СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: "Заглавная буква И. Заглавные буквы в именах людей и географических названиях. Упражнения в чтении"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме: "Заглавная буква И. Заглавные буквы в именах людей и географических названия. Упражнения в чтении".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Заглавная буква И. Заглавные буквы в именах людей и географических названиях. Упражнения в чтении"»



Тема: «Заглавная буква И. Заглавные буквы в именах людей и географических названия. Упражнения в чтении».


  1. Орг. Момент ( на столе – букварь, карточки со схемами слов и предложений, цветные квадраты)

  2. Актуализация знаний

Характеристика изученных гласных и согласных звуков.


  1. Сообщение темы и целей урока


Знакомство с заглавной буквой И.

– Послушайте слова: Ира, Ириша, Ирочка.

– Это разные имена?

– Чем отличаются значения слов? Второе и третье- ласковые


– Запишем схемы этих слов. т/п стр. 52

– Почему для составления схем использовали линию с уголком? (Имена пишутся с заглавной буквы.)

– А какая заглавная буква понадобилась?

– Что общего у этих слов? - имена, пишутся с большой буквы, начинаются на звук И

Какая буква нам понадобится для записи первого звука? Заглавная буква И

Напечатайте эту букву.


Какая будет тема урока? Заглавная буква И

Сегодня на уроке письма мы будем учиться писать заглавную букву И, а на уроке чтения поговорим где еще употребляется заглавные буквы.

А что пишется с большой буквы? сегодня мы узнаем, в каких словах еще пишутся заглавные буквы.


Физкультмиутка.

Я буду называть вам слова. Если слово пишется с большой буквы, вы встаете, если с маленькой – приседаете.

Собака, машина, Москва, Алиса, стол, Аня, тетрадь, пенал, Барбос.


  1. Работа с Букварем стр. 48. Проведем подготовку к чтению

1) Чтение слогов: ( про себя с карандашом – обозначить гласные звуки, зеленым и синим – согласные)

Прочитайте мне столбики слов, в которых буквы обозначают твердые согласные звуки, а потом мягкие.

2) Чтение слов и предложений.


а) – Найдите слова, которые написаны под столбиками. Прочитайте.

– Почему эти слова написаны с большой буквы?


б) – Что записано ниже?

– Прочитайте предложение. Что означает слово Поти?

– Что значит город-порт? (слайд)


в) – Найдите столбик ниже слева. Прочитайте.

– Что мы прочитали: слова или слоги?

– Кто знает, что обозначают эти слова? Может быть, вам подскажут картинки на кубиках. (Если дети испытывают затруднение: Почему слова Ра, По, Пра, Тигр написаны с заглавной буквы?) (слайд)

Река Тигр и тигр. (слайд)

– Сделайте вывод: зачем нужна заглавная буква? (Названия рек, морей пишутся с заглавной буквы.)


д) – Прочитайте первое предложение рядом со второй картинкой во втором ряду.

– Почему слово Тигр написано оба раза с заглавной буквы?

– Составьте предложение по рисунку, так, чтобы было понятно, о каком из тигров идет речь. (Тигр хочет напиться воды из реки Тигр.)

е) – Вам интересно, что означает слово Ра и почему оно написано с заглавной буквы?

– Кто-нибудь знает? (Ра – это бог Солнца у жителей Древнего Египта; рядом дано его изображение, сделанное египтянами.) (слайд)


ж) – Кто нарисован на двух нижних картинках?

– Прочитайте про себя предложения и скажите, как зовут ребят?

– Покажите, что делает Ира. Сколько раз надо подпрыгнуть?

– Покажите, что делает Отто. Сколько раз надо притопнуть?

– Какие имена в этих предложениях? Как они написаны? Выделите зелёным уголком заглавные буквы.


  1. Чтение текста «Названия русских рек» (с. 49).

1) Работа с текстом до чтения.

– Прочитайте заглавие.

– О чём мы будем читать?

– О названиях каких рек? Где эти реки текут?

– Указан ли автор?

– Как вы думаете, почему? (Все тексты, если не указан автор, принадлежат… посмотрите на обложку. (Авторам «Букваря».)

– Рассмотрите иллюстрацию.

– Большая это река? Почему вы так думаете?


2) Работа с текстом во время чтения. Текст читает учитель с комментарием. Вы будете слушать текст и подчеркивать карандашом название реки, как только увидите его.


Как реки получили свои имена?.. А у рек есть имена? (Да, это их названия.)

– …Не всегда даже учёные могут ответить на этот вопрос. Почему? (Выслушиваем 2–3 ответа. Продолжаем чтение.) Дело в том, что многие крупные реки были названы очень давно. Учёные считают, что названия Волга, Ока, Кама, Обь, Енисей, Лена обозначают примерно одно и то же: «вода» или «река». (Получили ответ на вопрос?)

А вот названия маленьких рек объяснить чаще всего легко. (Почему?) Например, если в речке водились бобры, её называли Бобровка, Бобриха, Бобрянка или Бобруха. Если хорошо ловились ерши, речку называли Ершовка, караси – Карасёвка и так далее. Получили речки свои имена и по названиям деревьев и кустарников, которые росли по берегам: Ольховка (что росло по берегам?), Калиновка, Калинка (а у этой реки?), Смородинка (догадались?).

А теперь попробуйте догадаться, почему речкам были даны такие имена: Ракитовка (разновидность ивы), Голавлинка (от названия рыбы голавль, наверное, много рыбы в реке водилось), Камышовка (от названия птички или от слова камыш), Чёрная.


Проверка первичного восприятия.

– Удивил ли вас текст?

– А что удивило?


3) чтение по цепочке


4) Работа с текстом после чтения.

– Всегда ли можно объяснить происхождение названий рек?

– Прочитайте названия крупных рек.

– Прочитайте названия маленьких рек.

– Прочитайте название, которое вам понравилось.

– Какие ещё названия рек вы можете объяснить?

– Сколько в нашем тексте частей? Как вы это поняли?

– Прочитайте первое предложение 1-й части; 2-й части; 3-й части.

– Какое правило нужно помнить, чтобы правильно писать названия рек?


  1. Подведение итогов

– Когда пишутся заглавные буквы в словах? А в предложении? Что нового вы для себя узнали?