СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Мхи" 5 класс по ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по биологии в 5 классе по программе В.В. Пасечник, тема "Мхи". Урок разработан согласно требованиям ФГОС общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Мхи" 5 класс по ФГОС»

Учитель биологии: Похлебаева Ирина Валерьевна.

Урок по теме: Мхи.

Тип урока: Усвоение новых знаний.

Цель урока: Познакомить учащихся с характерными признаками высших растений, с многообразием, усложнением и особенностями строения мхов.

Задачи урока:

• Образовательные:

o предоставление учащимися возможности получения практической информации по теме «Мхи»; знакомство с особенностями жизнедеятельности, распространенности мхов;

o обеспечение практической направленности учебного процесса.

• Развивающие:

o расширение объема жизненных наблюдений, кругозора учащихся;

o формирование умения объяснять отличительные признаки водорослей, лишайников и мхов, применять знания в новой ситуации.

• Воспитательные:

o знакомство с биологическим разнообразием мхов и их эстетическое значение;

o воспитание бережного отношения ко мхам, как части экологической обстановки в данной местности.

Планируемые результаты:

• Предметные: учащиеся узнают о моховидных как представителях высших споровых растений, их разнообразии, размножении и значении в природе и жизни человека.

• Метапредметные: учащиеся учатся устанавливатьпричинно-следственные связи между строением и особенностями произрастания мхов.

• Личностные: у учащихся продолжает формироваться научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении.

Основные понятия урока: моховидные, печёночные мхи, листостебельные мхи, ризоиды, сперматозоид и яйцеклетка.

Ведущая педагогическая технология: реализация системно-деятельностного подхода в преподавании биологии, разноуровневый подход.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: образцы торфа, гербарии мхов, вата, бинт, мох.

Методическое сопровождение: учебник, рабочие листы самооценки своей деятельности, инструкционная карта для работы в парах по теме: «Строение мхов», индивидуальные карточки заданий по теме: «Лишайники», «Мхи», таблица по ботанике «Мхи», карточки словарной работы, бинт, торф, гербарий мхов, вата, анальгин (таблетки).






ХОД УРОКА:


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

I. Организационный этап

Здравствуйте ребята!  Садитесь.

Добрый день, мои друзья! Посмотрите на меня. А сейчас я вам скажу, что всех, всех я вас люблю! Посмотрите друг на друга. Начинаем работать..

Надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере рабочего настроенияи полного 

взаимопонимания, интересно и с пользой для всех. Отвечать на мои вопросы во время урока по одному, поднимая руку, не выкрикивать ответ с места. Работать мы будем с рабочими листами, которые находятся у вас на столах у каждого. Некоторым ученикам я сегодня как всегда буду давать индивидуальные задания. Будьте внимательны. Кто будет работать по заданиям, мне в конце урока сдают свою тетрадь. Поняли?

Учащиеся настраиваются на работу, сосредотачиваются.

Позитивный настрой на работу

II. Мотивационно-ориентировочный

1. Актуализация знаний

Ребята, скажите пожалуйста, о чем мы говорили на прошлом уроке? Расскажите, что вам известно? // раздаю индивидуальные задания. Пока веду фронтальный опрос, некоторые выполняют задания в тетради.

Тонкие вопросы по теме Лишайники.

  • За что эти организмы получили такое название?

  • Где селятся лишайники?

  • Что особого в таких растениях?

Параллельно идет работа по карточкам на повторение пройденного.

Работа по карточкам с разноуровневыми заданиями по теме «Лишайники».

Также к доске вызывается ученик, выполняет игровое задание «Третий лишний!». Задание: зачеркнуть нужно лишнее. При ответе пояснить-почему.

1. ягель, бородач, ламинария.

2.слоевище, грибница, цветок.

3. кустистый, листоватый, стебельчатый.


После окончания опроса и работы у доски, собираю индивидуальные задания.

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.

Учитель задаёт вопросы учащимся, контролирует время выполнения индивидуальных заданий.

Работа по карточкам с разноуровневыми заданиями по теме «Лишайники»

1. Решите биологические задачи.

Задача № 1. Я смотрел кору на ветке

Сквозь стекло точеное:

Там в ячейках белой сетки

Рыбки спят зеленые.

О чем идет речь в данном стихотворении.

Ответ обоснуйте.

Задача № 2.

Русский физиолог растений К.А.Тимирязев назвал лишайники "растениями-сфинксами".

Объясните - почему?

Вопросы: (напечатаны на карточках)

3. Гуляя в лесу, мы можем с вами заметить, что особенно много лишайников вдали от крупных дорог, промышленных центров.

О чем это говорит?

4. Как устроены лишайники и как они питаются? Что такое симбиоз?

5. Какие по внешнему виду ты знаешь лишайники? Перечисли их.

6. Почему лишайники неприхотливы?

7. Что такое лишайники? Что такое симбиоз?

 Повторение пройденного материала, систематизация знаний, подготовка к постановке темы урока.

2. Мотивация

Учащимся предлагается отгадать загадку:

Меж клюквы и морошки, среди лесных болот, на кочке, на ножке. Куда не глянь везде растет.
Он снизу – беловатый, повыше – зеленей.
Коль нужно будет ваты. Нарви его скорей.

О каком растении идет речь? Где растет это растение?

Ребята отгадывают загадку.

О каком растении идет речь? Где растет это растение?

Запись в тетради число, тема. Запись домашнего задания 1) стр 106-111, ответить на вопросы; 2) Подготовить сообщение, рисунок.

Умение находить ответ в другой области знания – истории

Формулирование темы урока

3. Целеполагание

Что вы уже знаете о мхах?

А знаете ли вы, что мох бывает разным?

У вас на столах инструкционная карта. Возьмите ее и проделаем сейчас работу в парах, но каждый у себя в тетради.


Формулирование учащимися целей урока

III. Изучение нового материала

Работа с инструкционной картой и учебником.

(индивидуальная работа со слабыми и неуспевающими учениками).

1. Строение мхов. Работа с инструкционной картой в парах.

Наблюдает за работой детей, при необходимости корректирует их работу.


2. Особенности мхов.

Вопрос: В чем особенность мхов? Найдите в учебнике отличительные черты мхов от водорослей. Страница 106.

В рабочих тетрадях записаны число, тема, схема: печеночные и стебельные мхи. Под схемой рисунки мхов. На работу отводится 10-15 минут, если не все сделали работу, доделываем все вместе.


Ученик читает ответ. Страница 106 учебника.

 


3. Размножение мхов.

Вопросы:// работа с учебником + индивидуальные задания.

1.Как вы думаете, как, каким способом могут размножаться мхи?

Работа с учебником. Найдите, прочитайте и запишите как размножаются мхи?

3. Найдите в учебнике и прочитайте, как размножается кукушкин лен? Кстати, почему его так назвали?

–Какие мхинаиболее распространены в наших лесах?

Индивидуальные задания на отдельных учеников:

Ответьте на вопросы полным ответом.

1. Найдите и выпишите из учебника в тетрадь как называются мужские и женские половые органы?

2.Что такое коробочки и что в них развивается?

3. Почему мхи относят к высшим растениям?

Соверщенствование умения сравнивать, выявлять главное из текста.

Для тех, кто выполняет индивидуальные задания- главное умение выделить важное в учебнике.

Физминутка (1 мин.)

Утром мы, когда проснулись,улыбнулись, потянулись. Для здоровья, настроенья делаем мы упражнения: руки вверх и руки вниз, на носочки поднялись. То присели, то нагнулись и опять все улыбнулись.

 

4. Значение в природе и жизни человека

Посмотрите сюда. В руках у меня три предмета: вата, бинт и мох.

Вопрос: Что объединяет все три предмета вместе? (ответ: В военные годы при перевязке ран врачи использовали вместо ваты сухой сфагновый мох).

Проблемный вопрос:

Какие свойства этого растения учитывались? (гигроскопичность, и бактерицидность мха издревле использовались для лечения ран).

Внимание сюда- в руках у меня торф.

Демонстрация образцов торфа. Проблемный вопрос; «Знакома ли вам эта горная порода? Что вам известно о применении торфа?»

Ответы детей.

Загадка-стихотворение

Я болотная царица, и, хотя кругом водица, Топи, мошка и трясина, нужно все, необходимо. Без болота не смогли бы, даже с помощью огнива, Дома, в тихий зимний час, развести огонь подчас. Во все щели, задувая, Ветер нас пронзил насквозь. Рана рваная случайно загноилась. И, небось, не на луг, а на болото, вы пошли бы в тот же час.
А зачем? Так, я надеюсь, все узнаю я от вас.

(торф – это топливо; мхом конопатят дома при их постройке; лечение ран)

Образцы торфа. Ученики отвечают на вопрос: что они знают про торф?


Читаю загадку, дети ее отгадывают. Беседа о торфе.

Решение познавательных задач

IV. Первичная проверка понимания нового материала.

Давайте немного поиграем.

Игра «Найди ошибку»
1. Мхи – очень низенькие растеньица. Их слабые корешки не могут всасывать воду с большой глубины, и маленькие размеры помогают ее экономить, поэтому их так много в засушливых районах.  
2. Самые маленькие растения – мхи. У многих из них нет стеблей и листьев. Так? Маленькими корешками они прочно прикрепляются к различным поверхностям.

3. Мхи растут преимущественно во влажных местах.

4. Мхи имеют женские и мужские органы.

Отвечают на вопросы игры

Систематизация нового «открытого» знания

V. Первичное закрепление

– О чем мы говорили весь урок?

– Напишите в своих рабочих листах, что вы узнали сегодня на уроке? Чему вы научились на уроке? – А что вы хотите узнать? 

Рассуждают, отвечают.
Пишут в рабочих листах ответы на вопросы:
Я научился…
Я узнал…
Хочу узнать…

Самоанализ, мотивация к обучению на следующем уроке

VII. Постановка домашнего задания

1) Изучить в учебнике стр106-111, ответить на вопросы
2) Подготовить сообщение, рисунок.

Проверяю наличие записанного домашнего задания



VI. Рефлексия




Заполняют лист самооценки

Удовлетворенность учащихся уроком