Урок русского языка в 9 классе
Тема урока «Придаточные подлежащные »
Автор: Гаврилова Татьяна Владимировна,
Учитель русского языка и литературы
МКОУ»Сосновская СОШ»
Урок предназначен для УМК под. ред. В.В. Бабайцевой.
Цель урока: усвоение знаний о строении и особенностях подлежащных придаточных предложениях; совершенствование орфографических и пунктуационных навыков учащихся.
Ход урока:
Оргмомент.
Готовимся к ОГЭ:
Выполните задания:
1. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) мирилась 2) вырезать 3) набираем 4) одевать
2. Укажите слово с непроверяемой безударной гласной в корне.
1) относились 2) горизонте 3) забегает 4) догадается
3. Укажите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
1) предлагал 2) утирал 3) замирал 4) отбивал
4.Укажите слово с безударной гласной в корне, не проверяемой ударением.
1) заболевал 2) домашний 3) лабиринт 4) переписали
Среди предложений 30–37 найдите сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Среди предложений 32–37 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(30)Когда я уселась в учительской за тетради, оказалось, что шесть работ из пачки исчезли. (31)Среди них были диктанты Сени Голубкина и Вани.
(32)На большой перемене мы с директором в опустевшем классе стали пробиваться к голубкинской совести. (33)Именно тогда, в разгар нашей беседы, появился Ваня Белов и сказал:
– (34)Я пришёл, чтобы отдать себя в руки правосудия!
(35)Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани. (36)После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант. (37)Сеня Голубкин получил тройку, поскольку уже успел обнаружить на перемене свои ошибки, и перешёл в седьмой класс.
Объяснение нового материала:
Анализ предложения:
Все успевает тот кто время бережёт. ( Пословица)
- Расставьте знаки препинания.
- Охарактеризуйте предложение ( СПП, главное – все успевает тот., придаточное-
кто время бережет)
- Попробуйте определить вид придаточного. ( Учащиеся испытывают затруднение, предлагается им прочитать § 211
- Сформулируйте тему нашего урока и попробуйте определить цели. Чего мы должны добиться в результате изучения темы?
- Предлагается деформированный текст для закрепления:
Подлежащные придаточные отвечают на ___________________________________, к главному прикрепляются ________________________________________________
______________________________________________________________________,
Придаточные подлежащные раскрывают содержание ________________________,
выполняющих в составе главных предложений ______________________________,
но в главном предложении может отсутствовать _____________________________.
Закрепление изученного материала:
Расставьте недостающие знаки препинания, определите вид придаточного.
( обязательно требование комментария учащимися вслух, постановка вопроса к придаточному и составление схем.)
Важно чтобы все это поняли.(Л.Н.Толстой) 2. Было нехорошо что ветер усиливался.
(А.Толстой) 3. Казалось будто море погрузилось в сон. (В.Арсеньев) 4. Мне не нравилось когда меня именовали «самородком» и «сыном народа». (М. Горький)
5. Для него было совершенно безразлично где ночевать. (В. Арсеньев) 6. Плохо когда идешь без проводника: все равно как слепой. (В.Арсеньев) 7. Трудно было определить где установлен репродуктор. (А. Чаковский) 8. Было решено чтобы студенты посещали булочную возможно реже. (М.Горький) 9. Бывает что писатель с увлечением пишет а читатель без увлечения читает. (А.Толстой)
Рефлексия:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Выполнили ли мы цели урока?
- Какие предложения называются придаточными подлежащными?
- Ваше настроение после урока ( выбор смайлика

)
Домашнее задание: § 211 , упр.112