СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Слог.Слово"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: • дети научатся составлять предложения; определять в них количество слов; • классифицировать слова, обозначающие животных, птиц и т. д.; • научатся связной речи через высказывание по картинкам. ХОД УРОКА 1. Актуализация знаний — На прошлом уроке мы учились с вами составлять предложения, отвечать на вопросы, вести беседу, составлять рассказы. А сегодня обратим внимание на слова, узнаем, какие они бывают по структуре.   2. Мотивация учебной деятельности — Игра «Узнай сказку». В какой сказке небо синее, птицы страшные, реченька спасает детей? («Гуси-лебеди».) Какую словесную картинку вы нарисовали бы к этой сказке? (Стоит яблоня...) О ком говорится в сказке? Укажите схему. Вспомните, о чём девочка просила печку? Составьте предложение. (Печка, печенька, спрячь меня!) Сколько слов в этом предложении? Выполните схему. Укажите количество слов. Запишите схему. (Первое слово пишем с уголком, слова в предложении пишутся отдельно друг от друга. В конце предложения ставим точку.) А вот песенка из другой сказки. Петушок, петушок, Золотой гребешок, Выгляни в окошко, Дам тебе горошку. Петушок и выглянул в окошко. («Кот, Петух и Лиса»)  

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Слог.Слово"»







Открытый урок в 1 – А классе

по теме: «Слог. Слово»

























Учитель: Ткачёва Л.Н.



ТЕМА: Предложение. Слово. Слог.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети научатся составлять предложения; определять в них количество слов;

• классифицировать слова, обозначающие животных, птиц и т. д.;

• научатся связной речи через высказывание по картинкам.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— На прошлом уроке мы учились с вами составлять предложения, отвечать на вопросы, вести беседу, составлять рассказы. А сегодня обратим внимание на слова, узнаем, какие они бывают по структуре.

 

2. Мотивация учебной деятельности

— Игра «Узнай сказку». В какой сказке небо синее, птицы страшные, реченька спасает детей? («Гуси-лебеди».)

Какую словесную картинку вы нарисовали бы к этой сказке? (Стоит яблоня...)

О ком говорится в сказке? Укажите схему.

Вспомните, о чём девочка просила печку? Составьте предложение. (Печка, печенька, спрячь меня!)

Сколько слов в этом предложении? Выполните схему. Укажите количество слов. Запишите схему. (Первое слово пишем с уголком, слова в предложении пишутся отдельно друг от друга. В конце предложения ставим точку.)

А вот песенка из другой сказки.

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку.

Петушок и выглянул в окошко.

(«Кот, Петух и Лиса»)

 

3. Работа по теме урока

Справка для учителя

В практике мы часто используем методические рекомендации П. С. Жедек, описанные в работе «Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графике и орфографии». Томск. Изд. «Пеленг». 1992. С. 20-24.

«Слог — минимальная произносительная единица. Иначе говоря, членение слова на слоги (в отличие от деления на звуки) происходит естественно, без особых затруднений. Обнаружить слог, познакомиться с делением слова на слоги удобнее всего в ситуации, когда человек неосознанно переходит на произнесение слова по слогам. Ситуация моделируется в игре «На стадионе»: болельщики кричат: (шай-бу, ма-ла-цы)».

 

— С какими животными мы познакомились на прошлом уроке?

Назовите на картинке (с. 9) животных чётко и понятно. (Белка.) Назовите ещё диких животных.

Кто входит во 2-ю группу? Каких птиц ещё знаете?

Где живут эти птицы и животные? Звери и птицы попрятались, но нам очень хочется посмотреть на них. Давайте позовём их, как на футболе болельщики.

Дети хором произносят слово гусь. Учитель чертит схему на доске.

________________

Аналогично проходит работа со словом ёж.

— Произнесите слово белка. На сколько частей делится это слово? (Бел-ка. Схема делится на две части. )

Аналогично проходит работа со словом ворона.

Дети произносят части слова орфоэпически, чётко.

— Прочитаем это слово по схеме: 

Эти частички называются слогами.

Аналогично проходит работа со словом воробей.

— Что же такое слог? (Слог — это часть слова.)

Назовите, какие слова состоят из двух слогов? (Чайка, белка, барсук, ворон.)

 







Из трёх слогов? (Воробей, ворона).

Из скольких слогов могут состоять слова? (Из 1, 2... и более слогов.) Сделайте вывод. Из чего состоят слова? (Слова состоят из слогов.) На какие группы мы разделили этих представителей животного мира? (Птицы и звери.)

Назовите птиц. Зверей. (Чайка, ворона, гусь. Белка, волк.) Рассмотрите схемы под рисунками. На какие группы можно разделить эти предметы, рассматривая схемы слов? (На 3 — по количеству слогов.)

Назовите группы слов, состоящих из одного, двух, трёх слогов. (Гусь, волк; чайка, белка; ворона, воробей.)

Как мы делили слова на группы по разным признакам? (Животных — на диких и домашних; на птиц и зверей. А можно разделить слова по количеству слогов.)

Отгадайте загадки, слова-отгадки запишите на доске в виде схемы, разделите их на слоги.

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной

Иголок очень много,

А метки ни одной.

(Ёж)

 

Через поле напрямик

Скачет белый воротник.

(Заяц)

 

Кто с высоких тёмных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенёк

Промелькнул как огонёк?

(Белка)

 

Всё время стучит.

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит.

(Дятел)

 

Сама пёстрая.

Ест зелёное,

Даёт белое,

Кто это?

(Корова)

 

Зверь я горбатый.

Но нравлюсь я ребятам.

(Верблюд)

 

Сер, да не волк.

Длинноух, да не заяц,

С копытами, да не лошадь.

(Осёл)

 

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

(Воробей)

— Сегодня мы познакомимся ещё с одной сказкой. Запишите название схемой.  (Колобок.) Укажите, сколько в имени главного героя слогов? (3 слога.)

Коллективный пересказ сказки с. 9.

— Рассмотрите иллюстрацию с. 10. О чём рассказывает художник? Куда приехала семья? (Семья приехала на дачу в гости.)

Кто встречает гостей? Составьте предложение про бабушку. (Бабушка радостно встречает внуков.)

Составьте и запишите схему этого предложения.

Первое слово этого предложения разделите на слоги.

Составьте предложение со словом дедушка. (Дедушка держит газету.)

Составьте схему. Слово разделите на слоги.







— Назовите всех членов семьи. (Дедушка, бабушка, мама, папа, внук, внучка, сын, дочь.) Запишите схемы этих слов с делением на слоги.

Учитель обращает внимание детей на то, что, учитывая родственные связи, на иллюстрации они видят несколько групп родителей и детей.

— Слово бабушка произнесите полностью: с интонацией «позвать», «спросить», акцентируйте ударный слог. Сколько в этом слове слогов? Какой из слогов слышится чётко, ясно, выделяется громче остальных? (ба-.)

Рассмотрите рисунки предметов (с. 10). Что общего в этих словах? (Они все состоят из трёх слогов.)

На какие группы можно разделить эти слова? (На группы с ударением на первый слог, на второй и третий.)

Что мы должны сделать сначала? (Записать схему каждого слова, поставить ударение.)

Дети работают со словами: машина, газета, кубики, составляют схемы, делят слова на слоги, ставят ударение.

— На сколько групп вы разделите эти слова? (На две.)

Теперь понятно, что просит сделать нас вопросительный знак? (Он просит рассказать, какие слова относятся к первой схеме, какие — ко второй.)

Какие же слова относятся к первой схеме? (Слова машина, газета, картина. Ударение падает на второй слог.)

Какие слова относятся ко второй схеме? (Слово кубики.)

Почему? (В этом слове ударение падает на 1 слог.)

Послушайте загадки, доскажите слово, подходящее по смыслу.

На доске появляются рисунки-отгадки, под ними дети составляют схему слова, делят его на слоги, ставят ударение.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто это?

(Лиса)

 

На ветке не птичка —

Зверёк невеличка,

Кто же это?

(Белка)

 

4. Рефлексия учебной деятельности

— Что нового узнали о словах? (Слово состоит из слогов; слогов может быть 1, 2, 3, 4...)

Объясните пословицу (с. 10). Оцените свою работу.