СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Развитие знаний о клеточном строении живых организмов"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные:сформировать знания об истории  открытия клетки  и создания клеточной теории, ее современных положениях Развивающие:, развивать умения анализировать, делать выводы .обобщать, работать с разнообразными информационными ресурсами.

Воспитательные:формирование ценностных ориентаций; привитие научных, гуманных взглядов на природу, воспитание гармоничных отношений обучающихся с природой.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Развитие знаний о клеточном строении живых организмов"»

Технологическая карта урока №

Класс:5 класс
Тип урока:
«открытия» нового знания

Тема

 Развитие знаний о клеточном строении живых организмов.

Цели

Образовательные:сформировать знания об истории открытия клетки и создания клеточной теории, ее современных положениях
Развивающие:, развивать умения анализировать, делать выводы .обобщать, работать с разнообразными информационными ресурсами.

Воспитательные:формирование ценностных ориентаций; привитие научных, гуманных взглядов на природу, воспитание гармоничных отношений обучающихся с природой.

УУД

ЛичностныеУУД:формирование мотивации учения, познания, понимают значение знаний для человека,формирование личного, эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире

Регулятивные УУД:самостоятельно обнаруживать и формулировать тему, определять цель учебной деятельности;умение организовать выполнение заданий учителя

Коммуникативные УУД:строить сообщение в соответствии с учебной задачей; использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей;сотрудничество с учителем и сверстниками; умение работать в парах; умение слушать друг друга; умение воспринимать информацию на слух, формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Познавательные УУД:извлечение информации из прослушанного материала, умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, представлять ре­зультаты работы классу.

Планируемые

результаты

Предметные:

- уметь выделять основные заслуги ученых в развитии знаний о клеточном строении организмов;

- знать основные положения клеточной теории.

Личностные:; развивать мотивацию к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников; приобрести навыки сотрудничества; приобрести умение слушать, задавать вопросы;

Метапредметные:умение составлять алгоритм действий; ставить перед собой учебную задачу; прогнозировать результат; выполнять задания по плану; умение работать с различными источниками информации.

Основныепонятия

 Клетка, клеточнаятеория, цитология, микроскоп

Оборудование

 компьютер, проектор, учебная презентация «Развитие знаний о клеточном строении живых организмов», учебник Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова «Биология. Живой организм» тетрадь, листы самооценки «Мое продвижение на уроке»

Технологии

 Информационные технологии, системно- деятельностный подход,

Дидактическая
структура 
урока

Деятельность
учителя

Деятельность
обучающихся

Задания для обучающихся, выполнениекоторыхприведёт к достижениюзапланированныхрезультатов

Планируемые

результаты

1.Организационный момент

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Включение в деловой ритм.


Проверяет наличие учебных инструментов и материалов для работы на уроке.


Приветствие обучающихся


Личностные:

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу.

2. Проверка домашнего задания

Мы с вами закончили изучать тему «разнообразие живых организмов. Среды жизни».

Оценки за к/р

Анализ к/р




Работа с классом


Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные:
умение достаточно полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, умение воспринимать информацию, отвечать на вопросы учителя


3.Актуализация, мотивация (на формулировку темы и задачи урока)



Мотивирует обучающихся к учению (слайд 1)

- Я думаю, что каждый человек желает за свою работу получить отметки, оценки. Чтобы вам было легко оценивать свою деятельность на уроке, объективно поставить оценку за урок, посмотреть на ход урока со стороны, предлагаю по ходу урока, заполнять лист самооценки «Мое продвижение на уроке»(приложение 1). На каждом этапе уроке оценивать свою работу по критериям. Используя шкалу, полученные баллы перевести в отметку.

Сегодня утром я получила необычное письмо, адресованное мне и вам, мои юные друзья (слайд 1)



Давайте скорее его прочитаем.

Учитель читает письмо (приложение 2)

- Ребята, а вы знаете из чего состоят живые организмы?

- Ребята, вы знаете что-нибудь о клеточном строении организмов.

- Вы отметили, что клетки маленькие. А как можно их увидеть?

- Знания о клеточном строении организмов нужны человеку в жизни?

- Человек сразу, без труда узнал о клеточном строении организмов?

- Вы сможете рассказать как развивались знания о клеточном строении организмов?

- А почему?

Участвуют в беседе.


Ответы на вопросы

- Ребята, а вы знаете из чего состоят живые организмы?

- Ребята, вы знаете что-нибудь о клеточном строении организмов.

- Вы отметили, что клетки маленькие. А как можно их увидеть?

- Знания о клеточном строении организмов нужны человеку в жизни?

- Человек сразу, без труда узнал о клеточном строении организмов?

- Вы сможете рассказать как развивались знания о клеточном строении организмов?

- А почему?

Личностные:

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


4. Формулировка темы урока, постановка целей

- Какова тема нашего урока? (слайд 2)

- Что бы вы хотели узнать по данной теме. Сформулируйте цель урока

- Какие задачи стоят перед нами

Высказывает своё мнение, что известно по теме, что не известно, что хотелось бы узнать, записывают тему в тетрадь


Конкретизируют цель урока

Ставят баллы за работу на данном этапе урока в лист самооценки.


Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

5.Изучение нового материала

Строение живых организмов давно интересовало ученых, но невооруженным глазом многое невозможно увидеть. Поэтому детально изучать строение живых организмов ученые-биологи смогли только после изобретения увеличительных приборов.

- Какие вы знаете увеличительные приборы? (слайд 3)

Некоторые мелкие черты внешнего строения растений и животных можно рассмотреть с помощью ручной лупы. Однако детально изучить внутренне строение живых организмов можно только с помощью микроскопа.

Слово «микроскоп» — это комбинация двух греческих слов: «микрос» (маленький) и «скопос» (наблюдатель). Таким образом, «микроскоп» означает «наблюдатель маленького». Это прибор, использующийся для того, чтобы увидеть крошечные предметы, невидимые невооруженным глазом.

            -Ребята, найдите в учебнике на стр.38,ответ на следующий вопрос: «Кто и когда впервые изобрел микроскоп»?
Изобрели голландцы (слайд 5)

Это и был первый микроскоп. Его случайно изобрел в 1590 году очковый мастер Захария Янсен, — вернее сказать, — его дети.

Но, а усовершенствовал в 1665 Роберт Гук (слайд 6)

С помощью  микроскопа он рассмотрел тонкий срез растительной пробки, и предположил, что пробка состоит из крошечных ячеек плотно прилегающих к друг другу. Он назвал их клетка.  

Клетка –это наименьшая единица живого организма

-Ребята! А какой вклад в науку внес ученый Антони ванн Левенгук?

(он изобрел микроскоп с увеличением в 270 раз) (слайд 7)
-Ребята! А какой вклад в науку внес ученый Роберт Броун? (открыл ядро)

            Постепенно знания о клетки стали расширяться. Стало известно, что клетки имеют различную форму, а также что есть организмы состоящие только из одной клетки, а есть из множества (слайд 9)

Клеточная теория:

-Ребята, найдите основные положения клеточной теории, и когла она была создана? 

1838 г.МатиасШлейден и Теодор Шванн создали клеточную теорию (слайд 11)

Делаем вывод:

Что узнали?
Достигли цели?

Помогли ли мы

Стекляшкину?

Работают с учебником, заполняют таблицу «Развитие знаний о клеточном строении живых организмов» (слайд 4)

(приложение 3)

Отвечают на вопросы учителя





Ставят баллы за работу на данном этапе урока в лист самооценки.















































Работа с термином



Работа в парах.

По окончанию работы выполняют взаимопроверку и самооценку, ставят баллы за работу на данном этапе урока в лист самооценки.

- Где и как узнать!

1. Учебник – с.38-39

2. Учебная презентация «Развитие знаний о клеточном строении живых организмов»


































            -Ребята, найдите в учебнике на стр.38,ответ на следующий вопрос: «Кто и когда впервые изобрел микроскоп»?




































Прочитать текст в учебнике на стр 38
«История изучения клеточного строения организмов».
Работа в парах:
Подобрать к тексту не менее 3-х вопросов.
( друг для друга, не одинаковых) (слайд 10)

Предметные:

- уметь выделять основные заслуги ученых в развитии знаний о клеточном строении организмов;

- знать основные положения клеточной теории.


Личностные:формирование познавательных интересов; формирование личностного отношения к изучению материала;

Метапредметные: уметь работать с различными источниками информации; умение выделять главное в тексте

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД: умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, осуществлять запись выборочной информации

6.Физминутка


Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою – три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту сесть опять.




7.Закрепление нового материала


Выполнение

задания.

Взаимопроверка. (Без ошибок – “3”, 1 ошибка – “2”,

2-3 ошибки – “1”.)


  1. Задание . Закончи предложения (приложение 4), (слайды 13-14)

  2. Установите соответствие между ученым и открытием, которое он совершил (приложение 5), (слайды 15-16)


Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

8. Рефлексия учебной деятельности

-Пригодятся ли вам в жизни знания по данной теме?

- Достигнуты ли цель и задачи урока?

- Нашли ли ответы на вопросы Стекляшкина (слайд 17)   

Дополните предложение высказав своё мнение об уроке (слайд 18)

Сегодня на уроке ….

Я узнал….

Я научился….

Было сложно….

Было легко….

Мне понравилось….

Не понравилось….

Меня удивило….

Отвечают и оценивают свою работу.


   Подсчитать общее количество баллов и поставить отметку за урок, используя шкалу перевода баллов в отметку (слайд 18)

11 - 9 баллов - за урок «5»,

8 – 6 баллов – за урок «4»,

5 – 3 балла – за урок «3»


Личностные УУД:

Самооценка на основе успешности

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности

Коммуникативные УУД:Умение выражать свои мысли

Познавательные УУД: Рефлексия.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

9.Домашнее задание

1.Проработать §13, с.39, №1-3 (устно)

2.Творческое задание (по выбору)

Придумать кроссворд на тему: «Развитие знаний о клеточном строении организмов». Оформить в тетради или на отдельном листке (слайд 19)

Записывают, просматривают содержание заданий.



























Приложение 1

Лист самооценки«Моё продвижение на уроке» _______________________________________24.12.15

Этапы урока

Отметка в баллах

Критерии

1.Формулировка темы и цели урока


Самостоятельно сформулировал(а)-1балл

С помощью учителя, одноклассников0,5баллов

2.Изучение нового материала.

Поиск информации о развитии знаний о клеточном строении организмов.


Самостоятельно находил(а) материал-1балл

С помощью учителя, одноклассников-0,5баллов

3.Самостоятельная работа


3 и более вопросов – 3 балла;

2 вопроса – 2 балла

1 вопрос – 1 балл

4.Контролирующее задание.

Закончи предложение:

1)

2)

3)

4)

5)

Установи соответствие:

1____2____3____4_____


Без ошибок – 3балл

1 ошибка – 2 балла

2-3 ошибки – 1 балл




Без ошибок – 3балл

1 ошибка – 2 балла

2 ошибки – 1 балл

5.Итог урока


Баллы:___

Отметка за урок_____

  • Тема урока важная.

  • Испытывал затруднения на уроке.

  • На уроке мне было интересно.

  • Было скучно.



Приложение 2



Привет, мальчишки и девчонки из 5 «А,Б» класса!

Пишет вам знаменитый астроном из Цветочного города – Стекляшкин. Надеюсь, что вы помните меня. Я друг Незнайки!

Я очень любознательный и интересующийся, очень похож на вас. Всю свою жизнь я делал из осколков битых бутылок увеличительные стекла. Я даже сделал большую подзорную трубу, в которую можно смотреть на луну и на звезды.

А недавно я прочитал, что есть прибор, с помощью которого можно заглянуть внутрь живых объектов и узнать, что они из себя представляют.

Очень вас прошу, помогите мне узнать больше по данной теме, найти ответы на вопросы: что это за прибор, кто его создал и из чего же состоят живые организмы?

С уважением, ваш Стекляшкин.










Приложение 3

Развитие знаний о клеточном строении организмов

Год

Ученый

Открытие






Приложение 4

Задание: закончи предложения.

Клеточная теория.

1. Все живые организмы…
2.Клетки разных организмов сходны …

3. В клетке происходят все процессы , свойственные живому …

4.Новые клетки образуются в результате …
5.Клетка – это …



Приложение 5