Тема: «Избирательное право»
«Там, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство»
Джон Адамс
«Выборный человек является представителем не только
своих избирателей, но и тех, которые его не выбирали»
Б.Н.Чичерин
Цели:
Образовательные: углубить, закрепить и систематизировать полученные знания; подвести учащихся к пониманию того, что через выборы осуществляется представительная форма участия граждан в политике; раскрыть структуру, сущность, типы демократической избирательной системы; важнейшие принципы избирательного права.
Развивающие: способствовать формированию умения применять знания в различных ситуациях; способствовать практическому овладению способами деятельности, отражающими суть роли избирателя; активизировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся; развивать творческое мышление учащихся.
Воспитательные: способствовать воспитанию толерантности и гражданского долга, становлению политической и правовой культуры.
Дидактические задачи:
1. Закрепление понятийного аппарата избирательного права: право, гражданин, избиратель, права избирателя, выборы, избирательная система, избирательное право, пропорциональная избирательная система, мажоритарная избирательная система, активное и пассивное избирательное право.
2. Дать учащимся первичное представление о необходимости участия в политической жизни общества, как будущих избирателей.
3. Развитие творческого потенциала учащихся.
КУМО: мультимедийный проектор, компьютер, компьютерная презентация урока, видеоролик, аудио файл, раздаточный материал, рабочая тетрадь.
Тип урока: урок закрепления и совершенствования полученных знаний.
Форма проведения: беседа, решение учебно-познавательных задач, выполнение практических заданий, организация индивидуальной и групповой работы.
Литература
Конституция Российской Федерации.
Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова «Обществознание», учебник, М, «Просвещение»,
2012.
И.П.Смирнов «Введение в современное обществознание», учебное пособие, М, «Академия», 2006.
План
Организационный момент
Сообщение темы и целей урока.
Актуализация знаний.
Беседа с учащимися по вопросам домашнего задания по теме «Избирательное право»
Практическая часть урока.
Организация индивидуальной и групповой работы на знание терминов, по решению учебно-познавательных задач, выполнению практических заданий. Беседа с учащимися, практические выводы по теме на каждом этапе.
Подведение итогов.
Просмотр видеоролика на песню О.Газманова «Вся правда про Россию»
Домашнее задание: подготовить эссе на тему «Когда ты не голосуешь, на самом деле ты всё-таки голосуешь», ответить на вопросы тестов.
Ход урока
I.Организационный момент
Приветствие учащихся
II. Сообщение темы и целей урока
Звучит песня из к/ф «Доживём до понедельника» «Мы выбираем, нас выбирают…»
Актуализация знаний
Выборы, как вы знаете, являются одним из существенных признаков демократии. Через выборы народ (в лице избирателей) вручает своим представителям право на осуществление власти. Тем самым реализуется представительная форма участия граждан в политике. Однако представительство народных интересов может быть осуществлено только при условии, если выборы организованы демократически. А это во многом зависит от избирательной системы.
III. Беседа с учащимися по вопросам домашнего задания по теме «Избирательное право»
Что такое избирательная система?
Что такое избирательное право?
Что такое избирательный процесс?
Где и как законодательно закреплено избирательное право граждан в нашей стране?
Комментарий ст. 32 Конституции РФ.
Как называется политическое право избирать и быть избранным?
Назовите основные избирательные системы.
IV.Практическая часть урока.
Организация индивидуальной и групповой работы на знание терминов, по решению учебно-познавательных задач, выполнению практических заданий.
4.1.Организация индивидуальной работы:
4.1.1. На знание терминов:
гражданин, выборы, избиратель, право избирателя.
Составьте определение терминам, используя опорные слова и сочетания слов в скобках:
(Раздаточный материал)
4.1.2.Выполнение логического задания
Выявить последовательность действий (шаги) избирателя по пути к осознанному и рациональному выбору
-Президента;
-голосования по партийным спискам;
-при выборе по мажоритарной системе?
Используйте для ответа «Практические выводы по теме»
(работа с раздаточным материалом)
4.1.3. Работа с документом «Из книги американского политолога
М. Паренти «Демократия для немногих»
Как оценивает автор неучастие граждан в выборах?
4.2.Организация групповой работы по решению учебно-познавательных задач
Задача 1. (на 4 балла)
В Австралии выборы в парламент осуществляются по избирательным округам. Победившим считается кандидат, набравший 50% плюс один голос. К какому типу относится избирательная система Австралии? Ответ поясните.
Задача 2. (на 4 балла)
Конгрессмены США избираются по одномандатным округам, насчитывающим равное число жителей. Какой тип избирательной системы иллюстрирует приведённый факт и почему? Кто побеждает на выборах в этом случае?
4.2.1.Создание проблемной ситуации на уроке
У нас на доске - высказывание Чичерина «Выборный человек является представителем не только своих избирателей, но и тех, которые его не выбирали»
(Попробуйте прокомментировать его)
Задача 3. (на 5 баллов)
В одной из демократических стран выборы в высший представительный орган осуществляются по единому избирательному округу за списки кандидатов от политических партий. После очередных выборов обнаружилось, что первая партия получила 60 % голосов избирателей; вторая – 30 %, а третья – 10 %.
К какому типу относится избирательная система данной страны? Ответ поясните.
Сколько мест получит каждая из партий в парламенте, если в его составе 100 человек; 120 человек?
4.1.2.Проверка выполнения логического задания
4.1.1. Проверка терминов: гражданин, выборы, избиратель, право избирателя.
4.3. Организация групповой работы по выполнению практических заданий.
4.3.1.Вопрос:
Перечислите основные принципы избирательного права
4.3.2.Вам необходимо применить знания в следующих ситуациях:
(организация работы в группах)
Ситуация 1
На избирательный участок заходит маленькая девочка с паспортом.
Председатель комиссии спрашивает её:
- Девочка, ты зачем сюда пришла?
- Как зачем? Я пришла голосовать за своего папу!
- А зачем ты будешь голосовать за своего папу?
- А он сказал, что если станет депутатом, то будет приносить домой много денег, а мы с мамой переедем жить в Москву.
- Сколько тебе лет?
- 14.
Продолжение …
Вопрос: Какой избирательный принцип описан в эпизоде?
Кто обладает активным избирательным правом?
Какие группы населения лишены активного избирательного права?
Ситуация 2
На избирательный участок заходит молодая женщина, вынимает из сумочки два паспорта и выкладывает на стол:
- Я хочу проголосовать за себя и за своего мужа!
- А почему он сам не пришёл голосовать?
- Он очень сильно занят домашними делами. Да и какая разница! Паспорт же его у меня, да ещё я на всякий случай доверенность от него взяла. Вот посмотрите. Вот… подпись… дата. Всё как положено…
Продолжение…
Вопрос: Какой избирательный принцип описан в этом эпизоде и что он означает?
Ситуация 3
Квартира. За столом сидит муж, обложившись газетами. Его жена прихорашивается перед зеркалом и говорит:
- Сегодня выборы. Пойдёшь голосовать?
- Какие ещё выборы? Могу я в свой единственный выходной отдохнуть дома, просмотреть недельные новости? В мире такое творится! А ты про какие-то выборы говоришь. Страна большая – без меня голосов хватит.
- Ну, я одна тоже не пойду. Останусь дома, подожду результатов голосования.
Вопросы:
Как называется описанный принцип избирательного права?
Какое явление избирательного права описано в данном примере?
Ситуация 4
Прочитайте, ответьте на вопросы:
Возле избирательного участка стоит автомобиль, в нём сидят двое. Мимо идёт мужчина. Водитель автомобиля через опущенное стекло кричит ему:
- Товарищ. Можно Вас?
Мужчина удивлённо:
- Меня?
- Да, да, Вас! Вы на выборы?
- Да.
- Если не секрет, Вы за кого проголосуете?
- Да я сам толком не знаю.
Водитель, кладя руку на плечо пассажира:
- Тогда я Вас попрошу проголосовать вот за этого товарища. Запомните лицо? Фамилия его Кравченко, зовут Николай Михайлович. Коля, дай человеку сотню!
Тот протягивает мужчине 100 долларов. Тот прячет валюту в карман:
- Да я за такую купюру за кого хочешь, проголосую.
- Посмотрим. Смотри не обмани!
Вопрос:
Как называются нарушения избирательного права в этом эпизоде?
4.3.3.Создание проблемной ситуации на уроке:
Данный принцип (свобода и добровольность выборов) действует в развитых демократических странах и в России. А в некоторых из стран, в частности, в Италии, конституционно закрепляется, что голосование на выборах является гражданским долгом избирателя. За его нарушение иногда предусматриваются юридические санкции: в Австралии - штраф, в Германии и Турции - лишение свободы.
Вопрос: Совместима ли свобода и добровольность выборов
- с гражданским долгом;
- с юридическими санкциями?
V. Подведение итогов.
Как вы считаете, участвовать в выборах и голосовать необходимо?
(выслушиваются ответы учащихся)
Почему граждане не всегда участвуют в выборах?
4.1.3. Выслушивается ответ уч-ся по документу
Итак. Мы подошли к выводу:
Голосовать необходимо, так как это:
1. Важнейшее право и обязанность человека в демократическом обществе.
2. Возможность формировать государственную политику.
3. Возможность избежать неблагоприятных последствий для государства в целом.