Учитель биологии: Похлебаева Ирина Валерьевна.
Урок по теме: Мхи.
Тип урока: Усвоение новых знаний.
Цель урока: Познакомить учащихся с характерными признаками высших растений, с многообразием, усложнением и особенностями строения мхов.
o предоставление учащимися возможности получения практической информации по теме «Мхи»; знакомство с особенностями жизнедеятельности, распространенности мхов;
o обеспечение практической направленности учебного процесса.
o формирование умения объяснять отличительные признаки водорослей, лишайников и мхов, применять знания в новой ситуации.
o воспитание бережного отношения ко мхам, как части экологической обстановки в данной местности.
• Предметные: учащиеся узнают о моховидных как представителях высших споровых растений, их разнообразии, размножении и значении в природе и жизни человека.
• Метапредметные: учащиеся учатся устанавливатьпричинно-следственные связи между строением и особенностями произрастания мхов.
• Личностные: у учащихся продолжает формироваться научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении.
Основные понятия урока: моховидные, печёночные мхи, листостебельные мхи, ризоиды, сперматозоид и яйцеклетка.
Ведущая педагогическая технология: реализация системно-деятельностного подхода в преподавании биологии, разноуровневый подход.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: образцы торфа, гербарии мхов, вата, бинт, мох.
Методическое сопровождение: учебник, рабочие листы самооценки своей деятельности, инструкционная карта для работы в парах по теме: «Строение мхов», индивидуальные карточки заданий по теме: «Лишайники», «Мхи», таблица по ботанике «Мхи», карточки словарной работы, бинт, торф, гербарий мхов, вата, анальгин (таблетки).
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
I. Организационный этап | Здравствуйте ребята! Садитесь. Добрый день, мои друзья! Посмотрите на меня. А сейчас я вам скажу, что всех, всех я вас люблю! Посмотрите друг на друга. Начинаем работать.. Надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере рабочего настроенияи полного взаимопонимания, интересно и с пользой для всех. Отвечать на мои вопросы во время урока по одному, поднимая руку, не выкрикивать ответ с места. Работать мы будем с рабочими листами, которые находятся у вас на столах у каждого. Некоторым ученикам я сегодня как всегда буду давать индивидуальные задания. Будьте внимательны. Кто будет работать по заданиям, мне в конце урока сдают свою тетрадь. Поняли? | Учащиеся настраиваются на работу, сосредотачиваются. | Позитивный настрой на работу |
II. Мотивационно-ориентировочный 1. Актуализация знаний | Ребята, скажите пожалуйста, о чем мы говорили на прошлом уроке? Расскажите, что вам известно? // раздаю индивидуальные задания. Пока веду фронтальный опрос, некоторые выполняют задания в тетради. Тонкие вопросы по теме Лишайники. Параллельно идет работа по карточкам на повторение пройденного. Работа по карточкам с разноуровневыми заданиями по теме «Лишайники». Также к доске вызывается ученик, выполняет игровое задание «Третий лишний!». Задание: зачеркнуть нужно лишнее. При ответе пояснить-почему. 1. ягель, бородач, ламинария. 2.слоевище, грибница, цветок. 3. кустистый, листоватый, стебельчатый. После окончания опроса и работы у доски, собираю индивидуальные задания. | Обучающиеся отвечают на вопросы учителя. Учитель задаёт вопросы учащимся, контролирует время выполнения индивидуальных заданий. Работа по карточкам с разноуровневыми заданиями по теме «Лишайники» 1. Решите биологические задачи. Задача № 1. Я смотрел кору на ветке Сквозь стекло точеное: Там в ячейках белой сетки Рыбки спят зеленые. О чем идет речь в данном стихотворении. Ответ обоснуйте. Задача № 2. Русский физиолог растений К.А.Тимирязев назвал лишайники "растениями-сфинксами". Объясните - почему? Вопросы: (напечатаны на карточках) 3. Гуляя в лесу, мы можем с вами заметить, что особенно много лишайников вдали от крупных дорог, промышленных центров. О чем это говорит? 4. Как устроены лишайники и как они питаются? Что такое симбиоз? 5. Какие по внешнему виду ты знаешь лишайники? Перечисли их. 6. Почему лишайники неприхотливы? 7. Что такое лишайники? Что такое симбиоз? | Повторение пройденного материала, систематизация знаний, подготовка к постановке темы урока. |
2. Мотивация | Учащимся предлагается отгадать загадку: Меж клюквы и морошки, среди лесных болот, на кочке, на ножке. Куда не глянь везде растет. Он снизу – беловатый, повыше – зеленей. Коль нужно будет ваты. Нарви его скорей. О каком растении идет речь? Где растет это растение? | Ребята отгадывают загадку. О каком растении идет речь? Где растет это растение? Запись в тетради число, тема. Запись домашнего задания 1) стр 106-111, ответить на вопросы; 2) Подготовить сообщение, рисунок. | Умение находить ответ в другой области знания – истории Формулирование темы урока |
3. Целеполагание | Что вы уже знаете о мхах? А знаете ли вы, что мох бывает разным? У вас на столах инструкционная карта. Возьмите ее и проделаем сейчас работу в парах, но каждый у себя в тетради. | | Формулирование учащимися целей урока |
III. Изучение нового материала Работа с инструкционной картой и учебником. (индивидуальная работа со слабыми и неуспевающими учениками). | 1. Строение мхов. Работа с инструкционной картой в парах. Наблюдает за работой детей, при необходимости корректирует их работу. 2. Особенности мхов. Вопрос: В чем особенность мхов? Найдите в учебнике отличительные черты мхов от водорослей. Страница 106. | В рабочих тетрадях записаны число, тема, схема: печеночные и стебельные мхи. Под схемой рисунки мхов. На работу отводится 10-15 минут, если не все сделали работу, доделываем все вместе. Ученик читает ответ. Страница 106 учебника. | |
3. Размножение мхов. Вопросы:// работа с учебником + индивидуальные задания. 1.Как вы думаете, как, каким способом могут размножаться мхи? Работа с учебником. Найдите, прочитайте и запишите как размножаются мхи? 3. Найдите в учебнике и прочитайте, как размножается кукушкин лен? Кстати, почему его так назвали? –Какие мхинаиболее распространены в наших лесах? | Индивидуальные задания на отдельных учеников: Ответьте на вопросы полным ответом. 1. Найдите и выпишите из учебника в тетрадь как называются мужские и женские половые органы? 2.Что такое коробочки и что в них развивается? 3. Почему мхи относят к высшим растениям? | Соверщенствование умения сравнивать, выявлять главное из текста. Для тех, кто выполняет индивидуальные задания- главное умение выделить важное в учебнике. |
Физминутка (1 мин.) Утром мы, когда проснулись,улыбнулись, потянулись. Для здоровья, настроенья делаем мы упражнения: руки вверх и руки вниз, на носочки поднялись. То присели, то нагнулись и опять все улыбнулись. | |
4. Значение в природе и жизни человека Посмотрите сюда. В руках у меня три предмета: вата, бинт и мох. Вопрос: Что объединяет все три предмета вместе? (ответ: В военные годы при перевязке ран врачи использовали вместо ваты сухой сфагновый мох). Проблемный вопрос: Какие свойства этого растения учитывались? (гигроскопичность, и бактерицидность мха издревле использовались для лечения ран). Внимание сюда- в руках у меня торф. Демонстрация образцов торфа. Проблемный вопрос; «Знакома ли вам эта горная порода? Что вам известно о применении торфа?» Ответы детей. Загадка-стихотворение Я болотная царица, и, хотя кругом водица, Топи, мошка и трясина, нужно все, необходимо. Без болота не смогли бы, даже с помощью огнива, Дома, в тихий зимний час, развести огонь подчас. Во все щели, задувая, Ветер нас пронзил насквозь. Рана рваная случайно загноилась. И, небось, не на луг, а на болото, вы пошли бы в тот же час. А зачем? Так, я надеюсь, все узнаю я от вас. (торф – это топливо; мхом конопатят дома при их постройке; лечение ран) | Образцы торфа. Ученики отвечают на вопрос: что они знают про торф? Читаю загадку, дети ее отгадывают. Беседа о торфе. | Решение познавательных задач |
IV. Первичная проверка понимания нового материала. | Давайте немного поиграем. Игра «Найди ошибку» 1. Мхи – очень низенькие растеньица. Их слабые корешки не могут всасывать воду с большой глубины, и маленькие размеры помогают ее экономить, поэтому их так много в засушливых районах. 2. Самые маленькие растения – мхи. У многих из них нет стеблей и листьев. Так? Маленькими корешками они прочно прикрепляются к различным поверхностям. 3. Мхи растут преимущественно во влажных местах. 4. Мхи имеют женские и мужские органы. | Отвечают на вопросы игры | Систематизация нового «открытого» знания |
V. Первичное закрепление | – О чем мы говорили весь урок? – Напишите в своих рабочих листах, что вы узнали сегодня на уроке? Чему вы научились на уроке? – А что вы хотите узнать? | Рассуждают, отвечают. Пишут в рабочих листах ответы на вопросы: Я научился… Я узнал… Хочу узнать… | Самоанализ, мотивация к обучению на следующем уроке |
VII. Постановка домашнего задания | 1) Изучить в учебнике стр106-111, ответить на вопросы 2) Подготовить сообщение, рисунок. | Проверяю наличие записанного домашнего задания | |
VI. Рефлексия | | Заполняют лист самооценки | Удовлетворенность учащихся уроком |