СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока-путешествия

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока к презентации урок-путешествие

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока-путешествия»

Математика. Обобщающий урок по теме «Отношения и пропорции»,

Методическая разработка урока.

Урок в 6 классе

Тема: Обобщающий урок по теме: «Отношения и пропорции»

Триединая дидактическая цель:

образовательная:

- повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся по теме «Отношения и пропорции»,

- формирование умений составлять умозаключения, обосновывая свои действия ссылками на правила,

- учиться видеть межпредметную связь математики с другими школьными дисциплинами – географией, черчением, трудовым обучением, химией, экологией,

- проверить степень усвоения учащимися знаний, полученных при изучении данной темы;

развивающая:

- развивать логическое мышление, умение обобщать, систематизировать полученные знания по теме «Пропорция»,

- расширение кругозора учащихся;

воспитывающая:

-учить трудолюбию, аккуратности, воспитывать познавательный интерес, взаимопонимание, дружелюбие, формировать правильную самооценку.

Знать/понимать понятия: что такое пропорция, определение пропорции, основное свойство пропорции, что такое масштаб.

Уметь: находить неизвестный член пропорции, применяя определение пропорции и основное свойство пропорции, анализировать условие задач, уметь применять полученные знания на других уроках.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний (урок комплексного применения знаний, умений и навыков).

Форма урока: Урок-путешествие с использованием межпредметных связей.

Методы обучения: наглядные, практические, словесные, репродуктивные.

Оборудование: учебник, дидактический материал, стикеры, компьютер, проектор для демонстрации презентации, экран. Компьютерная презентация в Microsoft PowerPoint


Межпредметные связи: география, химия, экология.

.





Ход урока:

№ этапа

Содержание урока:

Время

I.

Организационный момент (мотивация учебной деятельности)

1 мин

II.

Актуализация опорных знаний

8 мин.

III.

Применение знаний, умений и навыков в решении задач.

23 мин.

IV.

Самостоятельная работа

4 мин.

V.

Инструктаж домашнего задания

1 мин.

V I.

Подведение итогов. Рефлексия

3 мин.




I. Организационный момент (мотивация учебной деятельности).

(Я выхожу с сумкой) Здравствуйте ребята. Как вы думаете куда я собралась . А вы ребята любите путешествовать ? Как вы думаете какой мы сегодня проведем, «Урок - путешествие», но путешествовать будем, не выходя из класса. В путешествии нам поможет математика

Но не только

Сегодня математика у нас опять

И надо повторить определения

Решить задачу ,вычислить масштаб

Рассчитать пропорцию проценты

Где взять терпенья

Да, надо математику любить

И надо многое учить

Тут затеи и задачи

Путешествие для вас

И урок сегодня будет не простой

Мы будем путешествовать по району Кабанскому

По родному селу Посольскому

На вопросы отвечайте ничего не забывайте.

. На партах у вас лежат оценочные листы на которых вы будете выставлять оценки на каждом этапе. При выполнении заданий предлагаю самостоятельно определить и сформулировать цели, которых мы должны достичь к концу урока. Девизом нашего урока пусть будут слова: «Чем больше я знаю, тем больше я умею»

II. Актуализация опорных знаний. Посмотрите на доску

1. Устные упражнения (записаны на доске).

а) Выразите в процентах числа:

0,2=(20%) 0,15=(15%) 1/2=(50%) 3/4=(75%) 1/20=(5%)

б) Сколько процентов составляет:

4 от 5 (Отв.80%) 12от 8 (Отв.150%) 72 от 24 (Отв.300%)

в) Найдите отношение:

5 к 20 (6/20= 30%) 8 к 40 (8/40 = 20%) 0,25 к 0,55 (5/11)

Ответ: 120% = 1,2; 1,2 на второй ферме; 2,2а на двух фермах?

Что объединяет эти примеры.

Какую тему повторим сегодня

Тема «Пропорции» рассматривается только в 6 классе, но данный материал используется и в старших классах. Пропорции способны объединить между собой движение транспорта и кулинарию, изготовление сплавов и малярные работы, вычерчивание карт и рассматривание микробов под микроскопом.

А для того чтобы увидеть, как математика помогает с помощью пропорции решать

задачи по химии, работать с чертежами и географическими картами, мы отправимся с вами в «Путешествие по стране пропорций». А как вы думаете чем мы будем заниматься на уроке

А кто сформулирует цели нашего урока? (Ребята формулируют цели урока. Учитель старается подвести ребят к тому, что основной целью урока является показать практическую значимость пропорции в жизни человека).

Это наши общие задачи, а у каждого из вас есть и свои личные, которые вы попытаетесь решить в ходе урока.(Cпросить какие цели у каждого)

Ибо

Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем


Сообщаются цели и задачи урока . Учитель: Итак, мы с вами отправляемся в путешествие по стране пропорций. Давайте еще раз повторим понятия связанные с отношением и пропорцией:

3.Устный опрос

1.Что называется отношением? (…частное двух чисел)

2.Что показывает отношение двух чисел? (…какую часть одно число составляет от другого или во сколько раз одно число больше другого).

3.Дайте определение пропорции (…равенство двух отношений). (слайд 5презентации).

4. Как называются члены пропорции? (…крайние и средние).

5.Каким основным свойством обладают члены пропорции? (…произведение крайних членов пропорции равно произведению средних членов пропорции). (слайд 6 презентации).

6.Какие бывают пропорциональности? (…прямая и обратная). (слайд 7 презентации).

7.Какие две величины называют прямо пропорциональными? (привести примеры прямо пропорциональных величин).

8.Какие две величины называют обратно пропорциональными?

9.Указать вид пропорциональной зависимости:

а) Отношение съеденного варенья из банки к оставшемуся варенью в банке.

б) Чем выше пень, тем выше тень.

в) Чем больше народа (в помещении), тем меньше кислорода.

г) Какова зависимость пути от времени при постоянной скорости?

10.Что называется масштабом? (…масштабом карты называют отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности). (слайд 8 презентации).


За каждый верный ответ -1б


Учитель: Молодцы ребята, и считать умеете и правила вы знаете. А теперь проверим ваше внимание. Поставьте себе оценку за ответы.

А теперь давайте применим ваши знания на практике.

4. Математический диктант с взаимопроверкой. (слайд 10 презентации).

Отметьте буквой В – верные утверждения и буквой Н – неверные.

1. Верно ли: 1/4 = 0,25 = 25% ? 2. Верно ли: 3 : 5 = 0,6

3. Верно ли: 1/2 = 0,2? 4. Верно ли: 1 : 5/7 = 5/7

5. Верна ли пропорция: если as=mb, то a : m= b : s

6. Верна ли пропорция: 11:2=3:5? 7. Верна ли пропорция: 2:9=4:18

8. х=4 корень уравнения х : 5 = 20 : 25? 9. х=33 корень уравнения 3 : 5 = 21 : х?

(Ребята обмениваются тетрадями с решениями и сверяются с ответами, выведенными на экране, а затем выставляют друг другу оценки. Подводятся итоги математического диктанта).

Ответы: 1.В 2.В 3.Н 4.Н 5.В 6.Н 7.В 8.В 9.Н

На «5» нет ошибок, на «4» -1,2 ошибки (слайд 11 презентации).

С таким багажом знаний вы можете смело путешествовать сначала по стране пропорций, а затем и по дорогам жизни.

Также у вас на партах лежат проездные билеты (стикеры зеленого цвета). За каждое самостоятельно и верно выполненное задание вы берете себе проездной билет зеленого цвета

4.Я вижу ,что вы готовы начать путешествие.

Ум заключается не только в знаниях ,но и в умении применять знания на деле.

Ребята к нам очень часто приезжают туристы.

Вы должны рассчитать на каком виде транспорта выгодней приехать туристам из Москвы и Новосибирска в Улан-Удэ.

Работа в парах.

1 задача

Семья из трех человек едет из Москвы в Ула-Удэ. Можно ехать поездом , можно на автомобиле. Билет на поезд на одного человека стоит 8600 рулей. Автомобиль расходует 8 литров бензина на 100 километров пути .Расстояние от Москвы до Улан-Удэ 5650 км. Цена бензина 31 рубль за литр. Сколько рублей придется заплатить за наиболее дешевую поездку.

2 задача

Семья из трех человек едет из Новосибирска в Ула-Удэ. Можно ехать поездом , можно на автомобиле. Билет на поезд на одного человека стоит 3300 рулей. Автомобиль расходует 8 литров бензина на 100 километров пути .Расстояние от Новосибирска до Улан-Удэ2300 км..Цена бензина 31 рубль за литр. Сколько рублей придется заплатить за наиболее дешевую поездку.

Задача1

8600*3=25800 рублей

56,5*8*31=13912 рулей

Задача 2

3300*3=9900 рублей

23*8*31=5704 рублей

Сделайте вывод. (На каком виде транспорта выгоднее путешествовать?) Оцените свою работу. стикер приклейте на поля

Туристы приехали в Улан-Удэ. Как вы думаете куда летом туристы любят приезжать (В Посольское)

 Приготовились к поездке! Проверили педали, руль. Включили зажигание! Поехали! Едем прямо…

Продолжаем путешествие .По дороге из Улан-Удэ на Байкал встретился участок дороги который ремонтировали.

Работа у доски и в тетрадях

1.На участке дороги бетонные плиты длиной 6 м заменяют новыми длиной 8 м. Сколько нужно новых плит для замены 240 старых? (слайд 12 презентации).

Решение (у доски и в тетрадях).

Количество Длина

плит

Старые

Новые

240 шт. - 6 м х шт. - 8 м

Составляем пропорцию:

2. Решите задачу: На 20 км пути автомашина расходует 3,2 л горючего. Сколько горючего машина израсходует на 50 км.?

Оцените свою работу .Приклейте стикеры. Помогли ли вы ремонтникам дороги сделать ремонт? Помогли ли водителям заправится горючим .

6.Пока мы в пути, почитаем журнал: «Русский фольклор»

Попробуем выяснить какая пословица отражает прямую пропорциональность ,а какая –обратную?

За каждый ответ -1 балл

Пословицы, отражающие прямую зависимость:

Чем дальше в лес, тем больше дров.

Как аукнется, так и откликнется.

Много снега, много хлеба.

Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.

Как потопаешь, так и полопаешь.

Выучишь правило, выполнишь верно задание.

Кто много читает, тот много знает.

Чем больше читаешь, тем умнее ты будешь.


Чем больше правильных решений, тем выше оценка за контрольную работу.

Каков разум, таковы и речи.

Пословицы, отражающие обратную зависимость:

Тише едешь, дальше будешь.

Мир строит, а война разрушает.

Меньше народа, больше кислорода.

Лето собирает, зима съедает.

Было густо, стало пусто.

Мал грех, да большую вину несёт.

С большого грома – малый дождь.

Меньше слов – больше дела.

Когда гнев впереди, ум — позади.

Чем больше торта ты съешь, тем меньше его останется

7. «Карта»

Без чего трудно обойтись в путешествии? (Без карты). Чтобы правильно рассчитать расстояние на местности что необходимо знать? (Масштаб карты)

Что такое масштаб? (Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности)

Работа в парах

Сейчас вы должны по карте определить расстояние от Улан-Удэ до своего пункта назначения. Каждой паре выдается карта района. Масштаб карты 1 : 400000.

5. Психологическая разгрузка.


1) Сядьте спокойно, закройте глаза, положите руки на колени, представьте, что вы на море.


2) Встаньте прямо так, чтобы позвоночник был полностью выпрямлен, смотрите прямо перед собой.


Глубокий вдох, выдох.




8.Работа в группах

  1. Конечная остановка

Туристы приехали в с Посольское. Вы сейчас должны поработать экскурсоводами . Какое озеро знаменито не только в нашем районе, а уже по всей Сибири? (Байкал)Чем знаменито? Место туризма и отдыха. Мы с вами должны представить наше озеро Байкал и с.Посольское ,рассказать историю села и рассказать об озере.

1команда

  1. Площадь Бельгии 30500 квадратных километров, а площадь озера Байкал на 4 % больше. Какова площадь Байкала?

  2. .Возраст Байкала вы найдете решив уравнение Х:8=50:16 млн.лет

  3. Длина озера 636 км ,а ширина составляет 10/106его длины. Найти ширину озера

4.Мировой запас воды 115000 м3.Озеро Байкал составляет 20% мирового запаса .Найти объем Байкала


2 команда

1.Год основания села Посольское вы узнаете решив уравнение Х:551=3:1

2.Площадь Кабанского района равна 13470км2.а площадь с Посольское составляет 34% площади Кабанского района. Наидите площадь территории с.Посольское.(округлить до целого)

3.В 2012 году Спасо-Преображенский монастырь посетило 3000 человек. А в 2013 году посещаемость храма увеличилась на 55 %.Сколько человек посетило храм в 2013 году?

4.Население Кабанского района составляет 58875 человек. Население с.Посольское в 75 раз меньше. Сколько человек живет в с.Посольске?

Рассказы ребят

1 группа 2 группа

  1. 31720кв км 1.1653

  2. 25 млн.лет 2.4580 кв км

  3. 60 км 3.4650

  4. 23000куб м 4.785



За правильно выполненные задания 1 стикер


8 Итог урока. Итак, вы узнали, что пропорция - не только математическая величина.

- А где еще можно применить пропорцию?

- Сможете ли вы на практике применить полученные знания?

- Какие затруднения вы испытывали при решении задач?

(Учащиеся рассказывают о том, где они смогут применить полученные знания, какие умения у них развиты хорошо, какие задания вызвали затруднения.)

Учитель: Давайте подведем итоги нашей работы на уроке. Посчитайте, пожалуйста, заработанные вами проездные билеты (подводится итог) и баллы полученные на каждом этапе). По количеству проездных билетов выставляются оценки.

И в завершении нашего необычного путешествия, я хочу, чтобы каждый из вас дал оценку своей работе на уроке. Добились ли мы цели урока .Решили ли задачи поставленные в начале урока .


Верно ли Чем больше я знаю, тем больше я умею( какая это зависимость)











На доске рисунки «чемодан», «мясорубка», «корзина». Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

«Чемодан»-положу все, что пригодится в дальнейшем

«Мясорубка»- информацию переработаю

«Корзина»-все выброшу.




И в завершении нашего необычного путешествия, я хочу, чтобы каждый из вас дал оценку своей работе на уроке. Нарисуйте у себя в тетради того человечка, который соответствует вашему восприятию урока. Слайд 20 презентации.




Ребята сдают тетради на проверку.


^ Задачи для домашней работы:

1. Принтер печатает одну страницу за 4 с. Сколько страниц можно распечатать на этом принтере за t мин?

№2. 1. В 2,5 кг сиропа содержится 1,2 кг сахара. Сколько сахара содержится в 3 кг такого же сиропа?

3. Отрезку на карте, длина которого 3,6 см, соответствует расстояние на местности в 72 км. Каково расстояние между городами, если на этой карте расстояние между ними 12,6 см? Задача 4. По статистическим данным на каждого жителя Москвы в среднем за год приходится 300 – 350 кг бытовых отходов, на жителя стран Западной Европы – 150 – 300 кг, США – 700 кг мусора.


5.Для вывоза мусора на свалку используется 20 машин грузоподъемностью 8 тонн. Сколько нужно машин грузоподъемностью 5 тонн, чтобы перевезти тот же груз?


Ответ: 32.


6.За сутки 16 автомобилей выбросили в атмосферу 320 кг выхлопных газов. Сколько килограммов выхлопных газов выбросят 53 автомобиля, если каждый выбрасывает одинаковое количество газов?


Ответ: 1060 кг.



4. Содержание соли в растворе составляет 16%.

1) Сколько килограммов соли содержится в 75 кг раствора?

2) Сколько килограммов такого раствора можно приготовить из 8,8 кг соли?

^ 5. На чертеже длина прямоугольника равна 2 см, ширина 3 см. В действительности длина прямоугольника 8 см. Чему равна ширина прямоугольника?

6.Одна сигарета разрушает 25 мг витамина С. Дневная норма приема витамина С 500 мг. Сколько витамина ворует у себя тот, кто выкуривает 14 сигарет в день? Сколько витамин у него остается?


Рефлексия.

-

+

0

Учитель: Ребята, у каждого на партах лежат карточки . Если вам сегодняшний урок понравился, то поднимите карточку , если – нет, то карточку , если вы остались равнодушны, то карточку .

+

0

-

Ученики поднимают карточки.

+

.

Учитель: Я, в свою очередь, тоже хочу поднять карточку .Мне сегодняшний урок очень понравился. Хочу сказать вам, ребята, спасибо за вашу активную работу. Я думаю, что вы легко сможете применить полученные знания на последующих уроках. Урок окончен. Всем большое спасибо. До свидания!

+




















Посольское - одно из самых старинных поселений на Байкале, было основано в 1653 году. Название свое село получило в результате трагедии, разыгравшейся в октябре 1654 года - тогда на байкальский берег высадилась посольская миссия во главе с боярским сыном Ерофеем Заболоцким. Миссия следовала по государеву указу к монгольскому хану. В разыгравшейся трагедии все послы погибли. На месте их гибели была сооружена часовня, мыс стал называться Посольским, а село - Посольское.


Сегодня поселение "Посольское" включает в себя села Исток и Посольск.


Природная уникальность села в том, что оно расположено у основания северной косы Посольского сора, отделяющей залив от Байкала. Протяженность этой песчаной косы - более 7 км. Ширина косы - 10-15 метров, по которой может проехать полноприводный автомобиль практически до самого центра Посольского сора.

.

Здесь можно поставить кемпинг и наслаждаться вечерними закатами и теплыми песчаными пляжами

.Посольский монастырь- один из центральных православный монастырей в Бурятии.


Расположен в селе Посольское прямо на Берегу Байкала рядом с основанием северной косы Посольского сора.

Песчаный пляж на берегу залива Черкалов сор, в 20 минутах езды от Посольского сора, между селами Посольское и Исток. Мелководный залив (его глубина не более 1 метра) очень удобен для виндсерфинга. Летом здесь проводится фестиваль любителей парусно-досочного спорта.







  • Cинь синяя. И не видно края, и нет у неё границ и берегов, и где-то за туманом синь воды переходит в синь неба, и стоит первозданная библейская тишина, которая если где и сохранилась в наш шумный век, то лишь на вершинах гор и вот здесь, на Байкале. Катер не плывёт, а словно парит в этой синеве. - Сделайте ещё одну запись в путевом лист Высота над уровнем моря: 456 м.

  • Из озера вытекает река Ангара.

  • Возраст: около 25 млн. лет

  • Максимальная глубина: 1 637 метров

  • Площадь: 31 500 кв. км.

  • Объем: 23 000 км3.

  • Длина: 636 км.

  • Ширина: от 27 до 79,5 км.

  • Протяженность береговой линии: 2 100 км.

  • Количество островов: 26.

  • Впадает: 133 рек и 411 ручьев.

  • Самый крупный приток - река Селенга.

  • Температура воды на глубине 50 м: в августе 5-6°С.

  • Температура воды на поверхности на середине озера летом: не превышают 10°С

  • Температура воды на поверхности у берегов (кроме мелководных заливов) летом: не превышают 14°С.

Период ледостава: 15 января - 1 мая.

Чистой-чистой хрустальной чашей

Он лежит меж обрывистых скал,

Голубая жемчужина наша,

Легендарное море Байкал.

В. Панченко