Тема: ОБУЧАЮЩЕЕ СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ А. А. ПЛАСТОВА «ЛЕТОМ»
Цели:
подготовить учащихся к написанию сочинения описательного характера по картине А.А. Пластова «Летом»;
обогатить речь учеников словами, связанными с темой картины и средствами выражения замысла художника;
способствовать формированию чувства любви и уважения к родной природе; а также интереса к русской живописи и внимательному отношению к выбору слов.
Оборудование: Репродукции картин А. А. Пластова: «Витя-подпасок», «Ужин трактористов», «Первый снег», «Летом» (презентация PowerPoint).
«Кто не любит родную природу - тот не знает народной души!» (Н. Рыленков)
Ход урока
Организационный момент.
Сообщение темы и задач урока. Описание как тип речи.
Словарная работа
Пейзаж — жанр изобразительного искусства, в котором предметом изображения является природа.
Описание — тип речи. Основная черта описания – одновременность действий, явлений, признаков. Описание имеет определённую композицию: общее впечатление, описание деталей, частей целого, отношение к тому, что описывал. Объектом описания может быть природа, человек, животное, предмет, помещение, архитектурное сооружение, памятник.
Описание природы…Сегодня об этом мы и поговорим.
Вступительное слово учителя о художнике А. А. Пластове и его картинах.
Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) – выдающийся живописец, широко известный в нашей стране и за рубежом как певец русской деревни и русской природы.
Пластов родился в деревне Прислонихе (бывшая Ульяновская область). Здесь прошло его детство. Закончив училище живописи в Москве, Пластов возвращается в родную деревню. В родной Прислонихе Аркадий Александрович проводит большую часть своей жизни. Вот почему он так хорошо знает жизнь русской деревни.
Аркадий Александрович с юности мечтал стать живописцем, поэтому сразу же после возвращения на родину он стал профессионально заниматься художественной деятельностью. Когда же художника постигло несчастье: сгорел дом, где погибли все созданные им картины, он не сложил рук и не бросил кисть. Он начал писать с удвоенной силой. За свою жизнь Пластов создал 10 000 полотен! Многие из них хранятся в самых известных музеях страны. Пластов-признанный мастер при жизни. Он награжден двумя орденами и множеством медалей. На родине все любили и ценили художника, поэтому после его смерти, 12 мая 1972года, стали отмечать дни памяти Пластова вПрислонихе и даже в Москве. А в Ульяновске в его честь названа улица и поставлен памятник.
Пластов был современником наших бабушек, дедушек и родителей, поэтому герои его картин-взрослые и дети недавнего прошлого. Все картины художника наполнены теплом, душевной чистотой, любовью к человеку, к родной природе, родному краю. Через живопись он сумел показать тонкие и глубокие чувства и переживания людей. В его работах отражены испытания народа вво время Великой Отечественной войны,патриотический труд женщин, стариков и детей в неспокойное время, а также праздники и быт русской деревни.
Сюжеты Пластова просты. Он умело находит поэзию и символику в самых обычных сценах крестьянской жизни.Аркадий Александрович создал огромное количество великолепных произведений, в числе которых несколько сот портретов, персонажами которых были, в основном, односельчане мастера.
«Сенокос» создан в 1945 году, в первое мирное лето. Еще не вернулись мужчины с фронта – вот почему вышли в поле с косами в руках старики, подросток, молодая женщина. Это произведение получило Государственную премию. В многоцветье полевых трав, белизне берез, синеве дальнего леса-счастье мирного труда. Пластов говорил: «Когда я писал эту картину, все думал: ну, теперь радуйся, брат, каждому листочку радуйся – смерть кончилась, началась жизнь».
«Ужин трактористов», написанная в 1951 году, получила признание и в 1958 году была отмечена золотой медалью Всемирной выставки в Брюсселе. А в 1961 году автор повторил ее для Третьяковской галереи. Трактористы ужинают. Картина дышит покоем, и этот покой особенно ощутим по контрасту с непрерывной и трудной работой за рычагами трактора. Трактористы лежат на траве. Коротки мгновения их отдыха, работает двигатель, запах земли и травы мешается с запахом солярки и нагретого металла. Тем благодарнее люди принимают покой, молоко и хлеб. Трактор лишь присутствует на полотне. Все внимание отдано людям. Мужчина в военной фуражке наверняка помнит о закончившейся 6 лет назад войне. Его помощник только учится водить трактор, для него это лето необычно - он впервые в поле за плугом. Девочка – школьница кормит их старательно и степенно, явно подражая матери за домашним столом.
В его полотнах с большой любовью и мастерством раскрывается красота родной земли, выражается глубокое восхищение человеком-тружеником. Любимые герои Пластова – деревенские ребятишки – присутствуют почти в каждом его полотне («Витя-подпасок», «Первый снег»). Картины А. А. Пластова радуют нас своими звонкими, сочными красками.
Особенно художника привлекает лето – время года, когда вся природа находится в расцвете. Картина «Летом» написана в 1954 году. Аркадий Александрович воспел в ней богатство и щедрость родной земли, простых людей, отдыхающих после сбора грибов и ягод.
Беседа по картине «Летом».
- Любите ли вы ходить в лес, собирать грибы и ягоды?
Посмотрите, как изобразил лето художник А.А. Пластов на картине «Летом». Что привлекло ваше внимание?
- Что прежде всего привлекает внимание?
Яркая, солнечная опушка леса. Отдыхают девочка и женщина. Корзина и ведро с грибами, глиняный кувшин с ягодами. Сразу бросаются в глаза красная косынка на голове у девочки и зелёная трава.
- Рассмотрим картину более внимательно. Кого изобразил художник? Опишите их.
На картине мы видим грибников, расположившихся на отдых. Женщина в синем платье очень устала, собирая грибы и ягоды. Она прилегла на траву, закрыв лицо натруженной рукой, и уснула.
- Почему художник так отчетливо изобразил руки женщины? Какие они?
Руки у женщины загорелые, сильные. Видно, что она много работает. Художник хотел показать нам труженицу.
- Опишите девочку: её позу, что она делает, как одета.
Девочка сидит на траве, она босая, ножки её тоже устали бродить по лесу.
На ней белое платье и яркая красная косынка. Девочка рада отдыху, но руки её продолжают работать: она обрывает ягоды с сорванной ветки и кладёт их в кружку. Лицо у неё загорелое.
- Что в наряде девочки особенно бросается в глаза?
- Что можно сказать о лице девочки?
- Что вы можете сказать о собаке, изображенной на картине?
Собака верно служит хозяевам. Ей очень жарко. Она тоже не прочь отдохнуть в тени деревьев, положив голову на лапы.
- Где расположились грибники? Почему они выбрали это место?
Грибники расположились на красивой полянке среди сочной изумрудной травы, в которой пестреют скромные полевые цветы. Тень кудрявых белоствольных берёз прячет грибников от знойного солнца.
- Как показал художник, что стоит солнечный и тихий день?
Стоит знойный день. На солнце ослепительно блестит листва деревьев. Листья не шевелятся, полное безветрие. Летний воздух дышит ароматом трав. Пахнет спелой душистой малиной. Трава высокая, сочная. Хочется лежать в густой траве и смотреть на вершины берёз, на высокое чистое небо.
- Какие цвета использовал художник для изображения летнего солнечного дня?
Зеленый, светло-зеленый, белый, желтый, светло-коричневый, розовый, красный.
- Какие краски преобладают в картине?
Слово учителя о цветовой гамме картины.
С помощью цвета художник создает образ, передает свое отношение, вызывает определенное настроение. Желтый, розовый, красный, оранжевый цвета называют теплыми. Они помогают художнику передать радостное и светлое настроение. Синий, темно-голубой, фиолетовый, серый – это холодные цвета. Они обычно вызывают чувство грусти, печали.
- Какое впечатление производит на вас картина А. А. Пластова «Летом»?
Лексическая работа
Ослепительное солнце, изумрудная трава, яркие краски, зелёная цветочная поляна, глиняный кувшин, фиолетовые и жёлтые хрупкие сыроежки, оранжевые лисички, белоствольные берёзы.
Физминутка
Работа над составлением плана
Составление плана сочинения.
Обращаем внимание на то, что учащимся предлагается на-писать не сочинение — описание картины, а сочинение по кар-тине. Они должны переработать материал, который даёт им полотно А. Пластова, в повествовательный текст с элемента-ми описания. Исходя из этого и формируется план сочинения. Учитель может предложить слабоуспевающим ученикам ис-пользовать опорные конструкции.
План сочинения | | Опорные конструкции | |
| |
I. Вступление. | Автор картины «Летом» А. Пла- |
Мастерство художника в изо- | стов умело изображает... | Когда |
бражении летнего дня и отды- | мы смотрим на эту картину... |
хающих грибников | Живо представляется, как герои... |
| | |
II. Основная часть. | Ранним утром отправились... | Не- |
1. Раннее начало дня. Сбор | легко было пробираться по лесу... |
грибов и ягод. Описание кор- | Корзина и ведро доверху наполни- |
зины и ведра с грибами, кув- | лись | ... В кувшин собирали... | Те- |
шина с ягодами | перь можно было возвращаться |
| домой, но... | | | |
| |
2. Грибники на отдыхе: | ...вышли из леса и остановились |
— тенистое место под берёза- | на......поляне,заросшей Грибни- |
ми на поляне, густая трава; | ки расположились... | Уставшая |
— сон уставшей матери; | от... | груза и... пути женщина... |
— девочка наполняет ягодами | Девочка в платке и...... платьице |
кружку; | не спит, она... | Рядом с девочкой... |
— верный пёс охраняет свою | После отдыха... | | |
хозяйку | | | | | |
| | | |
III. Заключение. | Художник любуется... | | |
Общее впечатление от картины | ...Нам передаётся настроение... |
| | | | | |
9. Письменное сочинение.
Написание чернового варианта работы.
Работа с памяткой «Как работать над сочинением» (с. 170): пункты 3, 4, корректировка написанного.
Редактирование написанного текста
Подведение итогов работы
Сегодняшний урок не прошел для нас даром: мы узнали много интересного и полезного из жизни русского художника Аркадия Александровича Пластова, а главное - познакомились с его полотнами. Это нам обязательно поможет при написании сочинения-описания картины «Летом».
Вооружайся терпением и вниманием к родной природе, к человеку и выходи читать увлекательную книгу под названием «Жизнь» так, как умел читать ее Аркадий Александрович Пластов.
Как мне жалко людей, про которых
Говорят, что угрюмый их глаз
Видит лишь водоемы в озерах,
А в лесу древесины запас;
Кто не может с речушкой сдружиться,
Не заплачет навзрыд с куликом,
Кто не знает как пахнет душица
На поемном лугу вечерком…
Пей же всласть родниковую воду,
Росной свежестью луга дыши,
Кто не любит родную природу-
Тот не знает народной души!
Рефлексия
Домашнее задание. Дописать сочинение