Тема урока. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксический разбор простого предложения.
Задачи урока:
Образовательные:
актуализировать и систематизировать теоретические знания по теме «Главные члены предложения, правильное согласование подлежащего со сказуемым. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксический разбор простого предложения»;
формировать навыки исследования синтаксических конструкции через их сравнительный анализ;
активизировать познавательную деятельность в процессе работы со справочной литературой;
применять полученные знания на практике.
Развивающие:
совершенствовать орфографическую и пунктуационную зоркость,
развивать познавательную самостоятельность и активность;
совершенствовать умение сравнивать и обобщать изучаемый материал;
совершенствовать навык решения тестовых задач ЕГЭ по русскому языку;
развивать речевую культуру учащихся и умение работать вдумчиво со справочной Воспитательные: воспитывать любовь к языку, интерес к предмету, умение преодолевать трудности, культуру совместной деятельности, навыки самообразования, трудолюбие, ответственность за качество своих знаний, осознанное отношение к изучаемому.
Организационный этап. Приветствие.
Целеполагание.
Прежде чем мы приступим к реализации задач урока, предлагаю вам решить лингвистическую задачу.
Слайд 2. Найдите грамматическую основу предложений и объясните пунктуацию.
Наша дружба – солнца свет. (Л.Ошанин)
Охранять природу – значит охранять родину. (М.Пришвин)
Стремиться вперед – вот цель жизни. (М.Горький)
Дважды два – четыре.
- Чем выражены главные члены? Объясните пунктуацию.
- Какие правила синтаксиса вы применили?
- Сформулируйте тему урока.
Слайд 3. Тема урока: Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Учащиеся записывают дату и тему урока в тетрадь.
- Сформулируйте цели и задачи урока.
III. Актуализация опорных знаний.
Синтаксическая разминка (работа с учебником)
Гольцова Н.Г., с.238. упр.345 (устно).
Задание: объясните постановку тире или его отсутствие в предложениях.
Вопросы классу:
Назовите условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.
Объясните, почему во 2 предложении стоит тире, хотя подлежащее выражено личным местоимением.
Какие еще исключения из правил вы увидели в упражнении?
2.Исследование теории.
Гольцова Н.Г., с.238.§73.
3.Синтаксический разбор предложений.
Задание: запишите предложения (с доской) и сделайте полный синтаксический разбор (группа В – средние)
Его цель – сделаться героем романа. (М.Лермонтов)
«Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина. (В.Белинский)
Покупка Чичикова сделалась предметом разговоров. (Н.Гоголь)
Группа А – самостоятельно выполняет любое задание по выбору из приложения 1
IV. Мотивация учебной деятельности.
Найдите грамматические ошибки и определите тип ошибки
Два облака плывет.
Молодежь едут на новостройки.
Каждый из тех, кому посчастливилось повстречаться с этим удивительным человеком, познакомиться с его творениями, неизменно оказывались под властью его необыкновенного обаяния.
Все, кто присутствовали на его концертах, были в восторге.
- Объясните, как вы решали это задание. Какие правила синтаксиса вы применили?
V. Постановка проблемы.
- Возможно ли использование обоих вариантов? Обоснуйте свою точку зрения.
Отец с сыном пришел.
Отец с сыном пришли.
2.Актуализация изученного через анализ языковых единиц.
-Какие еще трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого не были нами рассмотрены?
Слайд 8 с заданиями. Задания разбирают все учащиеся вместе с учителем и записывают правильный вариант.
Произошл.. два удивительных события.
За это решение проголосовал.. большинство присутствующих.
Часть жильцов переехал.. к родственникам.
Машина «Жигули» стоял.. в гараже.
Поздно ночью прогремел.. не то гром, не то взрыв.
3.Рефлексия.
- Назовите трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого.
- Все ли по данной теме вам понятно?
6.Итог урока.
- Какие затруднения возникли во время работы на уроке?
- Какие задачи вы ставите перед собой по данной теме?
Слайд 10. Д/З. Гольцова Н.Г., с.236 - §73, упр.346. ЕГЭ 2017, задание 7, в. 1 – отредактировать предложения с грамматическими ошибами.
Лекции на сайте lira-bug.ucoz.ru
7.Заключительное слово учителя.
Как вы знаете, в этом учебном году задания ЕГЭ сформулированы в новом формате. А сегодняшняя тема тоже представлена по-новому и оценивается в 5 баллов. Поэтому, чтобы правильно определить тип грамматических ошибок при выполнении седьмого задания, перечитайте внимательно лекции, прорешайте тесты по этой теме. И если после такой работы у вас еще останутся вопросы, то приходите на консультацию.
А сейчас оцените свой уровень усвоения учебного материала и заполните таблицу (приложение 7):
Приложение 7
Самооценка уровня усвоения учебного материала
по теме «Предикативная (грамматическая) основа предложения. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого».
ФИ учащегося_____________________________________, класс_____
№ | Знания, умения, навыки | да | затрудняюсь | нет |
1 | Знаю теоретический материал по теме: 1.Тире между подлежащим и сказуемым 2.Согласование подлежащего со сказуемым | | | |
2 | Умею согласовывать подлежащее со сказуемым | | | |
3 | Умею ставить тире между подлежащим и сказуемым | | | |
4 | Умею делать синтаксический разбор простого предложения | | | |
5 | Умею находить среди заданий с грамматическими ошибками (задание 7 ЕГЭ) предложения на изучаемую тему | | | |
6 | Умею решать тестовые задания в формате ЕГЭ по этой теме | | | |
7 | Умею редактировать предложения с грамматическими ошибками на согласование подлежащего со сказуемым | | | |
Примечание: раздаточный материал дан в приложении
6