СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка "Суффиксы ИК, ЕК"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка. Тема "Суффиксы ИК, ЕК"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Суффиксы ИК, ЕК"»

МАОУ Стрехнинская СОШ





Конспект открытого урока

русского языка во 2 классе

по теме:

«ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ

ИК , -ЕК»

Подготовила:

учитель начальных классов

Федягина Евгения Николаевна







Цель: Научиться правописанию суффиксов –ик, -ек в именах существительных

Задачи: 1) Обучающая

Способствовать развитию критического мышления

2) Развивающая

Способствовать развитию орфографической

зоркости, логики.

3) Воспитывающая

Способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.































Ход урока:

Мотивация к учебной деятельности.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так вперед, друзья, за дело!

- Итак, урок русского языка.


- Разотрите ручки, повернитесь друг другу, прикоснитесь ладошками к ладошкам соседа – почувствуйте тепло, поддержку своего одноклассника – настройтесь на активную, совместную, дружную работу на уроке.



- Сегодня нам предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие. Желаю творческих успехов.

- Пусть девизом нашего урока станут слова:

«Где есть желание, найдется путь!» слайд 1

- Как понимаете выражение? (При желании, если хорошо подумать или поработать, можно выполнить любое самое сложное задание)

Пальчиковая гимнастика

- Подготовим пальчики к работе, выполним пальчиковую гимнастику.

Запись числа и классной работы.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Минутка чистописания.

Внимание, внимание – минутка чистописания!
Ручки правильно возьмём,
Буквы мы писать начнём.
Без нажима, но с наклоном,
Пишем правильно, красиво.


- Определить букву, которую мы будем писать на минутке чистописания мы сможем, выполнив следующее задание.

- Вставьте пропущенные буквы. Покажите. (с помощью веера гласных букв)


На доске:

Д…бро, д…жди, п..ляны, н…чной, к…рзина.


- Какую букву будем писать? (о)

- Запишите, чередуя Оо до конца строки.



- Какое слово в этом ряду лишнее? (корзина) – Почему? (словарное)

- Какая орфограмма объединяет оставшиеся слова?

- Продолжаем минутку чистописания. Из данных слов составьте предложение и вы узнаете важное правило.


Уметь грамотно и разборчиво писать – первое правило вежливости.


- Запишите это предложение в тетрадь очень красиво, аккуратно и грамотно.


Определение темы, целей урока.

- Ребята, вы сказки любите? Сейчас я предлагаю вам заглянуть в сказку Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков». Главный герой Витя Перестукин попал в затруднительную ситуацию.

Если ты не бывал в Стране невыученных уроков, значит, ты молодец, значит, ты никогда не получал в один день сразу пять двоек. А вот один мальчик, неуч и лентяй, Витя Перестукин, очутился в этой волшебной стране, в которой даже лимонад продают не за деньги, а за правильные ответы…слайд 2

Чтобы открыть ворота и попасть в эту сказочную страну, Витя должен был написать слова ключик и замочек. слайд 3

Витя не знал, как написать слова КЛЮЧИК И ЗАМОЧЕК, какой суффикс вставить в эти слова: –ик– или –ек–.

- Ребята, вы наверное догадались, какова тема нашего урока?

слайд 4

- Сформулируйте цели.

1. Вывести правило правописания суффиксов –ик-,-ек-.

2. Составить алгоритм применения правила.

3. Научиться писать слова с суффиксами  -ик-,-ек-. слайд 5


Открытие нового знания


- Итак, изобретаем правило.

- Какая проблема встала перед Витей? (он не знает, как записать слова)

-Можем ли мы ему помочь?

-Запишите эти слова. (Мы не знаем, как их записать)


- Я предлагаю понаблюдать за парам слов.


Есть арбузик – нет арбузика

Есть ключик – нет ключика

Есть барашек – нет барашка

Есть замочек – нет замочка. слайд 6.

-Что интересного заметили? Сравним пары слов и сделаем вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.


(Если при изменении формы слова гласный [и] остается, то его и надо писать в суффиксе -ик. А если при изменении формы слова гласный исчезает, то надо писать –ек).

- Вы хорошо поработали, сделали открытие: вывели новое правило.

- Проверим правильность наших выводов по учебнику: с.123.

- Совпало правило с нашим? Значит,  наше правило верное.

- Итак, какое правило мы с вами изобрели? …

(Если гласный звук остался, пишем суффикс –ИК-, если гласный звук исчез, пишем суффикс –ЕК-.)

Если гласная исчезла,

Помнить должен человек:

В каждом слове повсеместно

Пишем только суффикс –ЕК



-Если гласная осталась,

 Должен помнить ученик,

Что в словах

Пишем только суффикс –ИК-


- Мы не только сами вывели правило, но и помогли Вите. слайд 6


- Послушайте сказку, которая поможет запомнить это правило.

“В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. Суффикс -ик был прилежным учеником, а его друг, суффикс -ек, был самым настоящим прогульщиком – вернее, К всегда оставался на месте, а Е умудрялся улизнуть. Один раз, когда Е опять убежал, учитель, суффикс -тель, решил с того дня считать Е беглым гласным в суффиксе -ек. И сейчас, когда мы начинаем изменять форму слова с суффиксом -ек, гласный Е всегда выпадает, становится беглым.


- Теперь, зная правило, что мы можем делать? (грамотно писать слова)

- Но прежде, чем писать слова, нужно составить алгоритм применения правила.

- Вспомним, что такое алгоритм? (порядок действий)

- Что надо сделать сначала? …

- На что обратим внимание потом?

- Далее?


Алгоритм правописания гласных в суффиксах -ек, -ик

  1. Изменяем форму слова, подставляя слово «нет».

  2. Проверяем, остался гласный звук или исчез.

  3. Если гласный звук остался, пишем суффикс ИК, если гласный

звук исчез, пишем суффикс ЕК. слайд 7


Парная работа

- Поработайте в парах. Повернитесь друг к другу, расскажите алгоритм.


Двигательная физминутка

Мы ногами – топ-топ, мы руками – хлоп-хлоп,

Мы плечами – чик-чик, мы глазами – миг-миг.

Раз – присели¸ два – привстали,

Три, четыре – поскакали.

Пять – нагнулись, разогнулись.

Шесть – друг другу улыбнулись.

Семь – за парту тихо сесть,

А на восемь – лень отбросим.


Первичное закрепление


- Выполним упражнение на доске. Вставим пропущенные буквы.

нет кораблика – корабл…к

нет хвостика - хвост…к

нет гвоздика – гвозд…к

нет цветочка – цветоч…к

нет звоночка - звоноч…к


Зарядка для глаз.


Групповая работа

- А сейчас поработаем в группах. Выполним задания.


1 группа

1 группа

Впиши суффикс -ик или –ек. Подбери проверочное слово.

лист…-

мешоч…-

винт…-

кусоч…-

ореш…-

2 группа

Впиши суффикс -ик или –ек. Подбери проверочное слово

чулоч…-

зуб…-

кулеч…-

ключ…-

горош…-

3 группа

Проверьте правильность выбора гласной в суффиксах –ик,

-ек. Докажите.

клювик-

цветочик-

сыночик-

домик-

сухарик


4 группа

Проверьте правильность выбора гласной в суффиксах –ик,

-ек. Докажите.

носочек-

ротек-

глазочик-

дубочек-

платочек-

5 группа

Замените звуковую запись буквенной. Устно докажи.

дождик

кораблик

комочик

букетик

кружочик


Дифференцированная работа

- Сейчас я предлагаю вам потренироваться самостоятельно. Ребята, у вас на столах лежат карточки с упражнениями № 1, 2, 3.

- Упражнение № 1 выполняют … (низкий уровень)

- Упражнение № 2 выполняют …(средний уровень)

- Упражнение № 3 выполняют …(высокий уровень)

Карточка

Упражнение 1

Впиши в суффиксы пропущенные буквы. Запиши в тетрадь.

час…к - нет часика

дожд…к – нет дождика

луч…к – нет лучика

глоточ…к – нет глоточка

Упражнение 2

От данных слов образуйте однокоренные с суффиксами –ек, -ик. Запишите в тетрадь.

карандаш-

год-

мост-

горох-

клубок-

Упражнение 3

Вписать слова, вписав пропущенные буквы. Записать в тетрадь.

Пошёл … . Его капли напоминают мелкий… . … на деревьях мокрые. Подул лёгкий ветерок и разогнал тучи. Выглянуло солнышко и послало свой яркий … .


Слова для вставки: дожд…к, горош…к, лист…ки, луч…к.


- Проверим упражнения. Внимание на слайд.

- Поднимите руки, кто выполнил без ошибки, с 1-2 ошибками, с 3 и более.


Итог урока

Наш урок подходит к концу.

- Над какой темой сегодня на уроке мы работали?
- Достигли ли мы поставленных целей ?

- Какие открытия сделали на уроке?

- Вспомним алгоритм…

- Продолжите фразы:

-Я научился (лась) … .

Я понял (а) … .

Я смогу… .


Рефлексия

- Кто считает, что сегодня на уроке он полностью понял тему, кому было легко?

- Кто понял не все, необходимо еще поработать над темой?

- Кто испытывает большие затруднения?

(Выбор смайликов и обоснование)




Отметки за урок


Д/з: стр. 123 выучить правило

стр.125 упр.1 (заменить звуковую запись буквенной)


- Наш урок заканчивается, вы молодцы, хорошо потрудились, открыли новое знание, которое, я надеюсь, вам поможет грамотно писать.

- Спасибо за урок.