I.Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Проверяю готовность обучающихся к уроку. Всё в порядке? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Что ж давайте по порядку: Загадаю вам загадку, Кто быстрей ответ найдёт, Тот первым тему нашего урока назовёт. Сине–голубые розы, листья, птицы. Увидев вас впервые, Каждый удивится. Чудо на фарфоре- Синяя купель. Это называется Просто роспись - (ГЖЕЛЬ) Правильно – Гжель. Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним народным промыслом –Гжель, узнаем особенности и чудеса этой росписи. (слайд 1) | Взаимоконтроль организации рабочего места. Отгадывают загадку. | Личностные: имеют мотивацию учебной и творческой деятельности, проявляют интерес к культуре и истории своего народа, родной страны. Познавательные: разгадывают загадку. Регулятивные: формулируют цель урока, удерживают цель деятельности до получения ее результата |
II. Изучение нового материала | 1.Знакомство с народным промыслом. Незатейливый узор Из оттенков краски, Глина белая, фарфор – Атрибуты сказки! Словно детская рука На кусочках глины Рисовала в три мазка Синие картины. Чашек круглые бока Расписав в колечки В лепестки и облака – Изразцы для печки, Голубые кружева, Кобальтовый иней, Будто вьюга намела Завитушки линий. Налепила для игры Синие фигурки, Для забавы детворы, Зайцев и свистульки. Скрыта в лёгкости мазка Тайна чудо-глины. На Руси живёт века Промысел старинный. Поколенья мастеров Бело-синей Гжели – Чародеи двух цветов, Наши Боттичелли. (слайд 2) Родина Гжели – подмосковный регион. Гжель сегодня невероятно популярна не только в России, но и за её пределами. Гжель – это фарфоровые изделия сине-белого цвета. Своё название она получила от названия села, что находится в 60 км от Москвы. «В полусотне вёрст на восток от стольного княжьего города тянулись дремучие леса, и среди лесов, на суглинистых нечернозёмных угодьях стояла Гжельская волость. Славилась она не пирогами и коврами, а поделками местных мастеров. Жили здесь мастера гончарного дела. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: а на крышке – курочка красуется. (Слайд 3.) Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он кота и кошечку, да и вылепил их. (Слайд 4.) Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде золотой рыбки. (Слайд 5.) Улыбается рыбка, хвостом помахивает. Дивная получилась сахарница. Стали дальше думу думать. Как бы украсить такую затейливую посуду? Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется. (слайд 6) Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо – сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси. (слайд 7-8) И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду. 2. Волшебство Гжельской росписи. – Вот что о секрете гжельского синего мазка рассказывает известная художница Н. Т. Бидак: «Особая выразительность мазка и красота – в его тональности. В нем постепенный переход от темного к светлому оттенку синего цвета достигается сразу. Для этого синяя краска набирается на одну сторону кисти, причем она распределяется на кисти неравномерно: к краю ее больше, к середине краска совсем истаивает». ( Слайд 9) Последовательности рисования розы учителем на доске с комментарием: (слайд 9-10) – Синяя роза – главный цветок Гжели. Все лепестки цветка выполняем «мазком с тенями», «живописным мазком». Вот провели первый округлый мазок с середины. Середина завершается присоединением еще двух наклонных мазков с левой и правой стороны от первого. Чуть подождав, чтобы лепестки серединки подсохли, наращиваем следующую пару лепестков, чуть пониже. Во время росписи розы вращаем бумагу, чтобы удобнее было расписывать. Последняя пара нижних лепестков розы как бы поддерживает средние лепестки. Теперь можно писать стебель с листочками. Декоративные веточки выполняются «мазком с тенями», а листочки – широким сплошным мазком. Краска для листочков меняет свою тональность: она должна быть намного светлее лепестков цветка. Завершающий этап – тонкие линии завитков, усиков и штрихов прожилок, которые сразу придали росписи легкость и завершенность. Законченность любому предмету дают бордюры (слайды 11-14) Физкультминутка - Прежде чем приступить к работе, давайте немного отдохнём: если я буду называть предмет синего цвета, то вы присядете, если белого – встанете и вытянете руки вверх: море, заяц, небо, река, облако, солнце, василек, колокольчик, снег, соль, волосы Мальвины, сахар, глаза, зубы, лягушка, язык, вата | Слушают учителя. Слушают учителя. Смотрят презентацию. Смотрят презентацию Наблюдают за действиями учителя, показывающего приемы рисования. Выполняют упражнения | Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, выражают положительное отношение к процессу познания, уважительно относятся к народным мастерам и их работам, понимают, что народные промыслы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; умеют организовывать свое творческое пространство, определять последовательность промежуточных результатов с учетом конечного. Коммуникативные: строят понятное монологическое высказывание; согласовывают свои действия с партнером; активно слушают одноклассников, учителя; вступают в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждают и находят ответы на вопросы |
III. Творческая практическая деятельность. | А сейчас мы с вами тоже побываем в сказке и почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами. У вас на столах есть гжельские чайники и сахарницы бумажные, но только они белые, не раскрашенные. Поможете мне расписать их? Украсьте гжельский чайник и сахарницу. Нарисуйте красивый узор. Работайте только кистью. (В процессе самостоятельной работы предоставляю детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь). | Взаимоконтроль организации рабочего места. Рисуют красками | Познавательные: организовывают рабочее место с учетом функциональности, удобства, рациональности и безопасности в размещении и применении необходимых на уроке принадлежностей и материалов . Регулятивные: планируют свои действия и контролируют их выполнение во время работы, корректируют свои действия в случае отклонения от эталона. Личностные: понимают значимость правильной организации рабочего места. Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка. |
IV. Итог урока. Рефлексия | Выставка работ учащихся, выявление ошибок, выставление оценок. - Посмотрите, какая замечательная выставка у нас получилась. Прекрасные получились работы! Потрудились вы на славу. Я вижу, вы и, правда, умелые ребята! Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут! - С какой росписью вы познакомились на уроке? - Скажите, пожалуйста, вам понравилось в мастерской гжельских мастеров? - Все вы сегодня хорошо потрудились в роли гжельских мастеров. Ваши работы получились яркими, красочными, выразительными. СПАСИБО ЗА УРОК! (слайд-15) | Рассматривают выполненные рисунки, оценивают работы Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Личностные: понимают значение знаний для человека, эстетически воспринимают окружающий мир, произведения искусства; понимают значение красоты природы и произведений народных мастеров для человека и принимают его; сориентированы на активное восприятие произведений искусства и красоты окружающего мира. Регулятивные: умеют отличить верно выполненное задание от неверного, адекватно воспринимают оценку своей работы, данную педагогом или сверстниками. |