СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по теме "Сложные слова. 3 класс". Презентация к уроку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока. "Сложные слова". УМК "Перспектива". Урок открытия новых знаний составлен в соответствии с требованиями ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка. Сложные слова. 3 класс»

Конспект урока

Этап урока

время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Мотивирование к учебной деятельности и актуализация знаний.

1.Организационный момент.


- Добрый день!


- Дети, вам тепло? (да)


- В классе светло? (да)


- Прозвенел уже звонок? (да)


- Уже закончился урок? (нет)


- А хотите вы учиться? (да)


- Значит можно вам садиться!


(Проверка готовности класса к уроку и правильной посадки.)


2.Актуализация знаний


Прочитайте девиз урока: (СЛАЙД 2 )


Знания собирают по капле.

- Как вы понимаете эти слова.


А когда люди учатся, то они открывают новые знания


Как же вы открываете все новое?


В стране родного языка не всё известно нам пока,

Но путешествовать начнём и сами до всего дойдём.


- Чтобы ваши исследования прошли успешно, какими нужно быть?


– Откройте тетрадь. Запишите дату и слова «Классная работа»

(Один из учащихся комментирует, проговаривает орфографически)























-Человек не сразу всё узнаёт, а постепенно.


-сами должны понять, что мы еще не знаем, и самим постараться открыть это новое


Активными, внимательными, помогать друг другу



  1. Фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.


1. Чистописание. –Соединения с какой буквой прописываем?

- На что следует обратить внимание при письме?

ссс

2. - Прежде, чем мы начнём совершать открытия, давайте вспомним то, что мы уже знаем.

-Какую тему изучали на предыдущих уроках?

-Назовите, из каких частей может состоять слово?

- Выполняя домашнее задание, вы должны были вспомнить изученные орфограммы.

Помогите собрать названия орфограмм.


(СЛАЙД 2-3)


-В какой части слова могут встретиться все эти орфограммы?

-Что такое корень слова?

-Какие слова называются однокоренными?

-Отгадайте загадку. Узнайте слово по его значению. Запишите ответ.

  1. Один кристаллик снега в виде звездочки.

  2. Бел, да не сахар,

Нет ног, а идёт.

  1. Внучка Деда Мороза

  2. То же, что снежная баба

  3. Лесной цветок, развивающийся под снегом и расцветающий сразу после его таяния

  4. Выпадение снега в большом количестве.

- Прочитайте записанные слова. Обозначьте орфограммы. Какие орфограммы встретились?

- Что вы можете сказать обо всех этих словах? (Однокоренные)


(СЛАЙД4)


-Выделите корень. (СЛАЙД5)







Состав слова

Приставка, корень, суффикс, окончание




-В корне.



Запись в тетради:

Снежинка, снег, Снегурочка,

снеговик,

подснежник,

снегопад.



Безударная гласная . Парная согласная. Сочетание ЧК.



  1. Выявление места и причины затруднения.


-Ребята, я сейчас увидела, что в одном из слов у вас по-разному обозначен корень.



-Где возникло затруднение? -Чем это слово отличается от остальных?


- Какой вопрос возникает?




-Какой корень в слове снегопад?


Может ли в слове быть два корня или всегда только один?

Как это определить?



  1. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

-Когда встречаемся с затруднением, что мы должны сделать дальше?


-Что такое снегопад? Почему его так назвали?

В слове снег корень –снег-

В слове падает корень -пад-

-Слова с корнем –снег- мы записали, подберите слова с корнем –пад-

- Ребята, у нас до сегодняшнего урока не возникало сомнений по поводу выделения корня, а сегодня мы встретились с новыми, непростыми словами. Попробуйте предположить, как их можно назвать одним словом.

Как вы считаете, какой будет тема урока?


Открываю тему урока на доске


Какими будут цели урока




Для того, чтобы всё это выполнить, нужно составить план исследования

-Должны решить проблему

-Снег падает


-Падать, упаду, падающий.


Варианты детей, в том числе – сложные.



-Узнать, что такое сложные слова,

научиться понимать значение сложного слова; уметь находить и грамотно писать сложные слова



  1. Реализация построенного проекта.


Давайте составим план исследования:




1. Познакомиться с тем, как образуются сложные слова.

2. Научиться разбирать сложные слова по составу при помощи алгоритма.

3. Узнать, какую роль играют сложные слова в речи


-Чтобы исследование было успешным, надо провести наблюдение.

Прочитайте и объясните, что обозначают слова, записанные на доске. Подберите однокоренные слова. Как их удобнее записать?

Водопад

Лесоруб

Атомоход

землекоп

Запись в тетради и на доске


-Ребята, есть ли у вас предположение, почему слова так названы, сложные?

(СЛАЙД 5)

Много ли подобных слов в нашем словаре?













Запись в тетради

Водопад-вода, падать

Лесоруб-лес, рубить

Атомоход-атом, ходить

Землекоп-земля, копать



Предположения детей, в том числе: слова сложили/составили из двух слов.


Физкультминутка

Снег

Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх)

И под горкой снег, снег. (приседаем)

И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)

И под елкой снег, снег. (обхватываем себя руками)

А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)

Тише, тише, не шуметь (пальчик к губам, шепотом)




  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.



-Какой 1 пункт плана?



-Как же образуются сложные слова?


Что соединяет корни? (Гласная О или Е). Как её можно назвать? (Соединяющая, соединительная)

- Правильно, ребята. Гласная, которая соединяет корни в сложных словах, называется соединительная гласная.

- Проверим, правильно ли мы рассуждали по учебнику с 119.

Прочитайте правило.

-Из скольких частей состоит правило

-Что вы узнали из 1 части?

-Что узнали из 2части ?


-Посмотрите на 2 пункт плана. (Научиться находить корни в сложных словах при помощи алгоритма.)

Выполнили мы его?


  1. Думаю над значением слова.

  2. Подбираю родственные слова к первой части.

  3. Выделяю общую часть (корень)

  4. Подбираю родственные слова ко второй части

  5. Выделяю общую часть (корень)

  6. Подчёркиваю соединительную гласную.

(СЛАЙД 8)


Познакомиться с тем, как образуются сложные слова.


Путём соединения двух корней







-Из двух




-Нужно составить алгоритм.


  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.



Самостоятельная работа по учебнику, стр.119, упр. 213. (обсуждаем в паре).

-Вспомните правила работы в паре

Самопроверка


(СЛАЙД 9)


• Работайте тихо, не мешая другим парам.

• Уважайте мнение своего соседа.

• Умейте доказать свою точку зрения.


Физкультминутка

Потрудились — отдохнём

Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)

Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)

Три наклона, прямо встать. (Приседания.)

Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.)

Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)

Всем улыбки подарили.



  1. Включение в систему знаний и повторение.

-Разберём 3 пункт плана.

Узнать, какую роль играют сложные слова в речи.

Вернёмся к слову СНЕГОПАД, в котором у нас возникло затруднение (снегопад-выпадение снега в большом количестве)

-Почему? (Так короче, удобнее, быстрее)


Давайте потренируемся в составлении сложных слов.

Составьте слова с различными корнями. Нужно найти пару и составить слово из двух корней при помощи соединительной гласной. Задание на карточке.


Сам + летит = самолёт

воду + носит = водонос

сам + варить = самовар

в море + плавает = мореплаватель

звёзды + падают = звездопад

мышей + ловит = мышеловка

камни + падают = камнепад

новый + год = новогодний


Скоро праздник новогодний в гости к нам придёт.

Подчеркните подлежащее и сказуемое.

От этого праздника вы, конечно, ждёте подарков.


Дети составляют и записывают эти слова в тетрадь. Задания разноуровневые: 1 уровень: только составить и записать слова; 2 уровень: разобрать эти слова по составу; 3 уровень: придумать предложение с последним словом.









  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

1) Подошел к концу урок. Давайте подведем итоги.

-Какой была тема урока?

-Выполнили ли мы то, что наметили по плану?

2) Домашнее задание. Выучить правило на стр. 119, выполнить упражнение 214. Будете тренироваться в нахождении сложных слов, нахождении корней в этих словах.

3) В конце урока мы с вами обычно рисуем «Лесенку успеха», на которой отмечаем, что умеем и что знаем. А сегодня я прошу вас нарисовать скалу. Как называют людей, которые лазят по скалам? (Скалолазы или альпинисты)

-Если вы усвоили тему урока и можете объяснить другим, поместите флажок на вершину горы. Если вы, в основном, всё усвоили, но остались некоторые моменты, непонятные вам, поместите флажок на середину горы. Если вам непонятно написание сложных слов, оставьте флажок у подножия горы.

Рисунок на полях в тетради.

Использованные интернет ресурсы

http://www.petsgroomer.ru/picture/img/page_225_2.gif

http://demiart.ru/forum/lofi/index.php/menu_im12.../t6884-50.html

http://www.vashng.ru/wp-content/uploads/2014/11/new-year-cards-55.gif

http://www.playcast.ru/uploads/2014/12/16/11125914.gif

http://www.temura.net/wp-content/uploads/2007/12/blog-nom-5.png

http://magicverge.com/wp-content/uploads/2013/09/five.jpg





Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку русского языка. Тема. Сложные слова. 3 класс»

Презентация  к уроку русского языка  3 класс  УМК «Перспектива»  Тема. Сложные слова.    Подготовила: учитель начальных классов МБОУ школа №8 г. Кинешма Двойникова Валентина Викторовна

Презентация к уроку русского языка 3 класс УМК «Перспектива» Тема. Сложные слова.

Подготовила: учитель начальных классов

МБОУ школа №8

г. Кинешма

Двойникова Валентина Викторовна

безударные  согласные  гласные  удвоенные  непроизносимые  парные

безударные согласные гласные удвоенные непроизносимые парные

безударные   парные  удвоенные непроизносимые гласные      согласные

безударные

парные

удвоенные

непроизносимые

гласные

согласные

Сн ежи нка , сне г , С н е гуро чк а ,  сн е говик , под снежник , сн е гопа д .

Сн ежи нка , сне г , С н е гуро чк а , сн е говик , под снежник , сн е гопа д .

Сн ежи нка , сне г , С н е гуро чк а ,    сн е говик , под снежник , сн е гопа д .

Сн ежи нка , сне г , С н е гуро чк а , сн е говик , под снежник , сн е гопа д .

снегопад снегопад снегопад

снегопад

снегопад

снегопад

Слова, у которых два корня, называются сложными.    Например: снегопад, лесоруб, атомоход, землемер.

Слова, у которых два корня, называются сложными.

Например: снегопад, лесоруб,

атомоход, землемер.

Думаю над значением слова. Подбираю родственные слова к первой части. Выделяю общую часть (корень) Подбираю родственные слова ко второй части Выделяю общую часть (корень) Подчеркиваю соединительную гласную
  • Думаю над значением слова.
  • Подбираю родственные слова к первой части.
  • Выделяю общую часть (корень)
  • Подбираю родственные слова ко второй части
  • Выделяю общую часть (корень)
  • Подчеркиваю соединительную гласную
Упр. 213  Стал е вар, мяс о рубка, книг о люб, сам о лёт, сил о мер.

Упр. 213

Стал е вар, мяс о рубка, книг о люб,

сам о лёт, сил о мер.

СПАСИБО ЗА УРОК !

СПАСИБО ЗА УРОК !

Использованные интернет ресурсы

Использованные интернет ресурсы

  • http://www.petsgroomer.ru/picture/img/page_225_2.gif
  • http://demiart.ru/forum/lofi/index.php/menu_im12.../t6884-50.html
  • http://www.vashng.ru/wp-content/uploads/2014/11/new-year-cards-55.gif
  • http://www.playcast.ru/uploads/2014/12/16/11125914.gif
  • http://www.temura.net/wp-content/uploads/2007/12/blog-nom-5.png
  • http://magicverge.com/wp-content/uploads/2013/09/five.jpg


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!