Тема урока: «Правописание суффиксов существительных -ек и -ик (-чик)».
Цель урока: познакомить пятиклассников с правописанием суффиксов -ек и –ик и отработать полученные навыки на практике.
Задачи урока:
1. Обучающие:
Сформировать навыки правописания суффиксов -ек и –ик (-чик) в существительных;
Научить применять алгоритм изучаемого правила на основе тренировочных упражнений;
Обогатить словарный запас учащихся;
Дать представление о суффиксе как о значимой части слова;
2 Воспитательные:
Совершенствовать культуру устного ответа по предмету;
Воспитывать умение объективно оценивать работу одноклассника;
Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе;
3. Развивающие:
Развивать умение логически последовательно излагать свои мысли, делать выводы на основе личных наблюдений;
Повышать речевую культуру школьников;
Совершенствовать слуховое внимание.

Раскрываем тетради, внимательно записываем число (17 апреля). Пропустите одну свободную строку для записи темы нашего урока. Мы это сделаем чуть позже.
1. Мотивация. Работа с текстом.
(Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу — активизация деятельности учащихся. Мотивация для дальнейшей работы)
1.Скажите, нравится ли вам учиться?
2. Какие ассоциации вызывает у вас слово «учёба» или «обучение»?
О. Интересное, занимательное.
Развивает, совершенствует, докучает.
Каждому человеку необходимо учиться
4. А знаете ли вы, что учение может быть разным?
У. Вот что по этому поводу пишет С. Соловейчик.
Фрагмент 1. (на слайд)

— Как вы думаете, на каком основании автор приходит к такому выводу?
Что же такое «учением с мучением»?
Фрагмент 2. (на слайд)

— Знакома ли вам такая ситуация?
Сделайте предположения, как же складывается день, когда человек учится с увлечением? Какое учение вы бы назвали «учением с увлечением»?
Фрагмент 3.
Но знаете ли вы, что такое учение с увлечением?

— Какие ваши предположения подтвердились?
Понравился ли вам текст? Чем?
— Стремится ли автор воздействовать на читателей?
— Какова, на ваш взгляд, главная мысль текста?
Хочется верить, то вы всегда будете учиться с увлечением и с замечательным настроением приходить на уроки. Запишем слова из текста, которые станут нашим девизом на уроках.
( Учение с увлечением – счастливая жизнь). Объясняем постановку знака препинания.
А сейчас мы проверим орфографическую зоркость, умение правильно писать слова. Я предлагаю вам картинный диктант.
Посмотрите на рисунки, запишите слова, подчеркните первую букву в слове и прочитайте, какое слово получилось.
2. Орфографическая минутка.
собака
улитка
фотоаппарат
фортепиано
индеец
книга
свеча
Какое слово вызвало затруднение при написании?
( можно написать на доске, ребята проверят сами )

Вопрос: О какой части слова мы будем говорить на уроке?
Ответ: о суффиксе.
У: вспомнить об этой морфеме нам поможет задание «Верные и неверные утверждения». Я вас прошу назвать только верные утверждения.
3. Актуализация знаний. (слайды)
Найди верное утверждение:
1.Суффикс – это маленькое слово. Суффикс – это часть слова.
2.Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс служит для связи слов в предложении.
3.Суффикс стоит перед корнем. Суффикс стоит после корня.
4.Суффикс не имеет значение. Суффикс имеет значение.
5.Суффиксы – евн, - евич, -овн, - ович, -ич, -ичн образуют отчества. ( Докажите. Назовите свои отчества)
6.Суффиксы – евн, - евич, -овн, - ович, -ич, -ичн образуют фамилии.
7.Буква Ч в суффиксе –чик (-щик) со значением лица пишется после букв Д-Т, З-С, Ж.
.
4. Постановка проблемы.
Стадия осмысления.
Методический прием инсерт Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения информации.
Работа с карточкой самоконтроля (индивидуальная и парная)
У.– Итак, мы о суффиксе знаем много. Попробуйте с помощью карточки самоконтроля, которые у вас на столах, оценить свои знания. Прочитайте информацию, рядом с каждым пунктом поставьте условные обозначения, а затем мы обсудим, какие вопросы вы хорошо знаете, а какая информация для вас новая.

Карточка самоконтроля.
Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение.
Чтобы выделить в слове суффикс нужно:
Выделить в слове окончание, для этого нужно изменить форму слова.
Выделить в слове корень, для этого необходимо подобрать родственные слова.
Выделить в слове суффикс, подобрав слова с таким же суффиксом.
Суффиксы – оньк, - еньк,- ок, - очк, –ушк–, –юшк–, –к– имеют уменьшительно-ласкательное значение.
Суффиксы – чик, - щик, - ист, - тель называют лицо по роду занятий, по профессии.
??????????? Можно о значении суффиксов.
Есть два похожих суффикса: –ик– и –ек– : [дом'ик], [внуч'ик], [топор'ик],
[молоточ'ик]. Без ударения эти суффиксы произносятся одинаково, а пишутся по-разному.
У. – Что узнали нового? Какие вопросы у вас возникли при чтении карточки?
- Поставил ? знак возле цифры .. и …, потому что
- Я поставил ? знак возле цифры 6. Думаю, следует обратить внимание, потому что информация непонятна.
- А я поставил возле шестерки знак вопроса. Я думаю, что это для нас это информация непонятна, потому что новая. Можно сделать предположение, что это новая тема нашего урока.
У: Действительно, суффиксы –ик–, а когда –ек– вызывают затруднение на письме. Ведь они произносятся без ударения одинаково, а пишутся по-разному.
Решение проблемного вопроса
У.– Давайте с вами заглянем в сказку Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков». У героя этой сказки Вити Перестукина тоже возникли подобные проблемы.
Эпизод из сказки.(правописание –ек и –ик)
Палка подал громадный ключ и
закричал:
— Открывай! Открывай! Открывай!
Я вставил ключ и хотел его повернуть, но не тут-то было. Ключ не поворачивался. Стало ясно, что надо мной смеются.
Крючок спросил, не сумею ли я написать правильно слова: «замочек» и ключик». Если сумею, ключ тут же отопрет замок.
— Отчего же не суметь! Подумаешь, хитрость какая!
Неизвестно откуда появилась классная доска и повисла перед самым моим носом прямо в воздухе.
— Пиши! — крикнул Палка и подал мне мел.
Я сразу написал: «Ключ...» — и остановился.
— Пиши! дальше! приказал Палка. Хорошо ему было кричать! А если я не знаю, что писать дальше: ЧИК или ЧЕК?
Как правильно — клюЧИК или клюЧЕК? То же самое было и с «замочком» ЗамоЧИК или замоЧЕК? Было над чем подумать.
У. – Какая проблема встала перед Витей Перестукиным?
(Витя не знал, как написать слова КЛЮЧИК И ЗАМОЧЕК.
( .. какой суффикс вставить в эти слова: –ик– или –ек–)
У. –Этот вопрос и у нас вызвал затруднение. Как же мы можем определить тему нашего урока.
(Мы знакомимся с новыми суффиксами –ик–и –ек–.

У. – Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?
( познакомиться с правилом, используя которое можно правильно писать слова с суффиксами –ек -, - ик)
У. Мы сегодня с вами будем искать ключики к замочкам, а вернее, к словам, к их правильному написанию. Я надеюсь, что вы пополните свои знания о суффиксах, будете развивать свою наблюдательность, речь, обогащать свой словарный запас.
Сегодня мы представим себя учёными – лингвистами и попробуем сами вывести правило правописания суффиксов - ик и – ек. Ведь это интереснее. Правило лучше запомнится, и его легче будет применять на письме.
Прием «Мозговой штурм». Групповая работа
У. –Вы будете работать в группе. Помните, важно не только самому выполнить задание, но и помочь понять это своим товарищам. Результат вашей работы приведёт к успеху всего класса. Попробуем выяснить, как определить, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.
(Группы созданы по рядам. В каждой группе есть главный координатор из хорошо успевающих детей. Ребята обсуждают проблему в группах, делают выводы и выступают у доски).
Карточка № 1
Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.
Есть арбузик – нет арбузика
Есть бантик – нет бантика
Есть барашек – нет барашка
Есть горошек – нет горошка.
Вывод: Мы сравнили пару слов: …
Заметили, что…
Карточка № 2
Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.
билетик (нет) кармашка
садик (нет) пенёчка
кармашек (нет) садика
пенёчек (нет) билетика
Вывод: А мы соединили пары слов и тоже заметили, что
…
Карточка № 3
Измени форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.
Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–
ключик –
кораблик –
замочек –
сыночек–
Вывод:
Мы изменили форму слов, подставляя к ним слово нет. Например:…
Решили, что если изменив форму слова..
Потом мы изменили форму других слов. Например: …
Сделали вывод, что если изменив форму слова,…
У. Можем ли мы сказать, что вы пришли к одинаковым выводам?
Давайте посмотрим, как эту проблему решил Витя Перестукин. (фрагмент мультфильма)

У. – Как проверить верность наших выводов и высказывания Вити?
(Надо прочитать правило в учебнике)
У. – Обратимся к научному источнику. Откройте учебник на странице … . Прочитайте правило…Правильные выводы о написании суффиксов мы сделали? Ребята, это правило можно и нарисовать. Посмотрите. Если у нас гласный сидит в домике, никуда не убегает – значит, в слове суффикс – ик. Если гласный покинул домик- значит, в этом слове суффикс – ек. (можно сделать слайд).
Физкульминутка для глаз.(презентация)
. Выработка алгоритма “Как нужно действовать, чтобы правильно написать суффиксы – ек -, -ик - у существительных” (коллективно)
 | Алгоритм « Правописание суффиксов –ек- - -ик- в именах существительных» Ставлю ударение. Определяю по опознавательному признаку вид орфограммы Выделяю морфему, где находится орфограмма Определяю часть речи Ставлю слово в форму Р.п. Определяю, выпадает ли гласная из суффикса (если да, то пишу - -ек-, если нет, то пишу - -ик-) |
У. – Давайте с вами определим шаги, которые мы должны сделать, чтобы правильно написать суффиксы –ик – и –ек –.

Закрепление.
(Задание выполняется комментировано под руководством учителя)
Платоч…, стол…, листоч…, билет…, песоч…к, зуб…к.
После окончания этой работы, подводим итог:
Когда слове пишется суффикс –ик , а когда –ек –?

Обратите внимание, как обозначается орфограмма в слове ( есть картинка, можно на слайд).
Закрепление ( в тетради и на доске
Синяя карточка (можно по цепочке)
Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы в именах существительных.
Галстуч…к, брат…к, вопрос…к, овраж…к, гвозд…к, фартуч…к, бараш…к, дожд…к. (письменно)
У: Я думаю, что вы уже усвоили правило правописания суффиксов – ик, - ек и можете попробовать себя в роли корректора.
Игра «Корректор»
У. –Ваша задача найти ошибки, исправить их, доказав правильность своего
утверждения.

Дети проверяют написание каждого слова и доказывают правильность своих суждений.
У. – Какие выводы по этой работе вы можете сделать?
У. – Вы были очень внимательны при выполнении этого задания, нашли все допущенные ошибки и умело доказали свою точку зрения
Фотодиктант.
Сейчас мы проведём необычную работу: напишем фотодиктант. Его ещё можно назвать немым, т.к. глядя на картинку, вам необходимо называть детёнышей животных существительными с суффиксами -ик и -ек. В правый столбик вы будете записывать слова с суффиксом –ик.. – в левый с суффиксом – ек. Листать картинки буду в темпе, так что будьте внимательны.
(слайды с картинками) 





Прочитайте то, что у вас получилась. Кто думает иначе?

Сделайте вывод о том, какое значение придают эти суффиксы сущ. (придаёт им уменьшительно-ласкательное значение, помогает назвать маленькие предметы).
???????? Самостоятельная работа по уровням, в это же время ребята подходят и проверяют свои знания на компьютере
Зеленая карточка:
Распределите слова по столбикам с суффиксами -ИК , -ЕК:
Сыноч…к, подароч…к, мяч…к, самолёт…к, звоноч…к, дружоч…к, ключ…к, карандаш…к, ореш…к, пузырёч…к, кирпич…к, василёч…к, огонёч…к, ларч…к.
Красная карточка: озаглавьте текст, определите тип речи, вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы –ек,-ик.
Много загадок т…ит в себе обыкновенный ёж…к. Этот к…лючий клубоч…к выдерживает чудовищные дозы ядов. Х…дячий комоч…к защищён заборч…ком из иголоч…к. Природа хранит ещё много тайн, секретов, ключ…к к которым надо искать.
10. Итог урока. Рефлексия.

Думается, что урок был для вас полезен, настроение у вас стало замечательным, так как мы справились со всеми заданиями и работали хорошо.
Домашнее задание. Оценки за урок.
1. Запишите домашнее задание: правило на стр. ???, упр.???
2. Сочинить лингвистическую сказку о суффиксах – ек, -ик.(или задания на карточках по выбору, если не успеем в классе).
Синяя карточка:
Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы в именах существительных.
Галстуч…к, брат…к, вопрос…к, овраж…к, гвозд…к, фартуч…к, бараш…к, дожд…к.
Зеленая карточка:
Распределите слова по столбикам с суффиксами -ИК , -ЕК:
Сыноч…к, подароч…к, мяч…к, самолёт…к, звоноч…к, дружоч…к, ключ…к, карандаш…к, ореш…к, пузырёч…к, кирпич…к, василёч…к, огонёч…к, ларч…к.
Красная карточка: озаглавьте текст, определите тип речи, вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы –ек,-ик.
Много загадок т…ит в себе обыкновенный ёж…к. Этот к…лючий клубоч…к выдерживает чудовищные дозы ядов. Х…дячий комоч…к защищён заборч…ком из иголоч…к. Природа хранит ещё много тайн, секретов, ключ…к к которым надо искать.
Тест по теме «Гласные Е и И в суффиксах существительных –ЕК- и – ИК»
1. В каком слове пропущена буква И?
1) звоноч… к
2) денёч…к
3) калач…к
4) ножич…к
2. В каком слове пропущена буква Е?
1) молоточ...к
2) бубенч…к
3) карандаш…к
4) чертёж…к
3. В каком слове пропущена буква Е?
1) велосипед…к
2) халат…к
3) бегемот…к
4) бережоч…к
4. В каком слове пропущена не такая буква, как в трёх остальных?
1) рисуноч…к
2) манеж…к
3) песоч…к
4) полушубоч…к
5. В каком слове пишется не такая гласная, как в трёх остальных?
1) салат...к
2) клубоч..к
3) карниз…к
4) паркет…к
6. В каком слове нет суффикса –ЕК?
1) козлёноч…к, 2) телёноч…к,
3) ребёноч…к, 4)кирпич…к
7. В каком слове один суффикс?
1) чайничек, 2) подарочек, 3) огонечек, 4) чулочек
8. В каком слове нет суффикса –ИК?
ящик, 2) прыщик,
3) клещик 4) борщик
9. В каком слове есть суффикс –ИК-?
1) финик, 2) веник,
3) блокнотик, 4) дворник
10. В каком слове есть суффикс – ИК?
1) супчик, 2) укропчик,
3) перчик, 4) помидорчик
Самостоятельная работа (для сильных)
Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор.
?????????? Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.