Учебник – «Русский язык», Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В Пронина
Предметные: познакомить учащихся с понятием, что такое «сложные слова»; Формировать умение нахождения двух корней в сложных словах, уметь различать сложные слова от обычных слов;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, сверстника.
- осуществлять анализ слов с выделением существенных признаков.
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
№п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Средства обучения |
I. | Организационный момент. | Вот и прозвенел звонок. Начинается урок. Будем думать, рассуждать и друг другу помогать! | Настраиваются на работу | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу | Текст стихотворения, речь учителя |
II. | Актуализация знаний | Чистописание Гла.., гру.., моро.., арбу.. . - Что общего у этих слов? - Какие буквы будем писать? Запишите красиво и правильно эти парные согласные. - Прочитайте пословицу: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». - Как вы её понимаете? - Какие орфограммы встречаются в словах? - Спишите, подчеркните орфограммы. 2) Повторение - Ребята, сегодня мы продолжаем наше удивительное путешествие в царство русского языка. Как вы знаете в этом царстве живут очень много орфограмм, и они очень любят играть с ребятами. Вот и сейчас они решили пошутить и спрятали свои полные названия, и вот что от них осталось: безударные…….., парные……, удвоенные……, непроизносимые……. - Давайте вспомним полные названия этих орфограмм. - Что их объединяет? - Что такое корень? - Какие слова называются однокоренными? | Записывают парные согласные, подбирают проверочные слова Дети отвечают Дети сами подбирают проверочные слова и называют их. Учащиеся называют. | Познавательные: делать выводы, обобщать | Школьная доска Письменная речь |
III. | Постановка проблемы.
| – Посмотрите на доску, прочитайте слова: вода, водитель, падает, водичка, упадёт, падение, водный, водопад. - На сколько групп однокоренных слов можно разделить эти слова? - Давайте запишем их в два столбика. - В какую группу нужно отнести слово «водитель»? - А в какую «водопад»? - Какие трудности возникли? - Что можно сказать об этом слове? - Какое оно? - Как вы думаете как называются такие слова? (сложные) - Можете назвать тему урока? - Какие цели поставим перед собой на данном уроке? - Что мы с вами будем учиться делать? - Я тоже записала наши цели для урока. Сравним их с вашими. -Будем учиться образовывать сложные слова. - Учиться писать сложные слова. -Выделять корни в сложных словах. - отличать простые слова от сложных. | Двое учащихся выходят к доске и записывают слова, остальные работают в тетради | Регулятивные: Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Коммуникативные: развиваем умение слушать и понимать других. Личностные: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные: На основе анализа объектов делать выводы. | Школьная доска Письменная речь, рабочая тетрадь, Устная речь Слайд №1 |
IV. | Развитие умений | Работа по учебнику. - Сравниваем свой вывод с выводами в учебнике – Ребята, предлагаю потренироваться в образовании сложных слов. - Жили – были слова НОС и РОГ. – Какое слово получилось? – С помощью какой гласной соединили эти слова? – Запишите это слово в тетрадь, выделите корни. ( Вызываю ученика к доске.) – Что означает слово НОСОРОГ? - Жили-были слова ПТИЦА и ФЕРМА. – Когда их соединили, что получилось? – С помощью какой гласной соединили эти слова? - Запишите слово в тетрадь и выделите корни. ( Вызываю ученика к доске.) – Объясните значение этого слова. - Жили-были слова ЛЁД и КОЛ. – Когда их соединили, какое слово получилось? – Запишите это слово и выделите корни. – Объясните значение этого слова. .
– Сделаем вывод: какие слова называются сложными? | Дети читают правило Работа в тетради Носорог (С помощью гласной буквы о.) (Крупное травоядное млекопитающее животное южных стран с одним или двумя рогами на передней части морды.) Птицеферма (С помощью гласной -Е). – Птицеферма – это предприятие, где занимаются разведением домашней птицы. ( ЛЕДОКОЛ) Ученик выходит к доске.– Ледокол – мощное судно, оборудованное для прохода сквозь льды
-Слова, которые состоят из нескольких корней. В этих словах корни соединяются гласными буквами О или Е. | Познавательные: Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, выявлять сущность, особенности объектов. Коммуникативные: развиваем умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме. | Устная речь
На экране высвечиваются картинки
Учебник |
V. | Физминутка. | Руки ставим мы в разлёт: Появился самолёт. Мах крылом туда-сюда, Делай "раз" и делай "два". Раз и два, раз и два! Опустили руки вниз, И на место все садись! - Кто запомнил физминутку? -Я прочитаю её ещё раз. -Какое сложное слово вы услышали в стихотворении? | Выполняют движения Самолёт | | |
VI. | Первичное закрепление. | - Упр. 125, коллективно. -Какой буквой соединяются - Оцените свою работу. Кто полностью сможет сам сделать это упражнение? | По очереди выходят к доске, пишут по одному слову, выделяют корни. Дети, рассуждая, отвечают. Оценивают свою работу по вопросам | Регулятивные: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Познавательные: Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. | Доска, карточки со словами Алгоритм самооценки |
VII. | Самостоятельная работа. | Работа в парах. Задание на карточке: Замените данные словосочетания одним словом. Запишите слова, выделите корни. Образец: рубить мясо – мясорубка. 1.Летит, сам – ……… 2.Лес, рубить – ………… 3.Лёд, колоть – ……… 4.Листья, падать – ……….. Проверка. - Оцениваем работу: -Кому было комфортно работать в парах? - У кого возникли затруднения? Индивидуально.
Карточка: Запишите слова, при помощи которых образовались данные сложные слова: Землекоп - …….. Луноход - ……… Самовар - ……… Носорог - ………. Проверка
- Оцениваем работу: - Кому легко было выполнить упражнение? - У кого возникли затруднения? | Дети зачитывают получившиеся слова: самолёт, лесоруб, ледокол, листопад. Самооценка Выбирают посильное для себя задание, выполняют, записывая в тетрадь Зачитывают выполненное задание. Самооценка | Коммуникативные: Умение работать в паре. Регулятивные: Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: На основе анализа объектов делать выводы. | Карточки Слайд №2 Карточка Письменная речь Слайд №3 Слайд №4 |
VIII. | Домашняя работа (выборочно) | 1)Упр. 125, стр. 106, правило 2) Сочини сказку о сложных словах | Делают выбор, записывают в дневники. | | |
IX. | Подведение итогов, актуализация. | -Каков были цели нашего урока? Проверим, выполнили ли мы их. - О каких словах вы сегодня узнали? - Почему они так называются, что такое сложные слова? - Перед вами, ребята, карточки с ответами литературных героев, на вопрос что же такое сложные слова. Незнайка: «Все непонятные слова называются сложными». Буратино: « Все длинные слова – это сложные слова». Афанасий: «Слова, у которых два корня, называются сложными словами» Прочитайте их ответы и выберите ту карточку, с кем из героев вы согласны поднимите её. - Кто из них прав? - Научились ли выделять корни в сложных словах? - Научились ли писать сложные слова? -Научились ли образовывать сложные слова? - Что нового вы еще узнали на уроке? -Работа в группах: составление схем сложных слов. - Ребята, а кто не понял, что такое сложные слова, кому было трудно на сегодняшнем уроке? -Ребята, а зачем нам нужно было сегодня изучать сложные слова? - Оцените своё настроение, с которым вы уходите с урока | Отвечают, смотрят на слайд С помощью смайликов | Познавательные: Представлять информацию в виде схемы. Регулятивные: Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной форме, работать в группе. | Устная речь Слайд №5 Смайлики |