СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Сложные слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал к уроку позволит обучающимся понять тему "Сложные слова".  В презентации Использованы загадки, коррекционный материал.

Просмотр содержимого документа
«Степанова Л.В._конспект урока по русскому языку в 7 классе_сложные слова»

Урок русского языка в 7 классе

Тема урока: Сложные слова.

Цели и задачи урока:

Образовательные:

  • дать представление о сложных словах и способах их образования;

  • повторить понятие «состав слова»;

  • объяснить способ образования новых слов;

Коррекционные:

  • развитие памяти;

  • коррекция фонематического слуха;

Развивающие:

  • развитие орфографической зоркости;

  • обогащать письменную и устную речь учащихся;

Оборудование

  • презентация «Сложные слова»

Ход урока

1. Орг.момент: настрой на работу, приветствие детей.

Рассказать секреты слова я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов сам раскрыть секреты слов.

2. Введение в тему урока

На слайде слово – СЛОЖЕНИЕ.

- Вот вам первый секрет. Какое отношение «сложение» имеет к уроку русского языка?

- Где в обычной жизни мы выполняем действие «сложения»? – Что и куда мы можем сложить? /Ручки и карандаши в пенал, кубики в коробку, книги и тетради на столе, вещи в чемодан//

- А на уроке математики? Числа, части и получаем целое, величины, длины отрезков.

- А что можно сложить на уроке русского языка? Подумайте.

– Из чего складываются слова? /Из букв/

- Из чего складываются предложения? /Из слов/

- Из чего складывается текст? /Из предложений/.

Вывод: сложение необходимо для русского языка.

- Сегодня, складывая корни слов, мы научимся составлять новые слова. Для этого нам придется вспомнить, что называется корнем слова.

3. Повторение темы «Состав слова» (работа по цепочке). Слайд

«СЛОЖНЫЕ СЛОВА». И для того, чтобы узнать, что же это за слова давайте вспомним понятие «корень слова». Слайд

- В заданных словах выделить по цепочке корень слова и его основу (вода, сталь, кора, камень, лист, земля, лёд, скала, буря; падать, ломать, варить, ловить, летать, колоть, мерить, любить, ходить, катить)

Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про дрова.

- тренируемся в произношении;

- представители команд соревнуются на скорость и чистоту;

4. Объяснение нового материала

На слайде слово ВОДОПАД

- Пришло время открывать второй секрет. Давайте внимательно посмотрим на это слово, кто сможет назвать корень. Чтобы вам было легче, подумайте, что обозначает слово «водопад». Делаем вывод: сначала было два слова – вода и падать, потом их соединили в одно – т.е. сложили два корня – и получилось слово «вод-о-пад».

- Но может быть правильно надо писать водАпад? Ведь первый корень от слова «водА». В нашем случае мы складываем не целые слова, а корни слов. Корень слова «вода» - «вод», а буква «о» - особая буква, она соединяет два корня и поэтому её называют – соединительной. Еще встречается соединительная гласная «е» и сейчас вы убедитесь в этом сами, выполняя следующее задание: Слайд (загадка)

5. Первичное закрепление изучаемого понятия:

- Самое время прочитать, что говорится в учебнике на странице 58 про сложные слова.

- И я предлагаю вам выполнить упражнение 78. Сначала прочитаем сложные слова. Посмотрите внимательно, какие из них мы уже записали? Запишите оставшиеся слова в два столбика, с соединительной гласной «о» и «е». (Двое работают у доски: один записывает слова с «о», другой с «е»)

СЛАЙД: 6. Домашнее задание: стр.59 упр.79, стр.58, правило

7. Подведение итогов урока:

- Сегодня на уроке мы открыли с вами три секрета. Секрет первый – на уроке русского языка используется действие сложения. В каких случаях?

Секрет второй – Можно складывать корни слов. Что из этого получается?

Секрет третий – сложные слова образуются сложением двух корней и соединительной гласной «о» или «е». Когда пишется буква «о»? Когда пишется буква «е»?



Просмотр содержимого презентации
«Степанова Л.В._конспект урока по русскому языку в 7 классе_сложные слова»

1 четверть

1 четверть

«Сложные слова»

«Сложные слова»

это общая часть однокоренных (родственных) слов. 1. Вода, сталь, кора, лист,  земля, лёд, скала, буря. 2. Падать, ломать, варить, ловить,  мерить, любить, ходить, катить.

это общая часть однокоренных (родственных) слов.

1. Вода, сталь, кора, лист,

земля, лёд, скала, буря.

2. Падать, ломать, варить, ловить,

мерить, любить, ходить, катить.

С горы бежит поток проворный, Быстро падает вода. Красоту увидишь эту – Не забудешь никогда.

С горы бежит поток проворный,

Быстро падает вода.

Красоту увидишь эту –

Не забудешь никогда.

Машина для передвижения по труднопроходимой местности, по бездорожью – это …  вездход Везд Е ход

Машина для передвижения по труднопроходимой местности, по бездорожью – это …

вездход

Везд Е ход

Эти сложные слова Не выносят буквы а .  Твёрдо помни: не пиши В сложном слове букву и .

Эти сложные слова

Не выносят буквы а .

Твёрдо помни: не пиши

В сложном слове букву и .

Физминутка

Физминутка

Профессия человека, который пасёт свиней? ( свин О пас ) Как называют человека, копающего землю? ( земл Е коп ) Как называют спортсмена, который лазает по скалам?
  • Профессия человека, который пасёт свиней?

( свин О пас )

  • Как называют человека, копающего землю?

( земл Е коп )

  • Как называют спортсмена, который лазает по скалам?

скал О лаз)

лист, сам, корн, лес, сад, пеш, вод, пад, плод, ход, лаз, руб, вар, вод

лист, сам, корн, лес, сад, пеш, вод, пад, плод, ход, лаз, руб, вар, вод

1.Сильный, вдруг, начался, снегопад. 2. На, сидели, рыболовы, реке. 3. Два, не, дня, прекращался, снегопад. 4. Пришли, на, вертолёты, рыболовам, помощь.

1.Сильный, вдруг, начался, снегопад.

2. На, сидели, рыболовы, реке.

3. Два, не, дня, прекращался, снегопад.

4. Пришли, на, вертолёты, рыболовам, помощь.

Домашнее задание: стр.59 упр.79

Домашнее задание:

стр.59 упр.79

Я знаю правописание сложных слов. Я умею  составлять сложные слова. Я могу  употреблять их в речи.

Я знаю правописание сложных слов.

Я умею

составлять сложные слова.

Я могу

употреблять их в речи.

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!