СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 7- 9 классах "Не с разными частями речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект поможет обобщить и систематизировать знания учащихся  по данной теме, а также послужит пособием для подготовки к огэ  и егэ к заданиям по этой орфограмме

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 7- 9 классах "Не с разными частями речи"»

План-конспект урока по русскому языку в 7 классе.

( с использованием презентации)


Тема урока: -Не- с разными частями речи.


Цели урока: 1. Систематизировать знания о написании –не-

с разными частями речи;

2.Совершенствовать орфографические навыки

написания –не- с разными частями речи;

3. Развивать логическое мышление и внимание;

4. Формирование коммуникативных умений,

5. Воспитывать уважительное отношение друг

к другу при работе в парах и интерес к русс-

кому языку.


Тип урока: повторительно-обобщающий


Оборудование: учебник русского языка, компьютер, экран,

раздаточный материал.



Ход урока

1Организационный момент.


Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами будет повторитель-

но-обобщающий урок. А вот по какой теме вы скажите сами.

Посмотрите на экран и определите, какая будет сегодня тема урока.


1слайд А (не) настный

вовсе (не) близкий

(не) здоровье

(не) забудка

(не) правдивый

(не) правда, а ложь


Б (не) годовать

(не) читал

(не) думая

(не) навидя

В (не) доумевающий

(не) написана

(не) открытый

давно (не) встречавшийся товарищ

(не) прочитанная, а просмотренная книга


2 Постановка темы и целей урока


(Правописание –не- с разными частями речи)


Правильно. Сегодня мы будем повторять тему «Правописание

-не- с разными частями речи».

Что мы сегодня будем делать на уроке?

( Повторять и обобщать правила, тренироваться в написании слов)

Пока я буду записывать ваши слова на доске, а вы запишите в тетрадь число и тему урока.

2 слайд Тема и цели урока.

Скажите ребята, как мы это будем делать? С чего начнем?

( Вначале повторим правила)

3Изучение материала


Хорошо. Давайте снова внимательно посмотрим на строчку А на экране. Что объединяет слова этой группы. Какие здесь части речи употребляются с –не-.

3 слайд Строчка А


( В строчке А даны существительные и прилагательные)

Ребята, давайте вспомним правило, как пишется –не- с сущ. и прилагательными. А в качестве примеров приводите слова из строчки А.


( -не- пишется слитно с сущ. и прил. если слово без –не- не употребляется незабудка ненастный; если –не- является приставкой и придает слову противоположное значение (можно заменить синонимом) нездоровье – болезнь, неправдивый – лживый. Раздельно: если есть противопоставление с союзом –а- не правда, а ложь; если есть слова отнюдь, вовсе,нисколько, далеко, ничуть восе не близкий.)


4 слайд Правило.

4 Закрепление изученного


Посмотрите на экран, правильно мы вспомнили это правило. Давайте закрепим его. На экране перед вами предложения. Вы их не переписывайте, а только ставите номер предложения и рядом пишите слитно + раздельно -.

5 слайд

1 (Не) вежа – грубый (не) воспитанный человек. +

2 Гусь свинье (не) товарищ. –

3 Там на (не) ведомых дорожках следы (не) виданных зверей. (А.С.Пушкин) +

4 (Не) печь кормит, а руки. –

5 В океане, в закатном блеске,- розовые пятна (не) движных парусов.(И. Бунин) +

6 (Не) большой, а маленький пруд был рядом с нашим домом.-

7 (Не) ряшливый человек смешон. +


Давайте проверим эту работу. Выставление оценки.

Переходим к следующей строчке Б. Посмотрите и скажите какие здесь части речи?

6 слайд Строчка Б

(Глаголы и деепричастия)

Давайте вспомним, как пишется –не- с глаголами и деепричастиями. И приводим примеры из строчки Б.

( -не- с глаг. и дееприч. пишется раздельно не читал, не думая.

-не- слитно. если без –не- не употребляется негодовать, ненавидя)


7 слайд Правило –не- с глаг. и дееприч.


Правильно, ребята. А сейчас послушайте юмористическую балладу и подумайте, что положено в её основу, какая ситуация?


Учитель в класс вошла, вздохнула:

-Ты помнишь, Саша, тему эту?

Печально оглядела нас:

- А ты жевал тогда конфету!

Тетрадку чью-то развернула:

-Ты, Света что не поняла?

Вдруг слезы брызнули из глаз:

- В окно смотрела ты тогда…

-О наш, учитель, не сердитесь!

- Я каждый день твердила, верно!?

Пиши раздельно, а вы мне, знаем все.

- Да, вы всё время говорили,

С глаголом –не- пиши раздельно!

Но мы глагол не знаем где!


( В основу положена ситуация, когда знаешь правило, но не умеешь его применять.)


Правильно, вот сейчас и посмотрим можете ли вы применять правило. У вас на столе карточки с пословицами. Вам надо начало пословицы соединить её концом, который в правом столбике находится.


8 слайд Пословицы


1 (Не) сиди сложа руки так не будет и скуки.

2 (Не) бравшись за топор, избы (не) срубишь.

3Лодырю всегда (не) здоровится.

4 (Не) убив медведя, шкуры (не) продают.

5 (Не) зная броду, (не) суйся в воду.

6 (Не) учи рыбу плавать.


Как написали –не- с глаголами и деепричастиями. Объясните смысл 5 пословицы и выплните синтаксический разбор этой пословицы.


Теперь посмотрим на строчку В. Какое правило мы можем применить к этим словам.


( -не- с причастиями пишется слитно если без –не- не употребляется недоумевающий; нет зависимых слов неоткрытый; раздельно с краткими причастиями не написана; наличие зависимых слов давно не встречавшийся товарищ; есть противопоставление с союзом –а- не прочитанная, а просмотренная книга.)


Проверяем правило 9 слайд Правило

Теперь проверим на практике. Выполним упр. 137. Перестройте данные словосочетания так, чтобы –не- с причастиями писалось раздельно. А почему с последними двумя причастиями нельзя образовать краткую форму. (выполнение упр. устно.)


Ребята, а чтобы закрепить те правила, которые мы сегодня повторили я предлагаю протестировать себя, а затем проверить.


Тест

1 –не- пишется слитно

а) (не) нарушая режима

б) (не) закончена работа

в) (не) замерзшая река

2 –не- пишется раздельно

а) (не) дорогой ситец

б) (не) проснувшийся город

в) (не) был в школе

3 –не- пишется слитно

а) (не) заживающая рана

б) (не) глубокий, а рыбный пруд

в) поступить далеко (не) смело

4 –не- пишется раздельно

а) уроки не сокращены

б) (не) успевшая высохнуть

в) (не) ряшливо одетый


5 Домашнее задание упр. №139


6Рефлексия


Ребята у вас на столе лежит анкета заполните её, подчеркнув свой ответ.

1 На уроке я работал (активно-пассивно)

2 Своей работой на уроке я ( доволен-не доволен)

3Урок для меня показался (коротким-длинным)

4Мое настроение (стало лучше – хуже)

5 Материал урока мне был ( интересен-не интересен, понятен – не понятен)


Дополнительно

Тестирование на тему: “Правописание не с различными частями речи”.

1 вариант.

1. В каком предложении не со словом пишется раздельно?

а) Учёба (не)забава, а труд.

б) (Не)правда служит злу.

в) В осеннее (не)настье семь погод на дворе.

2. В каком предложении не со словом пишется слитно?

а) День был (не)жаркий, а прохладный.

б) (Не)обычный вид палисадника всех удивил.

в) Его ожидал далеко (не)приятный разговор.

3. В каком предложении не со словом пишется раздельно?

а) Я срезала (не)распустившиеся цветы.

б) Поля (не)вспаханы.

в) У друга был (не)доумевающий вид.

4. В каком предложении не со словом пишется слитно?

а) (Не)зная броду, не суйся в воду.

б) У меня (не)было другого выхода.

в) Я (не)навижу обман.

5. В каком предложении не со словом пишется раздельно?

а) Лектор говорил (не)громко.

б) Многое в тексте было (не)ясно.

в) Выполнить задание вовсе (не)легко.

2 вариант.

1. В каком предложении не со словом пишется раздельно?

а) (Не)приятель отступал.

б) Ваш поступок вызвал (не)доумение.

в) Он мне (не)друг, а враг.

2. В каком предложении не со словом пишется слитно?

а) Ты принял (не)умное, а глупое решение.

б) Вид у него всегда (не)ряшливый.

в) Это далеко (не)скромный поступок.

3. В каком предложении не со словом пишется раздельно?

а) Мною сделано (не)мало.

б) Я выгляжу (не)лепо в этом платье.

в) Друг поступил (не)хорошо, а плохо.

4. В каком предложении не со словом пишется слитно?

а) Тяжело жить, (не)навидя весь свет.

б) (Не)слушая мать, ты совершаешь ошибку.

в) Ничего ему (не)говори.

5.В каком предложении не со словом пишется раздельно?

а) (Не)прекращающаяся война принесла много горя.

б) На столе лежала (не)прочитанная книга.

в) На полке стоял никем (не)прочитанный роман.

Ключ. 1 вариант 1-а, 2-б, 3-б, 4-в, 5-в

2 вариант 1-в, 2-б, 3-в, 4-а, 5-в