СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка "Связь имени прилагательного с именем существительным"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Файл содержит в себе презентацию к уроку, дополнительные материалы

Просмотр содержимого документа
«Смайлики»







Просмотр содержимого документа
«конспект урока на тему связь имени прил. с сущ.»

Урок русского языка

Образовательная система: «Школа России»

ФИО студента: Кузнецова Виктория Васильевна

ФИО учителя: Цыганова Татьяна Брониславовна

ФИО методиста: Бьяжева Елена Вячеславовна

Тема: Связь имени прилагательного с именем существительным

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: углубить представления учащихся о роли имён прилагательных в речи людей.

Задачи:

Образовательные: продолжить знакомить учащихся со смысловым значением имен прилагательных; учить правильно, ставить к ним вопросы; показать зависимость имени прилагательного от имени существительного.

Развивающие: развивать познавательную активность детей, речь, внимание, наблюдательность, графические навыки; эмоциональную выразительность.

Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку; чувство уважения друг к другу.

Планируемые результаты: учащиеся научатся ставить вопросы от существительного к прилагательному; устанавливать связь  имен  прилагательных с именами существительными; совершенствование работы в парах, группах, участие  в обсуждении; умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.

Оборудование: ТСО (презентация), конспект, учебник, наглядный материал (корзинка с предметами (фрукты, овощи, ягоды); смайлики).











Ход урока:


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организационный момент

-Добрый день, ребята! Мы с вами уже знакомы, но я напомню вам ещё раз, меня зовут Виктория Васильевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте своё рабочее место. Подарите друг другу улыбку. Присаживайтесь! - Ребята, посмотрите внимательно на доску (на доске висит солнышко, тучка и облачко) - Какое у вас настроение в начале урока? Если оно хорошее, солнечное (солнышко), если нейтральное (облачко), если грустное (тучка) - Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех. Желаю всем успехов! - Открываем тетрадь, записываем дату: Седьмое апреля и Классная работа

Приветствие, готовность к уроку










Выбирают картинку








Запись числа, Классной работы

ЛУУД: учебно-познавательный интерес к новому материалу способом решения новой частной задачи.

РУУД: организация рабочего места

2.Актуализация знаний

Словарная работа:

(1 ученик у доски записывает слова под диктовку)

-Малиновое, субботний, сахар, берёзовые, сахарная.

-Поставьте ударение в словах

-Какие орфограммы встречаются в этих словах? (удвоенная буква, безударная гласная в корне)

-Выделите окончание каждого слова.

-Назовите слова, в которых звуков больше чем букв. Докажите!

-Какое слово лишнее? Почему? (покажите карточку)

-Что такое существительное?




-Слова каких частей речи ещё, встречаются в нашей словарной работе?

-Что такое прилагательное?









-Молодцы, вы меня очень порадовали своими знаниями о прилагательном. Но кто знаете, почему эту часть речи называют «прилагательное»?

- А «прилагать» к чему?













Сахар, существительное

Часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопрос кто? что?

Прилагательные



Часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы: какой? какая? какие? какое?




Прилагательное от слова «прилагать»

К существительному

КУУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

РУУД: умение слушать, выполнять учебные действия, определять цель деятельности на уроке, сохранять и принимать учебную задачу.

3.Формулирование темы урока, целеполагание

-Хорошо, если прилагательное «прилагает» к существительному, то следующим вашим заданием будет подбор существительных к нашим слова, с которыми мы работали.

Малиновое варенье

Субботний вечер

Берёзовые листья

Сахарная пудра

-Как подчёркивают прилагательное в предложении?

-Давайте подчеркнём прилагательные.

-Как вы думаете, ребята, почему мы подобрали к прилагательному «малиновое» именно существительное «варенье»? А, например, не «малиновое компот»?

-Правильно. Значит между существительными и прилагательными должна быть связь, чтобы словосочетания были связными, правильными и красивыми.

-А как мы установим эту связь? При помощи чего?

-В данном словосочетании «малиновое варенье» какой вопрос нужно задать от существительного к прилагательному, чтобы между ними была связь?

-Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?


-Какие цели вы поставите перед собой?










Волнистой чертой




Потому что нет согласованности и смысла в этом словосочетании







При помощи вопроса


Варенье (какое?) малиновое






«Связь имени прилагательного с именем существительным»

Учиться устанавливать связь между прилагательным и существительным

Учиться правильно, ставить вопросы от сущ. к прил.


Физкультминутка (после 20 мин. от начала урока)

Мы писали, мы писали, наши пальчики устали.

Вы скачите пальчики, как солнечные зайчики.

Прыг-скок, прыг-скок, прискакали на лужок.

Ветер травушку качает, влево, вправо наклоняет.

Вы не бойтесь ветра зайки, веселитесь на лужайке.



4.Работа по теме урока

-Ребята, давайте вспомним ещё раз, на какие вопросы отвечает прилагательное? Что обозначает?

-А все ли вы знаете, что такое имя прилагательное, мы узнаем именно сейчас.

-Предлагаю вам поиграть в одну игру, называется она «Угадай-ка». Я буду называть прилагательные, а вы должны будете подобрать к ним существительные, подходящие по смыслу.

Серый, хищный, жадный …(волк)

Рыжая, хитрая, ловкая… (лиса)

Косой, слабый, трусливый…(заяц)

Солнечный, весёлый…(день, луч)

-Как называются части речи, из которых составлены словосочетания?

-Что мы сейчас с вами делали?


-В чём убедились?



- Откройте учебник на стр.88. Прочитайте информацию на «Страничке для любознательных».

-О чём говорится на «Страничке для любознательных»?

-Какие признаки могут обозначать имена прилагательные?



- Обратите внимание на доску. Ребята, посмотрите: из корзинки выпали все предметы. Какие это предметы? (овощи, фрукты, ягоды)

-Наша с вами задача собрать все предметы в корзинку, но для начала нужно выполнить задание.

-Назвать признаки этих предметов: величину, цвет, форму и вкус. Начнём с яблока.

Яблоко (какое?) большое, зелёное, круглое, кислое

Морковь (какая?) средняя, красная, овальная, сладкая

Лимон (какой?) средний, жёлтый, овальный, кислый

Клубника (какая?) маленькая, красная, овальная, сладкая

Вишня (какая?) маленькая, бардовая, круглая, сладкая.

-Итак, мы с вами назвали признаки этих предметов, поставили к ним вопрос и подобрали прилагательные. Сейчас мы с вами запишем 2 примера. Возьмём описание яблока и моркови. Запишите эти существительные с прилагательными самостоятельно, не забывайте записывать вопрос.

-Молодцы! Все справились с этим заданием, теперь мы можем положить в нашу корзинку все овощи, фрукты и ягоды (кладу в корзинку все предметы кроме клубники).

Но что же это, посмотрите, ребята, у нас осталась одна «клубника», это значит, что корзинка хочет, чтобы мы с вами выполнили ещё одно задание.


-Составить предложение со словом «клубника». Записать его, найти главные члены предложения и подчеркнуть их и подчеркнуть имена прилагательные.

(всем классом составляем предложение, предлагаю свой вариант, 1 ученик работает у доски)

Душистая клубника растёт на грядке.

(после выполнения задания кладу клубнику в корзинку)

-Ребята, посмотрите, наша корзинка теперь собрана полностью, вы большие молодцы, потому что справились с этим заданием!

Какой? Какая? Какие? Какое?

Признак предмета














Прилагательные, существительные


К прилагательным подбирали существительные

В том, что между ними есть связь


1 читает, остальные следят


О значении имён прилагательных

Отвечают по информации из «Странички для любознательных»



































ПУУД: строить речевые высказывания в устной форме, умение отвечать на вопросы





РУУД: не выполнять указанные действия самостоятельно.

5.Закрепление изученного материала

-А теперь откройте учебник на стр. 89 и обратите внимание на упражнение №153. Прочитайте задание. (1 ученик читает)

-Прочитайте загадки и отгадайте их:

1.Белая корзинка,

Золотое донце,

В ней лежит росинка

И сверкает солнце (Ромашка)

2.Стоят в поле

Сестрички –

Жёлтый глазок,

Белые реснички (Ромашка)

3.Нарядные платьица,

Жёлтые брошки,

Ни пятнышка нет

На красивой одёжке (Ромашка)

-Молодцы! Все загадки отгаданы.

-Какая загадка вам больше всего понравилась? Чем?

-Найдите в каждой загадке имена прилагательные.





-Какие из них повторяются?

-Если бы не было имён прилагательных вы бы смогли отгадать загадки?

-Для чего нужны прилагательные в речи?

-Вам нужно выписать из загадок имена прилагательные к данным именам существительным. Первый пример мы разберём вместе, чтобы вы поняли, как выполнять это задание, а остальные вы выполните самостоятельно (не забывать выделять окончание)

Реснички (какие?) белые, корзинка (какая?) белая, донце (какое?) золотое, глазок (какой?) жёлтый, платьица (какие ?) нарядные, брошки (какие?) жёлтые.

-Давайте проверим правильность выполнения этого упражнения. Обменяйтесь тетрадями. Возьмите в руки простой карандаш.

-Кто написал без ошибок, на полях поставьте +

-У кого 1 ошибка, поставьте + и -, у кого больше 1 ставите –

-Итак, в чём мы сейчас упражнялись?

-На стр. 89 есть графа «Обратите внимание». Давайте прочитаем, что хочет до нас донести автор.

(1 ученик читает)

-Скажите, вопрос задаётся от какой части речи?

-Я буду читать словосочетание, а вопрос мы будем задавать хором.

Желаю доброго пути

Горит ярким светом

Иду по зелёному лугу

Вижу чудесную картину

Обратите внимание, что окончание и в вопросе и в прилагательном одинаковое.

*-Как вы думаете, а прилагательные украшают нашу речь?

-А верны ли ваши предположения, мы сейчас и узнаем.

-Перед вами текст. Прочитайте его.

(текст сначала без прилагательных)

Февральская метель

Налетел яростный ветер. Закрутились снежные вихри. Белая пелена закрыла небо. В вихрях закуталось тусклое солнце. Злая позёмка скользит по земле. Свистит, кружит косая метель.

-Как вы думаете, чего не хватает в этом тексте?

-Конечно, текст стал бледным, неинтересным. Я вам предлагаю сделать его ярким и насыщенным. Нам нужно вставить подходящие имена прилагательные в текст.

(слова вразброс прикреплены на доске, с детьми выбираю подходящие прилагательные)

-Давайте теперь прочитаем текст

(чтение текста с прилагательными)

-Каким стал наш текст?

-Каким вы представляете февраль?

-Какие прилагательные употребил автор для его описания?





Отгадывают загадки















Высказывают свои предпочтения

Белая, золотое, жёлтый, белые, нарядные, жёлтые, красивой

Белая, жёлтый

Нет



Помогают описать предмет















Проверяют правильность выполнения


К существительным подбирали по смыслу прилагательные





От существительного












Да, нет














Имён прилагательных












Высказывают свои предположения


6.Рефлексия. Итоги урока. Оценивание. Домашнее задание

Урок наш подходит к концу.

Вы очень хорошо потрудились, проделали большую работу.

-С какими частями речи мы сегодня работали? - Ребята, что нового мы сегодня узнали об имени прилагательном?

- Какие задания вам особенно понравились на уроке?

-Достигли ли мы целей, которые были поставлены в начале урока? (возвращаемся к целям)

- Все молодцы! Спасибо вам за работу! Особенно активны на уроке были … (перечислить детей). Домашнее задание: упр.154 (инструкция по Д/з: выполнить всё по заданию в учебнике)

-На ваших партах лежат смайлики, покажите какое у вас настроение в конце урока.

-Спасибо за урок!




Прилагательное, существительное











РУУД: умение слушать учителя, давать оценку и самооценку, контролировать свои действия

КУУД: умение формулировать своё мнение

ЛУУД: способность оценивать свои достижения.


Просмотр содержимого презентации
«Связь имён прилагательных и сущ.»

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ?

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

?

Цели урока: 1. учиться устанавливать связь между прилагательным и существительным; 2. учиться правильно, ставить вопросы от существительного к прилагательному

Цели урока:

1. учиться устанавливать связь между прилагательным и существительным;

2. учиться правильно, ставить вопросы от существительного к прилагательному

волк Серый, хищный, жадный…………….. лиса Рыжая, хитрая, ловкая……………… заяц Косой, слабый, трусливый………....... день, луч Солнечный, весёлый…………………….

волк

Серый, хищный, жадный……………..

лиса

Рыжая, хитрая, ловкая………………

заяц

Косой, слабый, трусливый……….......

день, луч

Солнечный, весёлый…………………….

Назовите признаки предметов : Величину Цвет Форму Вкус

Назовите признаки предметов :

Величину

Цвет

Форму

Вкус

Составьте предложение со словом «клубника». Запишите его, найдите главные члены предложения и подчеркните их. Подчеркните имена прилагательные.

Составьте предложение со словом «клубника». Запишите его, найдите главные члены предложения и подчеркните их. Подчеркните имена прилагательные.

Реснички (какие?) белые , корзинка (какая?) белая , донце (какое?) золотое , глазок (какой?) жёлтый , платьица (какие ?) нарядные , брошки (какие?) жёлтые мм

Реснички (какие?) белые , корзинка (какая?) белая , донце (какое?) золотое , глазок (какой?) жёлтый , платьица (какие ?) нарядные , брошки (какие?) жёлтые

мм

Февральская метель Налетел яростный ветер. Закрутились снежные вихри. Белая пелена закрыла небо. В вихрях закуталось тусклое солнце. Злая позёмка скользит по земле. Свистит, кружит косая метель. яростный злая тусклое косая белая снежные

Февральская метель

Налетел яростный ветер. Закрутились снежные вихри. Белая пелена закрыла небо. В вихрях закуталось тусклое солнце. Злая позёмка скользит по земле. Свистит, кружит косая метель.

яростный

злая

тусклое

косая

белая

снежные

Цели урока: 1. учиться устанавливать связь между прилагательным и существительным; 2. учиться правильно, ставить вопросы от существительного к прилагательному

Цели урока:

1. учиться устанавливать связь между прилагательным и существительным;

2. учиться правильно, ставить вопросы от существительного к прилагательному