Учить учащихся делать аппликации (декупаж) на разделочных досках; познакомить детей с народными промыслами России. Формировать представления о Хохломской росписи, о росписи Лухломы, о Гжели и др.Расширить словарный запас и кругозор посредством тематических бесед.
Коррекционно-развивающие:
Развивать аналитические способности, логическое мышление, зрительную память на основе запоминания последовательности выполнения работы, устойчивое внимание, коммуникативные способности, художественный вкус, пространственное воображение; развивать глазомер, мелкую моторику рук, сенсомоторику.
На практических занятиях формировать навыки и умения по изготовлению изделий на основе знаний, полученных в процессе теоретического обучения .
Воспитательные: способствовать развитию гордости и уважения к своему народу, к его многовековой истории и национальной культуре.
Умение работать в коллективе, воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение, внимание, целенаправленность, критичность, трудоемкость, эстетический вкус, волевые качества, развивать художественную культуру в процессе творческого труда при изготовлении полезных вещей.
Материалы, инструменты, оборудование: трафареты разделочных досок, цветная бумага, ножницы, цветные салфетки, клей ПВА, салфетки для рук, кисточки для клея, мультфильм по стих. В.Маяковского «Кем быть?», цветные фотографии разделочных досок на экране телевизора, отрывки стихов о профессиях.
Ход урока.
Оргмомент.
- Ребята, давайте все встанем , поприветствуем гостей и друг друга улыбкой. «От улыбки станет всем теплей» и работать будет веселей. Ведь когда хорошее настроение, то и дело ладится.
Сообщение темы и целей урока.
-Сегодня мы будем с вами учиться украшать разделочную доску в технике декупаж. Это слово для вас новое. Эта техника схожа с аппликацией, а с ней вы хорошо знакомы.
Вступительная беседа.
-Ребята, по традиции в нашей школе в феврале месяце проходит месячник профориентации. Это когда мы с вами знакомимся с различными профессиями, ходим на экскурсии в магазин, на почту, в мастерские и знакомимся там с некоторыми профессиями.
Время бежит, вы взрослеете и не успеете оглянуться и придет то время, когда и вам придется выбирать себе занятие по душе. Кто-то уже сейчас знает кем хочет быть, какую профессию выбрать, кто-то только мечтает. Сейчас давайте послушаем некоторых из вас и узнаем о какой профессии вы мечтаете:
(ученики выходят к доске, читают стихи)
1.Я врачом, наверно, буду,
Стану я лечить людей!
Буду ездить я повсюду
И спасать больных детей!
2.Скоро буду я военный,
Или просто летчик-ас!
Как герой обыкновенный
Защищать я буду вас!
3 Балериной и певицей
Я всегда мечтала стать!
Чтоб красиво нарядиться,
Спеть для вас и станцевать!
4.Я художником известным
Стану обязательно
Рисовать мне интересно,
Очень увлекательно!
5.Я- учительницей школьной,
Детям знанья подарю!
Дети будут мной довольны,
Я вам точно говорю.
6.Ну а я вернусь сюда!
Ласковым, внимательным
И отзывчивым всегда
Стану воспитателем!
- Ребята, ещё сегодня мне хочется познакомить вас со стихотворением Владимира Маяковского «Кем быть?».Послушайте, как он начинается:
-У меня растут года
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?
-Вот видите, поэт тоже задумался какую профессию выбрать. И вот сейчас мы с вами посмотрим мультфильм «Кем быть?». Смотрим внимательно и после просмотра вы должны рассказать о каких профессиях нам рассказали, что они собой представляют.
(Идет просмотр мультфильма – 10 мин.)
Работа над мультфильмом:
-О каких профессиях вы узнали, перечислите.
-Что делает столяр и плотник?
-В чем заключается работа инженера, доктора и тд.
Работа над темой урока.
1.Беседа «Народные промыслы России»
В старину наши предки умели очень многие вещи делать своими руками. Из поколения в поколение передавались знания различных промыслов, т.е.занятий: резьба по дереву, по металлу; роспись деревянных или металлических изделий, вязание пуховых платков и др.
Получались они качественные, красивые. Конечно, сейчас в современной жизни продаются очень много красивых и оригинальных вещей, выполненные при помощи современных технологий, но работа выполненная своими руками из древесины придает интерьеру своеобразный стиль.
Давайте обратимся к иллюстрациям на доске. Здесь вы можете увидеть роспись Лухломы, состоящей из восьми цветов. А вот знаменитая Хохлома расписывается всего тремя цветами: золото, черный и красный. Обратите внимание как расписаны металлические жостовские подносы. Нельзя увидеть двух одинаковых росписей, у каждого художника свой рисунок. На одной из иллюстраций мы видим двух замечательных барышней: это дымковская игрушка. Один мастер показал нам крестьянку, другой богатую даму. Очень впечатляет ещё одна роспись – это Гжель, которая расписывается только в двух цветах –белый и синий. Так расписывали как мы видим на иллюстрациях и игрушки , и посуду.
Да , в старину и игрушки делали либо из дерева, либо из глины. Посмотрите, я вам принесла одну такую игрушку - свистульку, вылепленную из глины, а затем её расписали красками. На нашей выставке вы можете рассмотреть деревянные ложки, разделочные доски, расписанные разными способами. И давайте посмотрим ещё на фотографии, где внимательно присмотритесь к рисункам, которые изображены на разделочных досках.
2.Физкультминутка.
3.Основная часть.
-Ребята, сегодня мы с вами будем учиться тоже как бы расписывать разделочные доски. Но будем делать это не красками, а в технике декупаж. Для работы нам понадобится:
Шаблон доски
Бумага для основы доски
Салфетки цветные
Клей ПВА, ножницы.
Этапы работы:
1.Вырезаем основу разделочной доски (либо из цветной, либо из белой бумаги, контур доски можно заранее нанести на лист).
2.Смазываем клеем трафарет доски
3.Приклеем основу на трафарет.
4.Подбираем цветочный орнамент из салфеток и вырезаем его.
5.Складываем композицию на доску.
6.Наносим клей ПВА с помощью кисточки прямо на приготовленный орнамент.
7.Ждем когда высохнет и наносим сверху лак, чтобы закрепить.
-Давайте, попробуем вспомнить и повторить этапы работы. (ученики повторяют 2-3 раза для лучшего запоминания)
4.Пальчиковая гимнастика.
5.Самостоятельная работа.
-Прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним правила работы с острыми предметами, клеем.(Ответы учащихся)
-Посмотрите , вот что получилось у меня в качестве образца. Краски и элементы какой росписи использовала я? (Гжель)