Урок географии в 8 классе.
Тема: Образование почв и их разнообразие.
Цели и задачи:
1. Образовательная: сформировать понятие «почва». Дать представление о почвообразовательных процессах, свойствах почвы, почвенный горизонт. Показать вклад Василия Васильевича Докучаева в создание науки почвоведения.
Рассмотреть основные типы почв России и закономерности их размещения.
2.Воспитывающая: способствовать формированию у учащихся представлений об ответственном отношении человека к окружающей нас природе.
3.Развивающаяся: развивать мировоззрение о постоянном изменении почвенного покрова с течением времени.
Оборудование: физическая карта России, и карта Почвы России, атлас, учебник, проектор.
Тип урока: изучение нового материала
Используемые технологии: диалогово - коммуникативная, формирование приемов учебной деятельности.
Формы: групповая.
Методы: исследовательский, познавательный, практический.
Ход урока.
I Организационный момент. Объявляю цель урока.
II. Изучение нового материала.
Почва и ее состав.
Объяснение нового материала начинаю с постановки проблемного вопроса перед классом:
Если бы поверхность нашей Земли не была бы покрыта почвой, человек не смог бы на ней существовать. Без почвы не было бы растительности, и человек и другие животные не смогли бы добыть себе пищу.
Запись в тетради (почва – верхний плодородный слой земной коры, обладающий плодородием).
Почва особое природное тело.
Она образуется на поверхности Земли в результате взаимодействия живой(органической) и мертвой (неорганической) природы.В. И. Вернадский назвал почву биокосным образованием.
Наша страна богата землей, территорией, или как говорят, земельными ресурсами.
Но на долю сельскохозяйственных угодий приходится лишь 13%
Сообщение ученика (заранее даю опережающее задание ученику «В. В. Докучаев и его вклад в науку почвоведения»)
Почвообразующие факторы.
Вопрос классу.
Сообщение ученика ( заранее даю опережающее задание ученику «Как образовалась почва?»)
На основе прослушанного сообщения выделяем следующие почвообразующие факторы:
1. « выветривание»: разрушения скальных пород. Ледники приносят массы горных пород, разрушая скалы и горы. В сочетании с химическими элементами вода растворяет и вымывает некоторые виды горных пород. Смена температур способствует разрушению гор. От нагревания и охлаждения на поверхности скал образуются трещины. Туда попадает вода, которая при замерзании еще больше разрушает горы.
2.появление первых растений – лишайники – пионеры.
3.деятельность растений. В трещины в горных породах попадают семена деревьев, они дают побеги и своими корнями также содействуют разрушению горных пород.
Но это только начало образования почвы. Для образования настоящей почвы в песок или в мельчайшие частички скальных пород необходимо добавить «гумус».
4. деятельность живых организмов. В результате деятельности бактерий остатки почти всех растений и животных превращаются в почву. Бактерии разлагают их и повышают плодородие почвы. Земляные черви и другие насекомые также обогащают почву. Образуется гумус.
Гумус — это органическая масса, получаемая из растений и останков животных.
5. рельеф местности
Строение почвы.
Материнская порода расслаивается и образуется почвенный горизонт. Для каждой почвы характерен свой набор почвенных горизонтов, называемый почвенным профилем.
Сформировавшийся почвенный профиль может служить своеобразной летописью и памятью природы. Докучаев - « Почва- зеркало ландшафта»
Строение почвенного профиля:
Аo горизонт лесная подстилка (луговой войлок) самая верхняя часть почвенного профиля — лесная подстилка или степной войлок, представляющая собой опад растений на различных стадиях разложения — от свежего до полностью разложившегося.
А1 горизонт накопления гумуса, наиболее темноокрашенный в почвенном профиле, в котором происходит накопление органического вещества в форме гумуса, тесно связанного с минеральной частью почвы. Цвет этого горизонта варьируется от черного, бурого, коричневого до светло-серого, что обусловлено составом и количеством гумуса. Мощность гумусового горизонта колеблется от нескольких сантиметров до 1,5 м и более.
А2 горизонт вымывания – это осветленный горизонт, из которого вынесена часть органических и минеральных соединений, а иногда и все, что может раствориться. По цвету напоминает золу.
В горизонт вмывания в него попадает, то что теряет верхняя часть почвы. Здесь накапливается много мельчайших частиц (ила, глины). В разных климатических условиях на разных горных породах этом горизонте могут накапливаться разные минералы, например, оксиды железа и алюминия, что придает почве красно-бурый цвет. Мощность от 1 см. до 1, 5 м.
С горизонт материнская (почвообразующая) горная порода, из которой сформировалась данная почва, не затронутая специфическими процессами почвообразования (аккумуляцией гумуса, элювиированием и т. д.). , в этом горизонте нет гумуса.
Основные типы почв.
Задаю вопрос:
Как вы думаете, распределение почв не только в России, а во всём мире хаотично или подчиняется законам природы? (Распределение почв подчиняется закону широтной зональности, в горах высотной поясности)
Класс делится на группы. Каждая группа рассматривает один из типов почвы (использует учебник & 19, атлас)
Результаты работы оформляются в таблице (приложение 1):
Главные почвы России
Типы почв | Условия почвообразования | Содержание гумуса | Свойства почвы | Природная зона |
1. Арктические | Мало тепла и растительности | нет | Не плодородная | Арктическая пустыня |
2. Тундрово-глеевые | Вечная мерзлота, мало тепла, переувлажнение | 1,5% | Маломощные, имеют глеевой слой | Тундра |
3. Подзолистые | К увл. 1 Прохладно. Растительные остатки – хвоя, вымывание перечное | 1,5 – 2% | Промывные, кислые, малоплодородные. | Тайга |
4. Дерново-подзолистые | К увл. 1 Больше растительных остатков, промыв почв весной | 2 – 2,5% | Более плодородные, кислые | Смешанные леса |
5. Серые лесные, бурые лесные | К увл. = 1 Умеренно-континентальный климат, остатки лесной и травянистой растительности | 2 – 5% | Плодородные | Широколист- венные леса |
6. Чернозёмы | К увл. ? 1 Много тепла и растительных остатков | 10 – 12% | Самые плодородные, зернистая | Степи |
7. Каштановые | К увл. = 0,8, 0,7 Много тепла | 3 – 5% | Плодородные | Сухие степи |
8. Бурые и серо-бурые | К увл. Сухой климат, мало растительности | 1% | Засоление почв | Полупустыни |
III Повторение.
1.Что такое почва?
2. Назвать почвообразующие факторы?
3. Что такое плодородие почвы?
4. Что такое гумус?
5.Почему В.В.Докучаев назвал почвы « зеркалом ландшафта»?
6.Назовите почвенные горизонты.
IV. Рефлексия:
Я оцениваю свою работу…
Я сегодня узнал…
Мне было…
V. Выставление оценок и д.з.: &18, 19. Выучить основные типы почв России и их свойства
Творческое задание: подготовить к следующему уроку сообщения по темам: “Современное состояние почв в России”, “Мероприятия по охране почв”.