СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Обучающее сочинение по картине А.Пластова "Летом""

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для урока по русскому языку к УМК Ладыженской

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Обучающее сочинение по картине А.Пластова "Летом""»

Тема: ОБУЧАЮЩЕЕ СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ А. А. ПЛАСТОВА «ЛЕТОМ»

Цели:

  • подготовить учащихся к написанию сочинения описательного характера по картине А.А. Пластова «Летом»;

  • обогатить речь учеников словами, связанными с темой картины и средствами выражения замысла художника;

  • способствовать формированию чувства любви и уважения к родной природе; а также интереса к русской живописи и внимательному отношению к выбору слов.

Оборудование: Репродукции картин А. А. Пластова: «Витя-подпасок», «Ужин трактористов», «Первый снег», «Летом» (презентация PowerPoint).


«Кто не любит родную природу - тот не знает народной души!» (Н. Рыленков)

Ход урока

  1. Организационный момент.

Сообщение темы и задач урока. Описание как тип речи.

  1. Словарная работа

Пейзаж жанр изобразительного искусства, в котором предметом изображения является природа.

Описание — тип речи. Основная черта описания – одновременность действий, явлений, признаков. Описание имеет определённую композицию: общее впечатление, описание деталей, частей целого, отношение к тому, что описывал. Объектом описания может быть природа, человек, животное, предмет, помещение, архитектурное сооружение, памятник.

Описание природы…Сегодня об этом мы и поговорим.

  1. Вступительное слово учителя о художнике А. А. Пластове и его картинах.

Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) – выдающийся живописец, широко известный в нашей стране и за рубежом как певец русской деревни и русской природы.

Пластов родился в деревне Прислонихе (бывшая Ульяновская область). Здесь прошло его детство. Закончив училище живописи в Москве, Пластов возвращается в родную деревню. В родной Прислонихе Аркадий Александрович проводит большую часть своей жизни. Вот почему он так хорошо знает жизнь русской деревни.

Аркадий Александрович с юности мечтал стать живописцем, поэтому сразу же после возвращения на родину он стал профессионально заниматься художественной деятельностью. Когда же художника постигло несчастье: сгорел дом, где погибли все созданные им картины, он не сложил рук и не бросил кисть. Он начал писать с удвоенной силой. За свою жизнь Пластов создал 10 000 полотен! Многие из них хранятся в самых известных музеях страны. Пластов-признанный мастер при жизни. Он награжден двумя орденами и множеством медалей. На родине все любили и ценили художника, поэтому после его смерти, 12 мая 1972года, стали отмечать дни памяти Пластова вПрислонихе и даже в Москве. А в Ульяновске в его честь названа улица и поставлен памятник.

Пластов был современником наших бабушек, дедушек и родителей, поэтому герои его картин-взрослые и дети недавнего прошлого. Все картины художника наполнены теплом, душевной чистотой, любовью к человеку, к родной природе, родному краю. Через живопись он сумел показать тонкие и глубокие чувства и переживания людей. В его работах отражены испытания народа вво время Великой Отечественной войны,патриотический труд женщин, стариков и детей в неспокойное время, а также праздники и быт русской деревни.

Сюжеты Пластова просты. Он умело находит поэзию и символику в самых обычных сценах крестьянской жизни.Аркадий Александрович создал огромное количество великолепных произведений, в числе которых несколько сот портретов, персонажами которых были, в основном, односельчане мастера.

«Сенокос» создан в 1945 году, в первое мирное лето. Еще не вернулись мужчины с фронта – вот почему вышли в поле с косами в руках старики, подросток, молодая женщина. Это произведение получило Государственную премию. В многоцветье полевых трав, белизне берез, синеве дальнего леса-счастье мирного труда. Пластов говорил: «Когда я писал эту картину, все думал: ну, теперь радуйся, брат, каждому листочку радуйся – смерть кончилась, началась жизнь».

«Ужин трактористов», написанная в 1951 году, получила признание и в 1958 году была отмечена золотой медалью Всемирной выставки в Брюсселе. А в 1961 году автор повторил ее для Третьяковской галереи. Трактористы ужинают. Картина дышит покоем, и этот покой особенно ощутим по контрасту с непрерывной и трудной работой за рычагами трактора. Трактористы лежат на траве. Коротки мгновения их отдыха, работает двигатель, запах земли и травы мешается с запахом солярки и нагретого металла. Тем благодарнее люди принимают покой, молоко и хлеб. Трактор лишь присутствует на полотне. Все внимание отдано людям. Мужчина в военной фуражке наверняка помнит о закончившейся 6 лет назад войне. Его помощник только учится водить трактор, для него это лето необычно - он впервые в поле за плугом. Девочка – школьница кормит их старательно и степенно, явно подражая матери за домашним столом.

В его полотнах с большой любовью и мастерством раскрывается красота родной земли, выражается глубокое восхищение человеком-тружеником. Любимые герои Пластова – деревенские ребятишки – присутствуют почти в каждом его полотне («Витя-подпасок», «Первый снег»). Картины А. А. Пластова радуют нас своими звонкими, сочными красками.

Особенно художника привлекает лето – время года, когда вся природа находится в расцвете. Картина «Летом» написана в 1954 году. Аркадий Александрович воспел в ней богатство и щедрость родной земли, простых людей, отдыхающих после сбора грибов и ягод.

  1. Беседа по картине «Летом».

- Любите ли вы ходить в лес, собирать грибы и ягоды?

Посмотрите, как изобразил лето художник А.А. Пластов на картине «Летом». Что привлекло ваше внимание?

- Что прежде всего привлекает внимание?

Яркая, солнечная опушка леса. Отдыхают девочка и женщина. Корзина и ведро с грибами, глиняный кувшин с ягодами. Сразу бросаются в глаза красная косынка на голове у девочки и зелёная трава.

- Рассмотрим картину более внимательно. Кого изобразил художник? Опишите их.

На картине мы видим грибников, расположившихся на отдых. Женщина в синем платье очень устала, собирая грибы и ягоды. Она прилегла на траву, закрыв лицо натруженной рукой, и уснула.

- Почему художник так отчетливо изобразил руки женщины? Какие они?

Руки у женщины загорелые, сильные. Видно, что она много работает. Художник хотел показать нам труженицу.

- Опишите девочку: её позу, что она делает, как одета.

Девочка сидит на траве, она босая, ножки её тоже устали бродить по лесу.

На ней белое платье и яркая красная косынка. Девочка рада отдыху, но руки её продолжают работать: она обрывает ягоды с сорванной ветки и кладёт их в кружку. Лицо у неё загорелое.

- Что в наряде девочки особенно бросается в глаза?

- Что можно сказать о лице девочки?

- Что вы можете сказать о собаке, изображенной на картине?

Собака верно служит хозяевам. Ей очень жарко. Она тоже не прочь отдохнуть в тени деревьев, положив голову на лапы.

- Где расположились грибники? Почему они выбрали это место?

Грибники расположились на красивой полянке среди сочной изумрудной травы, в которой пестреют скромные полевые цветы. Тень кудрявых белоствольных берёз прячет грибников от знойного солнца.

- Как показал художник, что стоит солнечный и тихий день?

Стоит знойный день. На солнце ослепительно блестит листва деревьев. Листья не шевелятся, полное безветрие. Летний воздух дышит ароматом трав. Пахнет спелой душистой малиной. Трава высокая, сочная. Хочется лежать в густой траве и смотреть на вершины берёз, на высокое чистое небо.

- Какие цвета использовал художник для изображения летнего солнечного дня?

Зеленый, светло-зеленый, белый, желтый, светло-коричневый, розовый, красный.

- Какие краски преобладают в картине?

  1. Слово учителя о цветовой гамме картины.

С помощью цвета художник создает образ, передает свое отношение, вызывает определенное настроение. Желтый, розовый, красный, оранжевый цвета называют теплыми. Они помогают художнику передать радостное и светлое настроение. Синий, темно-голубой, фиолетовый, серый – это холодные цвета. Они обычно вызывают чувство грусти, печали.

- Какое впечатление производит на вас картина А. А. Пластова «Летом»?

  1. Лексическая работа

Ослепительное солнце, изумрудная трава, яркие краски, зелёная цветочная поляна, глиняный кувшин, фиолетовые и жёлтые хрупкие сыроежки, оранжевые лисички, белоствольные берёзы.

Физминутка

  1. Работа над составлением плана

  2. Составление плана сочинения.

Обращаем внимание на то, что учащимся предлагается на-писать не сочинение — описание картины, а сочинение по кар-тине. Они должны переработать материал, который даёт им полотно А. Пластова, в повествовательный текст с элемента-ми описания. Исходя из этого и формируется план сочинения. Учитель может предложить слабоуспевающим ученикам ис-пользовать опорные конструкции.



План сочинения


Опорные конструкции




I. Вступление.

Автор картины «Летом» А. Пла-

Мастерство художника в изо-

стов умело изображает...

Когда

бражении летнего дня и отды-

мы смотрим на эту картину...

хающих грибников

Живо представляется, как герои...




II. Основная часть.

Ранним утром отправились...

Не-

1. Раннее начало дня. Сбор

легко было пробираться по лесу...

грибов и ягод. Описание кор-

Корзина и ведро доверху наполни-

зины и ведра с грибами, кув-

лись

... В кувшин собирали...

Те-

шина с ягодами

перь можно было возвращаться


домой, но...






2. Грибники на отдыхе:

...вышли из леса и остановились

— тенистое место под берёза-

на......поляне,заросшей Грибни-

ми на поляне, густая трава;

ки расположились...

Уставшая

— сон уставшей матери;

от...

груза и... пути женщина...

— девочка наполняет ягодами

Девочка в платке и...... платьице

кружку;

не спит, она...

Рядом с девочкой...

— верный пёс охраняет свою

После отдыха...



хозяйку










III. Заключение.

Художник любуется...



Общее впечатление от картины

...Нам передаётся настроение...









9. Письменное сочинение.

  1. Написание чернового варианта работы.



  1. Работа с памяткой «Как работать над сочинением» (с. 170): пункты 3, 4, корректировка написанного.

  2. Редактирование написанного текста

  3. Подведение итогов работы

Сегодняшний урок не прошел для нас даром: мы узнали много интересного и полезного из жизни русского художника Аркадия Александровича Пластова, а главное - познакомились с его полотнами. Это нам обязательно поможет при написании сочинения-описания картины «Летом».

Вооружайся терпением и вниманием к родной природе, к человеку и выходи читать увлекательную книгу под названием «Жизнь» так, как умел читать ее Аркадий Александрович Пластов.

Как мне жалко людей, про которых

Говорят, что угрюмый их глаз

Видит лишь водоемы в озерах,

А в лесу древесины запас;

Кто не может с речушкой сдружиться,

Не заплачет навзрыд с куликом,

Кто не знает как пахнет душица

На поемном лугу вечерком…

Пей же всласть родниковую воду,

Росной свежестью луга дыши,

Кто не любит родную природу-

Тот не знает народной души!


  1. Рефлексия

  2. Домашнее задание. Дописать сочинение