1. на основе языкового материала создать проблемную ситуацию;
2. организовать деятельность учащихся, направленную на формирование УУД.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Мотивирование к учебной деятельности (1-2 мин.) | - Ребята, у нас сейчас урок русского языка. Как вы думаете, что нам понадобится для того, чтобы урок прошёл интересно? Что нам пригодится для успешной работы на уроке? -Пожелайте друг другу удачи сегодня на уроке - для этого хлопните в ладони друг друга с соседом по парте. - Молодцы! И я желаю вам сегодня на уроке удачи и плодотворной работы. | Высказывания детей: - Внимание, активность, трудолюбие, взаимовыручка, умение слушать другого и т.д. | Личностные: нравственно-этическая ориентация, действие смыслообразования. |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (4-5 мин.) | - Ребята, откройте тетради и запишите число и классная работа. - Начнём работу с небольшого объяснительного диктанта на повторение материала прошлого урока. Какую мы изучали тему на прошлом уроке? -Как доказать правописание в слове разделительного ь? -Правильно. Модели, которые мы составили на прошлом уроке, помогут нам в этом.    Вывешивается модель: ь е ь е ё ё ю ю я я и и Учитель диктует слова: вьюга, листья, воробьи. - Сделайте, пожалуйста, вывод: когда в словах пишется разделительный ь? | Дети делают записи в тетради. -Правописание разделительного ь. -Выделить в слове корень. Разделительный мягкий знак пишется не после приставки, после согласной буквы и перед гласной буквой. Записывают в тетрадях и на доске слова с комментированием : разделительный мягкий знак пишется не после приставки, после согласной буквы и перед гласной буквой. Выделяют корень, подчеркивают согласную букву перед и гласную букву после мягкого знака. - Разделительный ь пишется не после приставки и перед гласными буквами Е, Ё, Ю, Я, И. | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения; построение логической цепи рассуждения. Регулятивные: планирование учебной деятельности. |
Выявление места и причины затруднения (3-4 мин.) | - А сейчас давайте запишем слово сел. - Давайте составим звуковую запись этого слова? Учитель делает запись на доске: сел [с'эл] -Сделайте такую же запись в тетради. -Ребята, измените, пожалуйста, слово сел так, чтобы появился звук [й']. - Давайте составим звуковую запись. - Ребята, а как же будет выглядеть буквенная запись этого слова? Обсудите в парах и запишите свои варианты в тетрадь. Учитель проходит по классу, выбирает 2-3 человек с разными вариантами записи и предлагает им выйти к доске и записать свои варианты. При отсутствии какого-либо варианта, его дополняет учитель. - Почему у нас так получилось, что слово вы записали по-разному? Объясните, почему вы так написали? -Давайте разбираться, кто прав. | Ответ детей. Работают в тетради. Дети произносят [с' й'эл] Желающий ученик записывает звуковую запись на доске. сел [с'эл] [с'й'эл] Работа в парах. Дети делают на доске запись: сел сьел съел Объяснения детей. | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль. Познавательные: постановка и формулировка проблемы. Коммуникативные: управление поведением партнера; учет разных мнений; формирование аргументации своего мнения в позиции коммуникации. |
Построение проекта выхода из затруднения (4-6 мин.) | - Что мы должны сделать, чтобы выбрать верный вариант буквенной записи? Если дети затрудняются с ответом, напомнить им о схеме написания разделительного ь. -Давайте разберем слово съел по составу. -Подходит к схеме правописания разделительного ь слово сьел? -Значит ь можно писать в этом слове? -А что же мы напишем? - Значит какая запись будет верной? - Проверьте по учебнику на стр. 107 написание слов сел – съел. Учитель дополняет запись (образец) на доске с разбором слова съел по составу: сел съел [с'эл] [с'й'эл] -Почему мы здесь должны писать разделительный ъ, а не ь, хотя тоже слышим звук [й']? -Итак, как мы объясняли правописание разделительного ь знака в слове? - Что нужно сделать, чтобы понять, почему в слове пишется разделительный ъ? -Ребята, какая же цель нашего урока сегодня? Физкультминутка. | - Определить состав слова. У доски два человека разбирают по составу два варианта : сьел и съел. -Нет. Разделительный ь пишется не после приставки. - Нет. -Ъ - Запись с разделительным ъ. Дети сверяются с записью в учебнике. -Тут есть приставка. - Разделительный ь пишется не после приставки. - Разобрать слово по составу. -Научиться писать слова с разделительным ъ. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: выбор способа действия. Познавательные: знаково-символическое регулирование; выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; поиск и выделение необходимой информации; УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. |
Реализация построенного проекта (6-8 мин.) | - Ребята, откройте, пожалуйста, учебник на стр. 108. Миша задает вопрос: «Но почему здесь пишется ъ, а не ь?» Учитель пишет на доске большой знак вопроса ? -Давайте разберемся. Рассмотрим пары слов в учебнике. Далее идет работа по вопросам учебника (до № 117). При выполнении задания «Продолжи высказывания» подводится итог: разделительный ъ пишется сразу после приставки и перед корнем. Разделительный ъ пишется перед буквами Е, Ё, Ю, Я. - Кто составит схему правописания разделительного ъ? - Переведите эту модель в словесную форму. | Дети открывают учебник на стр. 108 и фронтально отвечают на вопросы учебника. - Сильный ученик составляет на доске с помощью класса схему:   ![]() ъ е ё ю я | Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Познавательные: логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4-5 мин.) | -Давайте будем учиться применять новые знания при выполнении упражнений. Выполним упражнение 117. Сначала проводится устный разбор, ответы на вопросы. Первое слово записывает на доске учитель. -Ребята, посмотрите на плакат Летучей мыши (стр. 109-110) и объясните, что она хочет вам сказать. Для этого продолжите высказывания. | Дети отвечают устно фронтально. Первое слово комментирует сильный ученик: в слове подъехал корень -ех, который начинается на гласную букву и приставка под-, которая оканчивается на согласную букву, значит после приставки и перед корнем мы пишем разделительный ъ. Далее дети работают письменно в тетрадях и по-цепочке у доски с комментарием. Дети заканчивают высказывания и т.о. делают вывод, что разделительный ъ пишется сразу после приставки и перед корнем; разделительный ъ пишется перед буквами Е, Ё, Ю, Я; разделительный Ъ показывает, что после него буква гласного обозначает два звука, один из которых [й']. | Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Регулятивные: обучение действию контроля. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3-5 мин.) | - А теперь я предлагаю вам самостоятельно выполнить в Тетради на печатной основе задание № 74 на стр. 56. -Кто готов, проверьте правильность выполнения, опираясь на образец, записанный на доске. Можете свериться со своим соседом. - Исправьте ошибки, если они есть. -Кто справился без ошибок? -У кого не все получилось? -Что не получилось и почему? | Открывают тетради. Работают самостоятельно. Самопроверка выполненной работы. | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин.) | - Итак, пришло время подвести итоги. Какую цель мы ставили перед собой сегодня? - Удалось нам достигнуть поставленной цели? -Почему? -Что на уроке у вас хорошо получалось? -Над чем еще надо поработать? -У вас на партах приклеены стикеры. Напишите, пожалуйста, на них свое имя. Учитель открывает на доске рисунок пьедестала. -Кто на уроке работал активно, справился со всеми заданиями без ошибок? У кого получилась работа в парах? Прикрепите свой стикер на верхнюю ступень пьедестала. Вы сегодня молодцы! -Если у вас все получилось, но с недочетами – ваша ступень вторая. -Если же было много ошибок, работа в паре не получилась, на уроке работали мало, то займите нижнюю ступеньку. -Не огорчайтесь! Все еще впереди. Ребята, мы в начале урока пожелали друг другу успеха. Кто же был успешен на уроке? Кто нам сегодня помог? -Я благодарю вас за работу. Урок окончен. | -Научиться писать в словах разделительный ъ. | Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: умение выражать свои мысли; формулирование и аргументация своего мнения. Регулятивные: оценка и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование; самооценка на основе критерия успешности. Личностные: эмпатия; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |