Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Подготовка к подробному изложению по рассказу И. Тургенева «Воробей».
Новик Надежда Григорьевна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Цели:
Образовательные:
Закреплять умения писать подробное изложение текста повествовательного характера;
развивать умение учащихся работать с текстом;
умение определять основные композиционные части рассказа;
умение делить текст на части;
пополнять активный и пассивный словарь понятиями: «метнуться», «трепетать», «жертвовать», «благоговеть», «отчаянный».
Развивающие и коррекционные:
развитие логического мышления;
развитие речевой деятельности - самостоятельных связанных высказываний в устной и письменной форме;
следить за произношением учащихся;
развивать навык чтения с губ;
развитие самостоятельности, чувств, эмоций.
Воспитательные
добиваться понимания учащимися нравственных проблем, поднятых писателем в тексте;
воспитание у учащихся внимательного отношения к животным;
воспитание честности, доброты, чувства долга и порядочности, нравственного отношения к природе, интересна к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения.
Оборудование: портрет И. Тургенева, таблички, рисунки учащихся, иллюстрации к рассказу «Воробей», опорные карточки – информаторы, толковый словарь Ожегова.
ХОД УРОКА
1.Различение на слух теоретических понятий.
Кульминация, вступление, развязка, завязка, заключение, композиция рассказа, повествование.
2.Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке будем готовиться к подробному изложению рассказа И.С. Тургенева «Воробей».
3. Повторение кратких теоретических сведений о рассказе (см. учебник «Русская речь» 6 класс, Е.И. Никитина).
4. Подготовка к подробному изложению по рассказу И. Тургенева «Воробей».
1). Краткое вступительное слово об авторе рассказа И. Тургеневе.
Тургенев Иван Сергеевич (1818 – 1883г) – русский писатель. Родился он в очень богатой помещичьей семье. Всё своё детство и первые годы юности Тургенев провёл в своей усадьбе Спасское под Орлом – в живописном уголке Средней России.
Добрые чувства Тургенева, его любовь к Родине, к среднерусской природе, к своей Орловщине не только к людям, но и к животным, определяют содержание его рассказов, повестей. Недаром он сказал однажды: «Моя биография – в моих произведениях». Это легко увидеть в известных рассказах: «Муму», «Бежин луг», «Бирюк», «Записки охотника», которые пронизаны чувством восхищения красотой родной природы. С детских лет Тургенев пристрастился к охоте, что развило у него необыкновенное «Чувство природы».
2). Первичное чтение текста рассказа.
3). Беседа по содержанию.
- Определите тему текста (Как воробей, рискуя жизнью, спас своего птенца).
- Определите основную мысль рассказа (Любовь сильнее смерти и страха смерит).
4). Беседа о композиции рассказа, составление его плана.
Примерный план.
Вступление. Я возвращался с охоты. Собака (Трезор) бежала впереди меня.
Элементы сюжета (развитие действия).
1.Завязка. Собака стала красться к беспомощному птенцу.
2.Кульминация. Старый воробей заслонил собой своё детище, готовый пожертвовать собой.
3.Развязка. Трезор отступил…
III. Заключение. Любовь сильнее смерти и страха смерти.
5). Работа с использованием иллюстрации.
- Рассмотрите иллюстрацию. Опишите устно, что на ней изображено (в описании стараться использовать как можно больше авторских слов выражений).
-Какой элемент сюжета изобразил художник? (кульминацию)
Кульминация – вершина.
6). Наблюдения над некоторыми особенностями языка рассказа.
- Прочитайте описание молодого воробья; укажите слова, которые усиливают наше впечатление о маленьком воробушке как о совершенно беспомощном существе.
(Молодой воробей был с желтизной около клюва и пухом на голове (заметим: воробушек был настолько мал, что он ещё не оперился пухом); он сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки).
- Прочитайте четвёртый и пятый абзацы рассказа, отметьте слова и выражения, которые помогают нам ярко представить страх и отчаяние старого воробья.
(Старый воробей весь взъерошенный, искажённый писк его отчаянный и жалкий, голосок одичал и охрип, маленькое тело трепетало от ужаса).
- Употреблением, каких глаголов автор подчеркивает, что воробей бросился спасать своё детище мгновенно, не раздумывая, не теряя ни секунды?
Ученики отмечают такие глаголы и выражения, как: сорвавшись с дерева, упал камнем, прыгнул, ринулся, сила сильнее его воли, сбросили его оттуда т.е. с высокой безопасной ветки).
- Какие глаголы, из приведённых здесь синонимов, употреблены писателем?
Броситься, кинуться, метнуться, ринуться, устремиться.
Общее значение глаголов этого ряда – «стремительно, рывком направиться куда – либо».
Ринуться – мгновенно броситься.
- Подберите синонимы к слову ТРЕПЕТАТЬ
Трепетать – дрожать, содрогаться, сотрясаться, вздрагивать, вибрировать.
- Проследите, как показывает писатель, что, спасая своё детище, старый воробей жертвовал собой.
(Воробей – маленький комочек, а собака – громадное чудовище; и не смотря на это, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой его мордой, прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти, заслонил собой своё детище).
- Что побудило воробья жертвовать собой? Как говорит об этом писатель?
(Жертвовать собой старого воробья побудила его любовь к своему детищу).
- Писатель говорит об этом так: «Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда»; «видно, и он (Трезор) признал эту силу»; «Я благоговел перед этой маленькой героической птицей, перед любовным её порывом», «Любовь… сильнее смерти и страха смерти»).
7). Повторное чтение текста и пересказ по плану.
5. Написание изложения.