СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Правописание суффиксов -ек и -ик". Презентация

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В игровой форме ученики знакомятся с правописанием суффиксов -ек и -ик. Можно использовать на уроке фрагмент мультфильма " В стране невыученных уроков" . Фотодиктант. Разноуровневые задания. Работа в группах. Творческое домашнее задание.

Просмотр содержимого документа
«Урок 17.04.»

Тема урока: «Правописание суффиксов существительных -ек и -ик (-чик)».


Цель урока: познакомить пятиклассников с правописанием суффиксов -ек и –ик и отработать полученные навыки на практике.

Задачи урока:

1. Обучающие:

  1. Сформировать навыки правописания суффиксов -ек и –ик (-чик) в существительных;

  2. Научить применять алгоритм изучаемого правила на основе тренировочных упражнений;

  3. Обогатить словарный запас учащихся;

  4. Дать представление о суффиксе как о значимой части слова;

2 Воспитательные:

  1. Совершенствовать культуру устного ответа по предмету;

  2. Воспитывать умение объективно оценивать работу одноклассника;

  3. Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе;

3. Развивающие:

  1. Развивать умение логически последовательно излагать свои мысли, делать выводы на основе личных наблюдений;

  2. Повышать речевую культуру школьников;

  3. Совершенствовать слуховое внимание.

Раскрываем тетради, внимательно записываем число (17 апреля). Пропустите одну свободную строку для записи темы нашего урока. Мы это сделаем чуть позже.


1. Мотивация. Работа с текстом.

(Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу — активизация деятельности учащихся. Мотивация для дальнейшей работы)

1.Скажите, нравится ли вам учиться?

2. Какие ассоциации вызывает у вас слово «учёба» или «обучение»?

О. Интересное, занимательное.

Развивает, совершенствует, докучает.

Каждому человеку необходимо учиться


4. А знаете ли вы, что учение может быть разным?

У. Вот что по этому поводу пишет С. Соловейчик.

Фрагмент 1. (на слайд)


Как вы думаете, на каком основании автор приходит к такому выводу?


Что же такое «учением с мучением»?

Фрагмент 2. (на слайд)

— Знакома ли вам такая ситуация?

Сделайте предположения, как же складывается день, когда человек учится с увлечением? Какое учение вы бы назвали «учением с увлечением»?

Фрагмент 3.

Но знаете ли вы, что такое учение с увлечением?


Какие ваши предположения подтвердились?

Понравился ли вам текст? Чем?

— Стремится ли автор воздействовать на читателей?

— Какова, на ваш взгляд, главная мысль текста?

Хочется верить, то вы всегда будете учиться с увлечением и с замечательным настроением приходить на уроки. Запишем слова из текста, которые станут нашим девизом на уроках.

( Учение с увлечением – счастливая жизнь). Объясняем постановку знака препинания.


А сейчас мы проверим орфографическую зоркость, умение правильно писать слова. Я предлагаю вам картинный диктант.

Посмотрите на рисунки, запишите слова, подчеркните первую букву в слове и прочитайте, какое слово получилось.


2. Орфографическая минутка.


собака

улитка

фотоаппарат

фортепиано

индеец

книга

свеча


Какое слово вызвало затруднение при написании?

( можно написать на доске, ребята проверят сами )



Вопрос: О какой части слова мы будем говорить на уроке?

Ответ: о суффиксе.

У: вспомнить об этой морфеме нам поможет задание «Верные и неверные утверждения». Я вас прошу назвать только верные утверждения.

3. Актуализация знаний. (слайды)

Найди верное утверждение:

1.Суффикс – это маленькое слово. Суффикс – это часть слова.

2.Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс служит для связи слов в предложении.

3.Суффикс стоит перед корнем. Суффикс стоит после корня.

4.Суффикс не имеет значение. Суффикс имеет значение.

5.Суффиксы евн, - евич, -овн, - ович, -ич, -ичн образуют отчества. ( Докажите. Назовите свои отчества)

6.Суффиксы евн, - евич, -овн, - ович, -ич, -ичн образуют фамилии.

7.Буква Ч в суффиксе  –чик (-щик) со значением лица пишется после букв Д-Т, З-С, Ж.


.

4. Постановка проблемы.


  1. Стадия осмысления.

Методический прием инсерт Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения информации.

  1. Работа с карточкой самоконтроля (индивидуальная и парная)

У.– Итак, мы о суффиксе знаем много. Попробуйте с помощью карточки самоконтроля, которые у вас на столах, оценить свои знания. Прочитайте информацию, рядом с каждым пунктом поставьте условные обозначения, а затем мы обсудим, какие вопросы вы хорошо знаете, а какая информация для вас новая.




Карточка самоконтроля.

  1. Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение.

  2. Чтобы выделить в слове суффикс нужно:

    • Выделить в слове окончание, для этого нужно изменить форму слова.

    • Выделить в слове корень, для этого необходимо подобрать родственные слова.

    • Выделить в слове суффикс, подобрав слова с таким же суффиксом.

  3. Суффиксы – оньк, - еньк,- ок, - очк, –ушк–, –юшк–, –к– имеют уменьшительно-ласкательное значение.

  4. Суффиксы – чик, - щик, - ист, - тель называют лицо по роду занятий, по профессии.

  5. ??????????? Можно о значении суффиксов.

  6. Есть два похожих суффикса: –ик– и –ек– : [дом'ик], [внуч'ик], [топор'ик],

[молоточ'ик]. Без ударения эти суффиксы произносятся одинаково, а пишутся по-разному.


У. Что узнали нового? Какие вопросы у вас возникли при чтении карточки?

- Поставил ? знак возле цифры .. и …, потому что

- Я поставил ? знак возле цифры 6. Думаю, следует обратить внимание, потому что информация непонятна.

- А я поставил возле шестерки знак вопроса. Я думаю, что это для нас это информация непонятна, потому что новая. Можно сделать предположение, что это новая тема нашего урока.



У: Действительно, суффиксы –ик–, а когда –ек– вызывают затруднение на письме. Ведь они произносятся без ударения одинаково, а пишутся по-разному.

  1. Решение проблемного вопроса

У.– Давайте с вами заглянем в сказку Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков». У героя этой сказки Вити Перестукина тоже возникли подобные проблемы.

Эпизод из сказки.(правописание –ек и –ик)


Палка подал громадный ключ и

закричал:

— Открывай! Открывай! Открывай!

Я вставил ключ и хотел его повернуть, но не тут-то было. Ключ не поворачивался. Стало ясно, что надо мной смеются.

Крючок спросил, не сумею ли я написать правильно слова: «замочек» и ключик». Если сумею, ключ тут же отопрет замок.

— Отчего же не суметь! Подумаешь, хитрость какая!

Неизвестно откуда появилась классная доска и повисла перед самым моим носом прямо в воздухе.

— Пиши! — крикнул Палка и подал мне мел.

Я сразу написал: «Ключ...» — и остановился.

— Пиши! дальше! приказал Палка. Хорошо ему было кричать! А если я не знаю, что писать дальше: ЧИК или ЧЕК?

Как правильно — клюЧИК или клюЧЕК? То же самое было и с «замочком» ЗамоЧИК или замоЧЕК? Было над чем подумать.


У. – Какая проблема встала перед Витей Перестукиным?

(Витя не знал, как написать слова КЛЮЧИК И ЗАМОЧЕК.

( .. какой суффикс вставить в эти слова: –ик– или –ек–)

У. –Этот вопрос и у нас вызвал затруднение. Как же мы можем определить тему нашего урока.

(Мы знакомимся с новыми суффиксами –ик–и –ек–.



У. – Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?

( познакомиться с правилом, используя которое можно правильно писать слова с суффиксами –ек -, - ик)

У. Мы сегодня с вами будем искать ключики к замочкам, а вернее, к словам, к их правильному написанию. Я надеюсь, что вы пополните свои знания о суффиксах, будете развивать свою наблюдательность, речь, обогащать свой словарный запас.

Сегодня мы представим себя учёными – лингвистами и попробуем сами вывести правило правописания суффиксов - ик и – ек. Ведь это интереснее. Правило лучше запомнится, и его легче будет применять на письме.



Прием «Мозговой штурм». Групповая работа

У. –Вы будете работать в группе. Помните, важно не только самому выполнить задание, но и помочь понять это своим товарищам. Результат вашей работы приведёт к успеху всего класса. Попробуем выяснить, как определить, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.



(Группы созданы по рядам. В каждой группе есть главный координатор из хорошо успевающих детей. Ребята обсуждают проблему в группах, делают выводы и выступают у доски).



Карточка № 1

Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

Есть арбузик – нет арбузика

Есть бантик – нет бантика

Есть барашек – нет барашка

Есть горошек – нет горошка.


Вывод: Мы сравнили пару слов: …

Заметили, что…



Карточка № 2

Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.



билетик (нет) кармашка

садик (нет) пенёчка

кармашек (нет) садика

пенёчек (нет) билетика


Вывод: А мы соединили пары слов и тоже заметили, что


Карточка № 3

Измени форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.

Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–


ключик –

кораблик –

замочек –

сыночек–

Вывод:

Мы изменили форму слов, подставляя к ним слово нет. Например:…

Решили, что если изменив форму слова..

Потом мы изменили форму других слов. Например: …

Сделали вывод, что если изменив форму слова,…


У. Можем ли мы сказать, что вы пришли к одинаковым выводам?

Давайте посмотрим, как эту проблему решил Витя Перестукин. (фрагмент мультфильма)



У. – Как проверить верность наших выводов и высказывания Вити?

(Надо прочитать правило в учебнике)

У. – Обратимся к научному источнику. Откройте учебник на странице … . Прочитайте правило…Правильные выводы о написании суффиксов мы сделали? Ребята, это правило можно и нарисовать. Посмотрите. Если у нас гласный сидит в домике, никуда не убегает – значит, в слове суффикс – ик. Если гласный покинул домик- значит, в этом слове суффикс – ек. (можно сделать слайд).


Физкульминутка для глаз.(презентация)

. Выработка алгоритма “Как нужно действовать, чтобы правильно написать суффиксы – ек -, -ик - у существительных” (коллективно)



Алгоритм

« Правописание суффиксов –ек- - -ик- в именах существительных»


  1. Ставлю ударение.

  2. Определяю по опознавательному признаку вид орфограммы

  3. Выделяю морфему, где находится орфограмма

  4. Определяю часть речи

  5. Ставлю слово в форму Р.п.

  6. Определяю, выпадает ли гласная из суффикса (если да, то пишу - -ек-, если нет, то пишу - -ик-)







У. – Давайте с вами определим шаги, которые мы должны сделать, чтобы правильно написать суффиксы –ик – и –ек –.


Закрепление.



(Задание выполняется комментировано под руководством учителя)

Платоч…, стол…, листоч…, билет…, песоч…к, зуб…к.

После окончания этой работы, подводим итог:

Когда слове пишется суффикс –ик , а когда –ек –?


Обратите внимание, как обозначается орфограмма в слове ( есть картинка, можно на слайд).

Закрепление ( в тетради и на доске

Синяя карточка (можно по цепочке)

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы в именах существительных.

Галстуч…к, брат…к, вопрос…к, овраж…к, гвозд…к, фартуч…к, бараш…к, дожд…к. (письменно)

У: Я думаю, что вы уже усвоили правило правописания суффиксов – ик, - ек и можете попробовать себя в роли корректора.

Игра «Корректор»

У. –Ваша задача найти ошибки, исправить их, доказав правильность своего

утверждения.




Дети проверяют написание каждого слова и доказывают правильность своих суждений.

У. – Какие выводы по этой работе вы можете сделать?

У. – Вы были очень внимательны при выполнении этого задания, нашли все допущенные ошибки и умело доказали свою точку зрения



Фотодиктант.

Сейчас мы проведём необычную работу: напишем фотодиктант. Его ещё можно назвать немым, т.к. глядя на картинку, вам необходимо называть детёнышей животных существительными с суффиксами -ик и -ек. В правый столбик вы будете записывать слова с суффиксом –ик.. – в левый с суффиксом – ек. Листать картинки буду в темпе, так что будьте внимательны.

(слайды с картинками)

Прочитайте то, что у вас получилась. Кто думает иначе?


Сделайте вывод о том, какое значение придают эти суффиксы сущ. (придаёт   им   уменьшительно-ласкательное   значение,   помогает назвать маленькие предметы).



???????? Самостоятельная работа по уровням, в это же время ребята подходят и проверяют свои знания на компьютере

Зеленая карточка:

Распределите слова по столбикам с суффиксами -ИК , -ЕК:

Сыноч…к, подароч…к, мяч…к, самолёт…к, звоноч…к, дружоч…к, ключ…к, карандаш…к, ореш…к, пузырёч…к, кирпич…к, василёч…к, огонёч…к, ларч…к.

Красная карточка: озаглавьте текст, определите тип речи, вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы –ек,-ик.

Много загадок т…ит в себе обыкновенный ёж…к. Этот к…лючий клубоч…к выдерживает чудовищные дозы ядов. Х…дячий комоч…к защищён заборч…ком из иголоч…к. Природа хранит ещё много тайн, секретов, ключ…к к которым надо искать.



10. Итог урока. Рефлексия.



Думается, что урок был для вас полезен, настроение у вас стало замечательным, так как мы справились со всеми заданиями и работали хорошо.


Домашнее задание. Оценки за урок.

1. Запишите домашнее задание: правило на стр. ???, упр.???

2. Сочинить лингвистическую сказку о суффиксах – ек, -ик.(или задания на карточках по выбору, если не успеем в классе).


Синяя карточка:

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы в именах существительных.

Галстуч…к, брат…к, вопрос…к, овраж…к, гвозд…к, фартуч…к, бараш…к, дожд…к.

Зеленая карточка:

Распределите слова по столбикам с суффиксами -ИК , -ЕК:

Сыноч…к, подароч…к, мяч…к, самолёт…к, звоноч…к, дружоч…к, ключ…к, карандаш…к, ореш…к, пузырёч…к, кирпич…к, василёч…к, огонёч…к, ларч…к.

Красная карточка: озаглавьте текст, определите тип речи, вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы –ек,-ик.

Много загадок т…ит в себе обыкновенный ёж…к. Этот к…лючий клубоч…к выдерживает чудовищные дозы ядов. Х…дячий комоч…к защищён заборч…ком из иголоч…к. Природа хранит ещё много тайн, секретов, ключ…к к которым надо искать.


Тест по теме «Гласные Е и И в суффиксах существительных –ЕК- и – ИК»


1. В каком слове пропущена буква И?

1) звоноч… к

2) денёч…к

3) калач…к

4) ножич…к


2. В каком слове пропущена буква Е?

1) молоточ...к

2) бубенч…к

3) карандаш…к

4) чертёж…к


3. В каком слове пропущена буква Е?

1) велосипед…к

2) халат…к

3) бегемот…к

4) бережоч…к


4. В каком слове пропущена не такая буква, как в трёх остальных?

1) рисуноч…к

2) манеж…к

3) песоч…к

4) полушубоч…к


5. В каком слове пишется не такая гласная, как в трёх остальных?

1) салат...к

2) клубоч..к

3) карниз…к

4) паркет…к





6. В каком слове нет суффикса –ЕК?

1) козлёноч…к, 2) телёноч…к,

3) ребёноч…к, 4)кирпич…к


7. В каком слове один суффикс?

1) чайничек, 2) подарочек, 3) огонечек, 4) чулочек


8. В каком слове нет суффикса –ИК?

  1. ящик, 2) прыщик,

  2. 3) клещик 4) борщик

9. В каком слове есть суффикс –ИК-?

1) финик, 2) веник,

3) блокнотик, 4) дворник


10. В каком слове есть суффикс – ИК?

1) супчик, 2) укропчик,

3) перчик, 4) помидорчик








3

1

4

2

2

4

4

1

3

3







Самостоятельная работа (для сильных)

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор.

?????????? Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.


Просмотр содержимого документа
«для детей»

Синяя карточка:

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы в именах существительных.

Галстуч…к, брат…к, вопрос…к, овраж…к, гвозд…к, фартуч…к, бараш…к, дожд…к.

Зеленая карточка:

Распределите слова по столбикам с суффиксами -ИК , -ЕК:

Сыноч…к, подароч…к, мяч…к, самолёт…к, звоноч…к, дружоч…к, ключ…к, карандаш…к, ореш…к, пузырёч…к, кирпич…к, василёч…к, огонёч…к, ларч…к.

Красная карточка: озаглавьте текст, определите тип речи, вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы –ек,-ик.

Много загадок т…ит в себе обыкновенный ёж…к. Этот к…лючий клубоч…к выдерживает чудовищные дозы ядов. Х…дячий комоч…к защищён заборч…ком из иголоч…к. Природа хранит ещё много тайн, секретов, ключ…к к которым надо искать

Синяя карточка:

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы в именах существительных.

Галстуч…к, брат…к, вопрос…к, овраж…к, гвозд…к, фартуч…к, бараш…к, дожд…к.

Зеленая карточка:

Распределите слова по столбикам с суффиксами -ИК , -ЕК:

Сыноч…к, подароч…к, мяч…к, самолёт…к, звоноч…к, дружоч…к, ключ…к, карандаш…к, ореш…к, пузырёч…к, кирпич…к, василёч…к, огонёч…к, ларч…к.

Красная карточка: озаглавьте текст, определите тип речи, вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы –ек,-ик.

Много загадок т…ит в себе обыкновенный ёж…к. Этот к…лючий клубоч…к выдерживает чудовищные дозы ядов. Х…дячий комоч…к защищён заборч…ком из иголоч…к. Природа хранит ещё много тайн, секретов, ключ…к к которым надо искать


Тест по теме «Гласные Е и И в суффиксах существительных –ЕК- и – ИК»

1. В каком слове пропущена буква И?

1) звоноч… к

2) денёч…к

3) калач…к

4) ножич…к

2. В каком слове пропущена буква Е?

1) молоточ...к

2) бубенч…к

3) карандаш…к

4) чертёж…к

3. В каком слове пропущена буква Е?

1) велосипед…к

2) халат…к

3) бегемот…к

4) бережоч…к

4. В каком слове пропущена не такая буква, как в трёх остальных?

1) рисуноч…к

2) манеж…к

3) песоч…к

4) полушубоч…к

5. В каком слове пишется не такая гласная, как в трёх остальных?

1) салат...к

2) клубоч..к

3) карниз…к

4) паркет…к

Тест по теме «Гласные Е и И в суффиксах существительных –ЕК- и – ИК»

1. В каком слове пропущена буква И?

1) звоноч… к

2) денёч…к

3) калач…к

4) ножич…к

2. В каком слове пропущена буква Е?

1) молоточ...к

2) бубенч…к

3) карандаш…к

4) чертёж…к

3. В каком слове пропущена буква Е?

1) велосипед…к

2) халат…к

3) бегемот…к

4) бережоч…к

4. В каком слове пропущена не такая буква, как в трёх остальных?

1) рисуноч…к

2) манеж…к

3) песоч…к

4) полушубоч…к

5. В каком слове пишется не такая гласная, как в трёх остальных?

1) салат...к

2) клубоч..к

3) карниз…к

4) паркет…к

Карточка № 1

Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

Есть арбузик – нет арбузика

Есть бантик – нет бантика

Есть барашек – нет барашка

Есть горошек – нет горошка.

Вывод: Мы сравнили пару слов: …

Заметили, что…



Карточка № 2


Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

билетик (нет) кармашка

садик (нет) пенёчка

кармашек (нет) садика

пенёчек нет) билетика


Вывод: А мы соединили пары слов и тоже заметили, что




Карточка № 3

Измени форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.

Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс –кораблик –

замочек –

сыночек–

Вывод: Мы изменили форму слов, подставляя к ним слово нет. Например:…

Решили, что если изменив форму слова..

Потом мы изменили форму других слов. Например: …

Сделали вывод, что если изменив форму слова,…


Карточка самоконтроля.

  1. Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение.

  2. Чтобы выделить в слове суффикс нужно:

    • Выделить в слове окончание, для этого нужно изменить форму слова.

    • Выделить в слове корень, для этого необходимо подобрать родственные слова.

    • Выделить в слове суффикс, подобрав слова с таким же суффиксом.

  3. Суффиксы – оньк, - еньк,- ок, - очк, –ушк–, –юшк–, –к– имеют уменьшительно-ласкательное значение.

  4. Суффиксы – чик, - щик, - ист, - тель называют лицо по роду занятий, по профессии.

  5. ??????????? Можно о значении суффиксов.

  6. Есть два похожих суффикса: –ик– и –ек– : [дом'ик], [внуч'ик], [топор'ик],

[молоточ'ик]. Без ударения эти суффиксы произносятся одинаково, а пишутся по – разному.




Карточка самоконтроля.

1.Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение.


2.Чтобы выделить в слове суффикс нужно:

    • Выделить в слове окончание, для этого нужно изменить форму слова.

    • Выделить в слове корень, для этого необходимо подобрать родственные слова.

    • Выделить в слове суффикс, подобрав слова с таким же суффиксом.

3.Суффиксы – оньк, - еньк,- ок, - очк, –ушк–, –юшк–, –к– имеют уменьшительно-ласкательное значение.

4. Суффиксы – чик, - щик, - ист, - тель называют лицо по роду занятий, по профессии.

5. ??????????? Можно о значении суффиксов.

6.Есть два похожих суффикса: –ик– и –ек– : [дом'ик], [внуч'ик], [топор'ик], [молоточ'ик].

Без ударения эти суффиксы произносятся одинаково, а пишутся по – разному.


Просмотр содержимого презентации
«Правописание суффиксов -ек, -ик»

Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Много предстоит узнать. Постарайтесь всё понять.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Много предстоит узнать.

Постарайтесь всё понять.

На свете есть два вида занятий: учение с мучением и учение с увлечением.        (С.Соловейчик)

На свете есть два вида занятий: учение с мучением и учение с увлечением. (С.Соловейчик)

Учение с мучением — дело известное. Бродишь, бродишь по комнате и никак не заставишь себя сесть за стол и открыть книгу. Наконец откроешь, а в ней всё непонятно, всё скучно, всё ненавистно.  Ну ладно, сегодня кое-как выучишь урок. А завтра опять садиться за учебники. Опять это мучение!

Учение с мучением — дело известное. Бродишь, бродишь по комнате и никак не заставишь себя сесть за стол и открыть книгу. Наконец откроешь, а в ней всё непонятно, всё скучно, всё ненавистно.

Ну ладно, сегодня кое-как выучишь урок. А завтра опять садиться за учебники. Опять это мучение!

Но знаете ли вы, что такое учение с увлечением? Какое это счастье — торопиться домой, чтобы скорее сесть за книгу? Какая радость браться за трудную задачу по математике, вертеть её так и этак, прикидывать - может, получится? Не-ет, не выходит... А если попробовать по-другому? Ура, просвет! Неужели просвет? В душе что-то зажигается, предчувствие решения волнует, вы в нетерпении пригибаетесь к столу, и, если кто-нибудь окликнет вас в эту минуту, вы вздрогнете, оглянетесь в недоумении: «Что случилось? Разве в мире есть ещё что- нибудь, кроме этой задачи?». Просвет, просвет, предчувствие успеха, — а вот и сам успех, вот решение... да такое неожиданное, такое простое и ловкое... Жизнь получается хорошая, совсем счастливая.  Учение с увлечением — счастливая жизнь. Таков закон

Но знаете ли вы, что такое учение с увлечением?

Какое это счастье — торопиться домой, чтобы скорее сесть за книгу? Какая радость браться за трудную задачу по математике, вертеть её так и этак, прикидывать - может, получится? Не-ет, не выходит... А если попробовать по-другому? Ура, просвет! Неужели просвет? В душе что-то зажигается, предчувствие решения волнует, вы в нетерпении пригибаетесь к столу, и, если кто-нибудь окликнет вас в эту минуту, вы вздрогнете, оглянетесь в недоумении: «Что случилось? Разве в мире есть ещё что- нибудь, кроме этой задачи?». Просвет, просвет, предчувствие успеха, — а вот и сам успех, вот решение... да такое неожиданное, такое простое и ловкое... Жизнь получается хорошая, совсем счастливая.

Учение с увлечением — счастливая жизнь. Таков закон

Посмотрите на рисунки. к с и у ф ф С      Какое слово получилось?  Запишите слова.   Подчеркните первую букву.

Посмотрите на рисунки.

к

с

и

у

ф

ф

С

Какое слово получилось?

Запишите слова.

Подчеркните первую букву.

Что такое суффикс? Вспомним

Что такое суффикс?

Вспомним

Выбери верное выражение СУФФИКС – ЭТО МАЛЕНЬКОЕ СЛОВО ЧАСТЬ СЛОВА

Выбери верное выражение

СУФФИКС – ЭТО

МАЛЕНЬКОЕ СЛОВО

ЧАСТЬ СЛОВА

Выбери верное выражение СУФФИКС СЛУЖИТ для образования новых слов для связи слов в предложении

Выбери верное выражение

СУФФИКС СЛУЖИТ

для образования новых слов

для связи слов в предложении

Выбери верное выражение СУФФИКС СТОИТ после корня перед корнем

Выбери верное выражение

СУФФИКС СТОИТ

после корня

перед корнем

Выбери верное выражение СУФФИКС НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ

Выбери верное выражение

СУФФИКС

НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ

ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ

Выбери верное выражение СУФФИКСЫ –  евн, - евич, -овн, - ович, -ич, -ичн образуют отчества образуют фамилии

Выбери верное выражение

СУФФИКСЫ – евн, - евич, -овн, - ович, -ич, -ичн

образуют отчества

образуют фамилии

Выбери верное выражение  Буква Ч в суффиксе  –чик (-щик) со значением лица пишется после букв Д-Т, З-С, Ж. Буква Ч в суффиксе  –чик (-щик) со значением лица пишется после букв Д-Т, Ж.

Выбери верное выражение

Буква Ч в суффиксе  –чик (-щик) со значением лица пишется после букв Д-Т, З-С, Ж.

Буква Ч в суффиксе  –чик (-щик) со значением лица пишется после букв Д-Т, Ж.

Условные обозначения “ + ” - это  я  знаю хорошо “  ” – знаю, но хотелось бы узнать больше “ ? ” – новая  информация

Условные обозначения

“ + ” - это я знаю хорошо

“ ” – знаю, но хотелось бы узнать больше

“ ? ” – новая информация

КЛЮЧ___ ЗАМОЧ___

КЛЮЧ___

ЗАМОЧ___

Проблемный вопрос Когда в слове пишется суффикс –ИК, а когда суффикс –ЕК?

Проблемный вопрос

Когда в слове пишется суффикс –ИК, а когда суффикс –ЕК?

Правописание  суффиксов  существительных  –ек, -ик

Правописание суффиксов существительных –ек, -ик

Алгоритм определения 1. Измени слово по падежам(просклоняй) 2.Посмотри, выпадает ли гласный в суффиксе 3.Если выпадает,пиши –ек-. Если сохраняется, пиши –ик-.

Алгоритм определения

1. Измени слово по падежам(просклоняй)

2.Посмотри, выпадает ли гласный в суффиксе

3.Если выпадает,пиши –ек-.

Если сохраняется, пиши –ик-.

Алгоритм определения

Алгоритм определения

ек платоч__ ек листоч__ стол__ ик билет__ ик песоч__ ек зуб__ ик МОЛОДЦЫ! ик ек 21

ек

платоч__

ек

листоч__

стол__

ик

билет__

ик

песоч__

ек

зуб__

ик

МОЛОДЦЫ!

ик

ек

21

Корректор Найдите ошибки, исправьте их, доказав правильность своего утверждения  слоник  лучик хвостек кармашик мячик орешик  вечерочик кузнечек

Корректор

  • Найдите ошибки, исправьте их, доказав правильность своего утверждения

слоник

лучик

хвостек

кармашик

мячик

орешик

вечерочик

кузнечек

Вставь суффикс -ик- или -ек- ек ик ек кружоч… ик винт… пароход…  ик сыноч… ек звоноч… ек ик корабл… ек годоч… ик билет… ек голубоч… ек дождич… ик пакет… ек комоч…

Вставь суффикс -ик- или -ек-

ек

ик

ек

кружоч…

ик

винт…

пароход…

ик

сыноч…

ек

звоноч…

ек

ик

корабл…

ек

годоч…

ик

билет…

ек

голубоч…

ек

дождич…

ик

пакет…

ек

комоч…

Фотодиктант

Фотодиктант

Фотодиктант  проверь себя -ик  -ек бегемотик львёночек котик тигрёночек зайчик котёночек слоник зайчоночек слонёночек

Фотодиктант проверь себя

-ик

-ек

бегемотик

львёночек

котик

тигрёночек

зайчик

котёночек

слоник

зайчоночек

слонёночек

Рефлексия  Оцени своё участие в уроке, свои знания и умения Мне удалось … Меня удивило .. Я понял, что… Я порадовался за … Я могу похвалить себя за ..… Нужно выучить…

Рефлексия Оцени своё участие в уроке, свои знания и умения

Мне удалось …

Меня удивило ..

Я понял, что…

Я порадовался за …

Я могу похвалить себя за ..…

Нужно выучить…