Учитель Наумова Е.А.
Урок русского языка 11А___________ 11Б _____________
Тема: Полные и неполные предложения
Цель:
- осмыслить и изучить полные и неполные предложения.
- рассмотреть особенности полных и неполных предложений;
- развить самостоятельность мышления и определения полных и неполных предложений;
- привить бережное отношение к нравственным ценностям, к доброте и любви в целом.
Ход урока
Организационный этап
Психологический настрой.
- День хороший наступил,
Солнце светит нам всегда.
И природа оживает
Всех будить уже пора.
А мы с вами уже проснулись,
И очень рада видеть ваши глаза.
- Ребята, добрый день, с каким настроением вы сегодня пришли на урок?
- Я желаю сохранить его до конца этого дня.
Начнем урок с минутки доброты! Что у меня в руке? Это лебедь –символ верности, любви и теплоты. Так давайте же говорить друг другу добрые слова, комплименты.
Стратегия «Аквариум».
Какие качества вы цените в людях?
Вы считаете себя добрым человеком? Каким должен быть добрый человек?
-
Ребята, составьте ассоциативную карту к абстрактным понятиям Доброта, Любовь.
















Актуализация знаний
-проверка домашнего задания
- орфоэпическая разминка
СвЁкла, крапИва, вЕрба, щавЕль, тУфля, нет тУфель, подОшва, тОрты, нет тОртов, мне позвонЯт, ты позвонИшь, созвонИмся, жалюзИ, красИвее, стАтуя, недУг, углубИть, углублЁнный, досУг, айвОвый, алычОвый, тигрОвый, оптОвый, слИвовый, давнИшний.
Осмысление значения.
Мозговой штурм.
- Ребята, мы продолжаем говорить о простых предложений.
-Скажите что такое предложение? (основная единица синтаксиса, в нем заключается мысль; имеет грамматическую основу, характеризуется интонационной законченностью).
- Действительно, в любом предложении выражена мысль говорящего. Назывное предложение: Ветер. Зима. Вечер. В каждом выражена определенная мысль, время года, время суток, явление природы. А теперь, ребята повторим виды простых предложений, для этого ответим устно на вопросы.
1. Чем отличается односоставное предложение от двусоставного? (грамматическая основа состоит из одного главного члена предложения)
2. Светает. Мне спокойно. Без доброты нет милосердия. В чем особенность данных предложений? (безличное, действие и состояние происходит без лица).
3. Берегите друг друга,
Добротой согревайте,
Берегите друг друга,
Обижать не давайте. (О. Высоцкая)
Люблю и ценю доброту… (Л.Толстой)
К какому виду односоставных предложений относятся? (опре.-личн.1 л ед.ч. – я и мы; 2 лицо –ты и вы ).
4. Теплота. Согревать душу теплотой. Чем отличаются предложения? (главным членом) Как называются эти предложения? (назывное, глагольное)
5. По одежке встречают, по уму провожают. Цыплят по осени считают.
В каких предложениях часто встречаются пословицы? (обобщенно-личные, действие, относящее ко всем).
7. Что такое простое предложение?
- Подытожим то, что мы повторили по схеме.
(Все предложения простые)
-Чем отличаются данные предложения? (в первом –отсутствуют некоторые члены предложения, в во втором – все члены предложения).
Работа по теме урока
Слово учителя
По строению и значению различаются полные/неполные предложения.
С
хема
Слово учителя
-
В полных предложениях сказуемое согласуется с подлежащим и управляет дополнением, определение интересную согласуется с дополнением.



-В неполных цепочка разрушается, пропущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения. Отсутствующие члены могут быть восстановлены из контекста.
-Неполные часто входят в состав сложных предложений: Землю солнце красит, а людей – человечность. Сила наша – в единстве, красота – в любви.
Пропуск на письме ставится тире, а устно – паузой.
Первичное закрепление
Перемешанные события. Вставьте пропущенные по значению слова (письменно)
1.Юность богата надеждами, а старость – опытом.
2. Человеку даны доброта и слова, животным – жестокость и немота.
3. Беда не по лесу ходит, а по людям.
4. Родители берегут дочь до венца, а муж жену - до конца
5. Добрая жена дом сбережет, а плохая рукавом разнесет.
Семантическая карта. Указать какие члены предложения пропущены.
(письменно)
Члены предложения | Дочь красивая в отца, сын – в мать. | Дерево ценят по плодам, а человека по делам | В добром житье краснеют, в худом бледнеют | Худой человек хвастлив, а добрый-скромен бывает | Козла бойся спереди, Коня – сзади, А злого человека со всех сторон. | Злой плачет от зависти, добрый – от радости. | Моль одежду ест, а печаль – сердце |
подлежащее | | | | | | | |
определение | | | | | | | |
сказуемое | | | | | | | |
дополнение | | | | | | | |
Вывод: Как утверждают исследователи, 70 % неполных предложений пропущен главный член предложения – сказуемое.
Дискуссионный опрос . Да/Нет
1. Неполные предложения часто встречаются в устной речи, пословицах.
2. Полные предложения всегда являются сложными.
3. Неполнота объясняется ситуативностью, контекстом. Легко восстанавливается.
4. Полнота/неполнота различаются строением и значением.
5. В пунктуации неполнота выражается двоеточием.
Разминка. Внимательно, слушаем. Рифмы должны совпадать.
1.Зазеленеет старый пень,
Когда услышит……………(Добрый день)
2.Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы……….(Спасибо)
3.Когда вас бранят за шалости,
Говорим «Простите пожалуйста»
4.Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь: «Здравствуйте!».
Самостоятельная работа. Ключевые слова. Вы должны составить предложения, в котором пропущен один член предложения. Но легко восстанавливается из контекста.
1. Сарафан, красный, желтый (Аня надела красный сарафан, а я -желтый)
2. Злой, слово, добрый, строить (Злое слово разрушает, а доброе - строит).
3. Класс, учиться, одиннадцать.
4. Теплота, дарить, доброта, сердце.
5. Лет, семнадцать.
6. Астана, первый, Алматы, второй.
Рефлексия
Ромашка вопросов
6. В чем функция неполных предложений?
5. Как устно и на письме выражаются неполнота предложений?
4. Приведите свои примеры неполных предложений.
3. Какие члены могут быть пропущены в неполных предложениях?
2. Почему неполные предложения используются в речи?
1. Что такое предложение?
- Ребята, у вас в руках сердечки. Напишите добрые свои пожелания нашим гостям.
Доброта она от века
Украшение человека.
И нам без них не обойтись
Ни светлым днем, ни днем дождливым.
И если хочешь быть красивым,
Ты добротою поделись.
Лучами земля опоясана,
Цветами земля опоясана.
Хлдите дорогами ясными,
Летайте высокими трассами-
Орбитой любви и привета,
Пусть мчится вся наша планета.
Стремитесь открыть хоть однажды
Звезду человечности в каждом!
Домашнее задание. Напишите эссе на тему « Доброта нужна всем людям»
с использованием полных/неполных предложений.
Оценивание.
Перемешанные события. Вставьте пропущенные по значению слова (письменно)
1.Юность богата надеждами, а старость – опытом.
2. Человеку даны доброта и слова, животным – жестокость и немота.
3. Беда не по лесу ходит, а по людям.
4. Родители берегут дочь до венца, а муж жену - до конца
5. Добрая жена дом сбережет, а плохая рукавом разнесет.
Перемешанные события. Вставьте пропущенные по значению слова (письменно)
1.Юность богата надеждами, а старость – опытом.
2. Человеку даны доброта и слова, животным – жестокость и немота.
3. Беда не по лесу ходит, а по людям.
4. Родители берегут дочь до венца, а муж жену - до конца
5. Добрая жена дом сбережет, а плохая рукавом разнесет.
Перемешанные события. Вставьте пропущенные по значению слова (письменно)
1.Юность богата надеждами, а старость – опытом.
2. Человеку даны доброта и слова, животным – жестокость и немота.
3. Беда не по лесу ходит, а по людям.
4. Родители берегут дочь до венца, а муж жену - до конца
5. Добрая жена дом сбережет, а плохая рукавом разнесет.
Перемешанные события. Вставьте пропущенные по значению слова (письменно)
1.Юность богата надеждами, а старость – опытом.
2. Человеку даны доброта и слова, животным – жестокость и немота.
3. Беда не по лесу ходит, а по людям.
4. Родители берегут дочь до венца, а муж жену - до конца
5. Добрая жена дом сбережет, а плохая рукавом разнесет.
Перемешанные события. Вставьте пропущенные по значению слова (письменно)
1.Юность богата надеждами, а старость – опытом.
2. Человеку даны доброта и слова, животным – жестокость и немота.
3. Беда не по лесу ходит, а по людям.
4. Родители берегут дочь до венца, а муж жену - до конца
5. Добрая жена дом сбережет, а плохая рукавом разнесет.
Перемешанные события. Вставьте пропущенные по значению слова (письменно)
1.Юность богата надеждами, а старость – опытом.
2. Человеку даны доброта и слова, животным – жестокость и немота.
3. Беда не по лесу ходит, а по людям.
4. Родители берегут дочь до венца, а муж жену - до конца
5. Добрая жена дом сбережет, а плохая рукавом разнесет.
Перемешанные события. Вставьте пропущенные по значению слова (письменно)
1.Юность богата надеждами, а старость – опытом.
2. Человеку даны доброта и слова, животным – жестокость и немота.
3. Беда не по лесу ходит, а по людям.
4. Родители берегут дочь до венца, а муж жену - до конца
5. Добрая жена дом сбережет, а плохая рукавом разнесет.
Семантическая карта. Указать какие члены предложения пропущены.
(письменно)
Члены предложения | Дочь красивая в отца, сын – в мать. | Дерево ценят по плодам, а человека по делам | В добром житье краснеют, в худом бледнеют | Худой человек хвастлив, а добрый-скромен бывает | Козла бойся спереди, Коня – сзади, А злого человека со всех сторон. | Злой плачет от зависти, добрый – от радости. | Моль одежду ест, а печаль – сердце |
подлежащее | | | | | | | |
определение | | | | | | | |
сказуемое | | | | | | | |
дополнение | | | | | | | |
Семантическая карта. Указать какие члены предложения пропущены.
(письменно)
Члены предложения | Дочь красивая в отца, сын – в мать. | Дерево ценят по плодам, а человека по делам | В добром житье краснеют, в худом бледнеют | Худой человек хвастлив, а добрый-скромен бывает | Козла бойся спереди, Коня – сзади, А злого человека со всех сторон. | Злой плачет от зависти, добрый – от радости. | Моль одежду ест, а печаль – сердце |
подлежащее | | | | | | | |
определение | | | | | | | |
сказуемое | | | | | | | |
дополнение | | | | | | | |
Семантическая карта. Указать какие члены предложения пропущены.
(письменно)
Члены предложения | Дочь красивая в отца, сын – в мать. | Дерево ценят по плодам, а человека по делам | В добром житье краснеют, в худом бледнеют | Худой человек хвастлив, а добрый-скромен бывает | Козла бойся спереди, Коня – сзади, А злого человека со всех сторон. | Злой плачет от зависти, добрый – от радости. | Моль одежду ест, а печаль – сердце |
подлежащее | | | | | | | |
определение | | | | | | | |
сказуемое | | | | | | | |
дополнение | | | | | | | |
Ключевые слова. Вы должны составить предложения, в котором пропущен один член предложения. Но легко восстанавливается из контекста.
Образец: Сарафан, красный, желтый (Аня надела красный сарафан, а я -желтый)
1. Злой, слово, добрый, строить.
2. Класс, учиться, одиннадцать.
3. Теплота, дарить, доброта, сердце.
4. Лет, семнадцать.
5. Астана, первый, Алматы, второй.
Ключевые слова. Вы должны составить предложения, в котором пропущен один член предложения. Но легко восстанавливается из контекста.
Образец: Сарафан, красный, желтый (Аня надела красный сарафан, а я -желтый)
1. Злой, слово, добрый, строить.
2. Класс, учиться, одиннадцать.
3. Теплота, дарить, доброта, сердце.
4. Лет, семнадцать.
5. Астана, первый, Алматы, второй.
Ключевые слова. Вы должны составить предложения, в котором пропущен один член предложения. Но легко восстанавливается из контекста.
Образец: Сарафан, красный, желтый (Аня надела красный сарафан, а я -желтый)
1. Злой, слово, добрый, строить.
2. Класс, учиться, одиннадцать.
3. Теплота, дарить, доброта, сердце.
4. Лет, семнадцать.
5. Астана, первый, Алматы, второй.
Ключевые слова. Вы должны составить предложения, в котором пропущен один член предложения. Но легко восстанавливается из контекста.
Образец: Сарафан, красный, желтый (Аня надела красный сарафан, а я -желтый)
1. Злой, слово, добрый, строить.
2. Класс, учиться, одиннадцать.
3. Теплота, дарить, доброта, сердце.
4. Лет, семнадцать.
5. Астана, первый, Алматы, второй.
Ключевые слова. Вы должны составить предложения, в котором пропущен один член предложения. Но легко восстанавливается из контекста.
Образец: Сарафан, красный, желтый (Аня надела красный сарафан, а я -желтый)
1. Злой, слово, добрый, строить.
2. Класс, учиться, одиннадцать.
3. Теплота, дарить, доброта, сердце.
4. Лет, семнадцать.
5. Астана, первый, Алматы, второй.
Ключевые слова. Вы должны составить предложения, в котором пропущен один член предложения. Но легко восстанавливается из контекста.
Образец: Сарафан, красный, желтый (Аня надела красный сарафан, а я -желтый)
1. Злой, слово, добрый, строить.
2. Класс, учиться, одиннадцать.
3. Теплота, дарить, доброта, сердце.
4. Лет, семнадцать.
5. Астана, первый, Алматы, второй.