Предмет: Математика. Преподавание ведётся по образовательной системе «Школа России». Автор учебника: М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. В. Степанова, С. И. Волкова.
Интеграция с предметом: ОБЖ
Тема урока: Задачи на движение.
Цель урока:
Развитие интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи:
Развитие логического мышления, внимания, памяти.
Закрепление способов решения задач на движение;
Развитие потребности соблюдать ПДД;
Воспитание умения слушать и слышать, умения работать в коллективе.
Тип урока: урок закрепления полученных знаний.
Используемые приёмы, методы, технологии обучения:
Методы и приёмы: беседа, фронтальный опрос, наглядный, деятельностный.
Технологии обучения:
Технология проблемного обучения и воспитания (работа с проблемным вопросом на уроке);
Технология развивающего обучения и воспитания (активно – деятельностный способ обучения);
Технология сотрудничества (дети и учитель);
Технология здоровьесберегающего обучения и воспитания (учёт особенностей аудитории, создание благоприятного психологического фона на уроке, создание условий для самовыражения учащихся, , инициация разнообразных видов деятельности, предупреждение гиподинамии и т. д.)
Технология рефлексивного обучения и воспитания (рефлексия по содержанию урока);
Технология диалогового обучения и воспитания (Ученик – учитель, ученик – ученик, ученик – информация).
Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся:фронтальная, групповая.
Оборудование и основные источники информации: доска, компьютер с проектором, раздаточный материал (карточки с заданиями для учащихся в конвертах, презентация к уроку.
Прогнозируемый результат:
1) Учащиеся закрепят умения решать задачи на движение, находить периметр и площадь квадрата
2) Учащиеся вспомнят название групп знаков, правила движения по дорогам пешеходов и велосипедистов, познакомятся со статистикой детского травматизма по стране
Формировались ключевые компетентности:
Мыслительная (анализ и синтез, сравнение, обобщение и доказательства);
Информационная (умение работать с печатными текстами, умение перерабатывать информацию для получения необходимого результата).
Коммуникативная (умение договариваться, выполнять различные роли в группе).
Речевая (умение логично излагать свои мысли; задавать вопросы и отвечать на них; аргументировать свою позицию, точку зрения, мнение)
Ход урока.
1.Организационный момент.
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять.
Будем правильно считать. слайд 2
2. Постановка темы урока.
Сегодня на уроке мы будем развивать своё логическое мышление, внимание, память посредством математики. А что нам в этом поможет, вы узнаете, разгадав ребусы. (мостовая, остановка, перекрёсток) слайд 3
С чем связаны все эти слова? (с дорогой) Правильно, сегодня мы будем говорить о дороге и о правилах дорожного движения.
Чтобы путь стал безопасным
И учёба не напрасной,
Знать вам надо без сомнения
Математику и правила движения слайд 4
3. Устный счет
Дорожная математика
ПДД
- Грузовик едет по первой полосе, а автомобиль по второй. Какое транспортное средство представляет большую опасность для ученика, решившего перебежать дорогу перед идущим транспортом?
(Легковой автомобиль опаснее т.к. едет быстрее и водитель может не увидеть из – за грузовика перебегающего дорогу ученика)
ПДД
(Выезд на дороги общего пользования разрешен ПДД с 14 лет)
356 – 700х50 : 100 = 6 км\ч слайд 7
История
Первый автомобиль в мире был изобретен Карлом Бенцем в 1886 году. Он получил общественное признание и был запущен в промышленное производство. Представлял собой трехколесное средство передвижения, с двигателем на 1.7 литра, который располагался горизонтально. С задней стороны сильно выступал большой маховик. Управлялось сие средство передвижения при помощи Т-образного руля. слайд 8
(240км - это путь или расстояние, все остальные выражают скорость).
Как найти расстояние?
Какая величина лишняя 80км, 600 м/с, 240м, 350см? (600 м/с – это скорость)
Как найти скорость?
Какая величина лишняя 80 ч., 600км, 240сек, 350 мин?
Как найти время? слайд 9
Найдите расстояние, пройденное поездом за 3 часа со скоростью 60 км\ч
слайд 10
5.Работа над темой урока.
Работа в группах.
Решение примеров
В конверте у каждой группы вопросы: Вам надо решить выражения и значения расположить в порядке возрастания.
Как называется предмет, которым регулировщик управляет движением? (Жезл)
Задание в конверте:
182-67=115 (Е)
292-244=48 (Ж)
36+229=265 (З)
272+728=1000 (Л)
Что помогает пешеходам и водителям ориентироваться на дороге? (Знак)
583+248=831 (К)
514-354=160 (Н)
342+109=451 (А)
708-564=144 (З)
Как раньше называлась инспекция ГИБДД ? (ГАИ) Как расшифровывалась эта аббревиатура?
348+264=612 (И)
1000-345-210=445 (А)
583-249=334 (Г)
Решение задач
Всем командам - одинаковое задание.
1.Заполните таблицу
Вид транспорта | Скорость | Время | Расстояние |
«Волга» | 100 км/ч | 3ч | |
Автобус | 90 км/ч | 4 ч | |
«Москвич» | | 2ч | 160 км |
Самолет ИЛ - 96 | | 6 ч | 5400 км |
Пчела | 60 км/ч | | 180 км |
Работа с геометрическим материалом
Как называются геометрические фигуры, форму которых имеют знаки? (Треугольник, квадрат, круг, прямоугольник.) слайд 11
Как называется группа знаков, состоящих из красных кругов? (запрещающие) из красных треугольников? (предупреждающие) слайд 12
Назовите информационный знак, в котором есть буква? Что это за буква? (Р) Что обозначает этот знак? (Место стоянки.) слайд 13
А в математике что обозначает эта буква? (Периметр.)
Нахождение периметра
Что называется периметром? Как найти периметр?
В какой геометрической фигуре находится эта буква в знаке? (В квадрате.) Как найти периметр квадрата? А как найти сторону квадрата, зная его периметр?
Начертите в тетради квадрат, периметр которого равен 20 см. Найдите площадь этого квадрата
20: 4 = 5 (см) длина стороны квадрата
5 х 5 = 25 (кв. см) площадь квадрата
ПДД слайд 14
Каждому из нас ежедневно приходится переходить улицу или дорогу, пользоваться услугами общественного транспорта. Все это делает нас участниками дорожного движения. И любое, даже незначительное нарушение, допущенное нами, может привести к дорожно-транспортному происшествию. Ежедневно в ДТП в нашей стране погибает 8 детей, ваших сверстников. Чтобы этого не произошло, надо обязательно выполнять правила дорожного движения. Несомненно, одно из самых главных правил для вас это соблюдение требований сигналов светофора.
На светофоре красный свет:
Опасен путь – дороги нет.
Если желтый свет горит,
Он: “Готовься!” - говорит.
Зеленый вспыхнул впереди,
Свободен путь – переходи!
6.Самостоятельная работа
Решение задачи слайд 15
Мотоциклист едет со скоростью 81 км/ч , а скорость велосипедиста на спортивном велосипеде на 63 км/ч меньше. Во сколько раз скорость велосипедиста меньше скорости мотоциклиста?
- Кому из них легче остановиться?
7.Подведение итогов.
Подвести итог на лучшую команду.
Решение проблемного вопроса
Что нового вы узнали на уроке? Понравился вам урок? Как вы думаете, будет ли он полезен для вашей безопасности на дорогах?
А теперь – главный вопрос нашего урока. Что же мы должны знать, чтобы безопасно двигаться по дорогам нашего города?
Значение дорожных знаков
Правила перехода перекрёстка
Правила движения по дорогам пешеходов и велосипедистов
и т. д.
Тезисом, или главной мыслью нашего урока математики мы можем считать слова:
Знайте правила движения, как таблицу умножения! слайд 16
8. Домашнее задание.
Составить 2 задачи на движение слайд 17