Конспект урока русского языка в 9 классе на тему «Повторим орфографию. Буквы О-Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и наречий»
Цель: Научить ребят находить слова с данной орфограммой в тексте предложений., а также знать, как пишутся слова с данной орфограммой.
Ход урока: 1) Организационный момент.
2) Проверка Д\З: Прочитать словосочетания с орфограммой Чередующиеся гласные в корне слова.
3) Учитель: Ребята, у вас на партах лежат тексты. Прочитайте их внимательно, сегодня на уроке мы будем отрабатывать задания №2, №3 и №5 из экзаменационного теста.
ТЕКСТ
(1) Всех знаю в своей деревне — старых, молодых, даже детей, если не по именам, то по обличью. (2) А тут, смотрю, гребётся какой-то старичешко от почты по пыльной песчаной обочине. (3) Кто? (4) Сапоги кирзовые, громадные, оттого что высохшие ножонки торчат в стоячих голенищах, как палки, батог в руке, сверкающий на солнце…
(5) Подхожу ближе и глазам не верю: Павел Васильевич Савин.
(6) Похудел, высох, глаза завалились, будто с того света смотрят… (7) А борода? (8) Где савинская борода? (9) Еще какой-то год назад взобьет, распушит, расправит — целая копна на груди.
(10) А какой он в молодости был, этот Павел Васильевич! (11) Какая силушка, какая удаль гуляла по земле! (12) Весной у нас, когда схлынет половодье да в Пинегу выпустят лес, самое ухарство — перебежать с багром в руках с одного берега на другой по плывучим бревнам.
(13) Перебегал.
(14) А что за диво, что за картина — я тогда был еще совсем-совсем ребятенком, — когда он ехал за невестой! (15) В жизни не видал такой бешеной скачки допьяна напоенных рысаков в праздничной, жаром горящей сбруе. (16) Мороз, солнце, а он стоит в расписных санках, в одной кумачовой рубахе, без шапки. (17) Само нетерпенье, сама ярость.
— (18) Павел Васильевич, — спрашиваю, — да ты ли это?
— (19) Я, парень, я. (20) Всё болею, на другую фатеру приказано перебираться.
(21) Я стал говорить какие-то слова утешения.
— (22) Нет, нет, не утешай — отгулял свое. (23) На почту это ходил. (24) Деньги на похороны сымал. (25) Было шестьсот рублей накоплено, все снял. (26) Не хочу, чтобы дети на меня разорялись. (27) И хочу проститься с земляками по-хорошему: чтобы все, кто придет, были угощены… (28) Чтобы все запомнили, как последний старик деревни уходит на покой…
(29) Я не удивился словам Павла Васильевича. (30) Оставались еще в деревне три-четыре старика. (31) Но последним-то стариком деревни называли только его, Павла Васильевича. (32) Он был из той уходящей породы русских мужиков, которые умели и жить с размахом, и работать всласть, и чудить.
(33) Павел Васильевич умер в тот же день, под вечер, когда садилось солнце.
(34) Всю весну и все лето лежал на своей старинной деревянной кровати возле дверей, а тут вдруг запросился на пол.
(35) Дети (сыновья и дочери к тому времени уже съехались) исполнили просьбу — разостлали на полу, там, где стоял обеденный стол, перину, перенесли отца.
— (36) А теперь Матрёна пущай ляжет рядом со мной. (37) Сыновья и дочери переглянулись: что еще выдумал старик?
— (38) Матерь, говорю, рядом повалите.
(39) Матрена сидела в старом ватнике, прислонившись спиной к теплой печке. (40) Когда-то это была писаная красавица, и Павел Васильевич смертным боем бился из-за нее со своими многочисленными соперниками, да и потом, когда уже был в годах, обожал ее. (41) «У меня Матрёнка… Моя Матрёнка… Я с Матрёнкой…» — это был любимый его разговор, и пьяного, и трезвого.
(42) А сейчас Матрёна, когда заговорил о ней муж, даже ухом не повела, потому как она уж года три была не в своем уме.
— (43) Папа, — заговорила старшая дочь осторожно (Павел Васильевич в строгости держал детей), — зачем тебе мама-то? (44) Нехорошо ведь.
— (45) Повалите, говорю, рядом со мной матерь.
(46) Сыновья и дочери опять переглянулись, и что делать, как перечить умирающему отцу?
— (47) Матрёнка, — сказал Павел Васильевич, когда старуху положили с ним рядом, — обними меня в последний раз.
(48) Матрёна, к которой в эту минуту, видимо, каким-то чудом, вернулся рассудок, неловко, суковатыми руками обхватила мужа.
— (49) Вот и ладно, — прослезился Павел Васильевич. — (50) А теперь оставь меня одного, я помирать буду.
(51) И вскоре на глазах у всех умер.
(52) Хоронили Павла Васильевича всей деревней. (53) Все шли за гробом — и стар и мал. (54) Все провожали в последний путь своего последнего старика.
(По Ф. Абрамову∗).
∗ Фёдор Александрович Абрамов (1920—1983 гг.) — русский советский писатель, литературовед, публицист; один из наиболее известных представителей так называемой деревенской прозы, значительного направления советской литературы 1960–1980-х годов. Тема судьбы человека в русской деревне стала ведущей в его творчестве и отразилась в таких произведениях, как тетралогия «Братья и сестры», повесть «Алька», сборник рассказов «Трава-мурава» и др.
2) В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Павла Васильевича называли последним стариком деревни?»
1В деревне не осталось стариков, кроме Павла Васильевича.
2Павла Васильевича почитали больше других стариков.
3Так называл себя сам Павел Васильевич.
4Павел Васильевич был воплощением особого типа людей, ныне уходящего.
3) Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1В жизни не видал такой бешеной скачки допьяна напоенных рысаков в праздничной, жаром горящей сбруе.
2Сапоги кирзовые, громадные, оттого что высохшие ножонки торчат в стоячих голенищах, как палки, батог в руке, сверкающий на солнце…
3Все шли за гробом — и стар и мал.
4А тут, смотрю, гребется какой-то старичешко от почты по пыльной песчаной обочине.
5) Из предложений 6-10 выпишите слово, которое можно проверить правилом о правописании О-Е после шипящих и Ц на конце наречий
4) Задания: Определите тип речи, стиль речи, тему текста и основную мысль текста.
При этом мы отработаем сегодня задания №2 и №3 из тестовой части ОГЭ по русскому языку.
5) Учитель: Сегодня, ребята, мы с вами работает с орфограммой «Правописание О-Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и наречий». Задания такого типа – это №5 в тестах.
Обратимся к теории.

6)
Тест на тему «Правописание о-е после шипящих и ц в разных частях речи
1). Укажите слово, в суффиксе которого пишется буква О:
а) девч…нка в) печ…нка
б) туш…нка г) сгущ…нка
2). Укажите слово, в суффиксе которого пишется буква Е:
а) петуш…к в) червяч…к
б) шапч…нка г) замоч…к
3). Укажите ряд слов, в окончании которых пишется буква О:
а) чуж…го, больш…го, рыж…го, хорош…го
б) камыш…м, барж…й, пейзаж…м, луч…м
в) свеч…й, мяч…м, меж…й, нож…м
г) плач…м, продаж…й, дач…й
4). Укажите слово, в котором после Ц пишется буква О:
а) бойц…м в) знаменосц…м
б) креслиц…м г) маслиц…м
5). Укажите слово с буквой Е на конце:
а) свеж… в) горяч…
б) певуч… г) ещ…
7) Распределительный диктант (запишите слова в 2 колонки, в первую – с буквой О, во вторую – с буквой Е)

8) Синтаксическая пятиминутка. Запишите предложение, расставьте знаки препинания, определите количество грамматических основ, ответ запишите цифрой. Это задание №11 в тестах ОГЭ
Дует сердито ветер, нагоняет много туч, срывает последние листы с деревьев, потому что осень уже прочно вступила в свои права.
9) Дополнительное задание
Ночёвка в лесу.
Первый день похода подходил к концу. Надо было где-то заночевать. Мы стали готовиться к ночёвке и расположились на берегу небольшой речонки, бережок которой был очень красив. Недалеко шумели камышовые заросли.
Все стали собирать хворост для костра. Командир похода зажёг спичку и разжёг костёр. Огонь осветил чащобу вокруг нас. Отовсюду слышались шорохи и шёпот леса, отражённые лесом. Мы стояли у зажженного костра и смотрели на огонь. Становилось горячо, мы приготовили заварку и залили её кипячёной водой, печёный картофель был уже готов. Порезали копчёную колбасу и чёрный хлеб, открыли банки тушёнки и сгущёнки. Я достала из холщового мешочка шоколад и угостила всех.
Вскоре к нам подошёл небольшой мальчонка в кумачовой рубашонке, в чёрной куртке с капюшоном. С ним были разношёрстная кошка и собачонка. Мальчик положил свой холщовый половичок около костра, сел на него и стал греть ноги. Мы предложили ему поужинать, он согласился и стал есть, как прожорливый медвежонок. Поев и согревшись, он стал танцевать щёголем, выразительно двигая плечом. Пышная чёлка падала ему на глаза. Он держался молодцом и сорвал бурные аплодисменты. Вскоре все легли спать.
Утром было свежо. Наш гость пошёл в лес и набрал много грибов и желудей. Позавтракав с ним печёнкой и выпив боржоми, мы отправились дальше.
10) Домашнее задание: Придумайте и запишите словарный диктант, состоящий из 25-30 слов на повторенную сегодня на уроке орфограмму.