СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Написание разделительного твердого знака".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока - создание условий для открытия нового знания, связанного с правилом написания в словах разделительного ъ.

Просмотр содержимого документа
«Урок 2 класс Разделительный ъ»

Реализация ФГОС на уроках русского языка во 2 классе

Автор: Чепкасова Елена Михайловна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 4

г. Чайковский Пермского края


2 КЛАСС

(УМК Перспективная начальная школа)

Русский язык

(Урок открытия нового знания)

Тема «Написание разделительного Ъ»


Цель: создание условий для открытия нового знания, связанного с правилом написания в словах разделительного ъ.

Задачи:

1. на основе языкового материала создать проблемную ситуацию;

2. организовать деятельность учащихся, направленную на формирование УУД.

УУД

  • Познавательные (знаково-символическое регулирование; выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи; постановка и формулировка проблемы; рефлексия способа и условия действия; общеучебные: умение структурировать знания; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; поиск и выделение необходимой информации; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез; выбор оснований для сравнения).

  • Личностные (нравственно-этическая ориентация, действие смыслообразования, эмпатия; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности).

  • Регулятивные (целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; самооценка на основе критерия успешности).

  • Коммуникативные (учет разных мнений; формирование аргументации своего мнения в позиции коммуникации; умение выражать свои мысли; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; планирование учебного сотрудничества; управление поведением партнера; формулирование и аргументация своего мнения).

  • УУД постановки и решения проблемы: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.










Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Мотивирование к учебной деятельности (1-2 мин.)

- Ребята, у нас сейчас урок русского языка. Как вы думаете, что нам понадобится для того, чтобы урок прошёл интересно? Что нам пригодится для успешной работы на уроке?

-Пожелайте друг другу удачи сегодня на уроке - для этого хлопните в ладони друг друга с соседом по парте.

- Молодцы! И я желаю вам сегодня на уроке удачи и плодотворной работы.

Высказывания детей:

- Внимание, активность, трудолюбие, взаимовыручка, умение слушать другого и т.д.

Личностные: нравственно-этическая ориентация, действие смыслообразования.


  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (4-5 мин.)

- Ребята, откройте тетради и запишите число и классная работа.

- Начнём работу с небольшого объяснительного диктанта на повторение материала прошлого урока.

Какую мы изучали тему на прошлом уроке?

-Как доказать правописание в слове разделительного ь?




-Правильно. Модели, которые мы составили на прошлом уроке, помогут нам в этом.


Вывешивается модель: ь е ь е

ё ё

ю ю

я я

и и

Учитель диктует слова: вьюга, листья, воробьи.








- Сделайте, пожалуйста, вывод: когда в словах пишется разделительный ь?


Дети делают записи в тетради.





-Правописание разделительного ь.

-Выделить в слове корень. Разделительный мягкий знак пишется не после приставки, после согласной буквы и перед гласной буквой.











Записывают в тетрадях и на доске слова с комментированием : разделительный мягкий знак пишется не после приставки, после согласной буквы и перед гласной буквой. Выделяют корень, подчеркивают

согласную букву перед и гласную букву после мягкого знака.

- Разделительный ь пишется не после приставки и перед гласными буквами Е, Ё, Ю, Я, И.


Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения; построение логической цепи рассуждения.

Регулятивные: планирование учебной деятельности.

  1. Выявление места и причины затруднения (3-4 мин.)

- А сейчас давайте запишем слово сел.

- Давайте составим звуковую запись этого слова?

Учитель делает запись на доске: сел

[с'эл]

-Сделайте такую же запись в тетради.


-Ребята, измените, пожалуйста, слово сел так, чтобы появился звук [й'].


- Давайте составим звуковую запись.




- Ребята, а как же будет выглядеть буквенная запись этого слова? Обсудите в парах и запишите свои варианты в тетрадь.

Учитель проходит по классу, выбирает 2-3 человек с разными вариантами записи и предлагает им выйти к доске и записать свои варианты.


При отсутствии какого-либо варианта, его дополняет учитель.

- Почему у нас так получилось, что слово вы записали по-разному? Объясните, почему вы так написали?

-Давайте разбираться, кто прав.



Ответ детей.




Работают в тетради.



Дети произносят [с' й'эл]


Желающий ученик записывает звуковую запись на доске.

сел

[с'эл] [с'й'эл]


Работа в парах.



Дети делают на доске запись: сел

сьел

съел




Объяснения детей.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль.








Познавательные: постановка и формулировка проблемы.



Коммуникативные: управление поведением партнера; учет разных мнений; формирование аргументации своего мнения в позиции коммуникации.

  1. Построение проекта выхода из затруднения (4-6 мин.)

- Что мы должны сделать, чтобы выбрать верный вариант буквенной записи?

Если дети затрудняются с ответом, напомнить им о схеме написания разделительного ь.

-Давайте разберем слово съел по составу.


-Подходит к схеме правописания разделительного ь слово сьел?

-Значит ь можно писать в этом слове?

-А что же мы напишем?

- Значит какая запись будет верной?

- Проверьте по учебнику на стр. 107 написание слов сел – съел.



Учитель дополняет запись (образец) на доске с разбором слова съел по составу:

сел съел

[с'эл] [с'й'эл]

-Почему мы здесь должны писать разделительный ъ, а не ь, хотя тоже слышим звук [й']?


-Итак, как мы объясняли правописание разделительного ь знака в слове?

- Что нужно сделать, чтобы понять, почему в слове пишется разделительный ъ?

-Ребята, какая же цель нашего урока сегодня?


Физкультминутка.



- Определить состав слова.





У доски два человека разбирают по составу два варианта : сьел и съел.

-Нет. Разделительный ь пишется не после приставки.

- Нет.

- Запись с разделительным ъ.

Дети сверяются с записью в учебнике.







-Тут есть приставка.




- Разделительный ь пишется не после приставки.

- Разобрать слово по составу.


-Научиться писать слова с разделительным ъ.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: выбор способа действия.


Познавательные: знаково-символическое регулирование; выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи.




Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; поиск и выделение необходимой информации;

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

  1. Реализация построенного проекта (6-8 мин.)

- Ребята, откройте, пожалуйста, учебник на стр. 108.

Миша задает вопрос: «Но почему здесь пишется ъ, а не ь?»

Учитель пишет на доске большой знак вопроса ?

-Давайте разберемся. Рассмотрим пары слов в учебнике.

Далее идет работа по вопросам учебника (до № 117).

При выполнении задания «Продолжи высказывания» подводится итог: разделительный ъ пишется сразу после приставки и перед корнем. Разделительный ъ пишется перед буквами Е, Ё, Ю, Я.

- Кто составит схему правописания разделительного ъ?

- Переведите эту модель в словесную форму.


Дети открывают учебник на стр. 108 и фронтально отвечают на вопросы учебника.












- Сильный ученик составляет на доске с помощью класса схему:


ъ е

ё

ю

я


Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательные:

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.


  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4-5 мин.)

-Давайте будем учиться применять новые знания при выполнении упражнений. Выполним упражнение 117.

Сначала проводится устный разбор, ответы на вопросы.


Первое слово записывает на доске учитель.












-Ребята, посмотрите на плакат Летучей мыши (стр. 109-110) и объясните, что она хочет вам сказать. Для этого продолжите высказывания.






Дети отвечают устно фронтально.



Первое слово комментирует сильный ученик: в слове подъехал корень -ех, который начинается на гласную букву и приставка под-, которая оканчивается на согласную букву, значит после приставки и перед корнем мы пишем разделительный ъ.

Далее дети работают письменно в тетрадях и по-цепочке у доски с комментарием.


Дети заканчивают высказывания и т.о. делают вывод, что разделительный ъ пишется сразу после приставки и перед корнем; разделительный ъ пишется перед буквами Е, Ё, Ю, Я; разделительный Ъ показывает, что после него буква гласного обозначает два звука, один из которых [й'].

Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Регулятивные: обучение действию контроля.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3-5 мин.)

- А теперь я предлагаю вам самостоятельно выполнить в Тетради на печатной основе задание № 74 на стр. 56.


-Кто готов, проверьте правильность выполнения, опираясь на образец, записанный на доске. Можете свериться со своим соседом.

- Исправьте ошибки, если они есть.

-Кто справился без ошибок?

-У кого не все получилось?

-Что не получилось и почему?

Открывают тетради.


Работают самостоятельно.


Самопроверка выполненной работы.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин.)

- Итак, пришло время подвести итоги. Какую цель мы ставили перед собой сегодня?

- Удалось нам достигнуть поставленной цели?

-Почему?

-Что на уроке у вас хорошо получалось?

-Над чем еще надо поработать?

-У вас на партах приклеены стикеры. Напишите, пожалуйста, на них свое имя.

Учитель открывает на доске рисунок пьедестала.

-Кто на уроке работал активно, справился со всеми заданиями без ошибок? У кого получилась работа в парах? Прикрепите свой стикер на верхнюю ступень пьедестала. Вы сегодня молодцы!

-Если у вас все получилось, но с недочетами – ваша ступень вторая.

-Если же было много ошибок, работа в паре не получилась, на уроке работали мало, то займите нижнюю ступеньку.

-Не огорчайтесь! Все еще впереди.

Ребята, мы в начале урока пожелали друг другу успеха. Кто же был успешен на уроке? Кто нам сегодня помог?

-Я благодарю вас за работу. Урок окончен.

-Научиться писать в словах разделительный ъ.

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания; рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли; формулирование и аргументация своего мнения.

Регулятивные: оценка и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование; самооценка на основе критерия успешности.

Личностные: эмпатия; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.