Тема: «Плотность вещества».
Тип урока: комплексное применение знаний.
Цели урока:
Образовательные:
- углубить и закрепить знания учащихся по данной теме, способствовать формированию умений применять полученные знания в новой ситуации;
- совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач;
- расширять кругозор учащихся.
Развивающие:
- внести вклад в развитие коммуникативных способностей учащихся, умения пользоваться справочными таблицами, компьютером, работать с тестовыми заданиями;
- активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке использованием ИКТ;
- развивать речь учащихся, навыки выступления перед аудиторией;
- способствовать развитию самостоятельного мышления по применению имеющихся знаний в различных ситуациях;
- совершенствовать компьютерную грамотность;
- учить рефлексировать.
Воспитательные:
- продолжить формирование культуры общения и умения работать в режимах «учитель - класс», «учитель – ученик»;
- формировать сознательную дисциплину;
- повышать познавательную деятельность и активность учащихся;
- воспитывать интерес к предмету.
Технологии применяемые на уроке: информационная, исследования, проблемно – развивающая, личностно – ориентированная, тестовая.
Технические средства:
- персональный компьютер
- мультимедиа проектор
- фото- и видеоматериалы на магнитных и оптических носителях информации
- демонстрационный экран
- компьютерный класс
Оборудование
Картофель, измерительный цилиндр, карточки с обозначениями физических величин и их единиц измерений в СИ (V, m, Þ, м3, кг, кг/м3), карточки с тестовыми заданиями и листы к ним для записи ответов
Оформление доски: эпиграф «
Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле»
Аристотель
Д
ано: Решение:
Þ = 800кг/м3 V = m / Þ, V = 500 : 800 = 0,625 м3 = 6,25 л
m
= 500 кг
V - ? Ответ: V = 6,25 л Ход урока.
Орг. момент – 1мин.
Физика – удивительная наука и надо шаг за шагом познавать ее. И каждый ваш шаг в познании физики, должен быть твердым и уверенным, а ваши знания крепкими. Насколько они прочные мы сегодня увидим.
2. Целеполагание – 2 мин.
На последних уроках мы изучили физическую величину «плотность». Сегодня мы проведем урок повторения темы «Плотность вещества». Давайте сформулируем цель нашего урока.
(На сегодняшнем уроке мы должны повторить формулу для нахождения плотности, ее физический смысл, закрепить все это при решении задач), а я должна буду проверить, как вы эту тему усвоили).
3.Актуализация знаний - 6 мин. Давайте посмотрим презентацию по теме приготовленную Аней. (Просмотр презентации).
Теперь работаем с вашими карточками.
1.Какой буквой обозначается плотность, назовем ее.
2.Какова единица ее измерения в СИ?
3.По какой формуле рассчитывается плотность вещества, проговорим ее вслух.
4. Какой буквой обозначается масса, назовем ее.
5.Какова единица измерения объема в СИ?
6.По какой формуле рассчитывается масса вещества, проговорим ее вслух
4.Применение знаний и умений решать задачи – 15 мин.
«
Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле» так говорил философ древности Аристотель.
Я предлагаю вам 4 задачи.
№ из задачника Лукашика. Клубень картофеля массой 59 г имеет объем 50 см3. Определить плотность картофеля. Эту задачу решаем все, 1 ученик у доски.
Д
ано: СИ: Решение:
V= 50 см3 = 0, 00005 м3 Þ = m / V, Þ =59: 50 = 1,18 г/ см3 (1180 кг/ м3)
m
= 59 г = 0,059 г Þ = 0,059: 0,00005 = 1180(кг/ м3)
Þ - ? Ответ: Þ = 1180 кг/ м3
Задача №2 заранее записана и решена на доске, но с ошибкой, надо найти эту ошибку.
Ч
ему равен объем нефти, если ее масса 500 кг?
Д
ано: Решение:
Þ =800 кг\м3 V= m / Þ, V =500 : 800 = 0,625 м3 = 6,25 л (625 л)
m = 500 кг
V - ? Ответ: V = 6,25 л (625 л)
№3 Решаем все вместе, а ученик у доски «проговаривает» ход своих рассуждений и действий.
Определить массу оконного стекла длиной 3 м, высотой 2 м и толщиной 0,5 см. Плотность стекла (Þ = 2500 кг/ м3 ст.50 ) определите по таблице плотностей в учебнике.
m = V× Þ; m = 3× 2 ×0, 005× 2500 = 75 (кг).
Ответ: m = 75 кг
№4 разбираем все вместе, намечаем ход решения, а доводим до конца самостоятельно и сообщаем свои результаты
Определить экспериментально плотность картофеля.
Находим массу картофеля. (Для облегчения решения массу картофеля я нашла заранее m = 85,9 г, V = 84 см3 )
С помощью измерительного цилиндра и отливного сосуда находим его объем.
Рассчитываем плотность по формуле Þ = m /V Þ = 85,9 г : 84 см3 = 1,023 г/ см3 = 1023 кг/м3
Сравниваем полученный результат с табличным и с ответом задачи №1 (табличное значение плотности картофеля 670 кг/ м3 стр. 51 «Справочник по физике» А.С. Енохович).
5. Проверка знаний, работа с тестом – 10 мин
Садимся за компьютеры и работаем с тестом по диску Кирилла и Мефодия 3 человека, те кто имеет по итогам 1 четверти «5», все остальные учащиеся работают по тестам на карточках, ответы записываем на листках
1 вариант
№1. Сколько граммов содержит 0,025 кг?
К- 250г; Л - 2500г; М – 25 г.
№2. По какой формуле вычисляют плотность вещества?
А – m \ V; Б – V \ t; В – s \ v; Г - Þ× V
№3. В каких единицах в СИ измеряют массу?
К – г; Л – т; М – ц; С – кг
№4. Какой буквой обозначается объем тела?
О – m; С – V; П – S; Р – Þ;
№5 Сколько получим, если переведем плотность 8000 кг/м3 в г/см3?
А- 8 г/см3; Б – 80 г/см3; В - 800 г/см3; Г – 0,8 г\см3.
(ответ МАССА)
2 вариант
№1. Сколько граммов содержит 0,250 кг?
О- 250г; П - 2500г; Р – 25 г.
№2 По какой формуле вычисляют массу вещества?
А – m \ V; Б – Þ V; В – s \ v; Г - V \ t
№3 В каких единицах в СИ измеряют плотность?
Ъ –кг/м3; Ь – г/см3; Э –кг/ см3; Ю – г/ м3;
№4 Какой буквой обозначается объем тела?
Д – m; Е – V; Ж – S; З – Þ;
№5 Сколько получим, если переведем плотность 2000 кг/м3 в г/см3?
К - 200 г/см3; Л – 20 г/см3; М - 2 г/см3; Г – 0,2 г\см3.
(ответ ОБЪЕМ)
Дополнительно 1 вариант № (Л) 2 вариант № (Л)
6. Практическая работа «Определение плотности жидкости с помощью ареометра»
Оборудование: стаканы с жидкостью, ареометры.
Цель: Определить плотность жидкости.
7. Представление проекта «Определение содержания крахмала в картофеле по его плотности»
8. Информация о домашнем задании – 2 мин.
Повторить § 20, 21 №268, № 273*( *для учеников имеющих «4» и «5»)
Решить задачу связанную с бытом
№1. Определить плотность мыла
8. Кратковременные сообщения по теме - 5 мин: «Самое плотное твердое вещество во Вселенной», «Самая плотная древесина», «Природный газ и его применение».
9.Подведение итогов и рефлексия – 4 мин. Какие оценки вам «выставил» компьютер?
Оцените свои достижения на этом уроке:
Все ли у вас получилось?
Довольны ли вы своими результатами?
Довелось ли вам в полной мере реализовать свои возможности, применить полученные знания?
Если ум, старанья прилагаются,
То задачи быстро разрешаются.
Как видите, - класс все решил
А кое – кто «пятерку» получил.
Старанья, знания я требую от вас,
Вы замечательный, трудолюбивый класс.