Конспект
урока русского языка
в 9 классе
«Виды сложноподчиненных предложений»
Учитель русского языка и литературы
Мадаева А.Ш.
Тема: “Виды сложноподчиненных предложений”.
Цели: совершенствовать знания учащихся о типах сложноподчиненных предложений и умения определять виды придаточных предложений; формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподчиненные предложения, ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении; воспитывать любовь к искусству, умение работать в команде.
Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Актуализация опорных знаний. - Опрос учащихся
- Индивид.раб.со слабыми уч-ся(карт)
3. Синтаксический разбор предложения.
Милосердие согревает душу там, где проявляется взаимопонимание.
Лицо человека, которое искажается злобой, становится безобразным.
(Любим ходить на речку, которая поражает своей красотой).
[…сущ. ], (которая…).
(Под утро, когда буря спала, Алексей услышал отдаленные звуки боя).
[…, ( когда),… ].
4. Изучение новой темы
Придаточные определительные относятся к существительному, давая ему характеристику или раскрывая признак. Отвечают на вопросы: какой? который? чей?
- Присоединяются союзными словами какой, который, чей, где, когда, кто, что и др.
- «Мы любим дом, где любят нас». Анализ предложения.
- Определяемое существительное в главной части может иметь при себе указательные слова такой, тот.
- «Петя поскакал к тому месту, откуда слышались выстрелы. (Л.Н.Толстой)». Анализ предложения.
- Изъяснительные придаточные предложения относятся к словам со значением речи, мысли, отвечают на вопросы косвенных падежей, которые ставятся от поясняемого слова в главной части.
- «Дети чувствуют, кто их любит». - Присоединяются союзами: что, чтобы, как будто, как, присоединяются союзными словами: кто, что, где, когда, куда и др. и союзом – частицей ли.
- «Генерал осведомился, не сын ли я Андрея Петровича Гринёва.
- СПП с придаточными обстоятельственными имеют значения обстоятельства и делятся на группы: образа действия и степени, места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки, следствия.
Он бежал так, как раньше не бегал»
- Задание: зачитываем предложения, вы определяете вид придаточных обстоятельственных устно.
Куда ни взглянешь, всюду холмы.
2. Когда мы достигли вершины горы, солнце уже успело подняться.
3.Читатель ошибается, если представляет себе тайгу в виде рощи.
4. Вечером гости уехали, потому что в доме негде было поместиться.
5. Рефлексия.
1. Главным для меня на уроке было то, …
2. Теперь я буду знать, что …
3. Меня огорчило то, что …
4. Я рад, что…
5. Я хотел бы, чтобы …
6. Домашнее задание: п.13, упр.103