1.Организационный момент | -Добрый день, ребята! Мы с вами уже знакомы, но я напомню вам ещё раз, меня зовут Виктория Васильевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте своё рабочее место. Подарите друг другу улыбку. Присаживайтесь! - Ребята, посмотрите внимательно на доску (на доске висит солнышко, тучка и облачко) - Какое у вас настроение в начале урока? Если оно хорошее, солнечное (солнышко), если нейтральное (облачко), если грустное (тучка) - Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех. Желаю всем успехов! - Открываем тетрадь, записываем дату: Седьмое апреля и Классная работа | Приветствие, готовность к уроку Выбирают картинку Запись числа, Классной работы | ЛУУД: учебно-познавательный интерес к новому материалу способом решения новой частной задачи. РУУД: организация рабочего места |
2.Актуализация знаний | Словарная работа: (1 ученик у доски записывает слова под диктовку) -Малиновое, субботний, сахар, берёзовые, сахарная. -Поставьте ударение в словах -Какие орфограммы встречаются в этих словах? (удвоенная буква, безударная гласная в корне) -Выделите окончание каждого слова. -Назовите слова, в которых звуков больше чем букв. Докажите! -Какое слово лишнее? Почему? (покажите карточку) -Что такое существительное?
-Слова каких частей речи ещё, встречаются в нашей словарной работе? -Что такое прилагательное?
-Молодцы, вы меня очень порадовали своими знаниями о прилагательном. Но кто знаете, почему эту часть речи называют «прилагательное»? - А «прилагать» к чему? | Сахар, существительное Часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопрос кто? что? Прилагательные Часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы: какой? какая? какие? какое? Прилагательное от слова «прилагать» К существительному | КУУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. РУУД: умение слушать, выполнять учебные действия, определять цель деятельности на уроке, сохранять и принимать учебную задачу. |
3.Формулирование темы урока, целеполагание | -Хорошо, если прилагательное «прилагает» к существительному, то следующим вашим заданием будет подбор существительных к нашим слова, с которыми мы работали. Малиновое варенье Субботний вечер Берёзовые листья Сахарная пудра -Как подчёркивают прилагательное в предложении? -Давайте подчеркнём прилагательные. -Как вы думаете, ребята, почему мы подобрали к прилагательному «малиновое» именно существительное «варенье»? А, например, не «малиновое компот»? -Правильно. Значит между существительными и прилагательными должна быть связь, чтобы словосочетания были связными, правильными и красивыми. -А как мы установим эту связь? При помощи чего? -В данном словосочетании «малиновое варенье» какой вопрос нужно задать от существительного к прилагательному, чтобы между ними была связь? -Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? -Какие цели вы поставите перед собой? | Волнистой чертой Потому что нет согласованности и смысла в этом словосочетании При помощи вопроса Варенье (какое?) малиновое «Связь имени прилагательного с именем существительным» Учиться устанавливать связь между прилагательным и существительным Учиться правильно, ставить вопросы от сущ. к прил. | |
4.Работа по теме урока | -Ребята, давайте вспомним ещё раз, на какие вопросы отвечает прилагательное? Что обозначает? -А все ли вы знаете, что такое имя прилагательное, мы узнаем именно сейчас. -Предлагаю вам поиграть в одну игру, называется она «Угадай-ка». Я буду называть прилагательные, а вы должны будете подобрать к ним существительные, подходящие по смыслу. Серый, хищный, жадный …(волк) Рыжая, хитрая, ловкая… (лиса) Косой, слабый, трусливый…(заяц) Солнечный, весёлый…(день, луч) -Как называются части речи, из которых составлены словосочетания? -Что мы сейчас с вами делали? -В чём убедились? - Откройте учебник на стр.88. Прочитайте информацию на «Страничке для любознательных». -О чём говорится на «Страничке для любознательных»? -Какие признаки могут обозначать имена прилагательные? - Обратите внимание на доску. Ребята, посмотрите: из корзинки выпали все предметы. Какие это предметы? (овощи, фрукты, ягоды) -Наша с вами задача собрать все предметы в корзинку, но для начала нужно выполнить задание. -Назвать признаки этих предметов: величину, цвет, форму и вкус. Начнём с яблока. Яблоко (какое?) большое, зелёное, круглое, кислое Морковь (какая?) средняя, красная, овальная, сладкая Лимон (какой?) средний, жёлтый, овальный, кислый Клубника (какая?) маленькая, красная, овальная, сладкая Вишня (какая?) маленькая, бардовая, круглая, сладкая. -Итак, мы с вами назвали признаки этих предметов, поставили к ним вопрос и подобрали прилагательные. Сейчас мы с вами запишем 2 примера. Возьмём описание яблока и моркови. Запишите эти существительные с прилагательными самостоятельно, не забывайте записывать вопрос. -Молодцы! Все справились с этим заданием, теперь мы можем положить в нашу корзинку все овощи, фрукты и ягоды (кладу в корзинку все предметы кроме клубники). Но что же это, посмотрите, ребята, у нас осталась одна «клубника», это значит, что корзинка хочет, чтобы мы с вами выполнили ещё одно задание. -Составить предложение со словом «клубника». Записать его, найти главные члены предложения и подчеркнуть их и подчеркнуть имена прилагательные. (всем классом составляем предложение, предлагаю свой вариант, 1 ученик работает у доски) ![]() Душистая клубника растёт на грядке. (после выполнения задания кладу клубнику в корзинку) -Ребята, посмотрите, наша корзинка теперь собрана полностью, вы большие молодцы, потому что справились с этим заданием! | Какой? Какая? Какие? Какое? Признак предмета Прилагательные, существительные К прилагательным подбирали существительные В том, что между ними есть связь 1 читает, остальные следят О значении имён прилагательных Отвечают по информации из «Странички для любознательных» | ПУУД: строить речевые высказывания в устной форме, умение отвечать на вопросы РУУД: не выполнять указанные действия самостоятельно. |
5.Закрепление изученного материала | -А теперь откройте учебник на стр. 89 и обратите внимание на упражнение №153. Прочитайте задание. (1 ученик читает) -Прочитайте загадки и отгадайте их: 1.Белая корзинка, Золотое донце, В ней лежит росинка И сверкает солнце (Ромашка) 2.Стоят в поле Сестрички – Жёлтый глазок, Белые реснички (Ромашка) 3.Нарядные платьица, Жёлтые брошки, Ни пятнышка нет На красивой одёжке (Ромашка) -Молодцы! Все загадки отгаданы. -Какая загадка вам больше всего понравилась? Чем? -Найдите в каждой загадке имена прилагательные.
-Какие из них повторяются? -Если бы не было имён прилагательных вы бы смогли отгадать загадки? -Для чего нужны прилагательные в речи? -Вам нужно выписать из загадок имена прилагательные к данным именам существительным. Первый пример мы разберём вместе, чтобы вы поняли, как выполнять это задание, а остальные вы выполните самостоятельно (не забывать выделять окончание) Реснички (какие?) белые, корзинка (какая?) белая, донце (какое?) золотое, глазок (какой?) жёлтый, платьица (какие ?) нарядные, брошки (какие?) жёлтые. -Давайте проверим правильность выполнения этого упражнения. Обменяйтесь тетрадями. Возьмите в руки простой карандаш. -Кто написал без ошибок, на полях поставьте + -У кого 1 ошибка, поставьте + и -, у кого больше 1 ставите – -Итак, в чём мы сейчас упражнялись? -На стр. 89 есть графа «Обратите внимание». Давайте прочитаем, что хочет до нас донести автор. (1 ученик читает) -Скажите, вопрос задаётся от какой части речи? -Я буду читать словосочетание, а вопрос мы будем задавать хором. Желаю доброго пути Горит ярким светом Иду по зелёному лугу Вижу чудесную картину Обратите внимание, что окончание и в вопросе и в прилагательном одинаковое. *-Как вы думаете, а прилагательные украшают нашу речь? -А верны ли ваши предположения, мы сейчас и узнаем. -Перед вами текст. Прочитайте его. (текст сначала без прилагательных) Февральская метель Налетел яростный ветер. Закрутились снежные вихри. Белая пелена закрыла небо. В вихрях закуталось тусклое солнце. Злая позёмка скользит по земле. Свистит, кружит косая метель. -Как вы думаете, чего не хватает в этом тексте? -Конечно, текст стал бледным, неинтересным. Я вам предлагаю сделать его ярким и насыщенным. Нам нужно вставить подходящие имена прилагательные в текст. (слова вразброс прикреплены на доске, с детьми выбираю подходящие прилагательные) -Давайте теперь прочитаем текст (чтение текста с прилагательными) -Каким стал наш текст? -Каким вы представляете февраль? -Какие прилагательные употребил автор для его описания? | Отгадывают загадки Высказывают свои предпочтения Белая, золотое, жёлтый, белые, нарядные, жёлтые, красивой Белая, жёлтый Нет Помогают описать предмет Проверяют правильность выполнения К существительным подбирали по смыслу прилагательные От существительного Да, нет Имён прилагательных Высказывают свои предположения | |
6.Рефлексия. Итоги урока. Оценивание. Домашнее задание | Урок наш подходит к концу. Вы очень хорошо потрудились, проделали большую работу. -С какими частями речи мы сегодня работали? - Ребята, что нового мы сегодня узнали об имени прилагательном? - Какие задания вам особенно понравились на уроке? -Достигли ли мы целей, которые были поставлены в начале урока? (возвращаемся к целям) - Все молодцы! Спасибо вам за работу! Особенно активны на уроке были … (перечислить детей). Домашнее задание: упр.154 (инструкция по Д/з: выполнить всё по заданию в учебнике) -На ваших партах лежат смайлики, покажите какое у вас настроение в конце урока. -Спасибо за урок! | Прилагательное, существительное | РУУД: умение слушать учителя, давать оценку и самооценку, контролировать свои действия КУУД: умение формулировать своё мнение ЛУУД: способность оценивать свои достижения. |