СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 11 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к ЕГЭ в 11 классе. Систематизировать знания по теме "Главные члены предложения"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 11 классе»

Тема урока. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксический разбор простого предложения.

Задачи урока:

Образовательные:

  • актуализировать и систематизировать теоретические знания по теме «Главные члены предложения, правильное согласование подлежащего со сказуемым. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксический разбор простого предложения»;

  • формировать навыки исследования синтаксических конструкции через их сравнительный анализ;

  • активизировать познавательную деятельность в процессе работы со справочной литературой;

  • применять полученные знания на практике.

Развивающие:

  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную зоркость,

  • развивать познавательную самостоятельность и активность;

  • совершенствовать умение сравнивать и обобщать изучаемый материал;

  • совершенствовать навык решения тестовых задач ЕГЭ по русскому языку;

  • развивать речевую культуру учащихся и умение работать вдумчиво со справочной Воспитательные: воспитывать любовь к языку, интерес к предмету, умение преодолевать трудности, культуру совместной деятельности, навыки самообразования, трудолюбие, ответственность за качество своих знаний, осознанное отношение к изучаемому.


  1. Организационный этап. Приветствие.


  1. Целеполагание.

Прежде чем мы приступим к реализации задач урока, предлагаю вам решить лингвистическую задачу.

Слайд 2. Найдите грамматическую основу предложений и объясните пунктуацию.

  1. Наша дружба – солнца свет. (Л.Ошанин)

  2. Охранять природу – значит охранять родину. (М.Пришвин)

  3. Стремиться вперед – вот цель жизни. (М.Горький)

  4. Дважды два – четыре.


- Чем выражены главные члены? Объясните пунктуацию.

- Какие правила синтаксиса вы применили?

- Сформулируйте тему урока.


Слайд 3. Тема урока: Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

Учащиеся записывают дату и тему урока в тетрадь.

- Сформулируйте цели и задачи урока.

III. Актуализация опорных знаний.

    1. Синтаксическая разминка (работа с учебником)

Гольцова Н.Г., с.238. упр.345 (устно).

Задание: объясните постановку тире или его отсутствие в предложениях.

Вопросы классу:

  • Назовите условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.

  • Объясните, почему во 2 предложении стоит тире, хотя подлежащее выражено личным местоимением.

  • Какие еще исключения из правил вы увидели в упражнении?

2.Исследование теории.

Гольцова Н.Г., с.238.§73.

3.Синтаксический разбор предложений.

Задание: запишите предложения (с доской) и сделайте полный синтаксический разбор (группа В – средние)

Его цель – сделаться героем романа. (М.Лермонтов)

«Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина. (В.Белинский)

Покупка Чичикова сделалась предметом разговоров. (Н.Гоголь)

Группа А – самостоятельно выполняет любое задание по выбору из приложения 1


IV. Мотивация учебной деятельности.

Найдите грамматические ошибки и определите тип ошибки

  1. Два облака плывет.

  2. Молодежь едут на новостройки.

  3. Каждый из тех, кому посчастливилось повстречаться с этим удивительным человеком, познакомиться с его творениями, неизменно оказывались под властью его необыкновенного обаяния.

  4. Все, кто присутствовали на его концертах, были в восторге.


- Объясните, как вы решали это задание. Какие правила синтаксиса вы применили?


V. Постановка проблемы.

- Возможно ли использование обоих вариантов? Обоснуйте свою точку зрения.

  1. Отец с сыном пришел.

  2. Отец с сыном пришли.


2.Актуализация изученного через анализ языковых единиц.

-Какие еще трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого не были нами рассмотрены?


Слайд 8 с заданиями. Задания разбирают все учащиеся вместе с учителем и записывают правильный вариант.

  • Согласуйте подлежащее и сказуемое

  1. Произошл.. два удивительных события.

  2. За это решение проголосовал.. большинство присутствующих.

  3. Часть жильцов переехал.. к родственникам.

  4. Машина «Жигули» стоял.. в гараже.

  5. Поздно ночью прогремел.. не то гром, не то взрыв.


3.Рефлексия.

- Назовите трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого.

- Все ли по данной теме вам понятно?


  • Работа с тестами (право выбора задания за учениками) Слайд 9


6.Итог урока.

- Какие затруднения возникли во время работы на уроке?

- Какие задачи вы ставите перед собой по данной теме?


Слайд 10. Д/З. Гольцова Н.Г., с.236 - §73, упр.346. ЕГЭ 2017, задание 7, в. 1 – отредактировать предложения с грамматическими ошибами.

Лекции на сайте lira-bug.ucoz.ru


7.Заключительное слово учителя.

Как вы знаете, в этом учебном году задания ЕГЭ сформулированы в новом формате. А сегодняшняя тема тоже представлена по-новому и оценивается в 5 баллов. Поэтому, чтобы правильно определить тип грамматических ошибок при выполнении седьмого задания, перечитайте внимательно лекции, прорешайте тесты по этой теме. И если после такой работы у вас еще останутся вопросы, то приходите на консультацию.

А сейчас оцените свой уровень усвоения учебного материала и заполните таблицу (приложение 7):




















Приложение 7

Самооценка уровня усвоения учебного материала

по теме «Предикативная (грамматическая) основа предложения. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого».

ФИ учащегося_____________________________________, класс_____

Знания, умения, навыки

да

затрудняюсь

нет

1

Знаю теоретический материал по теме:

1.Тире между подлежащим и сказуемым

2.Согласование подлежащего со сказуемым

 

 

 

2

Умею согласовывать подлежащее со сказуемым

 

 

 

3

Умею ставить тире между подлежащим и сказуемым

 

 

 

4

Умею делать синтаксический разбор простого предложения

 

 

 

5

Умею находить среди заданий с грамматическими ошибками (задание 7 ЕГЭ) предложения на изучаемую тему

 

 

 

6

Умею решать тестовые задания в формате ЕГЭ по этой теме

 

 

 

7

Умею редактировать предложения с грамматическими ошибками на согласование подлежащего со сказуемым

 

 

 


Примечание: раздаточный материал дан в приложении

6