СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка 5 класс Буквы а-о в корне ­лаг­ – ­лож­ ФГОС

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка  урока русского языка 5 класс ФГОС 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка 5 класс Буквы а-о в корне ­лаг­ – ­лож­ ФГОС»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

им. К. А. Ардашева г. Моздок РСО - Алания

урок русского языка в 5-м классе по теме:

«.Буквы а–о в корне ­лаг­ – ­лож­».

Данная разработка урока составлена

для УМК Т. А. Ладыженской в соответствии

с требованиями ФГОС второго поколения.

Разработка подготовлена учителем

русского языка и литературы

Тугановой Татьяной Николаевной


Тема: Буквы а–о в корне ­лаг­ – ­лож­


Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: осуществлять поиск информации (по словарям), преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм), свёртывать информацию до ключевых слов; анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, составлять алгоритм и действовать по нему.

М/к: работать в группах (парах): договариваться о совместных действиях, оказывать взаимопомощь, выступать перед аудиторией, осуществлять взаимный контроль.

4ЛР: находить слова с буквами чередующихся гласных а–о в корне ­лаг­ – ­лож­, правильно писать слова с названной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограммы.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.




II. Тренировочный словарный диктант с элементами проверки домашнего задания.



1. Учитель диктует слова:

маршрут, рекорд, велосипед, квартира, витрина, терраса, оптимизм, пессимизм, обоняние, экипаж, метафора, вестибюль.

Самопроверка по орфографическому словарю в учебнике.


2. Доклады консультантов о результатах проверки домашнего задания. Выяснение наиболее частых ошибок, сложностей в графическом обозначении орфограмм.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из словаря.


ТОУУ

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.


III. Постановка проблемы.



Материал для наблюдений лучше вынести на доску, чтобы ученики заранее не читали формулировку правила и противоречие проблемной ситуации было острее и нагляднее.

Можно использовать презентацию (см. prezent_ rus_5kl_ ur26).

На слайдах материал представлен с гиперссылками.



1. На слайде слова:

положение

сложить

предлагать

излагать

– Что их объединяет? (Однокоренные слова.) Назовите корень. (Корни выделяются по клику мыши.)

– Что вы заметили? (В корнях разные буквы а–о: буквы мигают, выделяются жирным шрифтом или другим цветом.)

2. Затем по клику мыши появляются слова в другом столбике.

Картинка выглядит так:

положить – положит

сложить – сложит

предлагать – предложит

излагать – изложит

– Прочитайте слова парами. Как бы вы назвали второе слово в каждой паре? (Проверочным.) Почему? (Гласный звук находится под ударением.)

– Что вас удивило? (Подсказка: Сравните две последние пары.)

Ученики фиксируют расхождение букв гласных в корне под ударением и в безударном положении. (По клику мыши эти буквы выделяются шрифтом или цветом.)

– Работает ли здесь проверочное слово?

– Какую проблему будем решать?

Ученики формулируют проблему:

Почему пишутся разные буквы – а или о в корне ­лаг­ – ­лож­ ?

Какую букву писать в безударном положении?

Есть ли правило для таких случаев?

Сравнивают с формулировкой в учебнике (см. «Проблемные вопросы уроков»).


Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.



IV. Поиск решения. Открытие новых знаний.


1. Поиск решения также желательно проводить с помощью компьютерной презентации по упр. 121 (если нет возможности, материал выносится на доску).

Наблюдение проводится по заданиям к упражнению.



Методическая рекомендация. В сильном классе можно предложить более сложный вариант задания (уровень П.). Слова даются в строчку без выделения корней. Ученики должны составить план действий: сначала сгруппировать, определив основание группировки, затем выдвинуть гипотезу (установить закономерность) и проверить её, сделав необходимые графические обозначения.


2. Чтение правила по учебнику, сравнение формулировки учащихся с формулировкой учебника, приведение собственных примеров.

3. Уточнение и углубление понимания правила учащимися с помощью вопросов:

– По какому опознавательному признаку в слове можно найти орфограмму «Буквы а–о в корне ­лаг­ – ­лож­»? (По безударному положению гласного.)

– Назовите условия выбора букв а–о в корне ­лаг­ – ­лож­. Обратите внимание, как графически обозначены условия выбора. (Выделен корень, подчёркнута буква г или ж двумя чертами, поставлено ударение.)

4. Работа с обобщённой графической моделью (см. материал предметного диска – графическая модель орфограммы «Буквы а-о в корне -лаг- – -лож-» к §13).


Методическая рекомендация. Чтобы предупредить отрицательное взаимодействие навыков (наложение способа проверки) при одном опознавательном признаке двух разных видов орфограмм (проверяемой буквы и буквы чередующегося гласного), следует указать на дополнительный признак – так называемую типовую модель орфограмм­букв чередующихся гласных [лаг/ж]. Это звукосочетание также является опознавательным признаком (а также условием выбора орфограмм, если это корень).


– Можно ли применить правило к словам ложь, благо? Почему, ведь в них тоже есть сочетания лож, лаг? (Под ударением, другое значение, не корень.)

– Какое общее значение однокоренных слов заключает в себе корень ­лаг­ (­лож­)? (Действие.)



Регулятивные УУД

3. Искать пути решения проблемы.

4. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

5. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм), свёртывать информацию до ключевых слов.

3. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.



V. Развитие правописных умений.



1. Упр. 122 – развивается умение видеть в словах орфограмму – букву а–о в корне ­лаг­ (­лож­), отличать слова с этой орфограммой от фонетически сходных написаний, устно и графически объяснять условия выбора орфограмм.

Вырабатывается алгоритм поиска слов с орфограммой (выбора написания):

1) Произнести слово, поставить ударение, найти буквы безударных гласных.

2) Выделить звукосочетание [лаг/ж].

3) Проверить, является ли оно корнем. Выделить корень. Уточнить значение слова.

4) Определить, какой согласный в корне: [г] или [ж], подчеркнуть букву согласного двумя чертами.

5) Подчеркнуть орфограмму – букву о или а.

– В каких словах этой орфограммы нет? Почему? (Ложный, предлог, сложный, ложь, влага, благородный.)

2. Упр. 123 – совершенствуются навыки работы со словарём: поиск, анализ информации о корнях ­лаг­(­лож), выводы; на основе заданий и полученной информации формируется навык культуры речи – употреблять слова с корнем ­лаг­, ­лож­ только с приставками.

Работа в группах с самостоятельным подбором слов и выводами. От группы готовится выступление­сообщение.

3. Упр. 124 – развивается языковая догадка – подбирать слова с изученной орфограммой в соответствии с указанным значением.

Выполняется в парах, с графическим обозначением условий выбора орфограмм. Проверка коллективная.

4. Упр. 125 (осложнённое списывание) – развивается умение писать слова с изученной орфограммой в составе предложений, графически объяснять условия выбора орфограмм; совершенствуются орфографические и пунктуационные навыки по изученному ранее материалу.

Выполняется самостоятельно с последующей взаимопроверкой.

Словарно­орфографическая работа. Запись в тетрадях слов: билет, горизонт, горизонтальный (поставить ударение, подчеркнуть буквы гласных, которые надо запомнить), подбор однокоренных слов, составление словосочетаний со словарными словами.



Познавательные УУД

4. Составлять алгоритм и действовать по нему.

5. Извлекать информацию из словаря.

6. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.


Коммуникативные УУД

2. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

4. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

5. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.




VI. Итог урока.



а) – Назовите ключевые слова урока. Сравните со словами в учебнике в конце темы. Что вы бы добавили к приведённым в учебнике словам?

б) – Найдите «третье лишнее»: предложение, благодарность, слагаемое.



– Что удалось на уроке, было самым интересным?

– Какие трудности встретились?

– Что помешало при выполнении задания?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

– Оцените себя, опираясь на алгоритм самооценки.



Регулятивные УУД

6. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

7. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.



ТОУУ


VII. Домашнее задание.



1. Составить опору к тексту правила.

2. Упр. 126. (Н. Составить словосочетания. П. Составить устный рассказ.)