Урок русского языка в 5 классе по теме «Подготовка к сочинению-описанию картины А.А. Пластова «Летом».
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Заборско-Никольская СОШ» Жуковского района Брянской области Мирзоханова М.М.
Тема урока: «Подготовка к сочинению-описанию картины А.А. Пластова «Летом».
Технология урока: РКМЧТ (развитие критического мышления через чтение и письмо)
Оборудование: выставка картин А.А. Пластова, репродукция картины «Летом».
Цели : 1.научить последовательному описанию изображённого на картине;
2. развить речь учащихся;
3. воспитать любовь к родной природе, к русскому слову
Ход урока.
I . СТАДИЯ ВЫЗОВА
1. Беседа о лете.
- Самое тёплое время года?
- Чем вы любите заниматься летом?
-Ходите ли вы в лес?
-Собираете ли грибы, ягоды?
II. ФАЗА ОСМЫСЛЕНИЯ.
1. Перед вами картины одного художника. Какая из них о лете?
2. Аудирование «Слово о художнике А.А. Пластове»
3. Раздача учащимся краткой памятки («Используй в сочинении») о художнике и картине.
А.А. Пластов – автор картин «Витя-подпасок», «Первый снег». Картину «Летом» он написал в 1954 году. На ней он показал своё любимое время года, когда природа находится в расцвете сил и щедро дарит людям свои богатства.
4. Коллективная работа с репродукцией картины у учебнике:
-Что привлекает ваше внимание на картине?
(Солнечная поляна, сидящая девочка, уставшая женщина, верная собака…)
- Что изображено на картине?
(Летний день в лесу. Деревья с изумрудной листвой, Малахитовая трава.)
-Кто изображён на картине?
(Мать и дочь. Женщина в синем платье. Она очень устала и прилегла на траву отдохнуть. – Почему художник отчётливо изобразил руки женщины?
( Руки матери загорелые, сильные, натруженные. Видно, что она много работает.)
- Опишите девочку (ей можно дать имя).
(Девочка сидит на траве. Она осторожно обрывает ягоды с ветки и бросает их в кружечку. На девочке белое платье и красная косыночка. )
-Что вы можете сказать о лице девочки?
(Лицо спокойное, загорелое. Глаза опущены. Волосы выбиваются из-под платка.)
-Что можете сказать о собаке?
( Собака дремлет. Ей жарко. Она верно охраняет своих хозяев.)
-Где расположились грибники?
(Грибники расположились на красивой полянке в тени березки. Вокруг сочная зелёная трава и цветы. Воздух наполнен ароматом.)
-Какие цвета использовал художник?
(Художник использовал цвета лета: зелёный, жёлтый, белый, розовый)
Вставка учителя
-Цвет в картине имеет большое значение. С помощью цвета художник создаёт образ, передаёт своё отношение к героям, создаёт настроение. Желтый, розовый, красный в живописи называются тёплыми цветами. Именно они подходят для описания лета.
- Какое впечатление произвела на вас картина?
(Картина напомнила о лете. Захотелось в лес за ягодами и грибами. Настроение улучшилось.)
5. Лексическая работа.
1 Диктант.
( Зелёный, изумрудный, малахит, малахитовый, яркий, ослепительный, белый, красный, синий).
.2. Составление со словами словосочетаний и предложений по картине.
6 Работа над составлением плана.
1 Слово о художнике.
2. Описание картины:
а) люди,
б) собака,
в) полянка,
г) корзина, ведро, кружечка, кувшин,
д) цвета.
3. Впечатление от картины.
7. Устное описание картины по плану.
8. Ознакомление с образцом сочинения.
Однако картину можно описать в другой последовательности. Ввести имена героев, кличку собаки, названия грибов.
III. Стадия рефлексии.
Написание сочинения.
IV.Домашнее задание.
- Переписать сочинение в тетрадь, стараясь к существительным подбирать прилагательные.