Тема | Части речи. Имя существительное. Развитие речи |
Педагогические цели | Способствовать повторению, обобщению и закреплению знаний о частях речи, имени существительном; создать условия для составления рассказа об имени существительном по плану, продолжения рассказа по его началу и по рисунку |
Тип урока | Решение частной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека |
Личностные результаты | Владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме. Познавательные:общеучебные – используют рисунки для решения учебной задачи, понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; логические – осуществляют анализ объекта, характеризуют. Коммуникативные: слушают и понимают речь других |
Основное содержание темы, понятия и термины | Части речи. Имя существительное. Рассказ по рисунку. Рассказ по плану |
Образовательные ресурсы | Схемы «Части речи», «Имя существительное» |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II. Чистописание | Индивидуальная. Практический. Письмо | ц щ у ча щу ученик | Выполняют письмо по образцу | Вырабатывают калли-графический почерк | Письмо |
III. Проверка выполнения домашнего задания. Однокоренные слова разных частей речи | Фронтальная. Словесный. Чтение | Организует проверку домашнего задания, устанавливает правильность и осознанность его выполнения | Зачитывают выполненное задание | Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий | Письменное задание |
IV. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, беседа | Знакомит с темой урока, предлагает сформулировать цели урока | Слушают учителя, формулируют цели урока | Принимают учебную задачу, сформулиро-ванную вместе с учителем | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
V. Повторение, обобщение, закрепление знаний и способов действий. 1. Части речи (упр. 208) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Все слова в русском языке объединяются в группы – части речи. Предлагает ответить на вопросы | Называют части речи, их признаки, случаи употребления слов разных частей речи | Различают части речи по их признакам. Используют для решения учебной задачи имеющиеся знания | Беседа по вопросам |
2. Развитие речи. Рассказ по рисунку (упр. 209) | Коллективная, индивидуальная. Словесный, творческий, практический. Беседа по рисунку, письменный рассказ | – Рассмотрите рисунок. Определите его тему. Составьте по рисунку рассказ. Запишите 3 предложения из составленного рассказа. Какие части речи вы употребили? С какой целью? | Рассматривают рисунок.Составляют по рисунку рассказ. Записывают предло- жения. Отвечают на вопросы | Развивают свою речь, учатся говорить, рас-сказывать, сочинять текст по рисунку. Самостоятельно записывают текст. Осмысленно отвечают на вопросы | Рассказ по рисунку, письменный текст |
3. Развитие речи. Н. Носов «Живая шляпа». Продолжение рассказа по его началу (упр. 210) | Коллективная, индивидуальная. Словесный, творческий, практический. Беседа, рассказ, письмо | – Прочитайте. Назовите рассказ. – Ответьте на вопросы. – Спишите. Проверьте себя | Читают. Называют рассказ. Отвечают на вопросы. Списывают текст | Определяют название рассказа по его отрывку. Продолжают рас-сказ по его началу. Осуществляют самопроверку | |
4. Имя существительное (упр. 210) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Выберите из текста упр. 210 любое имя существительное и расскажите о нем по предложенному плану | Рассказывают об имени существительном по предложенному плану | Выполняют учебные действия по алгоритму. Характеризуют имя существительное | Рассказ по плану |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Закончите предложения: • Урок помог мне… • Для меня было сложным… • Мне понравилось… | Заканчивают предло-жения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморе- гуляция |
VII. Домашнее задание. Работа в рабочей тетради (№ 130) | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития | |
Тема | Части речи. Имя прилагательное |
Педагогические цели | Способствовать повторению, обобщению и закреплению знаний о частях речи, имени прилагательном; создать условия для составления рассказа об имени прилагательном по плану, подбора синонимов |
Тип урока | Решение частной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета |
Личностные результаты | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Познавательные:общеучебные – используют рисунки для решения учебной задачи, понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; логические – планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные: управляют поведением партнера, осуществляютконтроль, коррекцию и оценку его действий |
Основное содержание темы, понятия и термины | Части речи. Имя прилагательное. Синонимы. Рассказ по плану |
Образовательные ресурсы | Схемы «Части речи», «Имя прилагательное» |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II. Чистописание | Индивидуальная. Практический. Письмо | ученица учительница | Записывают, сверяют с образцом | Вырабатывают калли-графический почерк | Письмо |
III. Проверка выполнения домашнего задания. Работа в рабочей тетради (№ 130) | Фронтальная. Словесный. Чтение | Организует проверку домашнего задания, устанавливает правильность и осознанность его выполнения | Зачитывают выполненное задание | Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий | Письменное задание |
IV. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, беседа | Знакомит с темой урока, предлагает сформулировать цели урока | Слушают учителя, формулируют цели урока | Принимают учебную задачу, сформулиро-ванную вместе с учителем | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
V. Повторение, обобщение, закрепление знаний и способов действий. 1. Имя прила- гательное (упр. 212) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, наглядный, практический. Чтение, беседа, письмо, рассказ | – Прочитайте. Рассмотрите рисунок. – Вставьте пропущенные имена прилагательные. – Выберите из загадки имя прилагательное и расскажите о нем по плану | Читают. Вставляют пропущенные имена прилагательные. Рассказывают об имени прилагательном по плану | По смыслу подбирают пропущенные имена прилагательные. Характеризуют имя прилагательное по плану, составляют о нем рассказ | Рассказ по плану |
2. Дидактическая игра «Кто больше?». Существительное + при- лагательное. Синонимы (упр. 213) | Парная, инди- видуальная. Словесный, практический. Беседа, работа со словарем, письмо | – Кто подберет больше имен существительных к именам прилагательным? – Подберите синонимы к именам прилагательным. – Составьте предложение | Подбирают имена существительные и синонимы к именам прилагательным. Составляют предложения | Умеют работать в паре. Контролируют действия партнера, осуществляют взаимо-проверку. Владеют умением работать со словарем синонимов | Упражнение |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Смогли ли вы достичь цели, выполнить задачи урока? – Какие испытывали трудности? – Что воспринималось легко? – Дайте оценку уроку | Отвечают на вопросы | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморе- гуляция |
VII. Домашнее задание. Имена прилагательные в стихо-творении | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития | |
Тема | Части речи. Глагол |
Педагогические цели | Способствовать повторению, обобщению и закреплению знаний о частях речи, глаголе, местоимении; создать условия для составления рассказа о глаголе по плану, подбора синонимов, нахождения в тексте местоимений |
Тип урока | Решение частной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Ориентируются в целях, задачах, средствах и условиях общения; выбирают адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов |
Личностные результаты | Владеют начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: принимают учебную задачу и осуществляют ее выполнение. Познавательные:общеучебные – извлекают информацию из словаря синонимов; логические – осуществляют анализ, сравнение, устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию |
Основное содержание темы, понятия и термины | Части речи. Глагол. Синонимы. Рассказ по плану. Местоимение |
Образовательные ресурсы | Схемы «Части речи», «Глагол», «Местоимение» |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II. Чистописание | Индивидуальная. Практический. Письмо | Цу Щу Це Ще Ща | Выполняют письмо по образцу | Вырабатывают калли-графический почерк | Письмо |
III. Проверка выполнения домашнего задания. Имена прилагательные в стихо-творении | Фронтальная. Словесный. Чтение | Организует проверку домашнего задания, устанавливает правильность и осознанность его выполнения | Зачитывают выполненное задание | Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий | Письменное задание |
IV. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, беседа | Знакомит с темой урока, предлагает сформулировать цели урока | Слушают учителя, формулируют цели урока | Принимают учебную задачу, сформулиро-ванную вместе с учителем | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
V. Повторение, обобщение, закрепление знаний и способов действий. 1. Глагол (упр. 214) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо, рассказ | – Прочитайте. Почему птицы так названы? – Спишите, подчеркните глаголы. – Выберите глагол и расскажите о нем по плану | Читают. Отвечают на вопрос. Списывают текст. Рассказывают о глаголе по плану | Характеризуют глагол по плану, составляют о нем рассказ. Устанавливают причинно-следственные связи при объяснении названий птиц | Рассказ по плану, письмо |
2. Глаголы- синонимы. Орфограммы. Работа в рабочей тетради (№ 134). Работа со словарем синонимов | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, письмо, работа со сло- варем | – Прочитайте диалог. Спишите, выбирая из скобок буквы, объясните свой выбор. Подчеркните глаголы-синонимы. – Выпишите из словаря синонимов глаголы-синонимы | Отвечают на вопросы, выполняют письменные задания упражнения. Работают со словарем синонимов: выписывают глаголы-синонимы | Осуществляют правописание орфограмм, объясняют их. Находят в тексте глаголы-синонимы. Владеют умением работать со словарем синонимов | Упражнение |
3. Местоимение (упр. 215) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | – Прочитайте выразительно. Ответьте на вопрос. Спишите. Найдите местоимения, по каким признакам вы их определили? | Читают, списывают, находят местоимения, отвечают на вопросы | Выразительно читают. Распознают местоимения по признакам. Устанавливают причинно-следственные связи | Беседа по вопросам, упражнение |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Закончите предложения: • Я сегодня узнал… • Я научился… • Мне было… • Я рад… | Заканчивают предло-жения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморе- гуляция |
Тема | Звуки и буквы |
Педагогические цели | Способствовать повторению, обобщению и закреплению знаний о звуках и буквах, умения выполнять звукобуквенный анализ слова; создать условия для развития умений составлять рассказ о звуках и буквах по плану, располагать буквы в алфавитном порядке |
Тип урока | Решение частной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Осваивают первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и гра-фике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи |
Личностные результаты | Задаются вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и умеют находить ответ на него |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: оценивают результат работы; определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознают качество и уровень усвоения. Познавательные:общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – осуществляют анализ, синтез, сравнение, классификацию звуков и букв. Коммуникативные: договариваются, приходят к общему решению |
Основное содержание темы, понятия и термины | Звуки и буквы. Звуки: гласные, согласные, согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие. Буквы, обозна- чающие на письме твердость и мягкость согласных звуков. Буквы, не обозначающие звука. Звукобуквенный разбор слова. Алфавит |
Образовательные ресурсы | Схема «Фонетика. Звуки и буквы. Гласные и согласные» |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | Фронтальный. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II. Чистописание | Индивидуальная. Практический. Письмо | к н ю К Н Ю кн ке ко кл | Выполняют письмо по образцу | Вырабатывают калли-графический почерк | Письмо |
III. Проверка выполнения домашнего задания. Местоимения в стихотворении, сказке | Фронтальная. Словесный. Чтение | Организует проверку домашнего задания, устанавливает правильность и осознанность его выполнения | Зачитывают выполненное задание | Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий | Письменное задание |
IV. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, беседа | Знакомит с темой урока, предлагает сформулировать его цели | Слушают учителя, формулируют цели урока | Принимают учебную задачу, сформулиро-ванную вместе с учителем | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
V. Повторение, обобщение, закрепление знаний и способов действий. 1. Звуки и буквы (упр. 216) | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | – Вспомните, что вы знаете о звуках и буквах. Подготовьте ответы на вопросы упражнения | Читают вопросы, отвечают на них | Характеризуют звуки и буквы по признакам. Называют буквы, обозначающие звуки речи, и буквы, не обозначающие звуки | Беседа по вопросам |
2. Работа со стихотворением Ф. Тютчева (упр. 217) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, письмо | – Прочитайте стихотворение. Какие звуки передают раскаты грома? Произнесите их. – Выполните письменные задания | Отвечают на вопросы, выполняют письменные задания упражнения | Правильно произносят звуки. Обозначают ударение в словах. Находят буквы, указывающие на мягкость предшествующего согласного звука | Упражнение |
3. Работа в рабочей тетради (№ 131) | Парная, инди- видуальная. Словесный, практический. Чтение, упражнение | – Прочитайте выразительно. Подчеркните изученные орфо-граммы. Выполните устные и письменные задания | Читают, подчеркивают изученные орфо- граммы, произносят звуки, находят звуковой «домик» | Выразительно читают. Объясняют орфограммы. Правильно произносят звуки. Находят звук по его описанию | Беседа по вопросам, упражнение |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Смогли ли вы достичь цели, выполнить задачи урока? – Какие испытывали трудности? – Что воспринималось легко? – Дайте оценку уроку | Отвечают на вопросы | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморе- гуляция |