СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Права и свободы человека и гражданина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы для проведения урока на основе работы с правовыми источниками.  

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Права и свободы человека и гражданина"»

Разработка темы «Права и свободы человека»


Свобода – естественное состояние человека.

Только свободный человек может быть счастливым.

Но для этого он еще должен захотеть

быть счастливым и воспользоваться свободой

Соколов


Современная история России развивается по пути формирования правового государства и гражданского общества. И поэтому одно из центральных мест среди конституционных начал государственного строя Российской Федерации занимает личность, права и свободы которой имеют приоритетное значение. Для изучения данной темы предлагается следующий вариант сценария (творчески-поискового направления).


Цель урока:

- развитие личностно-деятельного отношения к проблеме

- развитие (воспитание) правовой культуры

- формирование практических навыков получения и анализа информации

- развитие умения работать и жить в коллективе


Создание мотивационной базы:

Через провокационное поведение учителя в начале урока:

- не здороваться с учащимися;

- относительно грубые (без личностных оскорблений!), мелочные и безосновательные придирки к ласу.

Желательный результат: добиться возмущения учащихся и поднятия вопроса о праве учителя на подобное поведение, на подобное отношение к классу.

Если класс не выразил ожидаемой реакции, то учителю придется самому задать наводящие вопросы:

- Почему подобное поведение недопустимо?

- Должны ли учащиеся терпеть подобное отношение?


Отсюда переход к проблемному вопросу: Что необходимо вам знать для недопущения подобной ситуации, для защиты своих прав, защиты достоинства своей личности.


Развитие темы или через наводящие вопросы или класс сформулирует самостоятельно пункту плана разбора темы:

  1. Основные понятия

  2. Перечень прав и свобод человека (можно подтолкнуть к идее безграничной, неограниченной свободы или дать одной из групп (Фромм)

  3. Их наличие в современном мире: юридические документы, их гарантированность и реальность

  4. Правовая культура общества в ракурсе темы (в заключение. Права есть, а как ими воспользовались в начале урока, в жизни)


Реализация плана

  1. Понятия.

В зависимости от времени на изучение темы каждая из групп изучает самостоятельно или используется раздаточный материал (письменная распечатка или выведение терминов на экран, используя проектор)

См. Приложение

  1. Перечень прав и свобод объединить

  2. Их наличие в современном мире


Межпредметная связь: в каких изученных на уроках истории источниках был поднят вопрос о правах и свободах человека?

Предполагаемый ответ:

- Петиция о праве

- Великая ремонстрация

- Habeas corpus act

- «Теория естественных прав» философов-просветителей

- Декларация независимости

- Декларация прав и свобод человека и гражданина

- Конституции Франции эпохи Великой французской революции

И т.д. в зависимости от объема материала, изученного в курсе «История».


Но этот список гораздо обширнее, что показывает степень значимости этой темы, особенно в условиях нового времени, эпохи формирования капиталистического общества, зарождения основ правового государства.

Англия

1215 г.

Великая хартия вольностей

1628 г.

Петиция о праве

1641 г.

Великая ремонстрация

1679 г.,1816 г., 1862 г.

Habeas corpus act

1689 г.

Акт о веротерпимости

1689 г.

Билль о правах

1701 г.

Акт о будущем ограничении монархов и о лучшем обеспечении прав и свобод подданных

1832 г., 1867 г.

Акт о народном представительстве

1871 г.

Акт о тред-юнионах

США

1776 г.

Декларация независимости

1787 г.

Конституция США

1789-1791 гг.

Билль о правах (первые 10 поправок к Конституции США)

1863 г.

Прокламация об освобождении рабов

Франция

1789 г.

Декларация прав и свобод человека и гражданина

С 1791 г. по 1799 г.

Принято 4 Конституции

1804 г.

Гражданский кодекс Наполеона


В XX веке процесс формирования гражданского общества и правового государства был продолжен на международном уровне

Международные документы о правах человека

10.12.1948 г.

Всеобщая декларация прав человека (ООН)

1948 г.

Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него

1959 г.

Декларация прав ребенка

1966 г.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ООН)

1966 г.

Международный пакт о гражданских и политических правах (ООН)

1984 г.

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания

1989 г.

Конвенция о правах ребенка

Региональные системы защиты прав человека

1948 г.

Американская декларация прав и обязанностей человека

1950 г.

Европейская конвенция по защите прав человека и основных свобод

1969 г.

Американская конвенция прав человека

1975 г.

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

1981 г.

Африканская хартия прав человека и народов

1986 г.

Африканский устав прав людей и народов

1989 г.

Итоговый документ Венской встречи представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

1990 г.

Каирская декларация прав человека в исламе

1990 г.

Парижская хартия для новой Европы


Класс делится на группы. Группы получают для работы документы (их выбор зависит от степени влияния документа на современное состояние прав и свобод человека, от времени, отведенного на рассмотрение темы, от класса):

- Декларация независимости 1776 г.

- Декларация прав и свобод человека и гражданина 1789 г.

- Всеобщая декларация прав человека 1948 г.

- Конституция СССР 1977 г. (или Конституция РСФСР 1978 г.)

- Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.

- Конвенция о правах ребенка 1989 г.

- Конституция РФ 1993 г.

Может быть создана группа, разрабатывающая Декларацию прав и свобод человека для гипотетического государства


Предварительный просмотр учителем разработок групп, скорее всего, поставит необходимость предложить учащимся обсудить возможность деления прав на группы. Первой выступает группа разрабатывающая Декларацию гипотетического государства. Следующие идут через сравнение представлений учащихся о правах человека и разработчиков международных документов. Выступление групп, изучавших Конституции СССР/РСФСР и России 1993 г. Связано с раскрытием п.5


Система прав человек

Гражданские (личные)




Личные




Юридические




Политические




Экономические




Социальные




Духовные







  1. Правовая культура

  1. Понятие

  2. Применение:

- Сравнить выделенные группами права человека со статьями Конституции РФ 1993 г.

- Сравнить Конституции РФ и РСФСР/СССР.

Объяснить реальность и гарантированность государством. Нужны примеры правозащитного движения