Цель: содействовать раскрытию общечеловеческой ценности культурное наследие как познания себя и окружающего мира. Задачи: - раскрытие значение понятия «культурное наследие народа»; - развитие стремления интереса о культурном наследии своего народа; - воспитание стремления достойно продолжать лучшие традиции старших поколений. |
Ресурсы: (материалы, источники) «Самопознание» Учеб.для 3 кл. общеобразоват.шк./Калачёва И.В., Кудышева Б.К., Керимбаева С.Р. – Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2014; «Самопознание» тетрадь ученика. Для 3 кл.общеобразоват.шк./Калачёва И.В., Кудышева Б.К., Керимбаева С.Р. – Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2014; Фонограмма спокойной музыки, фонограмма песни «Прекрасное далеко», пословицы, цветные карандаши, презентация. |
Ход урока: 1. Орг.момент. Позитивный настрой. Звучит фонограмма спокойной музыки. - Садитесь, дети, поудобнее. Закройте глазки. Расслабьтесь. Представьте себе, что мы с вами находимся в величественном царстве Матушки-Природе. В этом царстве озера наполнены чистой и прозрачной водой, над хрустальной гладью которых отражаются теплые и чистые лучики солнышка. А теперь представьте себе величественные горы Тянь-Шаня. Прямо перед вами виднеется острый, как копьё, белоснежный пик Хан-Тенгри. Он настолько величественен и могуч, что складывается впечатление, что этот пик упирается в небо. Прекрасная и необъятная казахская степь тихо напевает нам удивительные песенные творения наших мудрых предков. Сколько еще необычного и загадочного таит в себе наша Матушка-Природа. У неё есть свой голос. Она как бы говорит нам: «Человек, оглянись, всмотрись в меня. Обрати на меня внимание. Не погуби меня. Я принадлежу только тебе. Люби меня, береги меня, заботься обо мне. Моя жизнь в твоих руках. Я отплачу тебе добром, хлебом, светом и теплом. Я доверяю тебе». Запомните голос Матушки-Природы. - Кто хочет поделиться своими впечатлениями? | Анализ хода урока |
2. Проверка домашнего задания. Вам было задано в учебнике на стр.73 прочитать легенду «Коркыт». Беседа: Кто главный герой легенды? - На каком инструменте играл Коркыт? - Почему люди приходили не только послушать, но и запомнить мелодии Коркыта? - Почему мелодии Коркыта стали культурным достояниемнарода? Итог: Мудрость народа от поколения к поколению передаётся через слово. Слова складываются в стихотворения, песни, поэмы, сказки, легенды, которые переходят в наследство от одного поколения к другому. Это наследие называют культурным наследием. Культурное наследие - это выдающиеся произведения народного творчества, литературы, музыки, изобразительного искусства, сохраненные для нас предшествующими поколениями. | |
3. Позитивное высказывание (цитата). «Чем дальше смотрим в будущее, тем больше дорожим прошлым». Казахская пословица. - Как вы понимаете смысл этих слов? Обобщение: Будущее человечества зависит от того, какие ценности прошлого и настоящего в нем сохранены. | |
4. Рассказывание истории (беседа). Казахская притча. Мухтар Шаханов. В давние времена некий могущественный хан, задумавший покорить народ, привёл свои войска к границе и послал нескольких лазутчиков, наказав им: «Выведайте, какие у них силы против нас». Когда же лазутчики вернулись, хан призвал к себе своих визирей и военачальников, и они вместе слушали их донесения: – Мы побывали во многих местах, – сказал один из посланных, – и как-то раз оказались на большом пиру. Был там и правитель этого народа. Когда пиршество было в самом разгаре, в юрту вошёл юноша лет шестнадцати с домброй в руках. И сидевший на самом почётном месте хан потеснился и посадил его рядом с собой. Поражённые таким поступком хана, мы спросили, почему такой почёт какому-то юнцу, на что нам с гордостью ответили: «Это же наш поэт!»… – Коли у них такой глупый правитель, нам под силу попросту закидать шапками этот народ! Мой хан, дозвольте выдвигать войска! – страстно заговорил военачальник. И тогда безмолвно слушавший донесение хан тяжёлым взглядом смерил своего полководца и молвил: – Нет. Поверните войска назад. Нельзя считать победой разгром народа, который столь почитает своих поэтов, своё духовное достояние, народа, у которого столь высокая культура. - В чём проявилась мудрость хана? - Почему народу важно беречь своё духовное достояние? | |
5. Творческая деятельность. - Давайте посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы-поговорки? Учащимся раздаются вразброс пословицы, которые они должны собрать и объяснить их смысл. Чего в другом не любишь, того и сам не делай. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь. Человек без родины, что соловей без песни. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Доброе слово лечит, а злое калечит. Дерево держится корнями, а человек - друзьями. Мир освещается солнцем, а человек - знанием. С кем поведёшься, от того и наберёшься. Тише едешь - дальше будешь. Береги платье снову, а здоровье смолоду. Нет земли краше, чем Родина наша. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Старый друг лучше новых двух. Ученье - свет, а неученье – тьма. Друга ищи, а найдешь - береги. Лучше синица в руке, чем журавль в небе. | |
6. Групповое пение. Прекрасное далеко. (Слова Ю. Энтина) Слышу голос из Прекрасного далека, Голос утренний в серебряной росе. Слышу голос, и манящая дорога Кружит голову, как в детстве карусель. Припев: Прекрасное Далеко! Не будь ко мне жестоко, Не будь ко мне жестоко, Жестоко не будь! От чистого истока В Прекрасное Далеко, В Прекрасное Далеко Я начинаю путь. Слышу голос из Прекрасного далека. Он зовет меня в чудесные края. Слышу голос - голос спрашивает строго: А сегодня что для завтра сделал я? Я клянусь, что стану чище и добрее, И в беде не брошу друга никогда. Слышу голос - и спешу на зов скорее По дороге, на которой нет следа. | |
7. Домашнее задание. В учебнике на стр.74 рассмотреть репродукцию картины казахстанской художницы М.Лигозуб «Сказка» и ответить на вопросы: - Почему картина называется «Сказка»? - Почему внучка с таким вниманием слушает бабушку? - Пофантазируйте, о чем рассказывает бабушка? | |
8. Заключительная минута тишины. Не будьте равнодушными и безразличными к тем событиям, которые происходят в вашей стране. Это страна, в которой вам жить долгие годы. Испытывайте гордость за людей, прославляющих твою страну. Гордитесь тем, что ты – гражданин великого многонационального Казахстана! А теперь закройте глаза и подумайте о том, что нового вы узнали на уроке, о чём вы расскажете своим близким людям дома. | |