МАОУ Стрехнинская СОШ
Конспект открытого урока
русского языка во 2 классе
по теме:
«ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ
–ИК , -ЕК»
Подготовила:
учитель начальных классов
Федягина Евгения Николаевна

Цель: Научиться правописанию суффиксов –ик, -ек в именах существительных
Задачи: 1) Обучающая
Способствовать развитию критического мышления
2) Развивающая
Способствовать развитию орфографической
зоркости, логики.
3) Воспитывающая
Способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.
Ход урока:
Мотивация к учебной деятельности.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так вперед, друзья, за дело!
- Итак, урок русского языка.
- Разотрите ручки, повернитесь друг другу, прикоснитесь ладошками к ладошкам соседа – почувствуйте тепло, поддержку своего одноклассника – настройтесь на активную, совместную, дружную работу на уроке.
- Сегодня нам предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие. Желаю творческих успехов.
- Пусть девизом нашего урока станут слова:
«Где есть желание, найдется путь!» слайд 1
- Как понимаете выражение? (При желании, если хорошо подумать или поработать, можно выполнить любое самое сложное задание)
Пальчиковая гимнастика
- Подготовим пальчики к работе, выполним пальчиковую гимнастику.
Запись числа и классной работы.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Минутка чистописания.
Внимание, внимание – минутка чистописания!
Ручки правильно возьмём,
Буквы мы писать начнём.
Без нажима, но с наклоном,
Пишем правильно, красиво.
- Определить букву, которую мы будем писать на минутке чистописания мы сможем, выполнив следующее задание.
- Вставьте пропущенные буквы. Покажите. (с помощью веера гласных букв)
На доске:
Д…бро, д…жди, п..ляны, н…чной, к…рзина.
- Какую букву будем писать? (о)
- Запишите, чередуя Оо до конца строки.
- Какое слово в этом ряду лишнее? (корзина) – Почему? (словарное)
- Какая орфограмма объединяет оставшиеся слова?
- Продолжаем минутку чистописания. Из данных слов составьте предложение и вы узнаете важное правило.
Уметь грамотно и разборчиво писать – первое правило вежливости.
- Запишите это предложение в тетрадь очень красиво, аккуратно и грамотно.
Определение темы, целей урока.
- Ребята, вы сказки любите? Сейчас я предлагаю вам заглянуть в сказку Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков». Главный герой Витя Перестукин попал в затруднительную ситуацию.
Если ты не бывал в Стране невыученных уроков, значит, ты молодец, значит, ты никогда не получал в один день сразу пять двоек. А вот один мальчик, неуч и лентяй, Витя Перестукин, очутился в этой волшебной стране, в которой даже лимонад продают не за деньги, а за правильные ответы…слайд 2
Чтобы открыть ворота и попасть в эту сказочную страну, Витя должен был написать слова ключик и замочек. слайд 3
Витя не знал, как написать слова КЛЮЧИК И ЗАМОЧЕК, какой суффикс вставить в эти слова: –ик– или –ек–.
- Ребята, вы наверное догадались, какова тема нашего урока?
слайд 4
- Сформулируйте цели.
1. Вывести правило правописания суффиксов –ик-,-ек-.
2. Составить алгоритм применения правила.
3. Научиться писать слова с суффиксами -ик-,-ек-. слайд 5
Открытие нового знания
- Итак, изобретаем правило.
- Какая проблема встала перед Витей? (он не знает, как записать слова)
-Можем ли мы ему помочь?
-Запишите эти слова. (Мы не знаем, как их записать)
- Я предлагаю понаблюдать за парам слов.
Есть арбузик – нет арбузика
Есть ключик – нет ключика
Есть барашек – нет барашка
Есть замочек – нет замочка. слайд 6.
-Что интересного заметили? Сравним пары слов и сделаем вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.
(Если при изменении формы слова гласный [и] остается, то его и надо писать в суффиксе -ик. А если при изменении формы слова гласный исчезает, то надо писать –ек).
- Вы хорошо поработали, сделали открытие: вывели новое правило.
- Проверим правильность наших выводов по учебнику: с.123.
- Совпало правило с нашим? Значит, наше правило верное.
- Итак, какое правило мы с вами изобрели? …
(Если гласный звук остался, пишем суффикс –ИК-, если гласный звук исчез, пишем суффикс –ЕК-.)
Если гласная исчезла,
Помнить должен человек:
В каждом слове повсеместно
Пишем только суффикс –ЕК
-Если гласная осталась,
Должен помнить ученик,
Что в словах
Пишем только суффикс –ИК-
- Мы не только сами вывели правило, но и помогли Вите. слайд 6
- Послушайте сказку, которая поможет запомнить это правило.
“В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. Суффикс -ик был прилежным учеником, а его друг, суффикс -ек, был самым настоящим прогульщиком – вернее, К всегда оставался на месте, а Е умудрялся улизнуть. Один раз, когда Е опять убежал, учитель, суффикс -тель, решил с того дня считать Е беглым гласным в суффиксе -ек. И сейчас, когда мы начинаем изменять форму слова с суффиксом -ек, гласный Е всегда выпадает, становится беглым.
- Теперь, зная правило, что мы можем делать? (грамотно писать слова)
- Но прежде, чем писать слова, нужно составить алгоритм применения правила.
- Вспомним, что такое алгоритм? (порядок действий)
- Что надо сделать сначала? …
- На что обратим внимание потом?
- Далее?
Алгоритм правописания гласных в суффиксах -ек, -ик
Изменяем форму слова, подставляя слово «нет».
Проверяем, остался гласный звук или исчез.
Если гласный звук остался, пишем суффикс ИК, если гласный
звук исчез, пишем суффикс ЕК. слайд 7
Парная работа
- Поработайте в парах. Повернитесь друг к другу, расскажите алгоритм.
Двигательная физминутка
Мы ногами – топ-топ, мы руками – хлоп-хлоп,
Мы плечами – чик-чик, мы глазами – миг-миг.
Раз – присели¸ два – привстали,
Три, четыре – поскакали.
Пять – нагнулись, разогнулись.
Шесть – друг другу улыбнулись.
Семь – за парту тихо сесть,
А на восемь – лень отбросим.
Первичное закрепление
- Выполним упражнение на доске. Вставим пропущенные буквы.
нет кораблика – корабл…к
нет хвостика - хвост…к
нет гвоздика – гвозд…к
нет цветочка – цветоч…к
нет звоночка - звоноч…к
Зарядка для глаз.
Групповая работа
- А сейчас поработаем в группах. Выполним задания.
1 группа
1 группа
Впиши суффикс -ик или –ек. Подбери проверочное слово.
лист…-
мешоч…-
винт…-
кусоч…-
ореш…-
2 группа
Впиши суффикс -ик или –ек. Подбери проверочное слово
чулоч…-
зуб…-
кулеч…-
ключ…-
горош…-
3 группа
Проверьте правильность выбора гласной в суффиксах –ик,
-ек. Докажите.
клювик-
цветочик-
сыночик-
домик-
сухарик
4 группа
Проверьте правильность выбора гласной в суффиксах –ик,
-ек. Докажите.
носочек-
ротек-
глазочик-
дубочек-
платочек-
5 группа
Замените звуковую запись буквенной. Устно докажи.
дождик
кораблик
комочик
букетик
кружочик
Дифференцированная работа
- Сейчас я предлагаю вам потренироваться самостоятельно. Ребята, у вас на столах лежат карточки с упражнениями № 1, 2, 3.
- Упражнение № 1 выполняют … (низкий уровень)
- Упражнение № 2 выполняют …(средний уровень)
- Упражнение № 3 выполняют …(высокий уровень)
Карточка
Упражнение 1
Впиши в суффиксы пропущенные буквы. Запиши в тетрадь.
час…к - нет часика
дожд…к – нет дождика
луч…к – нет лучика
глоточ…к – нет глоточка
Упражнение 2
От данных слов образуйте однокоренные с суффиксами –ек, -ик. Запишите в тетрадь.
карандаш-
год-
мост-
горох-
клубок-
Упражнение 3
Вписать слова, вписав пропущенные буквы. Записать в тетрадь.
Пошёл … . Его капли напоминают мелкий… . … на деревьях мокрые. Подул лёгкий ветерок и разогнал тучи. Выглянуло солнышко и послало свой яркий … .
Слова для вставки: дожд…к, горош…к, лист…ки, луч…к.
- Проверим упражнения. Внимание на слайд.
- Поднимите руки, кто выполнил без ошибки, с 1-2 ошибками, с 3 и более.
Итог урока
Наш урок подходит к концу.
- Над какой темой сегодня на уроке мы работали?
- Достигли ли мы поставленных целей ?
- Какие открытия сделали на уроке?
- Вспомним алгоритм…
- Продолжите фразы:
-Я научился (лась) … .
Я понял (а) … .
Я смогу… .
Рефлексия
- Кто считает, что сегодня на уроке он полностью понял тему, кому было легко?
- Кто понял не все, необходимо еще поработать над темой?
- Кто испытывает большие затруднения?
(Выбор смайликов и обоснование)


Отметки за урок
Д/з: стр. 123 выучить правило
стр.125 упр.1 (заменить звуковую запись буквенной)
- Наш урок заканчивается, вы молодцы, хорошо потрудились, открыли новое знание, которое, я надеюсь, вам поможет грамотно писать.
- Спасибо за урок.