IV.Поиск решения проблемы (открытие нового знания). V.Первичное осмысление и закрепление | 1.Беседа на тему «Полезные ископаемые» 2.Исследование в группах. Работа с коллекцией полезных ископаемых, с атласом-определителем и маршрутными листами. Заполнение таблицы «Паспорт полезного ископаемого». 3. Обмен информацией. 3. Работа с диском. 4. Физкультминутка. 5. Беседа на тему «Для чего добывают полезные ископаемые» 6. Беседа на тему «Как добывают полезные ископаемые» 7. Работа в парах 8. Обмен информацией. 9. Работа с картой и презентацией | 1.- От какого слово произошло слово «ископаемые»? - Почему они полезные? - Откройте учебник на с. 46 и прочитайте текст, для того, чтобы ответить на вопросы: что такое полезные ископаемые и какими свойствами они обладают? - Что такое полезные ископаемые? - Какими свойствами они обладают? - Мы ответили на 1 пункт плана? - Молодцы. 2. А сейчас, как настоящие геологи, мы проведем исследовательскую работу. Цель нашей работы: определить полезные ископаемые и установить их свойства. Вам нужно объединиться в группы: 1 ряд: одна экспедиция, 2 ряд: другая экспедиция. Я раздам вам коллекции полезных ископаемых и маршрутные листы, которые вы должны будете заполнить. Сначала вместе обсуждаете, затем кто-то один записывает. Затем каждая группа рассказывает об одном полезном ископаемом. Назначьте ответственного, кто будет отвечать. - Давайте вспомним правила работы в группах (памятка на слайде). - Молодцы. Приступайте к работе. 3. Организует беседу по вопросам: - Сообщите классу о результатах. - Какое свойство является основным (главным) для данного полезного ископаемого? - Где используется данное полезное ископаемое? На каких свойствах основано его применение? - Достигли мы своей цели? 3. Показывает видео на диске: - А сейчас, чтобы дополнить наш вывод, я предлагаю поработать с диском. - Мы ответили на 2 пункт плана? 4. Проводит физкультминутку. - Ребята, посмотрите, наша обезьянка куда-то пропала. Она наверно спряталась, давайте ее найдем. - Нашли, молодцы. А что у нее в лапках? - Замечательно. Первая экспедиция читайте свой вопрос? - Молодцы. Вы справились с заданием обезьянки. - Вторая экспедиция читайте свой вопрос? - Молодцы. Вы тоже справились с заданием обезьянки. - Сейчас встаньте каждый рядом со своим местом, я тоже приготовила для вас задание: - поморгайте мне глазками столько раз, сколько будет: первое слагаемое 5, второе слагаемое такое же; - Сколько раз нужно было моргнуть? - закройте руками ушки столько раз, сколько будет: уменьшаемое 10, вычитаемое 3? - Сколько раз нужно было закрыть ушки? - Молодцы, с моими заданиями вы тоже справились на отлично. Садитесь. 5. Ребята, посмотрите на выставку, которую я организовала для урока. Как вы думаете, почему эти предметы я принесла именно на этот урок? - Почему на уроках труда мы используем глину, а не песок? - Ребята, а когда - то очень давно, глина в корне изменила жизнь древнего человека. Может кто-то догадывается о чем идет речь? - Хорошо. Сейчас, чтобы дополнить свои знания о том, для чего добывают полезные ископаемые, мы прочитаем с .47 учебника. - Так для чего же нужны полезные ископаемые? 6. Ребята, а интересно, как добывают полезные ископаемые? Не глядя в книгу, из жизни, может кто-то видел или знает, как их добывают? 7. Хорошо, для того, чтобы более полно ответить на вопрос: как добывают полезные ископаемые, я предлагаю вам поработать в парах. Вы самостоятельно прочитаете текст на с. 48, обсудите прочитанное и заполните маршрутный лист. В нем нужно показать стрелками, какое полезное ископаемое каким способом добыто. Не забудьте подписать листочки. 8. Организует беседу по вопросам: - Сообщите классу о результатах. Заслушаем мы только две пары, остальные свои работы сдадут, я проверю, и мы их обсудим на следующем уроке. Железную руду, гранит добывают из недр Земли и на ее поверхности. Раньше это делали с помощью кирки и молотка, сейчас - с помощью взрывов, затем экскаваторы подбирают породу и отправляют на завод, где ее обрабатывают. - С каким новым понятием вы познакомились, работая самостоятельно? - А о каких новых профессиях вы узнали? - Да, вот видите, как полезен и опасен их труд. - А вот моя профессия-учитель. Я с детства мечтала быть учителем, потому, что я люблю детей. - А кем бы вы хотели стать? - Какие вы молодцы. Я рада, что вы относитесь к этому так серьезно, что такие грамотные люди будут работать у нас на производстве, ведь вы будущее нашей страны. - Какой вывод вы сделали для себя, работая в парах? - Мы ответили на 3 пункт плана? 9. Ребята, а как вы думаете, есть ли полезные ископаемые на территории нашей области? - Да действительно наша область богата полезными ископаемыми. Посмотрите на карту Челябинской области, посмотрите, как много здесь месторождений (показ слайдов презентации, знакомство с полезными ископаемыми нашего края). - Ребята, а нужно ли беречь полезные ископаемые? Или они безграничны? -К сожалению, полезные ископаемые - это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Как охраняют полезные ископаемые? (показ слайдов) - А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств? – Так какими полезными ископаемыми богата наша область? - Мы ответили на 4 пункт плана? - Какой вывод мы можем сделать? - Да, ребята, и правительство нашего государства, в планах экономики на 2017 год, отдает предпочтение тому, чтобы мы сами добывали и использовали наши природные богатства, а не закупали их где-то в других странах. Так как наш край развивается и богат полезными ископаемыми, нам нужны грамотные геологи. Специалистов такой профессии готовят в Российском университете дружбы народов. Сейчас государство выделяет много денег на развитие молодых ученых, ведь вы-наше будущее страны. | Строят грамматические рассуждения, отвечают на вопросы: - От слова «копать». - Приносят пользу людям. - Богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве. - Бывают твердые, жидкие, газообразные. Отличаются по цвету. Бывают прозрачные и непрозрачные, плотные или рыхлые, или горючие. - Да, мы дали определение, что такое полезные ископаемые. По очереди читают. Приступают к работе. Отчет групп. - Да, определили полезные ископаемые, установили их свойства. Слушают и смотрят видео. - Да, мы исследовали полезные ископаемые. Встают, ищут обезьянку. - Задания для 1 и 2 экспедиции. - Назовите опасные места? (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, парк и лес, места, покрытые льдом). - Назовите номера служб спасения? (01-пожарная служба, 02-полиция, 03-скорая помощь, 04-газовая служба, единый номер вызова экстренной службы -112). Выполняют физические упражнения. - Нужно было моргнуть 10 раз. - Закрыть ушки нужно было 7 раз. - Эти предметы сделаны из природных богатств, полезных ископаемых: кирпич и песок-для строительства, ножницы и ложка-из металла. - Мокрая глина вязкая и пластичная, при высыхании хорошо сохраняет форму, поэтому можно создать интересные изделия. И даже раскрасить. - Древний человек заметил, что глина, попадая в огонь, становится тверже и хорошо сохраняет свою форму, не пропускает воду. Человек стал питаться варёной пищей, что гораздо вкуснее и питательнее. - По очереди читают вслух. - Полезные ископаемые нужны для строительства, топлива, для использования в металлургии. - В шахтах, карьерах и т.д. Работают в парах. Отчет двух пар. - Узнали, что такое месторождение. - Шахтер, экскаваторщик. Ответы детей. - Что труд людей, которые добывают полезные ископаемые, очень важный, трудный и опасный. Что все профессии важны. - Да, узнали, как добывают полезные ископаемые. Ответы детей. Слушают, смотрят слайды. - Да нужно беречь, т.к. они истощаются. - Дети собирают металлолом, из которого выплавляют металл, экономно используют газовые и электрические приборы, берегут тепло дома и в школе; рационально потребляют питьевую воду, потому что её очистка и доставка по трубам невозможна без использования полезных ископаемых. Называют. - Да, узнали, какими полезными ископаемыми богата наша область. - Хозяйственная деятельность людей не возможна без П.И. Это огромное, бесценное богатство нашей Земли. | Личностные: в предложенных ситуациях опираются на общие для всех правила поведения, делают выбор, какой поступок совершить. Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют факты и явления; определяют причины явлений, событий. Коммуникативные: доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |