СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме :Определение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен для учащихся 5 класса

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме :Определение»

Класс: 5. Предмет: русский язык.

Тема. Определение.

Цель: 1) познакомить с определением и способами его выражения; учить находить определение в предложении; употреблять его в речи;

2) развивать связную речь учащихся;

3) воспитывать стремление расширять кругозор, обогащать словарный запас.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Проверка упражнения 179.

В о п р о с ы:

1) Что такое дополнение?

2) Каким членом предложения оно является? Как подчеркивается?

3) На какие вопросы отвечает дополнение?

4) В каком падеже всегда стоит подлежащее?

5) Какими частями речи может быть выражено дополнение?

6) Что обозначает существительное? Значит, дополнение обозначает тоже…?!

2. Словарный диктант. (Упр. 180)

II. Знакомство со словарными словами.

Информация, сведения, сообщение, фамилия, портрет, вокзал, телефон, электровоз, пейзаж, мираж, бассейн.

Предлоги: около, возле, навстречу перед, после.

III. Работа по теме урока.

1. Наблюдение, с. 74.

2. Заполнение таблицы «Второстепенные члены предложения» ведется одновременно с выполнением упражнения 181.

Второстепенные члены предложения


Порядок действий

Члены предложения


1. Установить, от какого слова зависит

От глагола

От существительного


2. Выяснить, что обозначает

предмет, с которым связано действие или признак

Признак предмета


3. Найти, на какой вопрос отвечает

Р. п. кого? чего?

Д. п. кому? чему?

В. п. кого? что?

Т. п. кем? чем?

П. п. о ком? о чем?

Какой? Чей?


4. Определить, какой частью речи выражен

Чаще всего существительным или местоимением в косвенном падеже

прилагательным,
существительным, местоимением


IV. Запишите предложения под диктовку, выделите основы, подчеркните определения.

Внимание! Дуплексив – так называется случай, когда второстепенные члены предложения выполняют одновременно роль определения и дополнения.

V. Запись словосочетаний.

В каждой паре словосочетаний найдите части, сходные по значению. Произведите разбор словосочетаний.

цветущий сад – сад …

карнавальный костюм – костюм …

Составьте 1–2 предложения, используя записанные словосочетания. Подчеркнуть определения.

VI. Самостоятельная работа.

Выполнение упражнения 182, проверка.

VII. Наблюдение над ролью определения в тексте.

1) Я открыл глаза. Свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну – за стеклами все было снежно и безмолвно. В небе на высоте стояла луна, и вокруг нее переливался круг.

Когда же выпал снег?

2) Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну – за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг.

Когда же выпал первый снег?

К. Паустовский

Задание.

1. Сравните тексты. Чем они различны? Какова роль определений в тексте.

2. Спишите второй текст, выделите определения.

Домашнее задание: упражнение 183.