СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка "Определение основы слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка составлен с учетом УУД и технологии оценивания учебных успехов.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Определение основы слова"»

Русский язык


Тема: Определение основы слова.

Цель:

– развитие умений находить основу слова, отличать однокоренные слова и формы одного и того же слова, выделять в основе части: приставку, корень, суффикс, графически их обозначать.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,



Ι. Актуализация знаний.











1. Вспоминаем то, что знаем. Упр. 185.

- Как назвать слова записанные в каждой паре? (однокоренные)

- Это одинаковые слова или разные? (разные)

- Как догадались? (разное значение)

- Какую роль играют суффиксы и приставки? (образуют новые слова)

- Для чего служит окончание? (для связи слов в предложении)



Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.




II.

Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие новых знаний.









2. Формулируем тему и цель. Упр.184.

- Понятно, какие слова записаны во втором столбике? (понятно)

- Почему? (слова записаны без окончаний, но смысл слов понятен)

- Как называется часть слова, которая обозначает все слово без окончания? (основа)

- Назовите тему урока. (основа слова)

- Какие возникают вопросы по теме урока?

– Как вы думаете, что мы должны повторить на уроке? чему научиться?

– Давайте составим план.

План.

Учитель вместе с детьми составляет план.

  1. Что такое основа слова?

  2. Какие части слова могут в нее входить?

  3. Для чего ее выделяют?

  4. Каким значком обозначают основу слова?

– На какие вопросы вы уже можете ответить? (1,2)

- Сформулируйте тему урока и его цель. (Научиться выделять ос- новы в словах, отличать основы однокоренных слов и форм слова.)

– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)

3.Сравниваем свой вывод с авторским.

Работа над определением.

Работа до чтения.

– Сколько абзацев в тексте? (Три.) О чём это говорит? (В тексте три мысли, три микротемы.)

– Прочитайте 1-й абзац. Это новая для вас информация? (Нет.)

– Прочитайте 2-й абзац. Какие части слова могут входить в основу?

– Назовите слова, основа которых состоит из корня; из корня, приставки и суффикса.

– На что похож значок основы? (На полку, на пол, на опору.)

– Прочитайте 3-й абзац. Какое значение заключено в корне и основах этих слов?

– Прочитайте вопрос после текста определения.

Основа – 1. Опорная часть предмета.

2. Источник, главное, на чём строится что-нибудь, что является сущностью чего-нибудь.

– Таковы толкования слова основа в «Толковом словаре» С.И. Ожегова. Какое из них объясняет смысл названия основы слова?

4. Составление алгоритма действий для нахождения основы слова.

а) – Прочитайте слова:

Грибы, грибочки, грибники.

– Выделите основу. Как вы будете действовать?

Ученики предлагают варианты, как найти в слове основу, вместе с учителем выделяют «шаги» алгоритма, записывают их на доске.

б) Чтение алгоритма (упр. 186 на с. 151).

в) Сравнение своего алгоритма с инструкцией в учебнике.

5. Поиск ответа на проблемный вопрос, поставленный при формулировании цели урока.

Ученики, пользуясь инструкцией, выполняют до конца упр. 188.

Самостоятельно выделяют орфограммы в словах.

– Однокоренные ли слова в каждой группе? Докажите.

– Сравните основы этих слов. Они одинаковые или разные в каждой группе? Чем отличается основа 1-го слова от основ 2-го и 3-го?

(В первых словах основа равна корню, а в других – в основе есть ещё суффиксы или приставки.)

– Измените окончания в первых словах в каждой группе. Изменилась ли основа? (Нет.)

– Сделайте вывод: чем отличаются основы однокоренных слов от основ у форм слова? (У однокоренных слов – разные, у форм – одна и та же.)


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



ΙII. Развитие умений – применение знания.

6. Работа в учебнике.

Упр. 189.

Коллективное выполнение с проговариванием вслух порядка действий.

Дополнительные задания.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.


– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.




ΙV. Итог урока.


– Объясните, почему неверно выделена основа в слове грибник.

– Что нужно сделать вначале: выделить основу или окончание?


– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?







V. Домашнее задание.



1. Упр. 3 (1–2-я строки), 4, с. 163. Выполняется по вариантам.

2. Задание № 1, 7, тема 5 в рабочей тетради.




Деятельность учеников:

Выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму.

5