СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока-проекта "Образ Крыма в литературе"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока внеклассного чтения. Занятие посвящено защите творческой работы учеников "Литературная карта Крыма"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока-проекта "Образ Крыма в литературе"»

Урок литературы

Дата: 9.02.168 класс: 7

Тема: «Урок внеклассного чтения. Литературная карта Крыма»»

Тип урока: Урок-проект

Цели: познакомить учащихся с творчеством поэтов о Крыме.

Задачи:

-на примере поэтических произведений показать, как воспевали красоту

родного края мастера слова;

-развивать умение выразительно читать и анализировать поэтический текст; -воспитывать чувство любви к родной земле и природе.

Виды учебной деятельности.

Исследовательская анализ образного строя лирических произведений о Крыме

Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы после анализа темы,

подбор аргументов для сообщений: работа с Интернет- ресурсами, поиск информации, систематизация материала

Продуктивная:  подготовка выставки рисунков, работа с презентацией, составление сообщений по биографическим фактам поэтов и писателей.

Репродуктивнаяпубличное вытупление; выразительное чтение; осмысление крымской темы в творчестве поэтов; ответы на вопросы репродуктивного характера( знание текстов произведений)


Планируемые результаты:

- личностные: развивать потребность к самовыражению, развивать уважительное отношение к родному языку, родной литературе;

- метапредметные:  развивать умение формулировать собственное мнение, самостоятельно оценивать  правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы  в их  исполнение, проводить наблюдение, сравнивать произведения разных авторов, объединённых одной темой; понимать авторский замысел;

- предметные: формировать умение анализировать художественный текст, выполнять сравнительный анализ произведений, связанных одной темой.

Задачи:

   1.  создать содержательные и организационные условия для развития у школьников    умения анализировать и сравнивать лирические произведения;

  1. создать условия для развития положительной мотивации к учению, содействовать развитию у детей умения общаться и работать в группах; развитие способностей публичной речи

Оборудование: проектор, выставка рисунков, материалов по проекту, иллюстрации к произведениям, выполненные учащимися

Ход урока:



I.Организационный момент.

Я надеюсь, что вы настроились на работу, всё приготовили к уроку. Если вы будете внимательны, сосредоточены, то у нас всё получится.

(музыка)

-Где на земле можно найти сказочное место, где есть такие, потухши вулканы, глубокие ущелья, причудливые скалы и карстовые пещеры, соляные озёра и горные водопады, заповедные леса, степи, моря, золотые пляжи и тихие бухты? Не зря наш полуостров издавна называют жемчужиной.

Прочитайте эпиграф к уроку.

  • Крым, как и солнце, один в этом мире.
    Крым - это степи шуршащей ковыли.

    Крым - это пики вершин в поднебесье
    Крым - это море, поющее песни

-Как вы думаете, ребята, почему мы начали с него наш сегодняшний урок?

- Как вы понимаете этот эпиграф?

II. Мотивация учебной деятельности.

Интрига

У. О каких художественных образах в литературе и искусстве сегодня пойдет речь? (образ моря, скал, ветра, Родины, Крыма)

У. А какие чувства вызвали у вас стихотворения, которые вы учили наизусть? Почему?

II. Выведение темы. Целеполагание

Ребята, посмотрите внимательно на записанные мною слова пейзаж, лирическое произведение, художественный образ, настроение, восприятие, творчество, крымская тема, картины природы

1)А с какими понятиями можно соотнести эти слова (Крым в творчестве поэтов и писателей)

У. Верно, потому что темой нашего сегодняшнего урока будет презентация нашей проектной работы, которая называется…

(запись темы в тетради)

-Для чего мы проводили это исследование, какие цели ставили?

IV. Погружение в тему урока. Презентация проектной работы

Выступление групп учащихся:

«Иллюстраторы»

«Информаторы»

«Творческая группа»

V. Работа над темой урока

2)Выразительное чтение стихотворения «После дождя» И.Бунина

Все море – как жемчужное зерцало,

Сирень с отливом млечно-золотым,

И как тепло перед закатом стало,

И как душист над саклей тонкий дым.

Вот чайка села в бухточке скалистой

Как поплавок… Взлетает иногда —

И видно, как струею серебристой

Сбегает с лапок розовых вода,

У берегов в воде застыли скалы,

Под ними светит жидкий изумруд.

А там, вдали – и жемчуг и опалы

По золотистым яхонтам текут.

-Каким чувством проникнуто стихотворение?

Словарная работа.

Какие незнакомые слова вам встретились?

Определение значения слов: зерцало, изумруд, опал, яхонт, жемчуг, сакля (домашнее задание отдельным учащимся).

3)Работа в группах. Анализ стихотворения по плану (приложение)

1. Что привлекает в стихотворении?

2.Какое настроение оно выражает

3.На основании каких образов развивается художественный смысл стихотворения?

4.Чем необычно стихотворение? В чём его неповторимость?

5. Какие образные средства использует автор?

Эпитеты: жемчужное зерцало, сирень с отливом млечно-золотым, тонкий дым, струею серебристой, жидкий изумруд, по золотистым яхонтам текут - характеризующие эпитеты, в них явно выражено олицетворяющее начало.

VI. Обеспечение осознанности формируемых знаний и умений (обобщение и закрепление).

Беседа по содержанию:

-Как вы думаете, почему автор использует названия камней для описания моря, берега?

-Что говорит он о времени суток?

- Через какие образы автор передает нам картины природы: моря, бухты (образ чайки, скал, заката). Подтвердите это примерами из текста.

Эти эмоциональные характеристики передают состояние и природы, и находящегося в ней человека


-Как называется изобразительное средство, помогающее раскрыть картины природы в произведении? (пейзаж)

-А что помогло автору ярче нарисовать эту картину? (Использование выразительных средств).


«Словесное рисование»

-С помощью каких красок вы бы нарисовали иллюстрацию к этому стихотворению? (слайд - иллюстрация к стихотворению)


Резерв: стихотворение А.С.Пушкина «Фонтану Бахчисарайского дворца»

(анализ)

VI. Реализация домашнего задания.

К сегодняшнему уроку вы самостоятельно познакомились с творчеством

Поэтов о Крыме. Желающим было предложено выучить наизусть понравившиеся стихотворения.

(Учащиеся читают стихи наизусть. Группа оценивает. Комментарий)

Учитель.

-Да, поистине прекрасна природа нашего края. Отрадно осознавать, что все, о

чем мы читаем, находится вокруг нас: степи, леса, моря, горы

VII. Подведение итогов

-Каким мы видим Крым в творчестве поэтов? По каким приметам мы можем узнать, что в произведении описывается крымская природа? (настроением разным проникнуты произведения, упоминаются географические названия)

-Чьи имена оставили свой отпечаток в литературной карте Крыма?

-Произведения какого жанра мы сегодня читали (стихотворения), к какому роду литературы они относятся? (лирике)

-Чем отличаются лирические произведения от эпоса?

VIII. Рефлексия

-Какое впечатление осталось у вас от урока?

-Достигли ли мы целей?

-Оцените свою работу за весь проект

VIII. Д.З. Пейзажные зарисовки в повести Горького «Детство»







Эмиль

Море, скалы, лес вдохновляли и продолжают вдохновлять не только поэтов, но и художников. Например, крымская тема отражена в работах Ивана Константиновича Айвазовского «Прощание Пушкина с морем», «Пушкин в Грузуфе», написанных в 1887 году, прекрасных картинах Максимилиана Волошина «Золотые ворота», «Коктебель». Пребывание поэтов и писателей в Крыму отражено и в картинах современных художников: Виктора Верещагина «Ахматова в Севастополе», «Чеховская бухта в Гурзуфе» и многих других работах мастеров живописи и портрета.

Анна Андреевна Ахматова. С 1897 по 1909гг. Аня Горенко жила на морских берегах вокруг Севастополя – от Балаклавской бухты через мыс Фиолент и Георгиевский монастырь наверху, древний Херсонес, Графскую пристань до Екатерининской улицы, на которой стоял и стоит дом Антона Горенко – Аниного дедушки. Немалый срок: с восьми и до двадцати лет – значительную часть детства и всю юность, до самого замужества.

Илья Сельвинский

Родился в Симферополе. И все же стал литератором, несмотря на значительные способности сначала к рисованию, а затем к музыке, замеченные в нем еще в раннем детстве… Вся его нелегкая жизнь в трудные для страны годы неприменно связаны с Крымом

В Евпаторию Илья Сельвинский приезжает в августе 1941г., за два месяца до оккупации города фашистами, будучи корреспондентом газеты «Сын Отечества», потом, уже подполковником, в декабре 1943г. принимает участие в освобождении его родного Крыма . Любовью к Крыму отогревал душу, ведь недаром и главный роман его («О, юность моя!») был написан именно о Крыме, о Евпатории…



Марина Ивановна Цветаева

Впервые Марина Ивановна Цветаева побывала в Крыму в 1905 году вместе со своими родителями и сестрой Анастасией после трех лет пребывания за границей из-за болезни матери Решено было пожить в Ялте, где больная туберкулезом Мария Александровна продолжит лечение, а девочки будут учиться в гимназии.

Поездом доезжают до Севастополя, живут несколько дней в гостинице. С отцом, Иваном Владимировичем, Марина и Ася гуляют по приморскому бульвару, Графской пристани, любуются морем. «Море…Мы не видели его с Нерви…Как пахнет морем! Запах родной, и морская звезда, и водоросли, точно тучка сетей. Но цвет моря совсем другой: не зеленое, как Средиземное, а темно-синее». (А. И. Цветаева «Воспоминания»). 1

7 октября 1913 года Цветаева с дочерью поселилась в Феодосии. Дом, который выбрала Цветаева, расположен на склоне горы Тепе-Оба. В городе создан музей сестер Цветаевых























































Приложение 2

Критерии оценки выразительного чтения стихотворения: (по каждому критерию-1 балл)

1. Указана ли фамилия автора и название стихотворения.

2. Знание текста. Безошибочность чтения.

3.Выразительность чтения (правильно ли выделены ключевые слова, расставлено логическое ударение, логические паузы, правильно ли выбрана интонация, темп чтения, сила голоса, высоты и длительности в ударении.). Выявление своего отношения к читаемому.

4. Активное общение со слушателями. Эмоционально-образная выразительность. Паузы: психологические, начальные, финальные.

5. Четкое и правильное произношение. Простота и естественность чтения.

Приложение 2

Критерии оценки выразительного чтения стихотворения: (по каждому критерию-1 балл)

1. Указана ли фамилия автора и название стихотворения.

2. Знание текста. Безошибочность чтения.

3.Выразительность чтения (правильно ли выделены ключевые слова, расставлено логическое ударение, логические паузы, правильно ли выбрана интонация, темп чтения, сила голоса, высоты и длительности в ударении.). Выявление своего отношения к читаемому.

4. Активное общение со слушателями. Эмоционально-образная выразительность. Паузы: психологические, начальные, финальные.

5. Четкое и правильное произношение. Простота и естественность чтения.

Приложение 2

Критерии оценки выразительного чтения стихотворения: (по каждому критерию-1 балл)

1. Указана ли фамилия автора и название стихотворения.

2. Знание текста. Безошибочность чтения.

3.Выразительность чтения (правильно ли выделены ключевые слова, расставлено логическое ударение, логические паузы, правильно ли выбрана интонация, темп чтения, сила голоса, высоты и длительности в ударении.). Выявление своего отношения к читаемому.

4. Активное общение со слушателями. Эмоционально-образная выразительность. Паузы: психологические, начальные, финальные.

5. Четкое и правильное произношение. Простота и естественность чтения.



КрЛето17 октября 1913 года Цветаева с дочерью поселилась в Феодосии. Из Ялты, накануне отъезда, она писала в Москву: «Насчет Феодосии мы решили как-то сразу, не сговариваясь. Сереже хочется спокойствия и отсутствия соблазнов для экзаменов». Сергей Эфрон, муж Марины, остался еще на несколько дней в Ялте, в санатории, а у Марины начался совершенно новый этап – феодосийский.

Приложение 1

«После дождя» И.Бунина

Все море – как жемчужное зерцало,

Сирень с отливом млечно-золотым,

И как тепло перед закатом стало,

И как душист над саклей тонкий дым.

Вот чайка села в бухточке скалистой

Как поплавок… Взлетает иногда —

И видно, как струею серебристой

Сбегает с лапок розовых вода,

У берегов в воде застыли скалы,

Под ними светит жидкий изумруд.

А там, вдали – и жемчуг и опалы

По золотистым яхонтам текут.


План анализа: (составьте 5-7 предложений)

1. Что привлекает в стихотворении?

2.Какое настроение оно выражает

3. Через какие образы автор передает нам картины природы. Приведите пример из текста

4.Чем необычно стихотворение? В чём его неповторимость?

5. Какие образные средства использует автор?

Эпитеты:

Метафоры:

Сравнения:

6. Идея стихотворения? Автор хотел показать……


Из «Воспоминаний» Анастасии Цветаевой: «Марина была счастлива с ее удивительным мужем, с ее изумительной маленькой дочкой – в те предвоенные годы. Марина была счастлива». Да, Марина Цветаева была счастлива здесь, в Феодосии…


«Сегодня я ночевала одна с Алей, идеальная няня ушла домой. Аля была мила и спала до семи, я - до десяти. Сегодня чудный летний синий день: на столе играют солнечные пятна, в окне качается красно-желтый виноград ». Это уже строчки из письма Цветаевой в Ялту.


Дом, который выбрала Цветаева, расположен на склоне горы Тепе-Оба, на бывшей Анненской улице (ныне это улица О. Ю. Шмидта). В то время это была дача художника Редлиха.м 1911 года Марина и Анастасия Цветаевы вместе с Волошиным ездили в Старый Крым и Феодосию, покорившую их восточной экзотикой, толпами приезжих на набережной, иностранными кораблями в порту. ымские страницы творческой жизни

нашли отражение в романах

,,Романтики”, ,,Блистающие облака”,

,,Дым отечества”, в повести ,,Черное море”,

,,Повесть о жизни”.

Рассказы ,,Морская прививка”, ,,Песчинка”,

,,Парусный мастер”, ,,Бриз”, ,,Синева”,

,,Черноморское солнце”, ,,Встреча”.



11