СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Правописание гласных о–а в корнях с чередованием гор–гар, зор–зар. 5 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по технологии критического мышления. Виды деятельности на уроке "лишнее слово", орфографическая разминка, работа с текстом, буквенный диктант. На уроке предполагается парная работа, дифференцированная работа. 

Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Правописание гласных о–а в корнях с чередованием гор–гар, зор–зар. 5 класс.»

Тема: Правописание гласных о–а в корнях с чередованием гор–гар, зор–зар. 5 класс.

Цель: формирование умения находить в морфеме изучаемую орфограмму;

понимать условия написания гласных в корнях гор–гар, зор–зар ; применять правило на письме в условиях создания текста; развивать устную монологическую речь.

Ход урока.

I. Оргмомент.

Готовность к уроку. Объявление темы урока.

- Опираясь на тему урока, сформулируйте цель урока.

II. Актуализация знаний и умений

1 стадия. Вызов.

 - Выполним задание “Верные – неверные утверждения”.

«Верные и неверные утверждения»

- Замена одного звука другим внутри одной морфемы называют чередованием. (Верно)

- В корнях ЛАГ-ЛОЖ написание гласной зависит от ударения. (Неверно)

- В слове СОЧЕТАТЬ пишется буква Е, потому что после корня стоит суффикс А. (Неверно)

- В корнях БЕР-БИР, ПЕР-ПРИ, ДЕР-ДИР, ТЕР-ТИР и т.д. пишется Е, если после корня нет суффикса А. (Верно)

- Слова МИРНЫЙ – ЗАМИРАТЬ являются однокоренными. (Неверно)

- Сегодня мы продолжаем углублять свои знания по теме «Правописания чередования гласных», но прежде освежим в памяти те знания по теме, которые мы уже прошли.

Опрос.

- Выполним задания:

1) «Лишнее слово»

А) пол..гаешь, к..сательная, прик..снуться, пол..г;

Б) изб..рут, зап..реть, стирать, выч..ты,

В) расст..лать, соч..тание, бл..стательный, вым..рание, зам..рание;

2) Это мороз своей искусной рукой прик..снулся к деревцам. (4)

Инд. работа по карточкам.

- Орфографическая разминка пройдёт в форме выборочного диктанта.

- Повторим «Чередование гласных в корне слова». Сформулируйте правило.

Класс: орфографическая разминка. (чередование гласных в корне слова)

Выборочный диктант. (1 ученик работает у доски)

- Из текста выпишите только слова с орфограммой чередование гласных в корне слова.

1. А.С.Пушкин очень любил книги   и  собирал  их всю жизнь. 2.В библиотеке располагались книги на 15 языках, особенности которых он понимал и чувствовал.  3. Библиотека для поэта была  самым любимым местом. 4.Здесь он   занимался, подбирал  материал для своего журнала  «Современник», принимал  друзей.  5.Здесь прошли последние минуты жизни  Пушкина.   6.Умирая, он обвел внимательным взглядом  свои книги и сказал:  «Прощайте, друзья!»

- Определите тему и идею текста.

- Как бы вы озаглавили этот текст?

ВЗИМОПРОВЕРКА выборочного диктанта.

Проверка обучающихся, работавших у доски.

Вывод: - Кто испытывает трудности выборе орфограммы? Почему?

- Мы знаем чередования в корнях, написание которых зависят от согласной на конце корня, от суффикса, но существуют в русском языке и другие корни с чередованием. От чего же зависит написание этих корней?

III. Новая тема.

2 стадия. Осмысление.

- Обратите внимание на материалы для наблюдения и сделайте вывод.


Проблемная ситуация:

Загорались - загар


Озарялись - зорька


ГОР - без /

ГАР – под /

ЗОР – под /

ЗАР – без /

ИСКЛЮЧЕНИЕ: пригарь, изгарь, выгарки

выгарки («остатки от сгорания»)

пригарь («привкус дыма, гари в пище»)

изгарь («что-либо горелое», разг.)

зоревать («бодрствовать на заре»)

зорянка («перелетная птичка»)


- Выделите корни в этих словах. Являются ли они однокоренными?

- Тогда почему в них пишется разные буквы?

- От чего зависит написания корней ГОР-ГАР; ЗОР-ЗАР?

Лингвистическая сказка

- В некотором царстве, в некотором государстве жили-были братья-близнецы -ГАР- и -ГОР- (загар, загореть), жили дружно, в мире и согласии. Но вот однажды их спокойная жизнь была нарушена. Позавидовали корни в словах горе и гора спокойствию братьев и решили разрушить их покой.

- Мы твои истинные братья, - нашептывали они корню –ГОР-. - Посмотри на наши лица. Мы похожи как две капли воды и трудиться умеем не хуже. Вот смотри: горевать, горец. Бери нас в свою семью, а корень -ГАР- гони подальше.

Засомневался корень -ГОР-: и брата ему жалко стало гнать (ведь столько лет вместе!), и чужаков обижать не хочется (ведь и правда, похожи-то как!). Как быть?

- Помогите корню -ГОР-! (ответы учащихся)Может ли корень –гор- принять в свою семью слова горевать, горец? Почему?(Нет, у них разное лексическое значение). Как называются корни в этих словах? (омонимичные корни)

Вывод: - Какое основное значение имеет корень -ГОР- с чередующейся гласной? (Поддаваться огню, уничтожаться огнем).

- Таким образом, однокоренные ли слова: гора, гореть, горе. Как называются такие слова? (с омонимичными корнями)

Омо́нимы — разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова, морфемы и другие единицы языка.

III. Закрепление.

Первичное закрепление материала.

1) «Третий лишний»: (Устно)

- Найдите третье лишнее слово, объясните ответ.

1 группа: озарение, зарядка, зарница;

2 группа: горение, горняк, погорельцы;

3 группа: заряд, озарённый, заря;

4 группа: подгорелый, загородный, угар;

5 группа: пригорок, загар, разгореться;

6 группа: взор, озарять, зарево.

Вывод: - Как отличить корни с чередованием от омонимичных корней? Трудно ли отличить чередование гласной от омонимичных корней?

Работа по отработке знаний и умений.

2) - Мы должны уметь находить слова с чередованием гласных в тексте, поэтому выполним

дифференцированные задания.

**Исправьте ошибки, обозначьте орфограммы.

Дагарала румяная заря и на землю лигли вичернии тени. Вдрук всё азорилось мяхким сеянием. Вирхушки диревьеф загарелись нежнм светам. Захадящее сонце догарало на заподе.




Класс: Работа с текстом «Джузеппе Верди»:

Имя Джузеппе Верди навсегда озарило музыкальный олимп. Именно с оперой, царицей итальянской музыки, он сгорал дотла. Она была вершиной той горы, к которой он стремился всю жизнь. Остальные жанры были пригорками на его пути. На заре творчества к композитору пришла слава. Произведениям Д. Верди, сочетающим в себе ясность мысли, вдохновенность чувства и музыкальное совершенство, поклонялись и поклоняются до сих пор ценители музыки.

- Озаглавьте текст?

- Определите тему и идею текста.

  1. Подберите синоним к слову «дотла»? Что такое синонимы? (до основания, без остатка, дочиста, совершенно) тло - основание.

  2. Найдите и выпишите все слова чередованием гласных в корне слова. Объясните написание (сгорал).

  3. Почему вы не выписали слова «горы», «пригорки»? (в них корни омонимичные).

Вывод: - От чего зависит написание чередований гласных ГОР-ГАР, ЗОР- ЗАР?

Этап контроля и самопроверки  (взаимопроверки):

3) Буквенный диктант.

Предлагается 10 словосочетаний. Списывать их не нужно.

Инструктаж.   Пример выполнения работы: 1) а, 2) о и т.д.

  1. заг.рать на солнце

  2. г.релые спички

  3. озарить всё вокруг

  4. утренняя з..ря

  5. разг.релся спор

  6. ог.рок свечи

  7. разг.релся костер

  8. паровозная изг.рь

  9. з..ревать

  10. сг.ревшая листва

Проверка

1) о,  2) о, 3) о, 4) а, 5) о, 6) а, 7) о, 8) а,  9) о, 10) о.

Подведение итогов урока.

3 стадия

Рефлексия.

     Оценивание работы всех учащихся и отдельных учащихся.

   - Что мы сегодня изучили?

   - Отчего зависит выбор гласной в корнях -гор-   –  -гар- зор- зар?


Д-з











**Исправьте ошибки, обозначьте орфограммы.

Дагарала румяная заря и на землю лигли вичернии тени. Вдрук всё азорилось мяхким сеянием. Вирхушки диревьеф загарелись нежнм светам. Захадящее сонце догарало на заподе.



**Исправьте ошибки, обозначьте орфограммы.

Дагарала румяная заря и на землю лигли вичернии тени. Вдрук всё азорилось мяхким сеянием. Вирхушки диревьеф загарелись нежнм светам. Захадящее сонце догарало на заподе.



**Исправьте ошибки, обозначьте орфограммы.

Дагарала румяная заря и на землю лигли вичернии тени. Вдрук всё азорилось мяхким сеянием. Вирхушки диревьеф загарелись нежнм светам. Захадящее сонце догарало на заподе.