СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Сочетания жи-ши, чу-щу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока  русского языка во 2 классе. Урок проводила  в  форме путешествия по станциям.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Сочетания жи-ши, чу-щу"»

Конспект урока по русскому языку



Класс : 2

Тема : Упражнения в написании слов с сочетаниями ЧА – ЩА , ЧУ – ЩУ .

Цели : 1. Образовательные :

обобщить знания о шипящих звуках , формировать умения правильно писать сочетания с ши-

пящими согласными , обогатить словарный запас учащихся.

2 . Воспитательные :

формировать важнейшие нравственные и эстетические представления , воспитывать сплчённость

учеников , взаимопомощь , самостоятельность , чувство ответственности.

3. Развивающие :развитие познавательного интереса к предмету ,развитие логического и образного мышления на уроке , оказание педагогической поддержки развитию индивидуальности ребёнка.

Оборудование : жетоны – солнышки ; картинки –паровозик , гном , яблоня с яблоками , кленовые листья; кораблики – буквы ; буратино ; карточки с заданиями ; конверт с письмом .

Ход урока .



I.Организация класса .

Ну-ка проверь , дружок ,

Ты готов начать урок ?

Всё ль на месте ,

Всё ль в порядке ,

Ручка , книжка и тетрадка ?

Все ли правильно сидят ?

Все ль внимательно глядят ?

Каждый хочет получать

Лишь оценку «5».

II.Постановка темы и цели урока.

- Начинаем урок русского языка.

- Ребята , вы любите путешествовать ?

- А на каком виде транспорта можно путешествовать ?

- Давайте все вместе отправимся в путешествие на весёлом паровозике в

волшебную страну сочетаний , а каких … - Постарайтесь узнать их в этой записи.





- Правильно ! Мы отправимся в страну сочетаний ча , ща , чу , щу.



- Тема урока : « Слова с сочетаниями ча – ща , чу – щу ».

- Во время путешествия мы обобщим знания о шипящих звуках , продолжим вырабатывать навык правописания сочетаний ча – ща , чу – щу.

- Во время путешествия мы должны быть добрыми , сообразительными , очень внимательными и должны взять в дорогу все знания , которые уже приобрели на уроках русского языка.

III.Предварительное планирование предстоящей работы.

1.Путешествие на паровозике по станциям.

- Наш паровозик будет путешествовать по станциям.

- Давайте ознакомимся с планом путешествия. Прочтите его.

План.

1.Станция « Чистописание ».

2 .Станция « Отгадай-ка ».

3.Станция « Самостоятельная ».

4.Станция « Гостевая ».

5.Станция « Итоговая ».

- Оценивать вашу работу мне помогут « Солнышки ».

- И так путешествие начинается , паровозик поехал.

( дети показывают руками движение колёс и произносят « ту-ту-у» )

Станция « Чистописание ».

- Паровозик прибыл на первую станцию « Чистописание ».

- Следим за осанкой , спинка прямая , прижата к спинке стула. Тетрадочка с наклоном. Взяли ручки.

- А кто мне скажет , какое сегодня число ?

- Открываем тетради , записываем число , « Классная работа ».

- Скажите , какие шипящие звуки вы знаете ?

- Какие из них всегда твёрдые ?

- Назовите всегда мягкие шипящие?

- Внимательно посмотрите на данное изображение.

- Сейчас мы вспомним правильность написания строчных букв : Ш , Щ.

- Из каких одинаковых элементов состоят эти буквы ? Сколько их в каждой букве ?

- Чем отличаются ?

- Какие соединения в сочетаниях ШИ , ЩУ , ЩА ?

- Пишем. Закрепим написание букв и сочетаний предложением на второй строке.

ш /// щ // ши // ща // щу /// ш /// щ

Шура ловит леща.

Станция « Отгадай-ка ».

- Паровозик отправляется дальше и мы прибываем на следующую станцию « Отгадай-ка » .

- Ребята , Кот в сапогах зашифровал слово и просит нас его отгадать по буквам. Слушайте его задания очень внимательно. Отгаданные буквы записывайте по порядку в тетрадь строчными буквами.

Задание 1. Первая буква нового слова - это мягкий шипящий согласный в слове ЩЕНОК.

Задание 2. Вторая буква -это гласная , два раза встречающаяся в слове ТУЛУПЫ.

Задание 3. Третья буква нового слова -это глухой согласный в слове ЛУК.

Задание 4. Четвёртая буква - это ударная гласная в слове ДЕКАБРЬ.

- Какое у вас получилось слово? ( ЩУКА ) Все остальные приготовили сигнальные карточки.

- Какая хитрая орфограмма в слове ? Какое правило нужно выполнить?

- Составьте предложение со словом ЩУКА.

- Запишем самое лучшее предложение с комментированием. Какие орфограммы встретили ? Подчеркнём.

- Паровозик заправляется , а мы проведём физкультминутку. Все встали.

Скачут по опушке

Две весёлые лягушки.

Прыг – скок , прыг – скок ,

Прыгать с пятки на носок ,

На болоте две подружки ,

Две зелёные лягушки.

Утром рано умывались ,

Полотенцем растирались ,

Ножками топали ,

Ручками хлопали ,

Вправо , влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет ,

Всем друзьям физкультпривет!







- Молодцы. Тихо сели. Паровозик заправился и мы снова движемся вперёд.

Станция « Самостоятельная ».

-На этой станции нас встречает мышка. Она приготовила

2 конверта. В конвертах задания разной степени сложности. Я предлагаю вам сделать выбор. Но знайте , за выполнение правильного задания из красного конверта вы получите 2 солнышка , за правильное выполнение из зелёного конверта – 1 солнышко. ( дети подходят к столу , сами выбирают задания )

Карточка 1

В данных словах подчеркнутые буквы заменить буквами , указан-ными в скобках. Напишите полу-ченные слова , Но будьте внима-тельны : среди них есть 2 слова , в которых замена букв не возможна.



Иду ( щ ) , пилят ( щ ) , пила ( щ ) , рука ( щ ) , люки ( щ ) , дама ( ч ).

Карточка 2

Подобрать к словам близкие по значению слова с сочетаниями ЧУ - ЩУ. Записать.



Слова для справок : чумазый , чудесный , грущу, чуткий .



Внимательный –



Изумительный –



Скучаю –



Грязный -



- Приготовили сигнальные карточки. Проверяем первую группу : задание из красного конверта.

- Какие слова у вас получились ? Назовите орфограммы.

- В каких словах недопустима замена? Почему? Какую орфограмму встретили в словах ? На какое правило?

- Проверяем вторую группу : задание из зелёного конверта.

- Какие пары слов , близкие по значению , вы написали ? Какую орфограмму встретили в словах? На какое правило?

-Мы много работали , писали , читали и у нас устали глазки. Поэтому пока паровозик отдыхает. Мы проведём зрительную гимнастику.

Смот-реть толь глазками , не поворачивая головы. Итак начнём.

Глазки видят всё вокруг ,

Обведу я ими круг ,

Глазкам видеть всё дано ,

Где окно и где крыльцо ,

Обведу я снова круг ,

Посмотрю на мир вокруг.



- Мы отдохнули и на паровозике отправляемся снова в путь. И наконец , подъезжаем к станции « Гостевая »

Станция « Гостевая ».

- Кто нас ждёт на этой станции?

- Правильно , это добрый весёлый гном.

- У него есть удивительная яблоня с наливными яблочками. Гном вырастил эти яблочки вам в подарок. Но прежде , чем угостить вас ими , гном хочет узнать , есть ли у вас учебники? Вы умеете по ним работать?

- Покажем гному , как мы работаем по учебнику.

- Открываем учебник на стр. 44. Найдите упр. 79. - Прочитайте задание самостоятельно. Рас -

скажите , что дано в упражнении ? Что такое пословица? Что требуется сделать?

- Сначала объясните смысл каждой пословицы. ( Чтение пословиц ).

- К какой теме они относятся? Какие пословицы о дружбе вы ещё знаете?

(Нет друга - ищи , а нашёл береги.

Один за всех и все за одного.

Друзья познаются в беде.

Доброе братство дороже богатства. )

- Что ещё требуется сделать в упражнении ?

- Первое упражнение мы запишем с комментированием.

- Ищем все знакомые орфограммы , объясняем написание .

- Вторую пословицу спишите самостоятельно. Подчеркните сочетания ЖИ , ЧА , ЩА . Найдите другие хитрые места в словах .

- Какие сочетания подчеркнули ? Какие правила вспомнили ?

- Гном говорит вам « большое спасибо» и угощает яблоками. Подойдите и каждый возьмите по одному. Но яблочки непростые , на каждом из них написано задание. Вы его прочитаете и выполните дома.

- А на прощание весёлый гном дарит вам орфографическую сказку о сочетаниях ЧА – ЩА , ЧУ – ЩУ.

СКАЗКА.



Пошли однажды буквы в лес за грибами. Когда вернулись буква я расхвасталась : « Я больше всех грибов набрала я , я , я , грибы у меня самые лучшие , я , я , я ! »



Буквы рассердились : « Мы так дружно жили : никто среди нас не зазнавался ». И решили буквы наказать букву я : отправили её в самый конец алфавита. Но тут заюлила буква ю , стала защищать букву я. Буквы и её отправили в конец алфавита. Тогда вышли буквы Ч и Щ и сказали , что никогда не встанут рядом с зазнайками я и ю , а будут дружить только с буквами А и У.

- Запомните дети : слоги ЧА – ЩА пишем с буквой А , а слоги ЧУ – ЩУ с буквой У.

- И , наконец , мы подъезжаем к последней станции.

Станция « Итоговая ».

- Подведём итоги нашего путешествия.

- Чем занимались?

- Что повторили?

- Что понравилось?

- Что было сложным?

- Урок окончен.