СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему: "Знакомство со сложными словами"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока содержит все элементы работы по ФГОС. Целью данного урока является знакомство со сложными словами. Урок открытия новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 3 классе на тему: "Знакомство со сложными словами"»

Конспект урока

по русскому языку в 3 классе

по УМК « Школа 2100».





Учебник – «Русский язык», Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В Пронина

Тема «Знакомство со сложными словами»

Оборудование: компьютер, проектор, карточки для самостоятельной работы

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить учащихся с понятием, что такое «сложные слова»; Формировать умение нахождения двух корней в сложных словах, уметь различать сложные слова от обычных слов;

Метапредметные:

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, сверстника.

Познавательные:

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- осуществлять анализ слов с выделением существенных признаков.

Коммуникативные:

- строить понятные для партнёра высказывания;

- вступать в диалог, задавать вопросы, сотрудничать;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.



Личностные: обладать мотивационной основой учебной деятельности;

- использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.









Технологическая карта урока



п/п

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

УУД

Средства обучения

I.

Организационный момент.


Вот и прозвенел звонок. Начинается урок. Будем думать, рассуждать и друг другу помогать!

Настраиваются на работу

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу

Текст стихотворения, речь учителя

II.

Актуализация знаний


  1. Чистописание

Гла.., гру.., моро.., арбу.. .

- Что общего у этих слов?

- Какие буквы будем писать?

Запишите красиво и правильно эти парные согласные.

- Прочитайте пословицу: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

- Как вы её понимаете?

- Какие орфограммы встречаются в словах?

- Спишите, подчеркните орфограммы.

2) Повторение

- Ребята, сегодня мы продолжаем наше удивительное путешествие в царство русского языка. Как вы знаете в этом царстве живут очень много орфограмм, и они очень любят играть с ребятами. Вот и сейчас они решили пошутить и спрятали свои полные названия, и вот что от них осталось: безударные…….., парные……, удвоенные……, непроизносимые…….

- Давайте вспомним полные названия этих орфограмм.

- Что их объединяет?

- Что такое корень?

- Какие слова называются однокоренными?


Записывают парные согласные, подбирают проверочные слова









Дети отвечают


Дети сами подбирают проверочные слова и называют их.

















Учащиеся называют.

Познавательные: делать выводы, обобщать

Школьная доска












Письменная речь

III.

Постановка проблемы.
























  1. – Посмотрите на доску, прочитайте слова: вода, водитель, падает, водичка, упадёт, падение, водный, водопад.

- На сколько групп однокоренных слов можно разделить эти слова?

- Давайте запишем их в два столбика.

- В какую группу нужно отнести слово «водитель»?

- А в какую «водопад»?

- Какие трудности возникли?

- Что можно сказать об этом слове?

- Какое оно?

- Как вы думаете как называются такие слова? (сложные)

- Можете назвать тему урока?

- Какие цели поставим перед собой на данном уроке?

- Что мы с вами будем учиться делать?

- Я тоже записала наши цели для урока. Сравним их с вашими.

-Будем учиться образовывать сложные слова.

- Учиться писать сложные слова.

-Выделять корни в сложных словах.

- отличать простые слова от сложных.










Двое учащихся выходят к доске и записывают слова, остальные работают в тетради




















Регулятивные: Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Коммуникативные: развиваем умение слушать и понимать других.

Личностные: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные: На основе анализа объектов делать выводы.



Школьная доска





Письменная речь, рабочая тетрадь,







Устная речь








Слайд №1

IV.

Развитие умений

  1. Работа по учебнику.

- Сравниваем свой вывод с выводами в учебнике

– Ребята, предлагаю потренироваться в образовании сложных слов.

- Жили – были слова НОС и РОГ.

– Какое слово получилось?

– С помощью какой гласной соединили эти слова?

– Запишите это слово в тетрадь, выделите корни.

( Вызываю ученика к доске.)

– Что означает слово НОСОРОГ?

- Жили-были слова ПТИЦА и ФЕРМА.

– Когда их соединили, что получилось?

– С помощью какой гласной соединили эти слова?

- Запишите слово в тетрадь и выделите корни. ( Вызываю ученика к доске.)

– Объясните значение этого слова.

- Жили-были слова ЛЁД и КОЛ.

– Когда их соединили, какое слово получилось?

– Запишите это слово и выделите корни.

– Объясните значение этого слова.

.



– Сделаем вывод: какие слова называются сложными?



Дети читают правило


Работа в тетради


Носорог

(С помощью гласной буквы о.)

(Крупное травоядное млекопитающее животное южных стран с одним или двумя рогами на передней части морды.)



Птицеферма

(С помощью гласной -Е).

– Птицеферма – это предприятие, где занимаются разведением домашней птицы.

( ЛЕДОКОЛ)


Ученик выходит к доске.– Ледокол – мощное судно, оборудованное для прохода сквозь льды



-Слова, которые состоят из нескольких корней. В этих словах корни соединяются гласными буквами О или Е.


Познавательные: Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, выявлять сущность, особенности объектов.



Коммуникативные: развиваем умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме.


Устная речь



На экране высвечиваются картинки

































Учебник

V.

Физминутка.

Руки ставим мы в разлёт:
Появился самолёт.
Мах крылом туда-сюда,
Делай "раз" и делай "два".
Раз и два, раз и два!
Опустили руки вниз,
И на место все садись!

- Кто запомнил физминутку?

-Я прочитаю её ещё раз.

-Какое сложное слово вы услышали в стихотворении?

Выполняют движения













Самолёт



VI.

Первичное закрепление.


- Упр. 125, коллективно.

-Какой буквой соединяются

- Оцените свою работу.

Кто полностью сможет сам сделать это упражнение?


По очереди выходят к доске, пишут по одному слову, выделяют корни.


Дети, рассуждая, отвечают.








Оценивают свою работу по вопросам

Регулятивные: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Познавательные: Выявлять сущность, особенности объектов.

На основе анализа объектов делать выводы.

Доска, карточки со словами




















Алгоритм самооценки

VII.

Самостоятельная работа.

Работа в парах.

Задание на карточке:

Замените данные словосочетания одним словом. Запишите слова, выделите корни.

Образец: рубить мясо – мясорубка.

1.Летит, сам – ………
2.Лес, рубить – …………
3.Лёд, колоть – ………
4.Листья, падать – ………..

Проверка.

- Оцениваем работу:

-Кому было комфортно работать в парах?

- У кого возникли затруднения?

  1. Индивидуально.



Карточка:

Запишите слова, при помощи которых образовались данные сложные слова:

Землекоп - ……..

Луноход - ………

Самовар - ………

Носорог - ……….

Проверка



- Оцениваем работу:

- Кому легко было выполнить упражнение?

- У кого возникли затруднения?













Дети зачитывают получившиеся слова: самолёт, лесоруб, ледокол, листопад.





Самооценка



Выбирают посильное для себя задание, выполняют, записывая в тетрадь

Зачитывают выполненное задание.




Самооценка

Коммуникативные: Умение работать в паре.

Регулятивные: Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

На основе анализа объектов делать выводы.

Карточки


Слайд №2























Карточка

Письменная речь

Слайд №3










Слайд №4

VIII.

Домашняя работа (выборочно)

1)Упр. 125, стр. 106, правило

2) Сочини сказку о сложных словах

Делают выбор, записывают в дневники.


IX.

Подведение итогов, актуализация.

-Каков были цели нашего урока? Проверим, выполнили ли мы их.

- О каких словах вы сегодня узнали?

- Почему они так называются, что такое сложные слова?

- Перед вами, ребята, карточки с ответами литературных героев, на вопрос что же такое сложные слова.

Незнайка: «Все непонятные слова называются сложными».

Буратино: « Все длинные слова – это сложные слова».

Афанасий: «Слова, у которых два корня, называются сложными словами»

Прочитайте их ответы и выберите ту карточку, с кем из героев вы согласны поднимите её.

- Кто из них прав?

- Научились ли выделять корни в сложных словах?

- Научились ли писать сложные слова?

-Научились ли образовывать сложные слова?

- Что нового вы еще узнали на уроке?

-Работа в группах: составление схем сложных слов.

- Ребята, а кто не понял, что такое сложные слова, кому было трудно на сегодняшнем уроке?

-Ребята, а зачем нам нужно было сегодня изучать сложные слова?

- Оцените своё настроение, с которым вы уходите с урока























Отвечают, смотрят на слайд





















С помощью смайликов

Познавательные: Представлять информацию в виде схемы.

Регулятивные: Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной форме, работать в группе.

Устная речь













Слайд №5





























Смайлики







Используемые источники:

  1. nsportal.ru

  2. area7.ru

  3. Yandex.ru/картинки