СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: "Почвы России"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока: "Почвы России" с использованием презентации.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: "Почвы России"»

Урок географии в 8 классе.

Тема: Образование почв и их разнообразие.

Цели и задачи:

1. Образовательная: сформировать понятие «почва». Дать представление о почвообразовательных процессах, свойствах почвы, почвенный горизонт. Показать вклад Василия Васильевича Докучаева в создание науки почвоведения.

Рассмотреть основные типы почв России и закономерности их размещения.

2.Воспитывающая: способствовать формированию у учащихся представлений об ответственном отношении человека к окружающей нас природе.

3.Развивающаяся: развивать мировоззрение о постоянном изменении почвенного покрова с течением времени.

Оборудование: физическая карта России, и карта Почвы России, атлас, учебник, проектор.

Тип урока: изучение нового материала

Используемые технологии: диалогово - коммуникативная, формирование приемов учебной деятельности.

Формы: групповая.

Методы: исследовательский, познавательный, практический.

Ход урока.

I Организационный момент. Объявляю цель урока.

II. Изучение нового материала.

Почва и ее состав.

Объяснение нового материала начинаю с постановки проблемного вопроса перед классом:

  • Что такое почва?

Если бы поверхность нашей Земли не была бы покрыта почвой, человек не смог бы на ней существовать. Без почвы не было бы растительности, и человек и другие животные не смогли бы добыть себе пищу.

Запись в тетради (почва – верхний плодородный слой земной коры, обладающий плодородием).

Почва особое природное тело.

Она образуется на поверхности Земли в результате взаимодействия живой(органической) и мертвой (неорганической) природы.В. И. Вернадский назвал почву биокосным образованием.

Наша страна богата землей, территорией, или как говорят, земельными ресурсами.

Но на долю сельскохозяйственных угодий приходится лишь 13%

Сообщение ученика (заранее даю опережающее задание ученику «В. В. Докучаев и его вклад в науку почвоведения»)

Почвообразующие факторы.

Вопрос классу.

  • Как образовалась почва? (Рассуждают, делают предположения)

Сообщение ученика ( заранее даю опережающее задание ученику «Как образовалась почва?»)

На основе прослушанного сообщения выделяем следующие почвообразующие факторы:

1. « выветривание»: разрушения скальных пород. Ледники приносят массы горных пород, разрушая скалы и горы. В сочетании с химическими элементами вода растворяет и вымывает некоторые виды горных пород. Смена температур способствует разрушению гор. От нагревания и охлаждения на поверхности скал образуются трещины. Туда попадает вода, которая при замерзании еще больше разрушает горы.

2.появление первых растений – лишайники – пионеры.

3.деятельность растений. В трещины в горных породах попадают семена деревьев, они дают побеги и своими корнями также содействуют разрушению горных пород.

Но это только начало образования почвы. Для образования настоящей почвы в песок или в мельчайшие частички скальных пород необходимо добавить «гумус».

4. деятельность живых организмов. В результате деятельности бактерий остатки почти всех растений и животных превращаются в почву. Бактерии разлагают их и повышают плодородие почвы. Земляные черви и другие насекомые также обогащают почву. Образуется гумус.

Гумус — это органическая масса, получаемая из растений и останков животных.

5. рельеф местности

Строение почвы.

Материнская порода расслаивается и образуется почвенный горизонт. Для каждой почвы характерен свой набор почвенных горизонтов, называемый почвенным профилем.

Сформировавшийся почвенный профиль может служить своеобразной летописью и памятью природы. Докучаев - « Почва- зеркало ландшафта»

Строение почвенного профиля:

Аo горизонт лесная подстилка (луговой войлок) самая верхняя часть почвенного профиля — лесная подстилка или степной войлок, представляющая собой опад растений на различных стадиях разложения — от свежего до полностью разложившегося.

А1 горизонт накопления гумуса, наиболее темноокрашенный в почвенном профиле, в котором происходит накопление органического вещества в форме гумуса, тесно связанного с минеральной частью почвы. Цвет этого горизонта варьируется от черного, бурого, коричневого до светло-серого, что обусловлено составом и количеством гумуса. Мощность гумусового горизонта колеблется от нескольких сантиметров до 1,5 м и более.

А2 горизонт вымывания – это осветленный горизонт, из которого вынесена часть органических и минеральных соединений, а иногда и все, что может раствориться. По цвету напоминает золу.

В горизонт вмывания в него попадает, то что теряет верхняя часть почвы. Здесь накапливается много мельчайших частиц (ила, глины). В разных климатических условиях на разных горных породах этом горизонте могут накапливаться разные минералы, например, оксиды железа и алюминия, что придает почве красно-бурый цвет. Мощность от 1 см. до 1, 5 м.

С горизонт материнская (почвообразующая) горная порода, из которой сформировалась данная почва, не затронутая специфическими процессами почвообразования (аккумуляцией гумуса, элювиированием и т. д.). , в этом горизонте нет гумуса.

Основные типы почв.

Задаю вопрос:

  • Как вы думаете, распределение почв не только в России, а во всём мире хаотично или подчиняется законам природы? (Распределение почв подчиняется закону широтной зональности, в горах высотной поясности)

Класс делится на группы. Каждая группа рассматривает один из типов почвы (использует учебник & 19, атлас)

Результаты работы оформляются в таблице (приложение 1):

Главные почвы России

Типы почв

Условия почвообразования

Содержание гумуса

Свойства почвы

Природная зона

1. Арктические

Мало тепла и

растительности

нет

Не плодородная

Арктическая

пустыня

2. Тундрово-глеевые

Вечная мерзлота, мало тепла, переувлажнение

1,5%

Маломощные, имеют глеевой слой

Тундра

3. Подзолистые

К увл. 1

Прохладно. Растительные остатки – хвоя, вымывание перечное

1,5 – 2%

Промывные, кислые, малоплодородные.

Тайга

4. Дерново-подзолистые

К увл. 1

Больше растительных остатков, промыв почв весной

2 – 2,5%

Более плодородные, кислые

Смешанные

леса

5. Серые лесные, бурые лесные

К увл. = 1

Умеренно-континентальный климат, остатки лесной и травянистой растительности

2 – 5%

Плодородные

Широколист-

венные леса

6. Чернозёмы

К увл. ? 1

Много тепла и растительных остатков

10 – 12%

Самые плодородные, зернистая

Степи

7. Каштановые

К увл. = 0,8, 0,7

Много тепла

3 – 5%

Плодородные

Сухие степи

8. Бурые и серо-бурые

К увл.

Сухой климат,

мало растительности

1%

Засоление почв

Полупустыни




III Повторение.

1.Что такое почва?

2. Назвать почвообразующие факторы?

3. Что такое плодородие почвы?

4. Что такое гумус?

5.Почему В.В.Докучаев назвал почвы « зеркалом ландшафта»?

6.Назовите почвенные горизонты.

IV. Рефлексия:

  1. Я оцениваю свою работу…

  2. Я сегодня узнал…

  3. Мне было…

V. Выставление оценок и д.з.: &18, 19. Выучить основные типы почв России и их свойства

Творческое задание: подготовить к следующему уроку сообщения по темам: “Современное состояние почв в России”, “Мероприятия по охране почв”.