Тема: «Заглавная буква И. Заглавные буквы в именах людей и географических названия. Упражнения в чтении».
Орг. Момент ( на столе – букварь, карточки со схемами слов и предложений, цветные квадраты)
Актуализация знаний
Характеристика изученных гласных и согласных звуков.
Сообщение темы и целей урока
Знакомство с заглавной буквой И.
– Послушайте слова: Ира, Ириша, Ирочка.
– Это разные имена?
– Чем отличаются значения слов? Второе и третье- ласковые
– Запишем схемы этих слов. т/п стр. 52
– Почему для составления схем использовали линию с уголком? (Имена пишутся с заглавной буквы.)
– А какая заглавная буква понадобилась?
– Что общего у этих слов? - имена, пишутся с большой буквы, начинаются на звук И
Какая буква нам понадобится для записи первого звука? Заглавная буква И
Напечатайте эту букву.
Какая будет тема урока? Заглавная буква И
Сегодня на уроке письма мы будем учиться писать заглавную букву И, а на уроке чтения поговорим где еще употребляется заглавные буквы.
А что пишется с большой буквы? сегодня мы узнаем, в каких словах еще пишутся заглавные буквы.
Физкультмиутка.
Я буду называть вам слова. Если слово пишется с большой буквы, вы встаете, если с маленькой – приседаете.
Собака, машина, Москва, Алиса, стол, Аня, тетрадь, пенал, Барбос.
Работа с Букварем стр. 48. Проведем подготовку к чтению
1) Чтение слогов: ( про себя с карандашом – обозначить гласные звуки, зеленым и синим – согласные)
Прочитайте мне столбики слов, в которых буквы обозначают твердые согласные звуки, а потом мягкие.
2) Чтение слов и предложений.
а) – Найдите слова, которые написаны под столбиками. Прочитайте.
– Почему эти слова написаны с большой буквы?
б) – Что записано ниже?
– Прочитайте предложение. Что означает слово Поти?
– Что значит город-порт? (слайд)
в) – Найдите столбик ниже слева. Прочитайте.
– Что мы прочитали: слова или слоги?
– Кто знает, что обозначают эти слова? Может быть, вам подскажут картинки на кубиках. (Если дети испытывают затруднение: Почему слова Ра, По, Пра, Тигр написаны с заглавной буквы?) (слайд)
Река Тигр и тигр. (слайд)
– Сделайте вывод: зачем нужна заглавная буква? (Названия рек, морей пишутся с заглавной буквы.)
д) – Прочитайте первое предложение рядом со второй картинкой во втором ряду.
– Почему слово Тигр написано оба раза с заглавной буквы?
– Составьте предложение по рисунку, так, чтобы было понятно, о каком из тигров идет речь. (Тигр хочет напиться воды из реки Тигр.)
е) – Вам интересно, что означает слово Ра и почему оно написано с заглавной буквы?
– Кто-нибудь знает? (Ра – это бог Солнца у жителей Древнего Египта; рядом дано его изображение, сделанное египтянами.) (слайд)
ж) – Кто нарисован на двух нижних картинках?
– Прочитайте про себя предложения и скажите, как зовут ребят?
– Покажите, что делает Ира. Сколько раз надо подпрыгнуть?
– Покажите, что делает Отто. Сколько раз надо притопнуть?
– Какие имена в этих предложениях? Как они написаны? Выделите зелёным уголком заглавные буквы.
Чтение текста «Названия русских рек» (с. 49).
1) Работа с текстом до чтения.
– Прочитайте заглавие.
– О чём мы будем читать?
– О названиях каких рек? Где эти реки текут?
– Указан ли автор?
– Как вы думаете, почему? (Все тексты, если не указан автор, принадлежат… посмотрите на обложку. (Авторам «Букваря».)
– Рассмотрите иллюстрацию.
– Большая это река? Почему вы так думаете?
2) Работа с текстом во время чтения. Текст читает учитель с комментарием. Вы будете слушать текст и подчеркивать карандашом название реки, как только увидите его.
– Как реки получили свои имена?.. А у рек есть имена? (Да, это их названия.)
– …Не всегда даже учёные могут ответить на этот вопрос. Почему? (Выслушиваем 2–3 ответа. Продолжаем чтение.) Дело в том, что многие крупные реки были названы очень давно. Учёные считают, что названия Волга, Ока, Кама, Обь, Енисей, Лена обозначают примерно одно и то же: «вода» или «река». (Получили ответ на вопрос?)
А вот названия маленьких рек объяснить чаще всего легко. (Почему?) Например, если в речке водились бобры, её называли Бобровка, Бобриха, Бобрянка или Бобруха. Если хорошо ловились ерши, речку называли Ершовка, караси – Карасёвка и так далее. Получили речки свои имена и по названиям деревьев и кустарников, которые росли по берегам: Ольховка (что росло по берегам?), Калиновка, Калинка (а у этой реки?), Смородинка (догадались?).
– А теперь попробуйте догадаться, почему речкам были даны такие имена: Ракитовка (разновидность ивы), Голавлинка (от названия рыбы голавль, наверное, много рыбы в реке водилось), Камышовка (от названия птички или от слова камыш), Чёрная.
Проверка первичного восприятия.
– Удивил ли вас текст?
– А что удивило?
3) чтение по цепочке
4) Работа с текстом после чтения.
– Всегда ли можно объяснить происхождение названий рек?
– Прочитайте названия крупных рек.
– Прочитайте названия маленьких рек.
– Прочитайте название, которое вам понравилось.
– Какие ещё названия рек вы можете объяснить?
– Сколько в нашем тексте частей? Как вы это поняли?
– Прочитайте первое предложение 1-й части; 2-й части; 3-й части.
– Какое правило нужно помнить, чтобы правильно писать названия рек?
Подведение итогов
– Когда пишутся заглавные буквы в словах? А в предложении? Что нового вы для себя узнали?