Урок русского языка в 7 классе
Тема урока: Сложные слова.
Цели и задачи урока:
Образовательные:
дать представление о сложных словах и способах их образования;
повторить понятие «состав слова»;
объяснить способ образования новых слов;
Коррекционные:
Развивающие:
Оборудование
Ход урока
1. Орг.момент: настрой на работу, приветствие детей.
Рассказать секреты слова я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов сам раскрыть секреты слов.
2. Введение в тему урока
На слайде слово – СЛОЖЕНИЕ.
- Вот вам первый секрет. Какое отношение «сложение» имеет к уроку русского языка?
- Где в обычной жизни мы выполняем действие «сложения»? – Что и куда мы можем сложить? /Ручки и карандаши в пенал, кубики в коробку, книги и тетради на столе, вещи в чемодан//
- А на уроке математики? Числа, части и получаем целое, величины, длины отрезков.
- А что можно сложить на уроке русского языка? Подумайте.
– Из чего складываются слова? /Из букв/
- Из чего складываются предложения? /Из слов/
- Из чего складывается текст? /Из предложений/.
Вывод: сложение необходимо для русского языка.
- Сегодня, складывая корни слов, мы научимся составлять новые слова. Для этого нам придется вспомнить, что называется корнем слова.
3. Повторение темы «Состав слова» (работа по цепочке). Слайд
«СЛОЖНЫЕ СЛОВА». И для того, чтобы узнать, что же это за слова давайте вспомним понятие «корень слова». Слайд
- В заданных словах выделить по цепочке корень слова и его основу (вода, сталь, кора, камень, лист, земля, лёд, скала, буря; падать, ломать, варить, ловить, летать, колоть, мерить, любить, ходить, катить)
Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про дрова.
- тренируемся в произношении;
- представители команд соревнуются на скорость и чистоту;
4. Объяснение нового материала
На слайде слово ВОДОПАД
- Пришло время открывать второй секрет. Давайте внимательно посмотрим на это слово, кто сможет назвать корень. Чтобы вам было легче, подумайте, что обозначает слово «водопад». Делаем вывод: сначала было два слова – вода и падать, потом их соединили в одно – т.е. сложили два корня – и получилось слово «вод-о-пад».
- Но может быть правильно надо писать водАпад? Ведь первый корень от слова «водА». В нашем случае мы складываем не целые слова, а корни слов. Корень слова «вода» - «вод», а буква «о» - особая буква, она соединяет два корня и поэтому её называют – соединительной. Еще встречается соединительная гласная «е» и сейчас вы убедитесь в этом сами, выполняя следующее задание: Слайд (загадка)
5. Первичное закрепление изучаемого понятия:
- Самое время прочитать, что говорится в учебнике на странице 58 про сложные слова.
- И я предлагаю вам выполнить упражнение 78. Сначала прочитаем сложные слова. Посмотрите внимательно, какие из них мы уже записали? Запишите оставшиеся слова в два столбика, с соединительной гласной «о» и «е». (Двое работают у доски: один записывает слова с «о», другой с «е»)
СЛАЙД: 6. Домашнее задание: стр.59 упр.79, стр.58, правило
7. Подведение итогов урока:
- Сегодня на уроке мы открыли с вами три секрета. Секрет первый – на уроке русского языка используется действие сложения. В каких случаях?
Секрет второй – Можно складывать корни слов. Что из этого получается?
Секрет третий – сложные слова образуются сложением двух корней и соединительной гласной «о» или «е». Когда пишется буква «о»? Когда пишется буква «е»?