II. Языковая разминка. | 1. Прочитать предложения (они представлены на слайде или карточки розданы ученикам на парты), дать их характеристику по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Но что это? Уж не гром ли? Да это гроза! Туча растёт. Всё вокруг потемнело… Какой дождик!! Каковы молнии!! 2. Самодиктант. Дописать по 3–4 слова с такой же орфограммой в каждый столбик. растёт гроза 3. Устный рассказ о сочинительной и подчинительной связи слов, словосочетании и предложении, составленный по материалам § 24. |
Коммуникативные УУД 1. Владеть монологической речью. 2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
III. Проверка домашнего задания. | Прослушивание рассказов на тему: «Незаметные труженики языка». Задание ученикам. – Составьте план рассказа. – Обсудите в классе, какой рассказ вам понравился больше всего. Выдвигая свою точку зрения, аргументируйте её, используя слова и сочетания: я считаю, ... так как … Вопервых, … вовторых… Таким образом, … | Познавательные УУД 1. Овладевать умениями аудирования (ознакомительного, детального), перерабатывать и преобразовывать информацию (составлять план). 2. Выдвигать и аргументировать свою точку зрения. |
IV. Введение в тему урока с постановкой проблемного вопроса. | Использовать материал предметного диска – проблемная ситуация «Предложения с одним главным членом» к § 25. 1. На 1м слайде (доске) схема: [кто? что делает?] – Посмотрите на запись и сформулируйте тему урока. 2. На 2м слайде (доске) добавляются схемы: [ ===]. ![]() [ ===], и [=== ]. [ === O, O и O]. [ ]. [ ===== ]. – Прочитайте схемы. Назовите предложения. – Что вам показалось необычным? Почему? – Что нового предстоит узнать? Сформулируйте вопрос. (Как называются предложения с одним главным членом?) | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему (проблему) урока и его цель. |
V. Актуализация и углубление изученного. | 1. Повторяются изученные в начальной школе сведения. Наблюдение по учебнику в группах. а) Упр. 232 – актуализируются умения находить главные и второстепенные члены, графически обозначать связь между ними, отличать нераспространённые и распространённые предложения, простые и сложные. Группы работают по плану: 1) Найти (выписать) главные члены из каждого предложения. 2) Записать 1е предложение, поставить вопросы от главных членов к второстепенным, связь обозначить стрелками. 3) Ответить на вопросы и выполнить остальные задания после текста. Небольшие сообщенияотчёты от нескольких групп. б) Упр. 233 – составляется устный рассказ «Слово как член предложения» по плану в учебнике, примеры учащиеся приводят самостоятельно. С рассказами выступают учащиеся от других групп. в) Чтение текста в цветной рамке после упр. 234. Содержание текста можно кратко записать в виде схем (можно использовать материал предметного диска – информацию о членах предложения в виде графических схем к § 25): 1) ЧП = Г + В; 2) ГО = П + С; 3) НП = П + С; 4) РП = П + С + В.Ч. – Назовите ключевые слова урока на основе текста в рамке и схем. Сравните их со словами в конце § 24. – Что нам ещё предстоит узнать? (Что такое односоставные и двусоставные предложения?) 2. Вводятся новые понятия – двусоставные и односоставные предложения. а) Упр. 234 – учащиеся по заданию находят в тексте предложение, грамматическая основа которого состоит только из сказуемого, выписывают его, подчеркивают главный член, высказывают предположение, как может называться такое предложение. Выполняется с комментированием у доски письменно. б) Чтение 2го текста в рамке. – Можете уже ответить на основной вопрос урока: как называются предложения, состоящие из одного главного члена? – Чем отличаются двусоставные предложения от односоставных? – Почему они получили свои названия? – Какие виды односоставных предложений бывают? в) Упр. 235 – развивается умение отличать нераспространённые односоставные предложения от двусоставных, преобразовывать их в распространённые и сложные предложения. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой. | Познавательные УУД 3. Анализировать, сравнивать, строить рассуждения, делать выводы. 4. Пользоваться разными видами чтения (изучающее), опираясь на механизмы и приёмы читательской деятельности. 5. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в план, схему). Коммуникативные УУД 3. Строить связное монологическое высказывание. 4. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. 5. Взаимодействовать в паре, группе, договариваться о совместной деятельности. |
VI. Итог урока. | – Какую новую информацию получили на уроке? – Найдите «третье лишнее», обоснуйте свой выбор: а) Весна наступила. Идёт дождь. Оттепель. б) Осень пришла. Уже пожелтели берёзки. Притих лес. в) Рассвет. Туман. В тумане падают листья. – Вспомните, какова была цель урока. Удалось ли её достичь? – Как бы вы оценили свою работу на уроке? Взаимооценка. – Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение. – Кому и над чем ещё следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок? | Регулятивные УУД 3. Соотносить цель и результаты своей деятельности. 4. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. ТОУУ |