1. обучающие: познакомить со словами, в которых появляется удвоенная согласная буква на стыке корня и суффикса; научить выполнять четкий разбор слова по составу для сознательного воспроизведения удвоенной согласной на стыке; на примере словообразовательного анализа слов с основой на -Н и с суффиксом -НИК- дать понять учащимся, почему в них пишется удвоенная буква Н;
2. развивающие: развивать в учащихся такие мыслительные операции как аналогия, логическое мышление, ассоциация, умение классифицировать и анализировать ситуацию; продолжить работу над развитием выразительной осознанной речи;
3. воспитательные: воспитывать в детях чувство удовлетворения от собственной деятельности.
Этапы урока | Использование ЦОРов | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Мотивирова-ние к учебной деятельности (1-2 мин.) Цель: мотивировать учащихся посредством создания условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность | | Рубрика «Это интересно». - Одному профессору на лекции о будущих космических путешествиях подали записку с вопросом: «Что должен взять с собой космонавт, готовясь к многолетнему полету на Венеру?» Профессор ответил: «Прежде всего, школьную тетрадь с пятеркой по русскому языку». - Вы поняли, почему? - Что же надо делать этому человеку? | - Видно у автора письма были проблемы с орфографией. -И ему, и нам надо изучать русский язык, узнавать новые орфограммы, …) | Личностные: действие смыслообразования. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуально-го затруднения в пробном учеб-ном действии (4-5 мин.) Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала; организовать самостоятельное выполнение пробного действия и фиксацию затруднения в выполнении пробного действия. | СЛАЙД №1 Фото времен года СЛАЙД № 2 Алгоритм разбора слова по составу. | - Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы видите? - Назовите зимние (весенние, летние, осенние) признаки. Демонстрирует через экран слова: зимние, весенние, летние, осенние. - Какой частью речи являются эти слова? - Посовещайтесь в парах на какие группы можно разделить эти слова? - Как вы думаете, по какому признаку можно это сделать? Если дети не выделяют группы по количеству букв Н, то напомнить им, что мы на уроке русского языка. - Запишите их в два столбика в тетрадь. Учитель открывает доску, на которой на листах напечатаны данные слова (слова расположены в два столбика). - Рассмотрите слова. Как вы думаете, почему слова первого столбика написаны с одной буквой –Н, а второго – с двумя –НН? -Что необходимо сделать с этими словами, чтобы понять, почему в них пишется разное количество букв Н? -Что необходимо помнить при разборе слова по составу? -Давайте вспомним алгоритм разбора слова по составу. Демонстрирует алгоритм разбора на экране. -Разберите, пожалуйста, самостоятельно эти слова по составу. Четверым детям раздает листы со словами для разбора на местах. - Сравните свой вариант разбора с соседом по парте. На доску вывесить листы с разобранными словами, провести проверку и сравнительный анализ с работами в тетрадях. - Оцените на полях правильность выполнения своей работы. | - Фото разных времен года (зимы, весны, лета и осени). Дети отвечают.
- Имена прилагательные. Работа в парах. Ответы детей. - В первую группу – слова с одной буквой –Н, а во вторую – с двумя буквами –НН. Дети записывают слова в тетрадь в два столбика. Дети отвечают. -Разобрать слова по составу. -Алгоритм разбора. Проговаривают алгоритм разбора слова по составу во внешней речи. Самостоятельно проводят разбор слов. Проводят сравнительный анализ своей работы с работой на листах. Проводят самооценку. | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения; построение логической цепи рассуждения. Регулятивные: планирование учебной деятельности. Коммуникативные: управление поведением партнера; учет разных мнений; формирование аргументации своего мнения в позиции коммуникации. |
3. Выявление места и причины затруднения (3-4 мин.) Здесь нужно восстановить выполняемые операции, тем самым выявить и зафиксировать во внешней речи причины затруднения, которые возникли при выполнении задания, и это не дает нам возможность решить исходную задачу | | - В чем вы испытали самую большую трудность? Если дети не испытали трудностей, то создать «искусственное» затруднение. - Почему в словах осенний и весенний пишется удвоенная буква Н? Выскажите свои предположения. - Я в тетради одного ученика увидела такой разбор слова, и он говорит, что о правильно сделал. осений (демонстрирует слово, напечатанное на листе) - Согласны вы с этим учеником? - Как доказать, что в слове осенний должна писаться удвоенная буква Н? - На что мы должны опираться при написании этого слова? - Посмотрите на слова летний и зимний. От каких слов они образовались? -А с помощью чего они образовались? -А как же происходит образование слова осенний? | Ответы детей.
Ответы детей.
- Нет. - На его состав и происхождение. - Лето и зима. - С помощью суффикса -н-. - Это тоже имя прилагательное, поэтому тоже с помощью суффикса –н-. | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль. Познавательные: постановка и формулировка проблемы. Коммуникативные: учет разных мнений; формирование аргументации своего мнения в позиции коммуникации |
4. Построение проекта выхода из затруднения (4-6 мин.) На этом этапе ученики ставят цель проекта, уточняют и согласовывают тему, определяют средства (алгоритмы, опоры, справочники), формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. | СЛАЙД №3 Картинка стыка СЛАЙД № 4 Тема урока | - Как же получилось, что в слове осенний удвоенная буква Н? - Как вы думаете, это орфограмма? - Итак, какую цель мы ставим сегодня перед собой на уроке? На доске зафиксировать вопрос ? - Сформулируйте название данной орфограммы? Если дети затрудняются, учитель помогает: - Как называется место, где соединяются, сходятся 2 конца чего-нибудь? Демонстрация на экране -Название этой орфограммы мы можем найти на первом форзаце нашего учебника. Прочитайте, как она называется. - Попробуйте сформулировать тему урока. Демонстрация темы урока на экране. | -К основе осень- + суффикс -н- - Есть опасное место при письме, значит орфограмма. -Узнать, почему одни слова пишутся с одной буквой –Н, а другие с двумя буквами –НН. Мнения учеников - ГРАНИЦА или СТЫК!
- Написание удвоенной буквы согласного на стыке корня и суффикса | Личностные: самоопределение. Регулятивные: выбор способа действия. Познавательные: знаково-символическое регулирование; выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; поиск и выделение необходимой информации; УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. |
5. Реализация построенного проекта (6-8 мин.) Здесь нужно организовать реализацию построенного проекта, фиксацию нового способа действия в речи, в знаках (с помощью эталона) | СЛАЙД № 5 Алгоритм разбора слова по составу | - Как думаете, в русском языке много таких слов? -Кто-то может уже сам подобрать такие слова? - Что же нужно хорошо уметь делать, чтобы не ошибиться в правописании удвоенных согласных на стыке корня и суффикса? - Кто скажет, какие слова стали ключевыми сегодня при изучении новой темы? Демонстрирует алгоритм разбора слова по составу с выделением слов корень и суффикс. | Отвечают. Приводят примеры слов. - Различать части слова.
- Корень и суффикс. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Познавательные: логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4-5 мин.) Главное на этом этапе – проговаривание во внешней речи: фронтально, в парах. | | -Давайте будем учиться применять новые знания при выполнении упражнений. Выполним упражнение 97 на с. 87 в Тетради на печатной основе. Учитель пишет под комментирование учащихся на доске. (Цель этого упражнения - на примере словообразовательного анализа слов с основой на -Н и с суффиксом -НИК- дать понять учащимся, почему в них пишется удвоенная буква Н). - Поработайте в парах и объясните друг другу, почему во всех этих словах пишется удвоенная буква Н и попробуйте вместе сформулировать вывод. - Кто нам озвучит вывод вслух? | Читают задание упражнения. Фронтальная работа в тетрадях с коммен-тированием Из ПТ дети выписывают слова: именинник, осинник, рябинник, малинник, объясняют значения слов, разбирают по составу и показывают как они образованы: именинник; именин/ы именин/+ -ник-+ = именинник; осинник; осин/а осин/ + -ник- + = осинник; рябинник; рябин/а рябин/ + -ник- + = рябинник; малинник; малин/а малин/ + -ник- + = малинник. Работа в парах. ВЫВОД: У всех этих слов корень оканчивается на букву Н, суффикс начинается на букву Н. Поэтому в этих словах на границе (стыке) корня и суффикса пишется две буквы Н. | Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Регулятивные: обучение действию контроля. |
7. Самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону (3-5 мин.) Организовать самостоятельное выполнение типовых заданий на новый способ действий. И по результатам организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действий | СЛАЙД № 6 Эталон выполнения задания | - А теперь я предлагаю вам поработать с Обратным словарем. На стр. 170-171 найдите слова на –ник. Прочитайте и назовите те их них, с которыми мы сегодня еще не работали. - Объясните значение данных слов. - Далее самостоятельно покажите как образовались следующие слова: 1вариант – конник, сторонник; 2 вариант – сонник, обезьянник. -Кто готов, проверьте правильность выполнения, опираясь на эталон на экране, и оцените свою работу. - У кого получилось все так же как на эталоне? - Кто сделал ошибки? Обращается к конкретному ребенку. - Какая была допущена ошибка? - Почему ты допустил такую ошибку? -Ребята, те кто выполнил все правильно, почему у вас не было ошибок? | Открывают тетради. - Конник, сторонник, сонник, обезьянник. - Конник - всадник на коне; сторонник - человек на чьей-либо стороне; сонник - книга о значениях снов; обезьянник - место, где содержат обезьян. Работают самостоятельно. Самопроверка и самооценка выполненной работы. -Были внимательны, работали по алгоритму. | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин.) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке и оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. | СЛАЙД № 7 Фразы для рефлексии СЛАЙД № 8 Спасибо за работу на уроке! | - Итак, пришло время подвести итоги. Какую цель мы ставили перед собой сегодня? - Удалось нам достигнуть поставленной цели? - Кто помог нам в этом разобраться? -Что на уроке у вас хорошо получалось? - Что было труднее всего? -Над чем еще надо поработать? - С какой новой орфограммой познакомились? - И в заключение попробуйте высказаться одним предложением о том, что узнали, и о том, как работали. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: с. 130, упр. 123. | -Научиться писать слова с удвоенной буквой согласного на стыке корня и суффикса.
- Написание удвоенной буквы согласного на стыке корня и суффикса - Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного слайда на экране: Было интересно… Было трудно… Я научился… Я попробую… | Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: умение выражать свои мысли; формулирование и аргументация своего мнения. Регулятивные: оценка и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование; самооценка на основе критерия успешности. Личностные: эмпатия; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |