СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по теме: "Как образуются новые слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан по рабочей программе Н.Ф.Виноградовой (система 21 век) для детей повышенного уровня развития. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме: "Как образуются новые слова"»

Тема: Как образуются слова.

Тип урока: Открытие нового знания

Цели:

1. Создание условий для активизации знаний учащихся о частях слова, о роли приставки и суффикса в слове.

2. Показать способ образования новых слов с помощью приставки и суффикса и сложением двух корней.

3. Обогащать словарный запас.

4.  Воспитывать прилежание, активность.

Задачи:

  1. Закрепить знания учащихся по теме: «Словообразование» и умение применять УУД для решения учебных задач по русскому языку.

  2. Тренировать мыслительные операции: рассуждение, сравнение, обобщение, умение выполнять действия по алгоритму; развивать коммуникативные качества, познавательный интерес.

Планируемые результаты:

1. Формирование личностных УУД:

- формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к учению и учебно-познавательного интереса,

- развивать способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности,

- ориентировать на понимание причин успеха в учении, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.

2. Формирование регулятивных УУД:

- планировать свои действия в связи с поставленной задачей,

- сохранять алгоритм действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками,

- сравнивать своё и чужое высказывание, корректировать его и осуществлять самооценку с помощью критериев.

3.Формирование познавательных УУД:

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков,

- строить рассуждения и сообщения в устной форме,

- осуществлять поиск информации и запись информации с помощью ИКТ,

- прогнозировать необходимость использования дополнительных источников для уточнения значения незнакомого слова.

4.Формирование коммуникативных УУД:

- использовать речь для регуляции своего действия,

- учитывать различные точки зрения, формулировать своё мнение и стремиться к сотрудничеству в коллективе.

5. На основе предметных знаний и умений подвести к осознанию, что:

- приставка и суффикс - это значимые части слова;

- слова образуются разными способами;

- культура общения формируется в атмосфере доброжелательности.

Форма обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: учебник, тетради, мультимедийный проектор, презентация.


Ход урока

  1. Организационный момент.

Порядок на столе,

Порядок в голове.

Как всегда мы снова

Начать урок готовы.

Я желаю вам успехов,

Преодоленья всех преград,

Чтоб своей работе на уроке

Каждый из вас был рад.


- Откройте тетради. Запишите число, классная работа:

Тридцать первое января.

Классная работа.

ΙΙ. Минутка чистописания.

-Запишите слова и объясните их написание: берёза, праздник, город, дорога, автобус.

-Какие это слова? (словарные, их надо запомнить)

ΙΙΙ. Актуализация знаний учащихся.

-Образуйте устно от данных слов новые слова. – Берёзка, берёзонька, подберёзовик, праздничный, праздновать, городок, городской, городишко, пригородный, загород, пригород, дорожка, дороженька, придорожная, автобусная.

-На какие группы можно разделить названные вами слова? – На слова, образованные с помощью приставки, на слова, образованные с помощью суффикса и остальные (?).

-Вам известны все способы словообразования? - Нет.

Формулировка целей урока.

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке и чему учиться? – Мы будем говорить о способах образования слов и учиться образовывать новые слова.

ΙV. Обобщение знаний о приставочном и суффиксальном способах образования слов.

-Назовите слова, которые вы образовали с помощью приставки. – Загород, пригород.

-Как называется такой способ словообразования? – Приставочный.

Работа со слайдом: образование и запись слов, образованных приставочным способом (заход, поход, приход, уход, отход, переход, вход, сход, подход, выход).

-Что вы знаете о значении приставок? – Есть приставки с разными значениями: например, начало или завершение действия, отсутствие чего-либо.

-Что вы знаете о правописании приставок: по- , о- , об- , про- , до- , от- , под- ? – В данных приставках пишется букв –о-, кроме слов: прабабушка, прадедушка, правнук, правнучка и паводок.

-Что вы знаете о правописании приставок за- , на- и над-? – Приставки за-, на- и над- пишутся только с буквой а.

- Как найти приставку в слове? – Надо подобрать однокоренные слова, выделить корень, часть слова перед корнем будет приставкой.

- Если ли слова без приставки? – Есть.

- Приведите примеры. – Берёза, город, стол…



-Назовите слова, которые вы образовали с помощью суффикса. – Берёзка, берёзонька, праздничный, праздновать, городок, городишко, городской, дорожка, дороженька, автобусная.

-Как называется такой способ словообразования? – Суффиксальный.

Работа с отрывком из стихотворения С.Маршака «Тихая сказка» и стихотворением С.Погореловского «Снежная сказка»: образование и запись слов, образованных суффиксальным способом от слов ёж и снег.

-Что вы знаете о значении суффиксов? – Суффиксы имеют разные значения, например, уменьшитель-ласкательное, название профессии или рода занятий человека.

- Что вы знаете о правописании суффиксов –ек-/-ик-? –онок-/-ёнок-? –ость?- Учащиеся формулируют правила правописания и приводят примеры.

- Как найти суффикс в слове? – Надо найти и выделить в слове окончание и корень, часть слова между корнем и окончанием будет суффиксом.

- Если ли слова без суффикса? – Есть.

- Приведите примеры. –Город, стол, дорога, автобус…


Рефлексия.

- Скажите, пожалуйста, какова же роль приставки и суффикса? – Они служат для образования новых слов.


V. Физминутка (двигательная)

Лепим мы снеговика

Из пушистого снежка.

Вот какой он первый ком!

Вот какой большущий он.

Ком второй чуть-чуть поменьше,

Третий – это голова,

Шляпа будет из ведра,

Нос – морковка,

А глаза – два веселых огонька.

Вот какой веселый он;

 Он смеется до ушей,

Веселит он малышей.

VΙ. Открытие нового знания.

- Какие образованные вами слова в начале урока вызвали у вас затруднения с определением способа образования? – Подберёзовик, пригородный, придорожная.

- Давайте понаблюдаем, как образуются подобные слова:



Работа с презентацией.

- Как называется игра, с которой играют на столе? – Настольная.

- Запишите это слова и выделите все части слова.

- С какой части слова мы начнём? – С окончания. В слове «настольная» окончание –ая (настольн-ый, настольн-ого, настольн-ую, …)

- Что будем выделять дальше? Корень. Чтобы его найти, надо подобрать родственные слова и определить у них общую часть: столик, стол, настольная. Общая часть –стол-, значит эта часть и будет корнем.

- Какие части слова остались? – Приставка на- и суффикс –н-.

- От какого слова и с помощью чего образовалось слово «настольная»? – Слово «настольная» образовалось от слова «стол» с помощью приставки на- и суффикса –н-.

- Как вы думаете, как может называться такой способ словообразования? – Приставочно-суффиксальный.

Образование и запись слов, образованных приставочно-суффиксальным способом, выделение всех частей слова:


Рефлексия.

-Оцените себя и свою работу на уроке:

Мне всё понятно

Я испытываю трудности

Допускаю ошибки


- Сделайте выводы.


Проблемный вопрос.

-Продолжите стихотворение одним словом:

Если зимнею порою 
Тучи небо всё закроют,
И снежинки полетят –
Значит, будет … (снегопад).


- Это слово нельзя отнести ни к приставочному, ни к суффиксальному, ни к приставочно-суффиксальному способам. Как вы думаете, что мы сможем сделать, чтобы узнать, как оно образовалось? – Надо разобрать его по составу.

- Находим окончание. - Снегопад-а, снегопад-ом, снегопад-у. Окончание нулевое.

- Ищем корень. - Снег, снежок, снежинка … падать, упасть, выпасть, нападать…(???)

- Что же получается? – В слове «снегопад» два корня: снег- и –пад-!

- Верно, значит, оно образовано сложением двух корней. Такой способ называется «сложение» с помощью соединительных гласных о или е.

Работа с презентацией: образование и запись слов, образованных сложением с выделением корней и подчёркиванием соединительных гласных.











V. Первичное осмысление и закрепление.


Выполнение самостоятельной работы с самопроверкой.

- Образуйте и запишите слова по их значению:












- Спишите, вставляя пропущенные буквы –о- или –е-:




Самооценка:


Справился с заданием


Допустил ошибки


Нужна помощь






Познавательная минутка.

- В русском языке есть слова, образованные сложением трёх корней, например, водогрязелечебница. Догадаетесь, от каких слов оно образовалось? – Вода, грязь, лечебница.

- А что оно обозначает? - Лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для проведения водо- и грязелечения.



VΙ. Итог урока

Какую цель ставили?

- Выполнили ли её?

- Какие новые способы словообразования вы узнали?

- Что было для вас самым трудным?

VΙΙ. Рефлесия.

-Оцените свою работу магнитами:











VΙΙΙ. Домашнее задание.

-В соответствие со своей самооценкой выберете своё д/з:

Выучить или повторить правила в учебнике на стр.162-163

Упр.2, стр.162-163, упр.4, стр.163-164

Задание по желанию: найти или придумать по 5 слов, образованных разными способами