Употребление обобщённо-личных и неопределённо-личных предложений
Класс: 8
Цель: научить употреблять неопределённо-личные и обобщённо – личные предложения;
показать их роль в речи;
Задачи:
Развивающие:
- развивать навыки устной речи;
- развивать логическое мышление;
- совершенствовать приемы учебной деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать внимание к слову, к товарищам, ответственное отношение к работе;
- с помощью речевого коммуникативного дидактического материала подвести учащихся к осмыслению красоты и богатства русского слова.
Предметными результатами изучения является сформированность следующих умений:
- распознавание обобщённо- личных неопределённо- личных предложений в тексте;
- классификация односоставных предложений по их значению и структурным особенностям;
- построение речевых высказываний с употреблением односоставных предложений разного вида.
Личностные УУД:
- испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка;
- осознавать роль обобщённо- личных предложений в устной и письменной речи;
Регулятивные УУД:
- самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;
- владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
Познавательные УУД;
- находить ответы на вопросы ;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую:
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме ;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- учиться работать в паре;
- умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.
Ход урока:
I. Организационный этап
Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.
II. Мотивация учебной деятельности
Эпиграф
Берегите друг друга
Добротой согревайте,
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
О.Высотская
Обращение к эпиграфу.
Проблемный вопрос: «Почему именно такой эпиграф?»
III. Актуализация знаний
1. Синтаксическая минутка (3 ученика пишут на доске).
Поднимите свой взгляд к небу.
Нам пишут из Франции.
Читайте больше:
2 Фронтальный опрос.
- Какой раздел науки о языке мы изучаем? (Синтаксис и пунктуация)
- Какой теме посвящены наши уроки? (Односоставные предложения)
- Какие предложения называются односоставными? (Односоставными называются предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена)
- Какие типы односоставных предложений вы знаете? Охарактеризуйте их, приведите примеры. (Назывные предложения – с главным членом подлежащим, определенно-личные - односоставные предложения, в которых субъект действия не назван, но мыслится определенно: говорящий или собеседник, неопределенно-личные предложения – односоставные предложения, в которых субъект действия не назван и мыслится как неопределенное лицо)
- Какие знания помогают нам определить тип односоставного предложения с главным членом сказуемым? (Способы выражения сказуемого, синонимическая замена односоставного предложения двусоставным)
IV. Работа по теме урока
1 .Запишем предложения под диктовку.
Его в степи без чувств нашли и вновь в обитель принесли.
- Из какого произведения эти строки? («Мцыри» М.Ю. Лермонтов)
- Охарактеризовать предложение по составу грамматической основы.
(односоставное, н-о , способ выражения сказуемого мн. ч. прош. вр.)
Схоронили его за Москвой-рекой.
И бугор земли сырой тут насыпали.
И кленовый крест тут поставили.
- Из какого произведения эти строки? («Песня про купца Калашникова»
М.Ю. Лермонтов)
- Охарактеризовать предложение по составу грамматической основы.
(односоставное, н-о , способ выражения сказуемого мн. ч. прош. вр.)
2. Распределительный диктант.
Определенно-личные | Неопределенно-личные | Обобщенно-личные |
| | |
| | |
Цыплят по осени считают. Умную голову почитают смолоду. Зайца вылечили. Теперь мне очень хотелось спать. В чугунную доску били без устали. Звонят. Откройте дверь. Дети,
запишите предложение. Мне обещали, что я вообще не проеду. Просто подожду ребят. За стеной бубнили два голоса. Вот на второй день и поговорим. Над головой у меня вдруг завозились. В машине переночую. Берегите наш русский язык.
3. Работа с пословицами ( записать пословицы на доске и в тетрадях, найти и подчеркнуть грамматическую основу предложения)
Любишь кататься- люби и саночки возить. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Куй железо – пока горячо.
- В форме какого лица стоят сказуемые, выраженные глаголами? ( 2 л., ед. ч.)
- На какие односоставные глагольные предложения они похожи по форме глагола? ( опред.-личн.)
Но эти предложения являются пословицами. И такие односоставные предложения мы называем обобщенно- личными.
4 . Карточки для работы в парах:( выделите грамматическую основу и способ выражения сказуемого в односоставных обобщенно-личных предложениях, данных на карточках.).
1.Век живи – век учись.(Пословица) (Повел. накл. 2л., ед.ч. ПГС)
2.Берегите друг друга, Добротой согревайте, Берегите друг друга, Обижать не давайте! (О.Высоцкая) (ПГС, повел. накл., 2 л., мн.ч.)
3. По одежке встречают – по уму провожают. (ПГС, 3 л., мн.ч., наст. вр. Изъявит наклон.)
4. Не разгрызешь ореха – не съешь ядра. (ПГС, 2 л., ед.ч., буд. вр. Изъявит наклон.)
5. Его просят, его ждут, а придет – прятаться начнут. (Загадка.) ( ПГС, ПГС 3 л., мн.ч., наст.вр., изъявит. накл. ПГС 2 л., ед.ч, буд.вр, изъявит наклон. СГС, 3 л., мн. ч.,буд. вр. )
6. Тише едешь – дальше будешь. (ПГС, 2л, ед.ч., наст.вр, изъявит наклон. 2 л., ед. ч., буд вр.)
- Озвучьте ваши выводы.
V. Первичная проверка усвоения знаний:
Найдите среди односоставных предложений неопределённо-личные. Выпишите их, подчёркивая грамматическую основу и указывая форму глагола-сказуемого. Устно докажите правильность своей точки зрения. Используйте следующее начало рассуждения: «Я считаю, что это предложение односоставное, неопределённо-личное, так как…»
Серебряные чаши, ложки и бокалы особенно ценили в древности.
В весеннюю пору собирают берёзовый сок
Зимой снег зажигают рано
Тест. (Работа проводится с использованием системы голосования «Вердикт»).
Задание № 1. Укажите правильный вариант ответа.
Односоставное определённо-личное предложение.
А) Зима.
Б) Умную голову почитают смолоду.
В) Как чувствуешь себя?
Г) Светает.
2. Односоставное неопределённо-личное предложение.
А) На Бога надейся, а сам не плошай.
Б) Цыплят по осени считают.
В) Мне грустно.
Г) Тишина.
3. Односоставное безличное предложение.
А) Вот и мама!
Б) У соседа ума не займёшь.
В) А судьи кто?
Г) В саду темно.
4. Односоставное назывное предложение.
А) Дрожит как лист на осине.
Б) Сильнее кошки зверя нет.
В) По росту одежду кроят.
Г) Какое дивное утро.
Задание № 2. В каком из вариантов правильно указан главный член односоставного предложения?
1. К твёрдым убеждениям нужно относиться с уважением. (В.Гаршин.)
А) нужно относиться с уважением
Б) нужно
В) относиться
Г) нужно относиться
2. Всякое деяние осматривай со стороны его вреда и его пользы (Л.Толстой.)
А) осматривай
Б) осматривай со стороны
В) деяние со стороны
Г) со стороны его вреда и пользы
3. Каждое дело следует доводить до конца. (Я.Мавр.)
А) следует доводить
Б) следует доводить до конца
В) следует
Г) доводить
4. Никого так не презирают в народе, как изменников Родины. (В.Козлов.)
А) никого так не презирают
Б) никого так не презирают в народе
В) не презирают
Г) не презирают в народе
5. Непреодолимого на свете нет ничего. (А.Суворов.)
А) нет
Б) нет ничего
В) непреодолимого нет ничего
Г) на свете нет ничего
6. Стыдно презирать своих соотечественников и гнушаться ими.
( Н. Новиков.)
А) презирать и гнушаться
Б) стыдно
В) стыдно презирать
Г) стыдно презирать и гнушаться
VI. Рефлексия.
- Над чем мы сегодня работали на уроке?
- Что вам следует повторить, готовясь к контрольной работе?
ЛИЦО ДРУЖБЫ
Дружба бывает всякою,
Много у дружбы лиц,
Разных и одинаковых,
Как в поднебесье птиц...
Дружба бывает вечною,
Ей не страшны года!
Дружба бывает встречною,
Где лишь одна выгода...
Дружба бывает прочною,
Как «Не разлей вода!».
Дружба бывает крепкою,
Высокою, как стена...
Дружба бывает терпкою,
С горечью и холодком...
Дружба бывает дерзкою,
Со смехом и огоньком...
Дружба бывает громкою,
Словно раскатный гром...
Дружба бывает скромною,
Невзрачной со всех сторон...
Дружба проста, как истина...
Хочешь кричать – кричи!
Дружба должна быть искренней...
Хочешь молчать – молчи!
Дружба должна быть быстрою...
Только скажи – приду!
Дружба должна быть верною...
Доверься – не подведу!
В дружбе нет места ревности –
Только одна любовь!
Она молодеет с возрастом,
Её не стареет кровь!
VII. Информация о домашнем задании: §§ 23-25 Творческая работа, тест
Карточки для работы в парах:( выделите грамматическую основу и способ выражения сказуемого в односоставных обобщенно-личных предложениях, данных на карточках. )
1.Век живи – век учись.(Пословица)
2.Берегите друг друга, Добротой согревайте, Берегите друг друга, Обижать не давайте!
3. По одежке встречают – по уму провожают.
4. Не разгрызешь ореха – не съешь ядра.
5. Его просят, его ждут, а придет – прятаться начнут.
6. Тише едешь – дальше будешь.
Карточки для работы в парах:( выделите грамматическую основу и способ выражения сказуемого в односоставных обобщенно-личных предложениях, данных на карточках. )
1.Век живи – век учись.(Пословица)
2.Берегите друг друга, Добротой согревайте, Берегите друг друга, Обижать не давайте!
3. По одежке встречают – по уму провожают.
4. Не разгрызешь ореха – не съешь ядра.
5. Его просят, его ждут, а придет – прятаться начнут.
6. Тише едешь – дальше будешь.
Карточки для работы в парах:( выделите грамматическую основу и способ выражения сказуемого в односоставных обобщенно-личных предложениях, данных на карточках. )
1.Век живи – век учись.(Пословица)
2.Берегите друг друга, Добротой согревайте, Берегите друг друга, Обижать не давайте!
3. По одежке встречают – по уму провожают.
4. Не разгрызешь ореха – не съешь ядра.
5. Его просят, его ждут, а придет – прятаться начнут.
6. Тише едешь – дальше будешь.
Карточки для работы в парах:( выделите грамматическую основу и способ выражения сказуемого в односоставных обобщенно-личных предложениях, данных на карточках. )
1.Век живи – век учись.(Пословица)
2.Берегите друг друга, Добротой согревайте, Берегите друг друга, Обижать не давайте!
3. По одежке встречают – по уму провожают.
4. Не разгрызешь ореха – не съешь ядра.
5. Его просят, его ждут, а придет – прятаться начнут.
6. Тише едешь – дальше будешь.
Задание № 1. Укажите правильный вариант ответа.
1 Односоставное определённо-личное предложение.
А) Зима.
Б) Умную голову почитают смолоду.
В) Как чувствуешь себя?
Г) Светает.
2. Односоставное неопределённо-личное предложение.
А) На Бога надейся, а сам не плошай.
Б) Цыплят по осени считают.
В) Мне грустно.
Г) Тишина.
3. Односоставное безличное предложение.
А) Вот и мама!
Б) У соседа ума не займёшь.
В) А судьи кто?
Г) В саду темно.
4. Односоставное назывное предложение.
А) Дрожит как лист на осине.
Б) Сильнее кошки зверя нет.
В) По росту одежду кроят.
Г) Какое дивное утро.
Задание № 2. В каком из вариантов правильно указан главный член односоставного предложения?
1. К твёрдым убеждениям нужно относиться с уважением. (В.Гаршин.)
А) нужно относиться с уважением
Б) нужно
В) относиться
Г) нужно относиться
2. Всякое деяние осматривай со стороны его вреда и его пользы (Л.Толстой.)
А) осматривай
Б) осматривай со стороны
В) деяние со стороны
Г) со стороны его вреда и пользы
3. Каждое дело следует доводить до конца. (Я.Мавр.)
А) следует доводить
Б) следует доводить до конца
В) следует
Г) доводить
4. Никого так не презирают в народе, как изменников Родины. (В.Козлов.)
А) никого так не презирают
Б) никого так не презирают в народе
В) не презирают
Г) не презирают в народе
5. Непреодолимого на свете нет ничего. (А.Суворов.)
А) нет
Б) нет ничего
В) непреодолимого нет ничего
Г) на свете нет ничего
6. Стыдно презирать своих соотечественников и гнушаться ими.
( Н. Новиков.)
А) презирать и гнушаться
Б) стыдно
В) стыдно презирать
Г) стыдно презирать и гнушаться
Задание № 1. Укажите правильный вариант ответа.
1 Односоставное определённо-личное предложение.
А) Зима.
Б) Умную голову почитают смолоду.
В) Как чувствуешь себя?
Г) Светает.
2. Односоставное неопределённо-личное предложение.
А) На Бога надейся, а сам не плошай.
Б) Цыплят по осени считают.
В) Мне грустно.
Г) Тишина.
3. Односоставное безличное предложение.
А) Вот и мама!
Б) У соседа ума не займёшь.
В) А судьи кто?
Г) В саду темно.
4. Односоставное назывное предложение.
А) Дрожит как лист на осине.
Б) Сильнее кошки зверя нет.
В) По росту одежду кроят.
Г) Какое дивное утро.
Задание № 2. В каком из вариантов правильно указан главный член односоставного предложения?
1. К твёрдым убеждениям нужно относиться с уважением. (В.Гаршин.)
А) нужно относиться с уважением
Б) нужно
В) относиться
Г) нужно относиться
2. Всякое деяние осматривай со стороны его вреда и его пользы (Л.Толстой.)
А) осматривай
Б) осматривай со стороны
В) деяние со стороны
Г) со стороны его вреда и пользы
3. Каждое дело следует доводить до конца. (Я.Мавр.)
А) следует доводить
Б) следует доводить до конца
В) следует
Г) доводить
4. Никого так не презирают в народе, как изменников Родины. (В.Козлов.)
А) никого так не презирают
Б) никого так не презирают в народе
В) не презирают
Г) не презирают в народе
5. Непреодолимого на свете нет ничего. (А.Суворов.)
А) нет
Б) нет ничего
В) непреодолимого нет ничего
Г) на свете нет ничего
6. Стыдно презирать своих соотечественников и гнушаться ими.
( Н. Новиков.)
А) презирать и гнушаться
Б) стыдно
В) стыдно презирать
Г) стыдно презирать и гнушаться
Распределительный диктант.
Определенно-личные | Неопределенно-личные | Обобщенно-личные |
| | |
| | |
Цыплят по осени считают. Умную голову почитают смолоду. Зайца вылечили. Теперь мне очень хотелось спать. В чугунную доску били без устали. Звонят. Откройте дверь. Дети,
запишите предложение. Мне обещали, что я вообще не проеду. Просто подожду ребят. За стеной бубнили два голоса. Вот на второй день и поговорим. Над головой у меня вдруг завозились. В машине переночую. Берегите наш русский язык.
Распределительный диктант.
Определенно-личные | Неопределенно-личные | Обобщенно-личные |
| | |
| | |
Цыплят по осени считают. Умную голову почитают смолоду. Зайца вылечили. Теперь мне очень хотелось спать. В чугунную доску били без устали. Звонят. Откройте дверь. Дети,
запишите предложение. Мне обещали, что я вообще не проеду. Просто подожду ребят. За стеной бубнили два голоса. Вот на второй день и поговорим. Над головой у меня вдруг завозились. В машине переночую. Берегите наш русский язык.
Распределительный диктант.
Определенно-личные | Неопределенно-личные | Обобщенно-личные |
| | |
| | |
Цыплят по осени считают. Умную голову почитают смолоду. Зайца вылечили. Теперь мне очень хотелось спать. В чугунную доску били без устали. Звонят. Откройте дверь. Дети,
запишите предложение. Мне обещали, что я вообще не проеду. Просто подожду ребят. За стеной бубнили два голоса. Вот на второй день и поговорим. Над головой у меня вдруг завозились. В машине переночую. Берегите наш русский язык.
Распределительный диктант.
Определенно-личные | Неопределенно-личные | Обобщенно-личные |
| | |
| | |
Цыплят по осени считают. Умную голову почитают смолоду. Зайца вылечили. Теперь мне очень хотелось спать. В чугунную доску били без устали. Звонят. Откройте дверь. Дети,
запишите предложение. Мне обещали, что я вообще не проеду. Просто подожду ребят. За стеной бубнили два голоса. Вот на второй день и поговорим. Над головой у меня вдруг завозились. В машине переночую. Берегите наш русский язык.
Карточки для работы в парах:( выделите грамматическую основу и способ выражения сказуемого в односоставных обобщенно-личных предложениях, данных на карточках. )
1.Век живи – век учись.(Пословица)
2.Берегите друг друга, Добротой согревайте, Берегите друг друга, Обижать не давайте!
3. По одежке встречают – по уму провожают.
4. Не разгрызешь ореха – не съешь ядра.
5. Его просят, его ждут, а придет – прятаться начнут.
Карточки для работы в парах:( выделите грамматическую основу и способ выражения сказуемого в односоставных обобщенно-личных предложениях, данных на карточках. )
1.Век живи – век учись.(Пословица)
2.Берегите друг друга, Добротой согревайте, Берегите друг друга, Обижать не давайте!
3. По одежке встречают – по уму провожают.
4. Не разгрызешь ореха – не съешь ядра.
5. Его просят, его ждут, а придет – прятаться начнут.
Карточки для работы в парах:( выделите грамматическую основу и способ выражения сказуемого в односоставных обобщенно-личных предложениях, данных на карточках. )
1.Век живи – век учись.(Пословица)
2.Берегите друг друга, Добротой согревайте, Берегите друг друга, Обижать не давайте!
3. По одежке встречают – по уму провожают.
4. Не разгрызешь ореха – не съешь ядра.
5. Его просят, его ждут, а придет – прятаться начнут.
Карточки для работы в парах:( выделите грамматическую основу и способ выражения сказуемого в односоставных обобщенно-личных предложениях, данных на карточках. )
1.Век живи – век учись.(Пословица)
2.Берегите друг друга, Добротой согревайте, Берегите друг друга, Обижать не давайте!
3. По одежке встречают – по уму провожают.
4. Не разгрызешь ореха – не съешь ядра.
5. Его просят, его ждут, а придет – прятаться начнут.
Найдите среди односоставных предложений неопределённо-личные. Выпишите их, подчёркивая грамматическую основу и указывая форму глагола-сказуемого. Устно докажите правильность своей точки зрения. Используйте следующее начало рассуждения: «Я считаю, что это предложение односоставное, неопределённо-личное, так как…»
Серебряные чаши, ложки и бокалы особенно ценили в древности.
В весеннюю пору собирают берёзовый сок
Зимой снег зажигают рано
Найдите среди односоставных предложений неопределённо-личные. Выпишите их, подчёркивая грамматическую основу и указывая форму глагола-сказуемого. Устно докажите правильность своей точки зрения. Используйте следующее начало рассуждения: «Я считаю, что это предложение односоставное, неопределённо-личное, так как…»
Серебряные чаши, ложки и бокалы особенно ценили в древности.
В весеннюю пору собирают берёзовый сок
Зимой снег зажигают рано
Найдите среди односоставных предложений неопределённо-личные. Выпишите их, подчёркивая грамматическую основу и указывая форму глагола-сказуемого. Устно докажите правильность своей точки зрения. Используйте следующее начало рассуждения: «Я считаю, что это предложение односоставное, неопределённо-личное, так как…»
Серебряные чаши, ложки и бокалы особенно ценили в древности.
В весеннюю пору собирают берёзовый сок
Зимой снег зажигают рано
Найдите среди односоставных предложений неопределённо-личные. Выпишите их, подчёркивая грамматическую основу и указывая форму глагола-сказуемого. Устно докажите правильность своей точки зрения. Используйте следующее начало рассуждения: «Я считаю, что это предложение односоставное, неопределённо-личное, так как…»
Серебряные чаши, ложки и бокалы особенно ценили в древности.
В весеннюю пору собирают берёзовый сок
Зимой снег зажигают рано
Найдите среди односоставных предложений неопределённо-личные. Выпишите их, подчёркивая грамматическую основу и указывая форму глагола-сказуемого. Устно докажите правильность своей точки зрения. Используйте следующее начало рассуждения: «Я считаю, что это предложение односоставное, неопределённо-личное, так как…»
Серебряные чаши, ложки и бокалы особенно ценили в древности.
В весеннюю пору собирают берёзовый сок
Зимой снег зажигают рано
Найдите среди односоставных предложений неопределённо-личные. Выпишите их, подчёркивая грамматическую основу и указывая форму глагола-сказуемого. Устно докажите правильность своей точки зрения. Используйте следующее начало рассуждения: «Я считаю, что это предложение односоставное, неопределённо-личное, так как…»
Серебряные чаши, ложки и бокалы особенно ценили в древности.
В весеннюю пору собирают берёзовый сок
Зимой снег зажигают рано
4