СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Подготовка к подробному изложению по рассказу И. Тургенева «Воробей».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  1. Образовательные:
    1. Закреплять умения писать подробное изложение текста повествовательного характера;
    2. развивать умение учащихся работать с текстом;
    3. умение определять основные композиционные части рассказа;
    4. умение делить текст на части;
    5. пополнять активный и пассивный словарь понятиями: «метнуться», «трепетать», «жертвовать», «благоговеть», «отчаянный».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Подготовка к подробному изложению по рассказу И. Тургенева «Воробей».»

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Подготовка к подробному изложению по рассказу И. Тургенева «Воробей».

Новик Надежда Григорьевна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».


Цели:

  1. Образовательные:

    1. Закреплять умения писать подробное изложение текста повествовательного характера;

    2. развивать умение учащихся работать с текстом;

    3. умение определять основные композиционные части рассказа;

    4. умение делить текст на части;

    5. пополнять активный и пассивный словарь понятиями: «метнуться», «трепетать», «жертвовать», «благоговеть», «отчаянный».

  2. Развивающие и коррекционные:

    1. развитие логического мышления;

    2. развитие речевой деятельности - самостоятельных связанных высказываний в устной и письменной форме;

    3. следить за произношением учащихся;

    4. развивать навык чтения с губ;

    5. развитие самостоятельности, чувств, эмоций.

  3. Воспитательные

    1. добиваться понимания учащимися нравственных проблем, поднятых писателем в тексте;

    2. воспитание у учащихся внимательного отношения к животным;

    3. воспитание честности, доброты, чувства долга и порядочности, нравственного отношения к природе, интересна к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения.

Оборудование: портрет И. Тургенева, таблички, рисунки учащихся, иллюстрации к рассказу «Воробей», опорные карточки – информаторы, толковый словарь Ожегова.

ХОД УРОКА

1.Различение на слух теоретических понятий.

Кульминация, вступление, развязка, завязка, заключение, композиция рассказа, повествование.

2.Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке будем готовиться к подробному изложению рассказа И.С. Тургенева «Воробей».

3. Повторение кратких теоретических сведений о рассказе (см. учебник «Русская речь» 6 класс, Е.И. Никитина).

4. Подготовка к подробному изложению по рассказу И. Тургенева «Воробей».

1). Краткое вступительное слово об авторе рассказа И. Тургеневе.

Тургенев Иван Сергеевич (1818 – 1883г) – русский писатель. Родился он в очень богатой помещичьей семье. Всё своё детство и первые годы юности Тургенев провёл в своей усадьбе Спасское под Орлом – в живописном уголке Средней России.

Добрые чувства Тургенева, его любовь к Родине, к среднерусской природе, к своей Орловщине не только к людям, но и к животным, определяют содержание его рассказов, повестей. Недаром он сказал однажды: «Моя биография – в моих произведениях». Это легко увидеть в известных рассказах: «Муму», «Бежин луг», «Бирюк», «Записки охотника», которые пронизаны чувством восхищения красотой родной природы. С детских лет Тургенев пристрастился к охоте, что развило у него необыкновенное «Чувство природы».

2). Первичное чтение текста рассказа.

3). Беседа по содержанию.

- Определите тему текста (Как воробей, рискуя жизнью, спас своего птенца).

- Определите основную мысль рассказа (Любовь сильнее смерти и страха смерит).

4). Беседа о композиции рассказа, составление его плана.

Примерный план.

  1. Вступление. Я возвращался с охоты. Собака (Трезор) бежала впереди меня.

  2. Элементы сюжета (развитие действия).

1.Завязка. Собака стала красться к беспомощному птенцу.

2.Кульминация. Старый воробей заслонил собой своё детище, готовый пожертвовать собой.

3.Развязка. Трезор отступил…

III. Заключение. Любовь сильнее смерти и страха смерти.

5). Работа с использованием иллюстрации.

- Рассмотрите иллюстрацию. Опишите устно, что на ней изображено (в описании стараться использовать как можно больше авторских слов выражений).

-Какой элемент сюжета изобразил художник? (кульминацию)

Кульминация – вершина.

6). Наблюдения над некоторыми особенностями языка рассказа.

- Прочитайте описание молодого воробья; укажите слова, которые усиливают наше впечатление о маленьком воробушке как о совершенно беспомощном существе.

(Молодой воробей был с желтизной около клюва и пухом на голове (заметим: воробушек был настолько мал, что он ещё не оперился пухом); он сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки).

- Прочитайте четвёртый и пятый абзацы рассказа, отметьте слова и выражения, которые помогают нам ярко представить страх и отчаяние старого воробья.

(Старый воробей весь взъерошенный, искажённый писк его отчаянный и жалкий, голосок одичал и охрип, маленькое тело трепетало от ужаса).

- Употреблением, каких глаголов автор подчеркивает, что воробей бросился спасать своё детище мгновенно, не раздумывая, не теряя ни секунды?

Ученики отмечают такие глаголы и выражения, как: сорвавшись с дерева, упал камнем, прыгнул, ринулся, сила сильнее его воли, сбросили его оттуда т.е. с высокой безопасной ветки).

- Какие глаголы, из приведённых здесь синонимов, употреблены писателем?

Броситься, кинуться, метнуться, ринуться, устремиться.

Общее значение глаголов этого ряда – «стремительно, рывком направиться куда – либо».

Ринуться – мгновенно броситься.

- Подберите синонимы к слову ТРЕПЕТАТЬ

Трепетать – дрожать, содрогаться, сотрясаться, вздрагивать, вибрировать.

- Проследите, как показывает писатель, что, спасая своё детище, старый воробей жертвовал собой.

(Воробей – маленький комочек, а собака – громадное чудовище; и не смотря на это, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой его мордой, прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти, заслонил собой своё детище).

- Что побудило воробья жертвовать собой? Как говорит об этом писатель?

(Жертвовать собой старого воробья побудила его любовь к своему детищу).

- Писатель говорит об этом так: «Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда»; «видно, и он (Трезор) признал эту силу»; «Я благоговел перед этой маленькой героической птицей, перед любовным её порывом», «Любовь… сильнее смерти и страха смерти»).

7). Повторное чтение текста и пересказ по плану.

5. Написание изложения.