СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Современное декоративное искусство. Витраж"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может быть использована на уроках ИЗО  и во внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Современное декоративное искусство. Витраж"»

Тема: " Современное декоративное искусство. Витраж"

Форма организации совместной деятельности: совместно-индивидуальная.

Цели:

Познакомить с одним из видов современного декоративного искусства оформления интерьеров зданий – витражом.

Развивать художественные навыки при выборе цветового решения в составлении витража; совершенствовать умения работы с трафаретом, точного вырезания;

Расширять художественный кругозор учащихся, формировать активного зрителя;

Воспитывать у учащихся положительные взаимоотношения со сверстниками, умение сотрудничать, аккуратность, трудолюбие, уважительное отношение к труду своему и других людей.

Оборудование:

Для учителя: презентация витражей, трафареты витражей .

Для учащихся: карандаш, цветная бумага, ножницы, клей, картон, клеенка.

Оформление доски: тема урока, инструктаж выполнения практической работы.

Ход урока:
  1. Организация класса. Проверка готовности к уроку.

  2. Повторение изученного материала. Игра «Крестики нолики»

— Сегодня на занятии я хотела бы поиграть с вами в «Крестики-нолики», чтобы повторить ранее изученный материал.

- Вы знаете такую игру?
(На игровое поле один человек ставит крестик, а другой — нолик. Выигрывает тот, у кого сложится строчка из трех одинаковых знаков.)

— Перед вами игровое поле из девяти клеточек, каждая клетка пронумерована. Я буду зачитывать предложения, вы должны подумать: верная информация дана в предложении или нет. Если согласны с высказыванием, то ставите крестик, если нет — нолик.
1. Дымковские игрушки лепят из глины. (X)
2. Матрёшка – это деревянная посуда. (0)
3. Красный, жёлтый, чёрный и зелёный-это главные цвета росписи Хохлома. (X)
4. Гжель- роспись, которая выполняется на фарфоровой посуде. (X)
5. Дома строят архитекторы и строители. (X)
6. Карандаш – это предмет, которым можно стереть неверно нарисованные линии. (0)
7. Восковыми мелками можно рисовать на асфальте. (0)
8. Чёрный, белый, серый- это цветные цвета. (0)
9. Лепить можно из пластилина, глины, биомассы, пластика. (X)

х


0

х

Х

Х

0

0


0

х


— Кто выиграл, крестики или нолики? (Крестики по диагонали.)
(Учитель просит одного ученика заполнить игровое поле, расчерченное на доске. Остальные учащиеся его проверяют.)
— У кого получилось также? (Дети поднимают руки.)
— Молодцы! Вы сделали правильно, а это значит, что были внимательны на уроках. И запомнили много о ДПИ.

  1. Сообщение темы урока.

Сегодня на занятии мы познакомимся с вами ещё с одним видом ДПИ.

Хотите, чтобы мир стал весёлым и радостным

Представьте что у вас в руках жёлтое стекло, посмотрите сквозь него.

Что вы видите?

А мрачным и и тревожным?

Тогда подойдёт фиолетовое .

Когда-то много веков назад, древние художники поняли красоту и выразительную силу солнечного луча, пропущенного через цветное стекло. Так появился ?

Витраж.

  1. Изучение новой темы.

А что такое витраж?

Витраж – декоративная композиция из окрашенных стёкол. Название происходит от латинского слова «VITRUM» -- стекло. Слайд1

Как вы думаете, витраж – это современный вид искусства или у него есть своя история?

Умные люди открыли это чудо цветного стекла давно – давно, в стародавние времена, в стране Египет. Окрашенные стёкла вставляли в окна домов, храмов.

С тех пор искусство витража приходит на помощь людям, помогая их постройкам стать более нарядными, праздничными, загадочными. Очень любили вставлять цветные стёкла в окна знаменитых соборов и храмов. По всей Европе можно встретить такие соборы, из окон которых льётся синий и красный, зелёный и золотой свет. Его потоки мягкими волнами попадают внутрь храма, в нём становится таинственно и волшебно. Лица людей, вещи, стены, даже пол делаются загадочными, словно прикрытые тонкой цветной дымкой, мягко сияют глаза, отблёскивая навстречу лучам цветного света. Собор становится уютнее

Витраж стал великим искусством. Секреты ремесла передавались от отца к сыну. Традиции витража не забыты и в наше время.

Существует много способов выполнения витража.

Техника работы над классическим витражом:

Цветные стекла, вырезанные или отлитые по шаблону, соединяются между собой профилем из свинца, меди или латуни.

Для начала мастер переносит на большой лист бумаги, выбранный рисунок . Двумя четкими параллельными линиями выделяет контуры, по которым будет выкладывать цветные стекла: первой - контуры рисунка, а второй - ширину протяжки.

Закрепив рисунок витража на столе и, скопировав контуры каждого фрагмента на кусочки стекла нужного цвета, столярным ножом художник нарезает куски свинцовой протяжки, соответствующие границам будущего витража.

Вставляет в уголок рамы соответствующий фрагмент стекла и закрепляет его при помощи свинцовой протяжки, плотно вдавливая стекло в паз и обжимая контур.

Обрезает конец свинцовой арматуры столярным ножом, строго следуя линии рисунка.

Полоской свинцовой протяжки обжимает другой край стекла и обрезает с запасом длины под следующий фрагмент.

Полностью закрепляет получившийся фрагмент, соединив полоски протяжек между собой и припаяв их к свинцовой рамке.

Далее соседний фрагмент размещает по рисунку и закрепляет протяжками аналогично предыдущему

Основатель –американский художник Луис Комфор Тиффани. Техника Тиффани появилась около 1899 года.

Принцип техники Тиффани Основатель –американский художник Луис Комфор Тиффани. Техника Тиффани появилась около 1899 года.

состоит в том, что кусочки стекла скрепляются между собой по другому принципу. Каждый кусочек стекла обтачивается и оборачивается в медную ленту. Затем кусочки раскладываются на кальке в соответствии с эскизом и спаиваются между собой оловянным припоем с обеих сторон с другими элементами витража. Готовый витраж покрывается патиной специальным раствором. Это помогает делать объёмные изделия.

Современная американская технология SGO (Stained Glass Overlay) позволяет делать витражи из монолитного стекла. Суть метода заключается в том, что на кусок цельного бесцветного стекла наносится многослойное твердое покрытие, придающее стеклу желаемый цвет, блеск и фактуру.

Фьюзинг – (с англ. fusing – нагрев, плавка, оплавление, спекание) –На цельном листе стекла собирается рисунок витража из фрагментов цветного стекла, стеклянных гранул, капель, полосок, шихты, дротов, декоративной проволоки и других элементов. С помощью специального клея элементы закрепляются на поверхности очищенного монолитного стекла. После нанесения рисунка витража стекло нагревается в специальной печи. В результате базовое стекло спекается в единое целое с нанесенными элементами витража.

Расписной витраж - вид витража, в котором все стекла имеют роспись, независимо от того, использовано ли при этом цельное стекло для написания картины или она собрана из уже расписанных фрагментов.

Сегодня витражи окружают нас в нашей повседневной жизни?Какие примеры вы можете привести?

- Стеклянные автобусные остановки с рисунками на стекле.

- Двери с цветными стёклами между комнатами в некоторых квартирах.

- Витрины магазинов с узором из цветных стёкол.

- Цветные панно с подсветом в кафе, клубах, театрах, в парках

5.Практическая работа.

Конечно, сделать настоящий витраж, используя цветные стекла, – дело непростое. Для этого необходимы профессиональное мастерство и особые условия.

Но мы можем сделать подобие витража, используя цветную бумагу и клей.

Я приготовила для вас трафареты контурного рисунка, использовала главное правило – все контуры – линии изображения должны соприкасаться друг с другом и с самой рамой, как бы дробить рисунок на выразительные по очертаниям части – ячейки, в которых потом появятся цветные “стекла”.

Инструкция по работе в группе. Предупреждение ошибок

Работу будем выполнять в парах, вы договариваетесь, кто будет вырезать детали, а кто приклеивать, а может быть, вместе вырежете, и затем вместе приклеите.

Ребята, будет удобнее если вы сначала вырежете и приклеите детали одного цвета, а затем другого, чтобы они не растерялись.

Но перед тем как начать работать повторим правила безопасной работы.

Инструктаж безопасности при работе с ножницами.

6. Итог урока. Обсуждение выставочных работ.

Готовые изделия помещаются на выставочном стенде, обсуждается, что получилось особенно удачно, какие были разногласия при работе в паре.

Рефлексия