот опыт совершенно безопасен!"

Студентка сдает экзамен по химии. Мало что соображает. Препод решается задать последний вопрос: 
- Какова гибридизация атома углерода в молекуле метана? Скажите sp3 - ставлю три, скажите sp2 - ставлю два. 
Студентка: 
- sp-четы-ы-ы-ре...

Американские ученые наконец-то разработали автомобиль, работающий на воде! 
К сожалению, пока он работает только на воде из Мексиканского залива...

Средней школе № 5 требуется учитель химии со своей зарплатой.

Урок химии, тема - железо, у доски - Вовочка. Марьванна спрашивает:
- Расскажи, в чём заключается процесс коррозии железа?
- Железо покрывается ржавчиной.
- Можешь написать уравнение реакции?
- Не могу...
- А из чего состоит ржавчина?
- Не знаю...
- Ладно, давай вместе. Пиши Fe(OH)3...
- Вовочка пишет на доске:
- FeOFeOFeO.
- Ужас! Что ты здесь написал?
- Сами же сказали FeO... аж трижды...

Экзамен по неорганике. Преподаватель:
- Напишите-ка мне формулу тиосульфата... 
Студент старательно выписывает: TiOSO4.

Вытягивает студент-химик билет на экзамене. 
Первый вопрос - ацетон. Молчит. Профессор не выдерживает: 
- Ну это же так просто! Ацетон (формула СН3 - (С=О) - СН3) - это диметилкетон, окисляется с разрывом углеводородного скелета, ну и так далее. Вам все понятно?
Студент: 
- Да, кроме одного: почему среднее "С" равно нулю?

На экзамене профессор спрашивает студента:
- Как идет реакция окисления этилового спирта азотной кислотой?
Студент отвечает:
- Сносно.
- То есть как это "сносно"?!
- Но вы же сами, Роза Яковлевна, писали на доске:
С2Н5ОН + HNO3 = СНОСНО.
(Соединение СНОСНО (О=СН-НС=О) называется глиоксалем.)

Доцент: 
- Иванов, скажите, в каких состояниях может быть вода?
- В трех: твердом, жидком и безобразном.

В лаборатории органической химии фраза "что ты гонишь?" приобретает иной смысл.

Приходит старичок в аптеку и спрашивает: - У вас есть 2,3,3a,4,5,6-Гексогидро-8-метил-1Н-пиразино[3.2.1-j,k]Карбозолгидрохлорид? 
Аптекарша несколько минут спустя спрашивает у другой: 
- У нас ретинола ацетат есть? 
- Витамин А, что ли? 
Дед: 
- Ага, он самый. Помню, что витамин, а какой, забыл!

Что самое важное при изучении химии? Никогда не облизывать ложечки!

Закон органической химии: если смешать 5 кг фигни и 5 кг варенья, то получится 10 кг фигни.

- У меня колба Вюрца испортилась.
- И что с ней такое? 
- У нее вюрц отломался...

Что такое бублик? Это циклобатон!

В магазине химреактивов:
- Синька есть?
- Есть.
- Какого цвета?

- Вы не имеете никакого представления о химии, уважаемая! 
- Неправда, профессор! Тогда бы я не была бы блондинкой.

Встречаются два физика и химик. Один физик говорит:
- Я придумал миниатюрную атомную бомбу, скоро будем ее испытывать!
На что другой ему отвечает:
- Ну и что? Я придумал миниатюрную термоядерную бомбу и мы тоже скоро ее испытаем!
Химик немного подумал и говорит:
- А вот я ничего не придумал, но случайно испачкал вас полонием.

Ученик приходит домой с перевязанной рукой. Родители спрашивают, что с ним.
- На уроке химии проводили опыты, и мне на руку попала лимонная кислота.
- Ну и что? Она не оставляет ожогов.
- Да, но мой сосед решил её нейтрализовать и насыпал мне на руку NaOH.

Вот парадокс: царь-пушка не стреляет, царь-колокол не звонит, а царскую водку нельзя пить!

Приходит Вовочка домой и говорит отцу:
- Папа, тебя в школу вызывают. Я парту в кабинете химии взорвал.
На следующий день:
- Папа, тебя в школу вызывают. Я кабинет химии взорвал.
На третий день:
- Папа, тебя в школу вызывают.
- Больше не пойду!
- Ну и правильно, нечего тебе на развалины ходить!

Двое химиков в лаболатории: 
- Вась, опусти руку в этот стакан. 
- Опустил. 
- Что-нибудь чувствуешь? 
- Нет. 
- Значит, серная кислота в другом стакане.

Урок химии.
- Скажи-ка, Вовочка, какие вещества не растворяются в воде? 
Вовочка, не раздумывая: 
- Рыбы!

Хлор - натрию: 
- Слышь, одолжи электрончик повертеть.
- Да, забирай, я всё равно в плюсе останусь.

Отрывки из реального теста по технике безопасности (Химия в школе, 2009, №10):
"Если разлиты жидкости или рассыпаны твердые вещества, надо
а) все убрать;
б) сообщить учителю;
в) уйти незаметно "
"Посуду для выполнения опыта надо использовать
а) чистую; /а не жалко?
б) грязную; / все равно запачкается
в) с трещинками; / все равно разобьете
г) какая есть под руками" / другой не дадут! 
"В школьной химической лаборатории можно 
а) перекусить; 
б) смешивать реактивы без инструкции; 
в) бегать и шуметь; 
г) соблюдать чистоту и порядок".

- Какой окислитель самый сильный?
- Деканат. Как окислит, потом не восстановишься.

Вовочка систематически прогуливал уроки химии. На выпускном экзамене ему досталось задание: экспериментально доказать свойства нитратной кислоты.
На помощь пришла глобальная сеть. Первое, что выдал поисковый сервер, оказалась статья о получение нитроглицерина...
Это был последний выпуск школы.

- В этой квартире раньше жил химик, - говорит хозяин молодому человеку, который хочет снять у него квартиру.
- Он постоянно экспериментировал и как раз в этой комнате.
- А-а... Вероятно, пятно на потолке - это результат его экспериментов?
- Нет, это сам химик.

Все зависит от контекста. Словосочетание «свободные радикалы» для химика означает одно, для политика другое. А для нормального человека вообще ничего не означает.

На экзамене по химии студенту попадается трудный вопрос. 
- Профессор, я эту тему органически не перевариваю! 
- Очень жаль. Тогда придется переваривать минерально…