Открытый урок в 1 – А классе
по теме: «Слог. Слово»
Учитель: Ткачёва Л.Н.
ТЕМА: Предложение. Слово. Слог.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• дети научатся составлять предложения; определять в них количество слов;
• классифицировать слова, обозначающие животных, птиц и т. д.;
• научатся связной речи через высказывание по картинкам.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— На прошлом уроке мы учились с вами составлять предложения, отвечать на вопросы, вести беседу, составлять рассказы. А сегодня обратим внимание на слова, узнаем, какие они бывают по структуре.
2. Мотивация учебной деятельности
— Игра «Узнай сказку». В какой сказке небо синее, птицы страшные, реченька спасает детей? («Гуси-лебеди».)
Какую словесную картинку вы нарисовали бы к этой сказке? (Стоит яблоня...)
О ком говорится в сказке? Укажите схему.
Вспомните, о чём девочка просила печку? Составьте предложение. (Печка, печенька, спрячь меня!)
Сколько слов в этом предложении? Выполните схему. Укажите количество слов. Запишите схему. (Первое слово пишем с уголком, слова в предложении пишутся отдельно друг от друга. В конце предложения ставим точку.)
А вот песенка из другой сказки.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.
Петушок и выглянул в окошко.
(«Кот, Петух и Лиса»)
3. Работа по теме урока
Справка для учителя
В практике мы часто используем методические рекомендации П. С. Жедек, описанные в работе «Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графике и орфографии». Томск. Изд. «Пеленг». 1992. С. 20-24.
«Слог — минимальная произносительная единица. Иначе говоря, членение слова на слоги (в отличие от деления на звуки) происходит естественно, без особых затруднений. Обнаружить слог, познакомиться с делением слова на слоги удобнее всего в ситуации, когда человек неосознанно переходит на произнесение слова по слогам. Ситуация моделируется в игре «На стадионе»: болельщики кричат: (шай-бу, ма-ла-цы)».
— С какими животными мы познакомились на прошлом уроке?
Назовите на картинке (с. 9) животных чётко и понятно. (Белка.) Назовите ещё диких животных.
Кто входит во 2-ю группу? Каких птиц ещё знаете?
Где живут эти птицы и животные? Звери и птицы попрятались, но нам очень хочется посмотреть на них. Давайте позовём их, как на футболе болельщики.
Дети хором произносят слово гусь. Учитель чертит схему на доске.
________________
Аналогично проходит работа со словом ёж.
— Произнесите слово белка. На сколько частей делится это слово? (Бел-ка. Схема делится на две части.
)
Аналогично проходит работа со словом ворона.
Дети произносят части слова орфоэпически, чётко.
— Прочитаем это слово по схеме: 
Эти частички называются слогами.
Аналогично проходит работа со словом воробей.
— Что же такое слог? (Слог — это часть слова.)
Назовите, какие слова состоят из двух слогов? (Чайка, белка, барсук, ворон.)

Из трёх слогов? (Воробей, ворона).
Из скольких слогов могут состоять слова? (Из 1, 2... и более слогов.) Сделайте вывод. Из чего состоят слова? (Слова состоят из слогов.) На какие группы мы разделили этих представителей животного мира? (Птицы и звери.)
Назовите птиц. Зверей. (Чайка, ворона, гусь. Белка, волк.) Рассмотрите схемы под рисунками. На какие группы можно разделить эти предметы, рассматривая схемы слов? (На 3 — по количеству слогов.)
Назовите группы слов, состоящих из одного, двух, трёх слогов. (Гусь, волк; чайка, белка; ворона, воробей.)
Как мы делили слова на группы по разным признакам? (Животных — на диких и домашних; на птиц и зверей. А можно разделить слова по количеству слогов.)
Отгадайте загадки, слова-отгадки запишите на доске в виде схемы, разделите их на слоги.
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной
Иголок очень много,
А метки ни одной.
(Ёж)
Через поле напрямик
Скачет белый воротник.
(Заяц)
Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенёк
Промелькнул как огонёк?
(Белка)
Всё время стучит.
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(Дятел)
Сама пёстрая.
Ест зелёное,
Даёт белое,
Кто это?
(Корова)
Зверь я горбатый.
Но нравлюсь я ребятам.
(Верблюд)
Сер, да не волк.
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь.
(Осёл)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей)
— Сегодня мы познакомимся ещё с одной сказкой. Запишите название схемой.
(Колобок.) Укажите, сколько в имени главного героя слогов? (3 слога.)
Коллективный пересказ сказки с. 9.
— Рассмотрите иллюстрацию с. 10. О чём рассказывает художник? Куда приехала семья? (Семья приехала на дачу в гости.)
Кто встречает гостей? Составьте предложение про бабушку. (Бабушка радостно встречает внуков.)
Составьте и запишите схему этого предложения.
Первое слово этого предложения разделите на слоги.
Составьте предложение со словом дедушка. (Дедушка держит газету.)
Составьте схему. Слово разделите на слоги.


— Назовите всех членов семьи. (Дедушка, бабушка, мама, папа, внук, внучка, сын, дочь.) Запишите схемы этих слов с делением на слоги.

Учитель обращает внимание детей на то, что, учитывая родственные связи, на иллюстрации они видят несколько групп родителей и детей.
— Слово бабушка произнесите полностью: с интонацией «позвать», «спросить», акцентируйте ударный слог. Сколько в этом слове слогов? Какой из слогов слышится чётко, ясно, выделяется громче остальных? (ба-.)
Рассмотрите рисунки предметов (с. 10). Что общего в этих словах? (Они все состоят из трёх слогов.)
На какие группы можно разделить эти слова? (На группы с ударением на первый слог, на второй и третий.)
Что мы должны сделать сначала? (Записать схему каждого слова, поставить ударение.)
Дети работают со словами: машина, газета, кубики, составляют схемы, делят слова на слоги, ставят ударение.
— На сколько групп вы разделите эти слова? (На две.)
Теперь понятно, что просит сделать нас вопросительный знак? (Он просит рассказать, какие слова относятся к первой схеме, какие — ко второй.)
Какие же слова относятся к первой схеме? (Слова машина, газета, картина. Ударение падает на второй слог.)
Какие слова относятся ко второй схеме? (Слово кубики.)
Почему? (В этом слове ударение падает на 1 слог.)
Послушайте загадки, доскажите слово, подходящее по смыслу.
На доске появляются рисунки-отгадки, под ними дети составляют схему слова, делят его на слоги, ставят ударение.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто это?
(Лиса)
На ветке не птичка —
Зверёк невеличка,
Кто же это?
(Белка)
4. Рефлексия учебной деятельности
— Что нового узнали о словах? (Слово состоит из слогов; слогов может быть 1, 2, 3, 4...)
Объясните пословицу (с. 10). Оцените свою работу.