Актуализация знаний | «Всегда – учиться, все – знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь». (М. Горький) -Как вы понимаете эти слова? -А вы хотите стать сильнее в знаниях? А для чего это нам нужно? -Тогда подарите друг другу улыбку и пожелайте стать сильнее в знаниях! -Прежде чем начать изучение новой темы, мне хочется, чтобы вы записали свои ожидания от урока на листочках к нашему дереву. А в конце урока вы скажете: совпали ли ваши ожидания с уроком. -Итак, прозвенел давно звонок, начинаем наш урок. На партах у вас листы самоанализа урока, которые мы будем заполнять в течение урока. Послушайте стихотворение Косты Хетагурова «Весна» -Прочитайте слова, записанные на доске и запишите в тетрадь: Шалун, склон, побег, мотылек. - Угадайте птиц, которые живут у нас круглый год. Я назову лишь действия этих птиц, а вы по ним узнаете и запишите названия. (В строчку, 1 слово с большой буквы, через запятую). Словарная работа. Показ слайдов. 1) Летает, прыгает, чирикает… (воробей). Слайд 6. 2) Летает, ворует, стрекочет… (сорока). Слайд 7. 3) Летает, важничает, клюёт, каркает … (ворона). Слайд 8. - Какое общее правило правописания объединяет эти слова? (Сочетание –оро). - Поставьте ударение, подчеркните –оро-, запомните написание слов. Слайд 9. - Продолжаем наблюдать за природой весной. - Прочитайте предложение на экране: С.рокал.титк старомудер.ву. - Каким оно является по цели высказывания и интонации? - Объясните написание пропущенных букв. (сорока –оро- , летит - лётчик, полёт, к дереву - деревья) - Запишите. - Сколько слов в этом предложении? - Назовите грамматическую основу? /Затруднение!!! Проблема!!!/ | Дети объясняют значение этой фразы. Да, хотим. Дети записывают свои ожидания на листочках и приклеивают на доску. Ученик читает стихотворение Косты Хетагурова. ВЕСНА Снег сходит, в природе Все стало пестрей. Где север, усеян Склон грудой камней. Склон южный весь в дружных Побегах весны. Землица дымится, Дороги грязны. Шалун мотылёчка Поймал... Для чего? Весны ты защита, - Не мучь ты его! Дети записывают слова Дети поднимают руки | Умение оформлять свои мысли письменно. Умение писать словарные слова без ошибок. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. |
Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности. | -Используя эти все слова, составьте предложение по нашей картине. -Докажите, что это предложение. -Дайте характеристику предложения: по цели высказывания; по интонации. Когда мы составили предложение, то эти слова стали не просто словами определённой части речи, а членами предложения. -Прочитайте предложение без первого слова? -Прочитайте предложение без второго слова? -Прочитайте предложение без третьего слова? - Сформулируйте тему урока. Цель? - Хором прочтите предложение. О ком в нем говорится? - Задайте вопрос к слову СОРОКА. - Что говорится о сороке? Задайте вопрос. Сорока что делает? (летит) - Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? (Сказуемое). - Какой частью речи выражено подлежащее? -Какой частью речи выражено сказуемое? Прочтём грамматическую основу предложения: Сорокалетит. Вывод: Итак, подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Именно в них заключена главная мысль, содержащаяся в предложении, вместе мы их называем – грамматическая основа. | С..рока л..тит к старому д…реву. Дети составляют предложение и записывают его на доску. Предложение имеет законченную мысль. Слова в предложении связаны друг с другом. Предложение пишем с заглавной буквы, в конце ставим точку. Предложение по цели высказывания: повествовательное; по интонации: невосклицательное. Главные Действующее лицо, предмет или действие. Главные члены предложения Узнать, какими бывают члены предложения, какими частями речи они выражены. | Умение правильно оформлять предложение на письме, доказывать, что это предложение. Умение давать характеристику предложению. | |
Открытие новых знаний | -Откройте учебники на стр. 125. Упр. 397. Выполняется устно по «шагам». - Упр. 398. Выполняется устно по «шагам». Как называются выделенные слова? - Выведем алгоритм нахождения грамматической основы. Прочитай предложение. Определи вид предложения по цели высказывания и по интонации. О ком или о чём говорится в предложении? Задай вопрос (кто? или что?) Найди подлежащее. Подчеркни одной чертой. Какой частью речи выражено? Задай вопросы (что делает? что сделает?..). Найди сказуемое. Какой частью речи выражено? Подчеркни двумя чертами. Прочитай грамматическую основу. | Это подлежащее и сказуемое Дети задают вопросы и отвечают на них | Умение формулировать правило опираясь на проведённую работу. Умение правильно соотносить слова. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
Развитие умений | Работа в учебнике. 1. Упр. 399 (у доски с проговариванием, далее по вариантам, взаимопроверка). | Это предложение повествовательное, невосклицательное. В предложении говорится о вечере: что? вечер. Это подлежащее, выражено существительным. Вечер (что сделал?) наступил, это сказуемое, выражено глаголом. сущ. гл. Долгожданный вечернаступил. сущ. гл. Жёлтые фонаризажглись за окном. ![]() | Умение читать и анализировать логическую цепочку предложений. | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
Самоконтроль с самопроверкой по эталону. | Дети продолжают выполнять упражнение 399 самостоятельно с самопроверкой по эталону. Слайд 11. Творческая работа. Слайд 12. Работа в группах. Составить небольшой текст по картине. (4-5 предложений). Озаглавить. - Подчеркнуть грамматическую основу предложения. | гл. сущ. Скрипят старые половицы. сущ. гл. Часы громко тикают. сущ. гл. Сверчокпоёт за печкой.![]() мест. гл. Ячитаю любимую сказку.![]() Дети выполняют задание | | Познавательные УУД Представлять информацию в виде схемы. Коммуникативные УУД Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
Рефлексия Самооценка. | -О чём же мы говорили на уроке? -Почему подлежащее и сказуемое являются грамматической основой предложения? – Что такое грамматическая основа предложения? - Какие главные члены предложения вы знаете? - Что такое подлежащее? Чем оно может быть выражено? - Что такое сказуемое? Чем оно может быть выражено? 2. «П о с ч и т а й». – Сколько грамматических основ в отрывке из стихотворения С. Маршака? Дождь прошел, трава блестит, В небе радуга горит. Слайд 13. Оцените свою работу на уроке. | Эти слова составляют предложение, выражают законченную мысль. Подлежащее и сказуемое. Дети отвечают на поставленные вопросы. 3 грамматические основы: Дождь прошел; Трава блестит; Радуга горит. | | Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Осуществлять личностную рефлексию. |