СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "История заселения и особенности состава населения города Серпухова"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока  - урок усвоения новых знаний

Входит с состав 7 блок-модуля.  Районы и города Подмосковья. Второй урок в данном блоке  (26).

В данном блоке дается характеристика районам и городам Подмосковья,  но упор делается на изучения своего города и района (в частности г. Серпухова)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "История заселения и особенности состава населения города Серпухова"»

Класс: 8

Предмет: Родное Подмосковье

Тема урока: История заселения и особенности состава населения города Серпухова.

Цель урока: расширить историко-краеведческие знания детей, познакомить с современными изменениями в составе городского населения.

Задачи урока:

  1. Расширение понятийной базы по теме за счет включения в нее новых терминов и элементов (демография, рождаемость, смертность и др.).

  2. Формирование у обучающихся способностей к самостоятельному освоению новых способов действия: выбор числовой информации из текста и преобразование ее в графические формы.

  3. Воспитание гражданственности и патриотизма через познание истории своей малой Родины и населяющих её народов.

Оборудование: мультимедийный проектор и экран, ноутбуки для обучающихся, раздаточный материал об истории и населении города Серпухова, интерактивный тест (бумажный вариант теста на случай сбоя), оценочные карточки, карточки с заданиями по группам.

План урока

№ этапа

Название этапа

Хронометраж

Организационный момент (размещение по группам, приветствие, выявление отсутствующих, организация внимания)

1-2

Мотивация учебной деятельности.

1-2

Актуализация знаний, входной контроль, постановка цели и задач урока, поиск способов решения учебной задачи.

3-4

Этап усвоения новых знаний и способов действий.

14- 16

Применение знаний и способов действий (работа в группах)

10-12

Этап закрепления нового материала (отчет групп, составление тезисного плана или видеоряда)

6-8

Контроль знаний и способов действий (тест)

2-3

Информация о домашнем задании (стандартный, повышенный, творческий)

1-2

Подведение итогов урока, рефлексия.

2-3



Ход урока

  1. Организационный момент (размещение по группам, приветствие, выявление отсутствующих, организация внимания)

Здравствуйте, уважаемые ребята и гости сегодняшнего урока, я рада всех видеть и надеюсь, что вы тоже. Готовясь к этому уроку, я где-то прочитала, что учителя, которые улыбаются и которым улыбаются в ответ, живут на 4 года дольше! Надеюсь, вы поможете мне продлить радость жизни. Вот – получилось. Работа на уроке будет строиться по группам, руководители которых получили оценочные листы, в них необходимо отметить результаты входного и выходного теста, активность в обсуждениях, выступление и качество выполнения практической работы.

II. Мотивация учебной деятельности.

Мы каждый понедельник начинаем с гимна родного города - это настраивает нас на добросовестный учебный труд, а сегодня слова гимна могут послужить эпиграфом к уроку, тема которого звучит так:

«История заселения и особенности состава населения города Серпухова», прошу записать ее в тетрадь.

Слайды

Щедра земля родного Подмосковья.

Хранится свято в летописи сказ,

О том, как бил врагов на ратном поле

Владимир Храбрый - Серпуховский князь.


Чредою шли великие столетья.

Наш город рос, мужал и расцветал.

Врага земли родной достойно встретил,

Москву-столицу с честью отстоял.

(видео фрагмент)

Петр Яковлевич Чаадаев, русский философ и писатель утверждал, «вся наша история — продукт природы того необъятного края, который достался нам в удел». На уроках географии и истории мы познаем свою огромную Родину.

А знаем ли мы историю места, где живем. Может нам стоит еще раз перелистать страницы истории города Серпухова?

  1. Актуализация знаний, входной контроль, постановка цели и задач урока, поиск способов решения учебной задачи.

Проверим мы это с помощью небольшого теста, он находится на рабочем столе ноутбука, время прохождения ограничено, постарайтесь прочитать вопрос так, чтобы его поняли все участники вашей микро-группы, и не затягивайте обсуждение. Помогать в случае какого-либо сбоя вам могут ребята-консультанты: Артем, Николай и Дмитрий. Время пошло. Желаю удачи!

Тест «История и население Серпухова».

Я прошу микро-группы доложить руководителю свой результат, а руководители озвучат нам его среднее арифметическое и сделает отметку в оценочном листе.

Мы видим весьма печальную картину: результаты тестирования нам показали, что в наших знаниях истории родного города много пробелов. Но согласно русской пословице «не стыдно не знать, стыдно не учиться». Чем мы и будем заниматься на уроке, поэтому я прошу вас еще раз посмотреть на слайд. Тема урока вам известна, сформулируйте цель и предложите способы ее достижения. Ваши предложения…

(расширить историко-краеведческие знания, познакомиться с современными изменениями в составе городского населения).

Каким образом мы можем это узнать? …… Конечно, самый простой способ изучить текстовую информацию, просмотреть видео, составить таблицу. Но я усложню задачу, мы не просто прочитаем, а систематизируем и выразим часть информации графически. А также заслушаем выступление учащихся-историков и специалиста городского отдела записи актов гражданского состояния (как вариант использовать предоставленную городским отделом ЗАГС).



  1. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

Расположенный на окских рубежах и служивший крепостью в период длительной борьбы с монголо-татарскими и литовско-польскими завоевателями, Серпухов долгое время оставался надёжным форпостом Московского княжества. Город состоял из трёх частей: кремля, посада и слобод.

видео-фрагмент о Серпухове

Предоставляю слово ребятам-историкам, которые подготовили информацию об истории Серпухова… (После каждого рассмотренного этапа идет фиксация главного в тетради).

Письменных свидетельств существования Серпухова в домонгольскую эпоху не обнаружено. Однако, в результате археологических исследований Серпуховского городища, проведенных в 1926—1927 годах, Воронковым А. Н. были найдены многочисленные остатки керамики, стекла, изделий из железа X—XIII веков.

Первое упоминание Серпухова в письменных источниках представляет собой духовную грамоту Ивана Калиты. В завещании московского князя город представлен как одно из его владений. Текст документа существует в двух вариантах, имеющих различную датировку. Есть несколько мнений по поводу даты составления завещания: 1339 год, 1327-1328 году и 1336 год.

Официальной датой, от которой отсчитывается возраст города, считается 1339 год в соответствии с первой версией.

В 1353 году удел переходит по наследству князю Владимиру Андреевичу. В это время в истории города происходит знаменательное событие — московским митрополитом Алексием в 1360 году на правом берегу Нары основан Владычный монастырь. С семидесятых годов XIV века в Серпухове открывается период активного строительства. Так в 1374 году по данным летописей на Красной (Соборной) горе начинается строительство деревянного кремля. В том же году на месте домонгольского славянского селища Высокого на левом берегу Нары к югу от Красной горы князь Владимир Андреевич основывает монастырь, названный Высоцким. Заложение и освящение монастыря проводил, как вы уже слышали, Сергий Радонежский.

Являясь главным соратником князя Дмитрия, Владимир не мог не участвовать в событиях 1380 года. Серпухов становится одним из центров подготовки к походу против Мамая.

Серпуховское ополчения во главе с князем Владимиром Храбрым действует в составе Засадного полка в Куликовской битве, ставшей поворотным моментом в русской истории. В честь победы в 1381 году в Высоцком монастыре строится каменный собор и церковь с трапезной. Вскоре Серпухов был разорён во время похода на Москву хана Тохтамыша. Существует мнение, что ордынское войско отклонилось от прямого пути к Москве с целью совершения акта мести за участие местных князя и ополчения в Куликовской битве.

В XV веке Серпухов дважды был захвачен: в 1408 году войском Едигея и в 1409 году литовцами под предводительством князя Свидригайло.

Период Московского царства между татаро-монгольским игом и Смутным временем.

В 1496—1502 годах на службе у московского правителя находится бывший казанский хан Мухаммед-Амин из династии Улу-Мухаммеда, которому в кормление передаются Серпухов, Хатунь и Кашира. Указанный период в истории города характеризуется притеснениями местных жителей и насилием со стороны ставленника Ивана III. В следующий раз Серпухов оказался в кормлении в 1532—1533 годах у очередного изгнанного из Казани хана, Шигалея.

С конца XV века начинается период изнурительных для Московского государства набегов крымских татар. Главным из их путей к Москве был Муравский шлях, а важнейшим участком линии защитных сооружений был отрезок Таруса — Серпухов — Кашира — Коломна. Поход Мехмеда I Гирея в 1521 году привел к разорению Серпухова, Боровска, Каширы и центральных уездов государства. Результатом бедствия стало принятие решения Василием III о строительстве каменных крепостей на южных границах.

В 1556 году осуществляется строительство белокаменного Серпуховского кремля. В том же году в Серпухове Иваном IV проводится большой смотр служилых людей. С 1572 года здесь размещается Большой полк русской армии.

Последний прорыв крымских татар к Москве относится к 1581 году, когда войско Газы II Гирея переправившись под Серпуховом через Оку и, уничтожив городской посад, двинулось к Москве, где потерпело неудачу и было отброшено на юг. Руководство русским войском велось из Серпухова царскими воеводами. В преследовании Газы Гирея активное участие принимал Борис Годунов. Этот момент стал одним из ключевых в его политическом восхождении.

Смутное время.

Голод 1601 года, увеличение количества разбойничьих шаек, восстание крестьян 1603 года , восстание Ивана Болотникова, польская интервенция не обошли стороной Серпуховский уезд. В результате был сожжён посад, погибла значительная часть мирного населения. В 1610—1611 годах жители Серпухова участвуют в Первом ополчении Ляпунова, в 1612 году — во Втором ополчении Минина и Пожарского. В 1618 году — гетман Сагайдачный, союзник польского королевича Владислава, отступая с войском от Москвы к Калуге, сжёг серпуховский посад, но крепость взять не смог.

XVII век.

Последствиями событий Смутного времени для Серпухова стали резкое снижение численности населения и упадок экономики. Жители, стремясь снизить налоговое бремя, перемещаются в монастырские слOбоды. Государство принудительно, силами сыскного приказа, возвращает население в городской посад.

В результате принятия в 1649 году Соборного уложения происходит обратный переход населения от монастырей к посаду, что приводит к росту города и его населения на 70-80 %. В 1669 году происходит большой пожар, Серпухов выгорает почти дотла.

XVII век также характеризуется подъемом каменного строительства в городе. В разные годы были сооружены: Церковь, надвратная Трёхсвятительская церковь, стены и башни Владычного монастыря, Покровская церковь в стиле барокко, церковь Афанасия Афонского (разобрана в 1878 году), новое здание Троицкого собора.

XVIII век.

В третьем десятилетии XVIII века Серпухов становится одним из крупнейших городов Подмосковья. Развивается торговля. В 1730-х годах одна за другой начинают открываться полотняные мануфактуры. Помимо полотняных, в городе открываются также шелковая и суконные мануфактуры.

В 1761 г. 30 % экспортируемой из России парусины имеет се́рпуховское происхождение. Помимо текстильных, в Серпухове в 80-х годах существуют восемь кожевенных, семь кирпичных, девять солодовенных и один сальный завод.

XIX век.

В 1812 году население Серпухова и уезда участвовало Отечественной войне. В составе ополчения Московской губернии насчитывалось 2246 жителей Серпуховского уезда. Война не затронула город непосредственно. Промышленность продолжала давать большую часть полотна производимого в регионе. На тот момент в Серпухове насчитывалось 14 мануфактур с 855 текстильными станами. В указанный период осуществляется переориентация промышленности на производство хлопчатобумажных изделий. К 1814 году функционировали уже одиннадцать хлопчатобумажных фабрик.

К началу ХХ века на серпуховских текстильных фабриках трудилось уже более 20 тысяч рабочих.

Серпухов в годы Великой Отечественной войны.

В первые дни войны на фронт по мобилизации и в качестве добровольцев отправились несколько тысяч серпуховичей. В октябре 1941 года фронт приблизился вплотную к городу. Серпухов защищала 60-я дивизия, состоявшая из ополченцев Ленинского района Москвы. В обороне принимали участие лётчики 178-го авиаполка, который базировался в пойме Оки, недалеко от села Липицы (совершено 1695 боевых вылетов, 59 воздушных боёв, сбито 22 самолёта противника), а также 19 зенитных орудий.

Наиболее ожесточённые бои велись на линии Дракино — Кремёнки — Павловка. В конце ноября 1941 года наступление немецкой армии было остановлено.

Также в ноябре началось осуществление эвакуации оборудования предприятий, рабочих, женщин, детей. Выполняется возведение оборонительных сооружений: противотанковых рвов, баррикад, щелей, бомбоубежищ, газоубежищ. На базе хирургической больницы, текстильного техникума, больницы имени Семашко, рабфака, школ № 3, 11, 13, 22, 26, 28 были созданы госпитали, где принимали раненых бойцов.

16 декабря советские войска перешли в наступление. К январю 1942 года линия фронта была отодвинута от Серпухова более, чем на 150 километров.

- Мы заслушали выступления ребят об истории города, большое им спасибо за информацию.

ꜝꜝꜝ Задание группам: сформулируйте в виде тезиса роль Серпухова в истории нашего государства. (группы озвучивают свои ответы)

А какой Серпухов сегодня? Кто населяет его?

Я предоставляю слово специалисту городского отдела ЗАГС Московской области……………………………………………………………, которая расскажет нам о населении города и процессах, характерных для него на сегодняшний день (на слайд выносится самая важная информация).

Я от себя и от ребят благодарю ……………………. за предоставленную нам информацию и очень надеюсь, что эта встреча у нас с вами не последняя.

  1. Применение знаний и способов действий (работа в группах)

Пришло время обработать полученную информацию. Каждая группа получила листок с заданием. Внимательно прочитайте его, обсудите в группе

I группа

1.Изучите информацию о численности населения города в разные годы существования.

2. Постройте график, отображающий эти изменения.

3. Сопоставьте изменение численности населения по годам с историческими событиями.

4. Сделайте вывод.

Передайте график на носителе учителю. Выберите представителей группы для выступления.



  1. группа

1. Изучите современный состав г. Серпухова по полу. Постройте круговую диаграмму. Сделайте предположение о дальнейших изменениях в составе населения города.

2. Изучите состав класса по полу. Постройте круговую диаграмму. Сравните с составом города.

3. Объясните преобладание того или иного пола на ваших диаграммах.

Передайте диаграмму на носителе учителю. Выберите представителей группы для выступления.

  1. группа

1. Изучите особенности национального состава города в 2002 г. Постройте гистограмму с нарастанием, отражающую национальный состав.

2. Изучите особенности национального состава города в 2010 г. Постройте гистограмму с нарастанием, отражающую национальный состав. Какие изменения в составе национальностей произошли. Объясните эти изменения.

3. Сравните с результатами опроса класса «Национальный состав 8 «А»»: соответствует ли общим тенденциям, что отличает национальный состав класса). Постройте гистограмму с нарастанием.

Передайте диаграммы на носителе учителю. Выберите представителей группы для выступления.



  1. Этап закрепления нового материала (отчет групп, составление тезисного плана или видеоряда)

Группы отчитываются. Заполняются тетради. Задаются вопросы к выступающим.

  1. Контроль знаний и способов действий (тест)

Мы серьезно поработали над достижением цели занятия. Напомним еще раз, чего мы хотели достичь? (расширить историко-краеведческие знания, познакомиться с современными изменениями в составе городского населения). Проверим на каком уровне ваши знания истории и особенностей населения города сейчас. (выходной контроль)

Руководители озвучьте результаты.

  1. Информация о домашнем задании (стандартный, повышенный, творческий)

Конечно, рассчитывать, что в рамках одного урока мы узнаем историю нашего древнего города, было бы странно. Поэтому домашнее задание позволит вам глубже понять тему. Задание для всех выучить основные тезисы урока по тетради. Задание по желанию: составить таблицу основных этапов истории города, подобрав к ним историко-художественные произведения (литературные, научные или видео) или перейти по ссылке http://100.histrf.ru/commanders/serpukhovskoy-vladimir-andreevich/ российского военно-исторического общества, прочитать информацию о полководце Владимире Андреевиче Храбром, принять участие в опросе и написать ЭССЕ «Какое качество является определяющим для данного полководца»

  1. Подведение итогов урока, рефлексия.

Урок наш подходит к своему окончанию, я прошу руководителей групп озвучить результаты работы членов своей группы. Напомню, что оценивается участие в работе и обсуждениях, результат решения итогового теста…

Спасибо.

А закончим мы урок методом неоконченных предложений:

  • Народ, забывший свою историю, теряет смысл своего существования и растворяется среди других народов.

  • Каждый человек должен не только помнить события собственной жизни, но и знать историю своего народа, историю культуры, историю человечества.

  • Только тогда он сможет найти и осознать своё место в череде поколений и глубже уяснить смысл собственного существования.

Урок окончен, спасибо всем за работу и настроение.





Приложение

Задание I группы

1.Изучите информацию о численности населения города в разные годы существования.

2. Постройте график, отображающий эти изменения.

3. Сопоставьте изменение численности населения по годам с историческими событиями.

4. Сделайте вывод.

Передайте график на носителе учителю. Выберите представителей группы для выступления.


Анализ демографической ситуации

1552 год

Первые сведения о населении города получены из «сотной» князя В. Фуникова от 1552 года. Эти данные позволяют оценить население города на тот момент более, чем в 3000 человек.

Население в XVII веке
  • 1620 г. — число дворов в посаде составляло немногим более 60, что позволяет оценить население на уровне 300 человек.

  • 1646 г. — по данным переписи У. С. Ляпунова насчитывалось 235 посадских дворов, 80 дворов служилых людей, 74 прочих двора. Население города превышает 1500 человек.

  • 1678 г. — насчитывается 307 дворов с мужским населением 1060 человек.

Население в XVIII веке
  • 1733 год — 1398 человек мужского пола (общее население можно оценить как 2700 человек)

  • 1770 год — около 5540 человек, из них 2774 мужчин. Серпухов на третьем месте в губернии после Коломны и Вереи.

Население в XIX веке

В 1825 году по данным министерства внутренних дел численность населения Серпухова составила 5400 человек (учитывались представители только городских сословий). Экономический рост XIX века не мог не сказаться на демографической картине, и в1840 году население города составляло уже 13585 человек.

В 1856 году численность населения составила 15 380 человек. При этом заметна высокая доля мужчин среди серпуховского населения: 65 % в 1840 году и 57 % в 1856 году.

Общая численность населения Серпухова в 1866 году с учётом населения Высоцкой и Владычной слобод, примыкавшей к городу деревни Заборье, а также фабричных спален составляло около 15,5 тысяч человек. К концу века население Серпухова приближается к 30 тысячам человек, что выводит его на первое место в губернии (второе место занимает Коломна).

Активный рост населения г. Серпухов пришелся на годы советской власти: уже в 1923 году здесь живет около 37 тысяч людей, в 1926 – 56,5 тысяч, в 1956 – около 102 тыс. Впоследствии численность населения Серпухова постоянно увеличивалась, достигнув максимальной своей отметки в 144 тысячи человек в 1989 году. После чего стал отмечаться неуклонный его спад: 1992 год – 140,5 тыс., 2004 – 128 тыс., 2008 – 123 тысячи человек.

2010 – 123,1 тыс. 2016 – 126,5 тыс.

























II. группа

      1. Изучите современный состав г. Серпухова по полу. Постройте круговую диаграмму. Сделайте предположение о дальнейших изменениях в составе населения города.

      2. Изучите состав класса по полу. Постройте круговую диаграмму. Сравните с составом города.

      3. Объясните преобладание того или иного пола на ваших диаграммах.

Передайте диаграмму на носителе учителю. Выберите представителей группы для выступления.

Население в XVIII веке 1733 год — 1398 человек мужского пола (общее население можно оценить как 2700 человек) Население в XIX веке

Экономический рост XIX века не мог не сказаться на демографической картине, и в1840 году население города составляло уже 13585 человек. В 1856 году численность населения составила 15 380 человек. При этом мужчин среди серпуховского населения больше: 8850 чел. в 1840 году и 8760 чел. в 1856 году.

По результатам переписи 2010 г в Городском округе Серпухов - городское население составляли: 57619чел. мужчин и 69422 женщин.



















    1. группа.

      1. Изучите особенности национального состава города в 2002 г. Постройте гистограмму с нарастанием, отражающую национальный состав.

      2. Изучите особенности национального состава города в 2010 г. Постройте гистограмму с нарастанием, отражающую национальный состав. Какие изменения в составе национальностей произошли. Объясните эти изменения.

      3. Сравните с результатами опроса класса «Национальный состав 8 «А»»: соответствует ли общим тенденциям, что отличает национальный состав класса). Постройте гистограмму с нарастанием.

Передайте диаграммы на носителе учителю. Выберите представителей группы для выступления.

Национальный состав



национальность

2002

2010

8 «А»

русские

93,7

94,7

91,6

украинцы

2,19

1,6

2,7

белорусы

0,61

0,44


татары

0,49

0,53


армяне

0,41

0,5


мордва

0,14

0,11


чуваши

0,09



евреи

0,08



узбеки

0,05

0,34

2,7

осетины

0,02

0,21


другие

1,09



азербайджанцы


0,26


молдаване


0,19


таджики


0,18


чеченцы



2,7