СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

– совершенствовать знания учащихся о структурных особенностях сложноподчиненных предложений с различными видами придаточных;

– развивать умение определять вид придаточных и создавать схемы сложноподчиненных предложений, углубить знания по синтаксической стилистике;

– развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения;

развивать интерес к русскому языку. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным»»

Урок 20: «Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным»

Дата проведения:

Цель:

– совершенствовать знания учащихся о структурных особенностях
сложноподчиненных предложений с различными видами придаточных;

– развивать умение определять вид придаточных и создавать схемы
сложноподчиненных предложений, углубить знания по синтаксической стилистике;

– развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и
систематизировать материал по синтаксису сложного предложения;

развивать интерес к русскому языку.

Ход урока

I. Мобилизующее начало.

II. Сообщение темы и цели урока.

/ См. приложение № 1: презентация, слайд №2/

/слайд №3/

III. Путешествие "Лингвистическое колесо”

Первая станция, на которой мы совершаем остановку – орфографическая.
/слайд №4/

Запишем словосочетания /ребята комментируют словосочетания по цепочке/:

Реорганизация армии, демонстрация мод, праздничные улицы, цыганские танцы,
цыплята пищат, большие цифры, парадные лестницы, красочные страницы, цветущие
акации, прослушать лекцию.

– Как называется орфограмма, на которую подобраны словосочетания? / буквы Ы
– И после Ц/

– Приведите свои примеры на эту орфограмму / ребята по цепочке приводят примеры/

– Выпишите из записанного не словосочетание, а предложение.

/ Цыплята пищат./

– Докажите, что это предложение. / Это грамматическая основа предложения.
Нераспространённое предложение словосочетанием не является./ Преобразуйте это
предложение в сложноподчинённое с придаточным причины.

– Выпишите слово "цифры” и запишите цифрами, сколько в этом слове:
букв, звуков, слогов, согласных звуков, гласных звуков, согласных твёрдых,
согласных мягких, звука "Ы” / слайд №5/

/– проверка – 5, 5, 2, 3, 2, 3, 0, 2 – слайд №6/.

По результатам проверки каждый ученик ставит себе оценку: На полях рисует
кружочек:

"Теоретическая” часть.
/слайд №7/

На данной станции проводится блиц – опрос. Ребята отвечают по желанию,
поднимая руку. Каждый ответ должен быть подкреплен примером. Если появятся
затруднения, то на помощь приходят другие.

  1. Предложения, состоящие из
    двух или нескольких простых, называются… / сложными/ /слайд №8,
    проверка – слайд №9/

  2. Сложные предложения, в
    которых простые предложения связываются подчинительными союзами или
    союзными словами, называются… /сложноподчинёнными/

/слайд №10, проверка – слайд №11/

  1. Придаточное предложение по
    отношению к главному может стоять … /перед ним или после него/

/слайд №12, проверка – слайд №13/

  1. Средства связи придаточного
    предложения с главным – …

/ союзы и союзные слова/

/слайд №14, проверка – слайд №15/

  1. Назовите основные группы
    придаточных предложений по их значению /определительные, изъяснительные и
    обстоятельственные/

/слайд №16, проверка – слайд №17/

  1. Назовите основные группы
    обстоятельственных придаточных предложений/образа действия и
    степени, места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки,
    следствия/

/слайд №18, проверка – слайд №19/

"Творческая”часть

/слайд №20/

Сейчас займемся конструированием предложений. Внимательно прочитайте
задания. /слайд №21/

1) Построить СПП по схеме, указав вид придаточного предложения:

(Если…), [ ].

[ … так + глаг. ], (союзн.сл. как ……)

2) Из простых предложений построить сложноподчинённое по схеме:

[ ], союз потому что /слайд №22/

3) Записать сложноподчинённое предложение с придаточным причины из монолога
Печкина. / "Поэтому я всё должен знать, чтоб почту разносить”/ / /слайд
№23/

А теперь сконструируем слово /слайд№24/

Выполнение упр. № 157, стр.71, учебник русского языка, авторы: С.Г.
Бархударов, С.Е. Крючков / составить схемы предложений с придаточными причины/

IV. ,,Блеф-клуб”

Цифровой диктант. Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут
быть правильными или ошибочными. Если вы согласны с утверждением, ставьте в
тетради цифру 1, если не согласны с утверждением, ставьте цифру 0.

  1. [ О и О ] – схема
    сложноподчиненного предложения.

  2. Слово пунктуация произошло
    от пунктуальный.

  3. Независимое предложение в
    составе сложноподчиненного называется главным.

  4. Придаточное предложение может
    стоять только после главного.

  5. Придаточное предложение
    присоединяется к главному по смыслу, с помощью союзов и союзных слов.

  6. В предложении: Мы живем
    в поселке, в котором строится много новых красивых домов,

    придаточное определительное.

  7. В предложении: Всякий
    труд важен, ибо облагораживает человека
    ,– придаточное предложение
    находится перед главным.

  8. Придаточные
    обстоятельственные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей.

  9. Указательные слова в
    сложноподчиненном предложении находятся в придаточной части.

  10. Предложение: Скажите,
    когда отправляется поезд?
    – сложноподчиненное с придаточным
    изъяснительным.

Ответы: 0010110001.

V. "Синтаксическая” часть

Каждому участнику игры даётся карточка с заданием выполнить синтаксический
разбор предложения.

Предложения для синтаксического разбора:

1). Потом солнце совсем скрылось за острым хребтом, и тотчас оттуда
вылетел в зеленоватое небо веер ярко-рыжих лучей.

2).И тогда на берег стремительной реки выходил древний сторож, садился
всегда на одно и то же место и смотрел на солнце.

3). Высоко в небо уходил стройный металлический каркас, состоящий из
горизонтальных стальных балок и вертикальных колонн.

4). Девушка, которую он назвал своей сестрою, с первого взгляда
показалась мне очень миловидной.

5). Всю ночь волны, не переставая, с грохотом обрушивались на берег.

VI. Подведение итогов урока, выставление оценок