СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока с презентацией "Транспорт России"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по экономической географии России с использованием интерактивной доски.

Основная цель урока сформировать у учащихся умения устанавливать причинно-следственные связи при изучении нового материала, умения сопоставлять различные тематические карты, сформировать знания по теме «Транспорт России»

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока географии»

Технологическая карта урока


Предмет, класс

География, 9 класс

ФИО учителя

Коваль Любовь Анатольевна

Тема урока

Транспорт России

Место и роль урока в изучаемой теме

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний по теме «Транспорт России»


Цель урока

Сформировать у учащихся представление о транспортном комплексе – его роли и значении в экономике страны, связи с другими отраслями и межотраслевыми комплексами

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

Способствовать формированию у учащихся целостного представления о транспорте как отрасли материального производства; рассмотреть принцип оценки работы различных видов транспорта; познакомить учащихся с особенностями размещения на территории страны крупнейших центров и узлов; рассмотреть основные проблемы, стоящие перед транспортным комплексом.

Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации: тематическими картами, текстовой информацией, статистическими данными; умение систематизировать и классифицировать информацию; способствовать развитию коммуникативной и информационной культуры учащихся.

воспитывать интерес учащихся к изучению хозяйства своего государства; коммуникативные навыки.


Планируемые результаты

Сформировать умения устанавливать причинно-следственные связи при изучении нового материала, умения сопоставлять различные тематические карты, сформировать знания по теме «Транспорт России»

Тип урока

Изучение нового материала

Вид урока


Используемые технологии

Информационно – коммуникационные, технология проблемного обучения, технология опережающего обучения, здоровьесберегающие технологии.

Учебно-методический комплекс

Источники информации

Оборудование

Дидактическое сопровождение

Материалы для познавательной деятельности ученика

«География: Население и хозяйство России» учебник для 9 класса /Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев, атлас 9 класс




Презентация к уроку «Транспорт России», интерактивная доска

Карточки со статистическими данными, индивидуальные задания

Статистический материал

Организационная структура урока

Название этапа урока

Длительность, мин.

Цель

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы

ФОУД*

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Ожидаемый результат

I.Организа-ционный и мотивационный момент

2 мин.

Организовать внимание учащихся, нацелить на активную работу в ходе урока.



Ф

Проверяет готовность уч-ся к уроку, информирует о дом. задании.

Готовит рабочее место,

Вклеивают в дневники листочки с дом. заданием

Полная готовность класса и оборудования.

II.

1. Актуализация полученных ранее знаний и умений

10 мин.

Активизация опорных знаний и умений.



Презентация

https://drive.google.com/drive/folders/0B_6MrKI_yWmyYzgtTHpOZFE1ZU0

Крупный предприниматель решает вложить свои финансы в развитие хозяйства Дальнего Востока – построить либо крупный металлургический комбинат, либо предприятие пищевой промышленности: молочный или мясной комбинат. Задача для учащихся

Проблемный, частично-поисковый

Ф, П, Г

Ставит проблемную задачу

Приступают к решению проблем, опираясь на карты атласа и полученные ранее знания. Приводят доказательства на поставленные вопросы

Показать знание факторов, влияющих на размещение предприятий промышленности, умение анализировать тематические карты. Должны выявить, что одним из факторов является транспортный.

2. Подготовка к изучению нового материала


1 мин

Акцентирование внимания учащихся на изучение нового материала



Ф

Называет тему урока

тему урока, записывают в тетрадь,

формулируют цель урока


III. Изучение нового материала




2 мин


Выражение «Транспорт – кровеносная система страны»

«транспорт»


Ф







Ф

Читает выражение





Озвучивает термин

Доказывают правильность этого высказывания,

Записывают термин в тетрадях

Показать умение рассуждать, анализировать, сравнивать

Работа в группах




















































































































23 мин

Познакомить уч-ся с составом транспортного комплекса, его ведущими отраслями, рассмотреть принцип оценки работы различных видов транспорта, проанализировать географию различных ведущих видов транспорта России; совершенствовать умение учащихся анализировать информацию, сопоставлять, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать текстовую информацию в схемы, таблицы.

Понятие «Транспорт», виды транспорта, показатели работы транспорта, задачи, которые решает транспортный комплекс, обеспеченность транспортными путями европейской и азиатской частей страны, основные магистрали.





Термин «транспортная система»








































































































Частично-поисковый, картографический, метод работы в группах, приемы работы с текстовой информацией – составление схем








Г





























Ф

Ставит перед группами задачи

























Озвучивает термин





































































































Подводит детей к выводу




Работают в группах с картами атласа, текстом учебника, составляют схему, делают выводы.

Демонстрируют подготовленные материалы, схемы,

















































































































Делают вывод

о недостаточной обеспеченности транспортной сетью территории страны

«Эксперты» предоставляют отчет о проделанной экспертизе представленных объектов


1гр, - Выявляют составляющие понятия «транспорт»,

2гр – обозначают задачи, которые решает транспортный комплекс;

4гр – используя текст учебника, составляют схему «виды транспорта»;

3гр – используя текст учебника, выделяют показатели транспорта;

6гр – работают с картой «Автомобильный и воздушный транспорт», сравнивают плотность автомобильных дорог в европейской и азиатской частях России,

7 гр - работают с картой «Водный транспорт», сравнивают обеспеченность водными путями европейской и азиатской частей России, их роли в экономике.

5гр – работают с картой «Железнодорожный транспорт», выявляют обеспеченность транспортными путями территории страны, определяют основные магистрали;


















Работа в парах

7 мин

Познакомить школьников с отдельными видами транспорта, их особенностями, значением, уровнем развития


Поисковый, работа с текстом

Г

Организует работу учащихся

Работают с текстовой информацией, заполняют таблицу

Выявляют роль различных видов транспорта в хозяйстве,

ведущий вид транспорта.

IV. Подведение итогов

2 мин

Закрепить знания, полученные в ходе изучения нового материала


Эвристическая беседа

Ф

Задает вопросы, нацеливает учащихся на вывод.

Делают вывод


Диагностика результатов урока


Сформировано представление у школьников о транспортном комплексе России, его ведущих отраслях, их значении в уровне развития регионов страны, об обеспеченности транспортными путями отдельных территорий. Отработано умение учащихся анализировать информацию, сопоставлять, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать текстовую информацию в схемы, таблицы.


Домашнее задание

1 уровень – п. 30 («География: Население и хозяйство России» учебник для 9 класса /Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев, атлас 9 класс)

2 уровень – п. 30, составить таблицу «Влияние природных условий на работу транспорта)

3 уровень – п. 30, подготовить сообщение «Транспорт и экология» (автомобильный, железнодорожный, морской, речной, авиационный)

Индивидуальное задание – п. 30, подготовить сообщение «Развитие железнодорожного транспорта в России

* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая)

7



Просмотр содержимого документа
«Транспорт России»

География 9 класс

Урок по теме: «Транспорт России»

Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения и первичного закрепления новых знаний по теме «Транспорт России»


Цель урока: Сформировать у учащихся представление о транспортном комплексе – его роли и значении в экономике страны, связи с другими отраслями и межотраслевыми комплексами


Задачи урока:

  1. Обучающая - Способствовать формированию у учащихся целостного представления о транспорте как отрасли материального производства; рассмотреть принцип оценки работы различных видов транспорта; познакомить учащихся с особенностями размещения на территории страны крупнейших центров и узлов; рассмотреть основные проблемы, стоящие перед транспортным комплексом.

  2. Развивающая - Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации: тематическими картами, текстовой информацией, статистическими данными; умение систематизировать и классифицировать информацию; способствовать развитию коммуникативной и информационной культуры учащихся.

  3. Воспитывающая – воспитывать интерес учащихся к изучению хозяйства своего государства; коммуникативные навыки.


Оборудование: «География: Население и хозяйство России» учебник для 9 класса /Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев, атлас 9 класс; презентация к уроку «Транспорт России», интерактивная доска; карточки со статистическими данными, индивидуальные задания.



ХОД УРОКА

  1. Орг. Момент Организовать внимание учащихся, нацелить на активную работу в

ходе урока.

Перед уроком на парты учащихся приклеиваются стикеры разного цвета с разноуровневым домашнем заданием.

  1. Актуализация полученных ранее знаний и умений для обеспечения продуктивной деятельности учащихся при изучении нового материала .

Учитель ставит перед учащимися проблемную задачу:

Изучая хозяйство России, вы уже знаете, что распространение отраслей промышленности по территории нашей страны неравномерное. На размещение отраслей промышленности и сельское хозяйство оказывают влияния различные факторы Давайте представим ситуацию, когда крупный предприниматель решает вложить свои финансы в развитие хозяйства Дальневосточного экономического района – построить либо крупный металлургический комбинат, либо предприятие пищевой промышленности: молочный или мясной комбинат. В районе поселка Мирный. Ваша задача:

1Ряд - доказать целесообразность размещения предприятий черной металлургии на данной территории.

2Ряд - доказать целесообразность размещения предприятий пищевой промышленности (молочного комбината) на данной территории.

3Ряд – привести доводы, доказывающие нерентабельность данной затеи.

Учащиеся работают по плану:

  1. Природные ресурсы (сырьевая база, агроклиматические ресурсы)

  2. Потребители.

  3. Обеспеченность транспортом

  4. Обеспеченность квалифицированными рабочими кадрами.



4 Группа «эксперты»* – получает индивидуальное задание (Проведите географическую экспертизу представленных проектов).





Учащиеся приводят свои доказательства, приходят к выводу, что одним из факторов, оказывающих влияние на строительство металлургического комбината и молочного завода, является транспортный фактор.

- Тема сегодняшнего урока? «Транспорт России». (запись темы в тетрадь)

- Исходя из темы урока, сформулируйте цель урока.

Изучить транспортный комплекс России, его роль в экономике страны

  1. Изучение нового материала.

  1. - Существую выражение «Транспорт – это кровеносная система страны». Докажите правильность этого высказывания.

Запись термина «транспорт» в тетрадь.

  1. Работа в группах:

1. Гр. – выявить, что включает в себя понятие «транспорт» (средства передвижения, пути сообщения, вспомогательные устройства: порты, вокзалы, аэропорты; специалистов – транспортников)

2 гр. – обозначить задачи, которые решает транспорт

3 гр. – используя текст учебника, выделить показатели транспорта (кол-во перевезенных грузов и пассажиров, себестоимость, грузоподъемность, скорость перевозок, влияние природных условий на работу)

4.гр. – составить схему «Виды транспорта»

5 гр. – работа с картой «Железнодорожный транспорт». Выявить обеспеченность транспортом Европейской и Азиатской частей страны. Основные магистрали. Что преобладает в структуре грузоперевозок.

6 гр - работа с картой «Автомобильный и воздушный транспорт». Сравнить плотность автомобильных дорог в Европейской и Азиатской частях страны.

7 гр – работа с картой «Водный транспорт». Сравнить Азиатскую и Европейскую части нашей страны по обеспеченности водными путями и их роли в экономике.

  1. выступление групп в следующем порядке:

1гр слайд «составляющие термина «Транспорт»,

2гр слайд «Задачи транспорта»

Слайд «Транспортная система»

Учитель: с помощью какого-либо одного виды транспорта решить эти задачи невозможно, поэтому в России все виды транспорта взаимодействуют друг с другом, дополняя друг друга, образую транспортную систему. – Исходя из определения, раскройте термин «транспортный узел»

(Если посмотреть на карту транспорта, то можно заметить, что крупные города на ней напоминают пауков, сидящих в центре или на краю раскинувшейся вокруг них паутины. Сюда сходятся многочисленные дороги, трубопроводы, авиалинии. Пути сообщения образуют сеть, а их пересечения – транспортные узлы).

4 гр слайд «Виды транспорта»

3 гр слайд «Показатели работы транспорта»

6 гр слайд «Автомобильный и воздушный транспорт»

7 гр слад «Водный транспорт».

5 гр слайд «карта «Железнодорожный транспорт»

Вывод: Из анализа тематических карт какой можно сделать вывод? (территория России недостаточно обеспечена транспортной сетью).

Выступление «экспертов» проведению географической экспертизы представленных проектов.











  1. Учитель: работая с текстом параграфа, заполните таблицу «Анализ эффективности работы транспорта»


железнодорожный

автомобильный

морской

речной

воздушный

Низкая себестоимость






Большая скорость транспортировки






Большая дальность перевозок






Влияние на окружающую среду






Влияние природных условий на работу транспорта






Возможность доставки груза непосредственно к потребителю








Роль различных видов транспорта в транспортной системе определяется их долей в общей работе транспорта. При выборе вида транспорта учитывают себестоимость и скорость транспортировки, грузоподъемность и влияние природных условий на его работу.

Вывод по таблице. – Какой вид транспорта набрал наибольшее количество положительных знаков

Из таблицы видно, что железнодорожный транспорт является ведущим в транспортной системе страны. Обоснуйте, почему? (Это обусловлено географическими особенностями нашей страны: протяженность с запада на восток; грузоподъемностью, надежностью, универсальностью, относительной дешевизной перевозок). (Слайд «Доля видов транспорта»).

Основные черта географии российских железных дорог определились еще в дореволюционный период и мало изменились с того времени. (работа с картой «Железнодорожный транспорт»)

- Какую форму имеют ж.д в Европейский и Азиатской частях страны? С чем это связано? (экономика России исторически концентрировалась в европейской части страны. Её основные связи, следовательно и потоки грузов ориентированы преимущественно на запад и юг. Там расположены порты и основные торговые партнеры. На восток от европейского колеса протянулись широтные магистрали. Чем восточнее, тем их меньше.)

- В последнее время политика правительства направлена на развитие азиатского региона: разработку новых месторождений, строительство новых предприятий. Как вы думаете, эти идеи будут быстро воплощены в жизнь? (нет, быстро растет грузопоток между Сибирью, Дальнем Востоков и европейской частью, осуществлять эти перевозки стало труднее, так как недостаточное обеспечение транспортом. Поэтому строительство новых железных дорог на востоке России остается важнейшей задачей)

Вывод: чтобы развивать отрасли промышленности – необходимо сначала обеспечить территорию транспортными путями.



  1. Домашнее задание 1 уровень – п.30,

  1. Уровень - п.30, составить таблицу «Влияние природных условий на транспорт»

3 уровень - П.30, подготовить сообщения «Транспорт и экология» (автомобильный, железнодорожный, морской, авиационный)





Индивидуальное сообщение «Развитие железнодорожного транспорта в России»





Приложение

«Анализ эффективности работы транспорта»


железнодорожный

автомобильный

морской

речной

воздушный

Низкая себестоимость






Большая скорость транспортировки






Большая дальность перевозок






Влияние на окружающую среду






Влияние природных условий на работу транспорта






Возможность доставки груза непосредственно к потребителю
















































Доказать целесообразность размещения предприятия плану:

  1. Природные ресурсы (сырьевая база, агроклиматические ресурсы)

  2. Потребители.

  3. Обеспеченность транспортом

  4. Обеспеченность квалифицированными рабочими кадрами.













Проведите географическую экспертизу представленных проектов, учитывая при этом:

А) природные условия рассматриваемых трасс, прилегающие к ним месторождения природных ресурсов и потребность России в них;

Б) географию населения в районах предполагаемого строительства и возможности ее изменения;

В) характер внутри – и межгосударственных связей, которые могут возникнуть в результате строительства;

Г) техническую возможность строительства и его экологические последствия.





















1 ГРУППА - ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ПОНЯТИЕ «ТРАНСПОРТ»





2 ГРУППА - ОБОЗНАЧИТЬ ЗАДАЧИ, КОТОРЫЕ РЕШАЕТ ТРАНСПОРТ





3 ГРУППА - ИСПОЛЬЗУЯ ТЕКСТ УЧЕБНИКА, ВЫДЕЛИТЬ ПОКАЗАТЕЛИ ТРАНСПОРТА





4 ГРУППА - СОСТАВИТЬ СХЕМУ «ВИДЫ ТРАНСПОРТА»







5 ГРУППА – работа с картой «Железнодорожный транспорт». Выявить обеспеченность транспортом Европейской и Азиатской частей страны. Основные магистрали. Что преобладает в структуре грузоперевозок.







6 ГРУППА - работа с картой «Автомобильный и воздушный транспорт». Сравнить плотность автомобильных дорог в Европейской и Азиатской частях страны.









7 ГРУППА – работа с картой «Водный транспорт». Сравнить Азиатскую и Европейскую части нашей страны по обеспеченности водными путями и их роли в экономике.















Приложение

«Анализ эффективности работы транспорта»


железнодорожный

автомобильный

морской

речной

воздушный

Низкая себестоимость






Большая скорость транспортировки






Большая дальность перевозок






Влияние на окружающую среду






Влияние природных условий на работу транспорта






Возможность доставки груза непосредственно к потребителю






















Приложение

«Анализ эффективности работы транспорта»


железнодорожный

автомобильный

морской

речной

воздушный

Низкая себестоимость






Большая скорость транспортировки






Большая дальность перевозок






Влияние на окружающую среду






Влияние природных условий на работу транспорта






Возможность доставки груза непосредственно к потребителю










Просмотр содержимого презентации
«Транспорт России»

Транспорт России  « Транспорт - кровеносная система страны»

Транспорт России

« Транспорт - кровеносная система страны»

Транспорт (от лат/ transporto) –  отрасль материального  производства, осуществляющая  перемещение грузов и  пассажиров.

Транспорт (от лат/ transporto)

отрасль материального

производства, осуществляющая

перемещение грузов и

пассажиров.

транспорт Средства передвижения Пути сообщения Вспомогательные устройства (вокзалы, аэропорты, порты) Специалисты-транспортники

транспорт

Средства передвижения

Пути сообщения

Вспомогательные устройства (вокзалы, аэропорты, порты)

Специалисты-транспортники

Задачи транспорта:

Задачи транспорта:

  • Обеспечение устойчивых связей между отдельными отраслями и районами страны.
  • Своевременное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках.
  • Повышение экономической эффективности его работы.
Транспортная система – совокупность  всех видов транспорта,  объединенных между собой  транспортными узлами.

Транспортная система – совокупность

всех видов транспорта,

объединенных между собой

транспортными узлами.

Виды транспорта

Виды транспорта

Показатели работы транспорта

Показатели работы транспорта

  • Количество перевезенных грузов и пассажиров.
  • Себестоимость перевозок.
  • Грузоподъемность.
  • Скорость перевозок
  • Влияние природных условий на работу транспорта